Мельникова В.В.РПЦ в XX веке

МЕЛЬНИКОВА В.В. Усть-Медведицкий Преображенский женский монастырь и его настоятельница игуменья Арсения (Анна Себрякова)

В фондах Волгоградского областного государственного архива имеются документы, относящиеся к истории Усть-Медведицкого Преображенского монастыря: межевые книги мона­стыря за 1845 и 1884 годы, дачи бригадира Себрякова за 1815 год, метрическая книга Митрофановской церкви слободы Ново- Себровой за 1882 год; статистические отчеты монастырской школы за 1873/74 учебный год, составленные игуменьей Арсенией, и др.

История всегда хранила много тайн. Одной из них явля­ется жизнь Игуменьи Арсении — настоятельницы Усть-Медведицкого Преображенского женского монастыря.

Игуменья Арсения — одна из удивительных женщин Об­ласти войска Донского. В миру Арсения — Себрякова Анна Михайловна, происходила из знаменитого дворянского рода Себряковых.

Родилась она 3 июля 1833 года в Себрове Усть-Медведицкого округа [1]. Ее отец Себряков Михаил Васильевич (1798 — 1882 гг.) окончил Харьковский университет, имел чин штаб-ротмистра и служил войсковым казначеем, асессором войско­вой канцелярии, являлся почетным смотрителем Усть-Медведицкого окружного училища, войсковым дворянским депута­том.

Огромный земельный участок — целый юрт земли на реке Медведице — одному из членов знаменитой фамилии полков­нику Михаилу Себрякову был пожалован в полную собствен­ность в мае 1762 г. императором Петром III (40.817 десятин) [2].

Сам же отец Анны Михайловны был глубоко верующим христианином. И именно он поддержал свою младшую дочь, когда та в 16 лет решила уйти в монастырь. Отец пригласил в дом мастера-иконописца, который давал Анне первые уроки иконописи (жили они тогда в Новочеркасске).

В конце 1850 года поселилась Анна в Усть-Медведицком Преображенском монастыре. Что же представлял собой монас­тырь, в стенах которого 55 лет прожила Анна Себрякова?

Построен он в Усть-Медведицком юрту в 1662 году по благословению патриарха Никона.

В 1652 году пришли на Дон игумен Исайя, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл, предложили им поселиться в юрту Усть-Медведицком на уединенном донском берегу.

Первоначально этот мужской монастырь был построен на низменном берегу Дона, но в 1754 г. был перенесен на но­вое место в связи со стихийным бедствием. Тогда же на новом месте была в нем построена каменная церковь Преображения Господня, освященная в 1759 году.

По ходатайству войскового атамана А. И. Иловайского Св. Синод указом от 9 июня 1785 г. повелел обратить Усть-Медведицкий монастырь в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составлявших Сиротинское девичье собрание, первою настоятельницею была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна.

Но Усть-Медведицкий монастырь просуществовал недо­лго и был закрыт в 1788 г. именным указом императора, как и все донские монастыри, не имеющие штатов.

Войсковой атаман В.П Орлов ходатайствовал перед выс­шим начальством о восстановлении Кременского мужского и Усть-Медведицкого женского монастыря. 1 октября 1798 г. Усть-Медведицкий монастырь вновь открыли «для призрения вдов и сирот донских казаков» [3].

Монастырь с 1798 года причислен к 3-му классу, ас 1817 г получал от войсковой канцелярии жалованья на двух свя­щенников, одного дьякона. Монастырь пользовался сенокоше­нием и дровяным лесом от Усть-Медведицкой станицы; имел на реке Медведице собственную мельницу, которая приноси­ла доход от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, больницу, гостиницу, две житницы (строение для хранения вымолоченного зерново­го хлеба всех родов).

В 20-х годах XIX века келий для помещения монахинь и настоятельницы было 40, 3 из них — каменные. Монахинь по штату — 17; заштатных — 30; девушек, которые обучались в монастыре чтению, письму и разным женским рукоделиям, — до 86, в основном это были сироты из благородных семейств [4].

В 1845 г., 12 октября, по Указу императора Николая Пав­ловича учинено межевание монастырскому участку, состояще­му внутри юрта станицы Усть-Медведицкой, начальником 2-й землемерной партии есаулом Филипповым. Земли за монасты­рем — 862 десятины 1722 квадратных сажен удобной и неудоб­ной земли

К моменту же приезда в монастырь Анны Себряковой он представлял собой бедную, пустынную обитель с двумя церк­вами и рядом крошечных келий.

Путешествие по Святым местам Анна начала с Кременского мужского монастыря, который находился в 80 верстах В следующий же год (1853) отправилась она пешком к Святым местам Киева вместе с иными богомольцами.

В 1854 году Анна была пострижена в рясофор (монах низ­шей степени пострига, готовящийся к принятию малой схи­мы) с именем Арсения. А 11 января 1859 года мать Арсения была пострижена в мантию («Одежда нетления»).

3 января 1864 года (на 31-м году жизни) Арсения была посвящена в сан игуменьи архиепископом Иоанном в Ново­черкасске[5].

Сделавшись настоятельницей, Арсения энергично при­нялась за устроение монастырской обители. Прежде всего, обес­покоенная безграмотностью монахинь, призвала их всех учиться. С этой целью она собрала разрозненные книги в библиотеку, дополнив ее древними святоотеческими писаниями.

А в 1867 году Арсения открыла в монастыре бесплатное 4-классное женское училище с преподаванием в нем закона Божьего, русского и славянского языков, географии, арифме­тики и русской истории.

На средства Михаила Васильевича Себрякова в школе были устроены небольшая библиотека и вся необходимая школьная мебель. Школа размещалась в монастырском доме [6].

Первое время преподавала сама игуменья Арсения, свя­щенники монастыря и инспектор Усть-Медведицкой гимна­зии А.Ф. Юргилевский. Затем стали преподавать монахини.

На 1 января 1875 года в школе обучалось 32 девочки: 9 — из дворян и чиновников, 4 — из духовного сословия, 10 — из городских жителей, 9 — из сельских жителей, 19 — дети ко­ренных жителей области, 13 — дети иногородних.

Преподавателей в школе было 9. На 1 января 1875 г. в школьной библиотеке было 58 наименований книг; 163 тома; 15 учебных пособий [7].

Донской архиепископ преосвященный Платон прислал в 1867 году игуменье Арсении свое святительское благослове­ние за благоустройство монастыря и за открытие в нем женс­кого училища. Училище это действовало еще и осенью 1918 года.

Кроме училища игуменья открыла в монастыре школу жи­вописи, в которой обучалось до 15 девочек, живущих постоянно при монастыре. Занятия проводились 3 раза в неделю по 2 часа [8].

Устроив в монастыре школу, Арсения приступила к осу­ществлению своей мечты (вернее, жизненного подвига) — к постройке в монастыре обширного храма во имя иконы Казан­ской Божьей Матери, которая особенно чтилась в монастыре и окрестностях.

В 1871 г. игуменья обратилась с прошением к архиеписко­пу Платону о разрешении строить храм. Получив благослове­ние, 23 июня 1875 г. приступила к закладке храма.

Несколько лет продолжался этот героический труд. К на­чалу 1877 г. каменные и кирпичные кладки стен были оконче­ны и сведен главный свод купола. После этого были поставле­ны белые мраморные колонны в части притвора.

Летом 1885 г. строительство храма завершилось. На 8 сен­тября 1885 г. назначено было его освящение, которое совершил преосвященный Митрофан, приехавший из Новочеркасска с дьяконом, певчими и прочей свитой. Верующих собралось до 15000 человек.

Храм был самым красивым в Области войска Донского Воз как его описывает Д.Н. Правдин (учитель Усть-Медведицкой гимназии) в своем очерке об Усть-Медведицком монастыре:

«Храм, без сомнения, составляет украшение всей Донс­кой земли. Величественный храм приводит в восхищение вся­кого образованного человека и вызывает слезы умиления у людей, простых сердцем. Редко можно встретить столько изя­щества, столько вкуса, