Владимир (Перевертайло) игум.РПЦ в XX веке

ВЛАДИМИР (ПЕРЕВЕРТАЙЛО), игум. Волгоградская духовная школа в 1991-2001 годах: период становления

Реформирование системы духовного образования Русской Православной Церкви делает весьма актуальным обращение к опыту отдельных епархий. Отчет об инспекционной проверке духовных учебных заведений Учебным комитетом за 2001/02 учеб­ный год показывает, что Волгоградский вариант получения ду­ховного образования в целом одобрен и признан. Косвенно, хотя и с другой стороны, о том же свидетельствует возможность за­щиты нашими выпускниками кандидатских сочинений по бого­словию в Московской духовной академии.

Хотелось бы сразу существенно оговориться: мы вынуждены сознательно отказаться от узко специального употребления поня­тия «духовная школа». Хотя за десять лет из стен школы вышло до половины клириков Волгоградской епархии (86 человек из числа принявших сан), строго говоря, духовная школа в Волгограде едва определила свои основания, прошла первые ступени разви­тия и выявила задачи на будущее. С практической точки зрения важно изучать имеющийся опыт, чтобы самим понять, кто мы такие, куда идем и к чему призваны. Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении общей характеристики, ступеней роста и основных проблем Волгоградской духовной школы.

Специальных работ по духовному образованию в Волгоград­ской епархии указанного времени нет. В малой мере темы духовно­го образования касаются работы Л.Г. Красник, С.П. Лопушанской «Герман (Тимофеев) митрополит Волгоградский и Камышинс­кий»1 и С.М. Иванова, В.И. Супруна «Православие на Волгоградекой земле: епархии и епископы»2. Несколько страниц по духовному образованию содержит исторический очерк священника Нико­лая (Станкова) «Становление Волгоградской епархии»3. Научная добросовестность и фактическая насыщенность делают данный труд по истории епархии для нас особенно ценным.

Темы возрождения епархии (до 1994 г.) и, отчасти, про­блем духовного образования касается дипломная работа выпуск­ника богословского факультета Царицынского Православного университета Бориса Ермакова. Попытка обрисовать контуры образовательной системы, сложившейся при Свято-Духовом мо­настыре Г. Волгограда, предпринята в публицистических статьях А.  Буцких «Всему свое время и место под небом»5 и Л. Бугримо­вой «Братья по духу и судьбе»6. О школе «Афон» неоднократно выходили статьи публицистического характера в епархиальной, областной и центральной прессе7.

В 2001 г. Волгоградская епархия отметила свой 10-летний юбилей. Эго событие вызвало к жизни серию публикаций в епар­хиальной печати8. В основу исследования положены официаль­ные материалы, хранящиеся в канцелярии епархиального управ­ления, деканате богословского факультета Царицынского Пра­вославного университета, а также в методическом кабинете епархии. Это епархиальные отчеты, указы архиерея, Устав Свято-Духова монастыря, анкеты священнослужителей и списки учащихся, правила для учащихся, протоколы педсоветов, учебные планы, расписания, графики послушаний, должностные инструкции. Много интересной и важной информации можно почерпнуть в газете «Православное слово», официальном органе Волгоградс­кой епархии.

Школа миссии. Волгоградская духовная школа «прочитывает­ся» в контексте церковной миссии в Поволжье с IX по XXI век. Известные перемены в российском обществе стимулировали цер­ковное возрождение. Волгоградская епархия выделилась из Сара­товской и была учреждена как самостоятельная 31 января 1991 года. Уже 4 ноября 1991 г. Архиепископ Волгоградский и Камышинс­кий Герман решился на открытие в Волгограде духовного учили­ща с двумя отделениями: пастырским и проповедническим. Это и стало началом возрождения духовного образования. Миссия Вол­гоградской епархии и миссия ее духовной школы начинаются од­новременно, осуществляются в единстве и протекают в условиях «духовной пустыни». «Миллионный город превращен в духовную пустыню»9. Миссия епархии и миссия школы сталкиваются с не­обходимостью одновременного решения многих задач.

Волгоградский регион в духовном отношении — сложный регион: некогда «дикое поле», окраина империи, место высыл­ки, перекресток военно-революционных бурь. Для Волгограда характерна бедность культурной традиции, в особенности же тра­диции православно-церковной. Конечно, можно воспомянуть о святителях Анфиме и Серапионе, о подвижнице Усть-Медведицкого монастыря игуменье Арсении (Себряковой) (1833— 1905 гг.). Во второй половине XIX — начале XX в. в г. Царицыне и Царицынском уезде заметно расширяется сеть церковно-при­ходских школ и школ грамоты, относящихся к духовному ве­домству. К 1915 г. в Царицынском уезде насчитывалось 29 цер­ковно-приходских школ и 5 школ грамоты10. Однако в целом Волгоградский регион — регион, требующий непрерывной внут­ренней миссии. Царицын — Сталинград — Волгоград — пере­дний край духовной брани. В этом смысле можно говорить о пустыне как о месте духовного подвига. «Из грязи в князи, из пустыни в пустынь, из жизни в житие»11.

Последствия большевистского погрома Русской Православ­ной Церкви больно сказались на Волгоградской земле. Монасты­ри и храмы лежали в руинах или же их строения использовались по усмотрению безбожной власти. На начало возрождения епар­хии в Волгограде действовали только два небольших храма: Ка­занский в Ворошиловском районе и Никитский в Бекетовке. Для духовной школы просто не находилось места. Первые месяцы духовное училище ютилось в подвальном помещении Казанско­го собора. После передачи воинской частью одного из зданий на территории Свято-Духова монастыря епархии (1992 г.) местом духовной школы стал возрождающийся Свято-Духов мужской монастырь. Здесь же постоянно пребывает правящий архиерей и размещается епархиальное управление. Таким образом, опреде­лился центр епархиальной жизни, центр миссии и центр духов­ного образования.

О   жизни первых двух лет епархиального духовного училища можно судить по воспоминаниям очевидцев и по дневниковым записям тех лет |2. Официальной документации не сохранилось. Образовательная модель была самая простая, «патриархальная»; ее можно было бы назвать «житием при храме». Учащиеся посещали богослужения, помогали в исправлении треб. Им преподавали ка­техизис, библейскую историю, богослужебный устав, церкобнос- лавянский язык (чтение), церковное пение. Твердого учебного плана не имелось. Не имелось и твердого расписания занятий. Во время занятий на последних партах можно было смеяться и разговари­вать, на первых партах можно было внимательно слушать. Можно было на перемене, обступив преподавателя со всех сторон, зада­вать ему вопросы. Даже если преподаватели и были слабы в бого­словии (других не оказалось), можно было заниматься самообра­зованием. В атмосфере доброжелательности и терпимости (на храни попустительства) жаждущая душа приникала к молитве, напиты­валась церковными таинствами, согревалась огнем святой Литур­гии. Так с самого начала духовной школы закладывались в ее основание главные принципы: церковность и евхаристия с прича­стием Тела и Крови Христовых.

Весной 1992 г. доцентами Волгоградского государственного университета Н.Д. Барабановым и И.О. Тюменцевым были про­читаны курсы по истории греко-восточной Церкви и по истории Русской Православной Церкви. В июне сдавались первые экзаме­ны. На праздник Преображения Господня 19 августа 1992 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Герман вручил первые сви­детельства выпускникам пастырского отделения епархиального духовного училища.

Занятия на проповедническом отделении духовного учили­ща вначале проводились в городском Доме техники, а затем перешли в Свято-Духов монастырь (1992 г.), территориально воссоединившись с пастырским отделением и положив начало широкой катехизации и духовному просвещению.

Характерной особенностью Волгограда является необыкновенно тонкий слой православно верующих людей. В условиях тотального уничтожения святынь и послевоенной миграции населения спра­ведливо говорить, что в городе отсутствует православная церков­ная среда. В плане внутренней церковной миссии только и может быть понята дерзновенная идея создания в Волгограде Царицынс­кого Православного университета. Православный университет в идее — церковно-гражданский вуз, цель которого — способство­вать возрождению православной российской интеллигенции. Все это было отмечено на конференции «Преподобный Сергий Радонежский и современный православный университет» (22—26 сентября 1992 г.), при благословении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (ноябрь 1992 г.) и на торжественном откры­тии Царицынского Православного университета имени преподоб­ного Сергия Радонежского 14 октября 1993 г. на празднике Покро­ва Божией Матери. Архиепископ Герман говорит о восстановлении православно-христианского образа жизни народа, церковной об­щины и церковной семьи, задачах университета. Университет был открыт в составе трех факультетов (отделений): богословского, па­стырско-педагогического и экологического. Университет должен сыграть роль моста между Церковью и обществом.

«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести… Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор.9.19-22). В свете жизненного подвига апостола Павла быть всем для всех ради спасения хотя бы некоторых есть выражение жертвенной Христовой любви.

В сентябре 1993 г. начинались занятия на богословском фа­культете Царицынского Православного университета. Духовное училище интегрировалось в структуру богословского факультета как подготовительное отделение. Таким образом начала склады­ваться система богословского образования в Волгограде. Этот факт — факт принципиальной новизны, факт провидческий. До сего времени на земле Волгограда не прорастало высшее бого­словское образование. Мудрость и смелость правящего архиерея (он же священноархимандрит Свято-Духова монастыря, ректор Царицынского Православного университета) состояла в том, что, исходя из местных условий, была избрана оптимальная образо­вательная стратегия, в русле которой в основном пошло в даль­нейшем реформирование системы духовного образования Рус­ской Православной Церкви (направление 520200 «Теология», пятилетние семинарии).

Необходимо отметить, что «первопроходцем» в этом смыс­ле был и остается Свято-Тихоновский богословский институт в Москве. Но волгоградская система богословского образования имеет свои отличительные особенности.

Во-первых, прием на богословский факультет осуществля­ется только на базе духовного училища. Не пройдя курса духов­ного училища, нельзя поступить на богословский факультет.

Во-вторых, богословская школа в Волгограде изначально включена в молитвенно-литургический ритм храма, а что осо­бенно важно, в покаянно-дисциплинарный уклад монастыря.

В-третьих, административно-территориальное, литургичес­ко-евхаристическое, покаянно-дисциплинарное единство шко­лы способствует становлению внутреннего духовного единства церковной миссии в Волгограде.

Не менее характерно, что идея единства храма, монастыря и школы осознается сразу, но в жизнь она пробивается мед ленно и с большим трудом.

На базе вечерних духовных чтений при Свято-Троицком храме Свято-Духова монастыря складывается община активных мирян, в основном интеллигенции. Начинаются огласительные беседы со взрослыми, желающими принять святое крещение, с родителями детей и с крестными родителями. Появляются детс­кие школы: церковно-певческая, воскресная школа «Афон» (1995 г.).

9 марта 1997 г. Высокопреосвященнейший Герман дарует Ус­тав Свято-Духовой обители. По праву этот день можно считать днем рождения монастыря. В пункте 16 Устава сказано: «Помнить, что наш монастырь имеет задачу миссионерской деятельности, и это накладывает на инока обязанность “внимать себе”, просве­щаться Словом Божиим, святоотеческими творениями (под руко­водством духовника) и получить хорошее образование». Опреде­ляются послушания: духовника, благочинного, ризничего, экклесиарха и др. Регулярно начинает проводиться братская исповедь. Предпринимается попытка издавать «Свято-Духовский листок».

Характерной чертой Волгоградской духовной школы явля­ется небольшое количество учащихся и студентов. В «Отчете об инспекционной проверке духовных учебных заведений Учебным комитетом за 2001/02 учебный год» на это указывается как на обстоятельство, позволяющее «уделять преподавателям присталь­ное внимание каждому учащемуся». В среднем учебная группа в духовном училище на дневном отделении 25—30 человек, на богословском факультете 10—15 человек.

Итак, общий вывод относительно Волгоградской духовной школы в спектре ее характеристических черт таков: школа осу­ществляется как миссия, как богодарованный прорыв от рели­гиозного одичания к религиозной культуре, от тьмы духовного невежества к духовному просвещению и богословскому образо­ванию. Школа созидается в Церкви, через Церковь, для Церк­ви, как Церковь. В основание школы закладываются принципы, которые определяют ее жизненную силу и дальнейший рост.

Ступени роста. На становление школы можно посмотреть с точ­ки,зрения раскрытия ее оснований, основополагающих принципов. В аспекте церковной миссии школа должна осуществляться как Цер­ковь. Специфика Волгоградской духовной школы только подчерки­вает универсальность основополагающих принципов духовного об­разования вообще. Процесс духовного образования никак не сводит­ся к приобретению знаний и усвоению определенных норм (правил) поведения. Образование имеет онтологический корень. Оно сотериологично (спасоносно), эпиклезо-благодатно, экклезиалъно-церковно. Образование богочеловечно и боговечно. Как раскрытие образа и подобия Божия в человеке оно есть врастание в божественную жизнь и питание божественной жизнью. Без реального благодатного преоб­ражения личности человека духовное образование тускнеет, теряет свой смысл и вырождается в обмирщенную образовательную техно­логию. К счастью, Волгоградский вариант показывает, что школа может жить церковным вдохновением, может в поступательном ди­намизме, в истинном и глубоком смысле становиться Церковью.

Ход размышлений указывает на возможность выявить пять этапов или пять ступеней роста духовной школы:

  1. 1991—1993 гг. — возрождение духовного образования.
  2. 1993—1995 гг. — начало богословского образования.
  3. 1995—1997 гг. — пробуждение активности прихода.
  4. 1997—1999 гг. — оформление монашеского братства.
  5. 1999—2001 гг. — поиск единства школы.

Вид данной периодизации, во-первых, хорошо прослежи­вается по источникам, которые позволяют сделать пять выше­приведенных исторических срезов, а во-вторых, вытекает из за­дачи раскрытия принципа церковности как основания духовной школы. Цикличность в 1,5—2 года на новой ступени демонстри­рует качественное новообразование, которое нельзя игнориро­вать без ущерба для целостности рассматриваемого явления, и в конечном счете структурирует модель школы.

Первый период обращает нас к церковно-экклезиальному, второй — к мистагогически-иконическому, третий — к литургически-евхаристическому, четвертый — к молитвенно-покаянно­му, пятый — к эпиклезо-благодатному принципу церковной миссии и духовной школы. Раскрытие этих принципов сообщает искомую целостность явлению Волгоградской церковной мис­сии и Волгоградской духовной школы. Собрание, соборность про­ходит через постепенное проникновение в тайну Церкви, через литургически-евхаристическое общение в Теле и Крови Христо­вых, через молитвенно-покаянное углубление иноческого под­вига, через соработничество человеческой свободы и благодати Святаго Духа в построении учебно-воспитательного процесса. Целостную характеристику школы с точки зрения структуры можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Мы видим, как из одного корня поднимаются две ветви: специальное духовное образование и, так сказать, народное, то есть духовное образование для мирян. Первая ветвь приводит к утверждению богословского факультета и факультета церковно­го пения и педагогики Царицынского Православного универси­тета, вторая — к появлению огласительной школы, церковно­певческой, воскресной школы «Афон». По статистическим дан­ным о духовном образовании в Волгоградской епархии за 1997 г., они отнесены к богословскому факультету Царицынского Пра­вославного университета. И это вполне оправданно. Например, выросшая из литургически-евхаристической общины школа «Афон» стала своего рода центром церковно-педагогических ис­следований в тесном сотрудничестве с богословским и церков­но-певческим факультетами. Из числа педагогов школы «Афон» формируется методический кабинет епархии (2000 г.). Волгог­радский вариант программы по курсу «Основы православной культуры» (2001 г.) разрабатывается в школе «Афон» совместно с богословским факультетом. Студенты богословского и церков­но-певческого факультетов ежегодно выезжают на практику в летний лагерь «Зеленый Афон».

Деятельность «Афона» в разные годы охватывала от 200 до 300 человек. Это дети и родители, учителя и деятели культуры, учащиеся и студенты. Главное даже не в масштабах (они скром­ны) и не в характерной эволюции формы (воскресная школа, семейная школа, центр православной семьи), а в творческом напряжении содержания проводимой работы. Именно здесь в тра­диции энергийного богословия начинается осмысление проблем психологии, педагогики, семейного воспитания, молодежного служения. «Афон» явился духовной, интеллектуальной и органи­зационной «закваской» созданного в 2001 г. отдела по делам мо­лодежи Волгоградской епархии.

Характеристика Волгоградской духовной школы с точки зрения структуры

Один корень, один ствол, две ветви духовного образова­ния, тесно соприкасающиеся друг с другом. У них одна верши­на, как одна конечная цель христианской жизни, образования и воспитания — богоуподобление, совершенство обожения. Если мы потеряем эту конечную цель, мы рискуем утонуть в мелоч­ной повседневности и суетливой учености, когда быт не стано­вится бытием, а просвещение не становится освящением,

25 февраля 2000 г. указом Святейшего Патриарха Московс­кого и Всея Руси Алексия II архиепископ Волгоградский и Ка­мышинский Герман возводится в сан митрополита. Это событие имеет прямое отношение к духовной школе. Духовная школа в Волгограде являет еще один принцип церковной миссии и ду­ховного образования — принцип святительства. Волгоградская школа насаждается усилиями Его Высокопреосвященства, воз­растает его попечением, утверждается его благословением. Он архипастырь и духовный отец, настоятель и ректор, преподава­тель Священного Писания. Он носитель живого апостольского предания Церкви. В его личности соединяется вся школа. В нем первый век христианства удивительным образом смыкается с XXI веком. В его личности образец роста школы, ее высоты.

Треплетенная вервь. Идея треплетенной верви уже высказы­валась нами к юбилею духовного училища. Суть ее заключается в том, что чем теснее будет связь монастыря, церковной общины и школы, тем крепче будет само положение духовной школы в Волгограде. Волгоградский вариант духовного образования воз­ник, развивается и будет развиваться в скрещении судеб обите­ли, прихода и образовательного учреждения. Возник он не от «хорошей жизни» (территориальная стесненность, материальная скудость, недостаток кадров), но именно в нем заключается воз­можность для школы становиться Церковью, то есть возмож­ность осуществлять условия для достижения истинной цели ду­ховного образования — благодатного преображения личности. Минувшее десятилетие можно расценить как время проявления исходных оснований духовной школы, время их структурного оформления и становления их целостного единства. Треплетенная вервь явилась спасительной и спасоносной вервью, средством выживания и монастыря, и общины, и школы. Но она же «завя­зала» и три узла серьезных противоречий, на преодоление кото­рых уйдет, видимо, не одно десятилетие подвижнической рабо­ты. Четко обозначим их:

  • община и школа;
  • монастырь и школа;
  • школа и школа.

Теперь конкретно. Мы будем обречены на бесконечный на­бор «с улицы», пока духовная школа в целом не обратится к проблеме восстановления православной церковной семьи, пока она не прочувствует эту проблему как свою, не проникнется смыслом этой общей для всех проблемы.

За время обучения в духовной школе невозможно воспи­тать (тем более перевоспитать) молодого человека, будущего па­стыря или богослова. Отеческая наша православная вера не мо­жет укорениться на почве беспризорного юношеского сердца, она зовет к полноценному церковному укладу семьи, когда только и возможно всерьез говорить о воспитании будущих церковно- и священнослужителей. Вопрос о том, кто придет к нам в школу или в монастырь, не решается на проходной. Он решается гораз­до раньше. Он решается в церковной семье.

Второе противоречие можно свести к проблеме воспитания корпуса ученого монашества. Кто соединит интеллектуальную утонченность и молитвенную проникновенность, кто перепла­вит научный метод в умно-сердечном переживании, умно-сер­дечном делании, кто сломает привычную понятийную систему науки, чтобы явить чудо и взлет веры? До тех пор, пока из среды монашества не вырастут делатели опытного богословия, школа в стенах монастыря останется «инородным телом», кото­рое монашеский организм безуспешно будет пытаться «перева­рить». Несварение продолжится взаимно и с другой стороны.

Третье — школа противоречива сама в себе. Протоколы пе­дагогических совещаний на богословском факультете за 2000— 2001 гг. дают возможность ощутить эту противоречивость. Учеб­но-воспитательный процесс нуждается в переводе его в церков­ное русло. Входя в учебную аудиторию, слушая лекции, работая в семинарах, протягивая руку за зачеткой на экзамене, учащий­ся или студент должны быть уверены, что Литургия продолжа­ется, что мы не покинули Церковь, окунувшись в волны жи­тейских страстей. Выражаясь научным языком, учебно-воспита­тельный процесс требует перевода его из знаниевой (знания — умения — навыки) парадигмы в личностную. И тогда со всей остротой встает проблема построения православной теории обра­зовании. Но это уже тема отдельного большого разговора.

Можно посмотреть на Волгоградскую духовную школу (при всех ее противоречиях и слабостях) как на явление жизненной силы Церкви, как на явный миссионерский успех. И тогда мы вправе говорить о школе как о тайне и о чуде; тайне Божествен­ного промысла и о чуде Его святой любви. Очам веры школа видится не как дело рук человеческих. Такое видение побуждает в смирении благодарить Господа за то, что имеем, и оно же вселяет надежду на лучшее будущее.

Промыслом Божиим Свято-Духов монастырь был постав­лен в центре образовательного дела Волгоградской епархии. За десять истекших лет в стенах монастыря сложился уникаль­ный (для Поволжского региона) духовно-образовательный ком­плекс. Характерной чертой этого комплекса явилась обращен­ность к личности человека, ее целостному образованию и духов­ному преображению. В мае 2001 г. краткие тезисы доклада «Сис­тема богословского образования, духовного просвещения и ка­техизации при Свято-Духовом монастыре г. Волгограда» были переданы в Учебный комитет при Священном синоде Русской Православной Церкви.

Владимир (Перевертайло), игум. Волгоградская духовная школа в 1991—2001 годах: период становления // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 386-398.

ВЛАДИМИР (ПЕРЕВЕРТАЙЛО) игум. Богословское образование в Волгограде в 1993-2003 гг.: ступень развития

Примечания

  1. Красник Л.Г., Лопушанская С.П. Герман (Тимофеев) митропо­лит Волгоградский и Камышинский // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 14—16.
  2. Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на Волгоградской зем­ле: епархии и епископы. Волгоград, 2002. Ч. 2. С. 103—105.
  3. Николай (Станков), священник. Становление Волгоградской епархии: Исторический очерк // Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви: Сб. ст. Волгоград, 2003.
  4. Ермаков Б. Возрождение Волгоградской епархии: Дипломная работа. Волгоград, 2002. Царицынский Православный университет. Бо­гословский факультет,
  5. Буцких А. Всему свое время и место под небом // День за днем. 1990.24 сенг. (№ 19). С. 20.
  6. Бугримова Л. Братья по духу и судьбе // Православное слово. 2001. Нояб. (№ 11). С. 13.
  7. Напр.: Иеромонах Владимир (Перевертайло). Детоводительство ко Христу // Воскресная школа. 2000. Авг. (№ 32). С. 4.
  8. Напр.: Волгоградской епархии — 10 лет // Православное слово. 2001. Янв. (№ 1).
  9. Слово Архиепископа Волгоградского и Камышинского Герма­на на молебне о возвращении Свято-Духова монастыря. 01.12 1991 г. // Православное слово. 1991. Дек. (№ 5).
  10. Арчебасова Н.А. Начальные учебные заведения духовного ве­домства во второй половине XIX — начале XX в. (на примере Цари­цынского уезда Саратовской губернии) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 235—236. Из стихотворения иеромонаха Владимира (Перевертайло):
  11. О, Волгоград! Безколокольный город!Безкупольный, безглавый, безкрестовый.

    Духовная пустыня. Монастырь —

    Илиодоров или Свято-Духов.

    Из грязи в князи, из пустыни В пустынь, из жизни в житие.

  12. Владимир (Перевертайло), иеромонах. Мне моя жизнь не нуж­на. Моя жизнь нужна Богу // Православное слово. 2001. Нояб. (№ 11).

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий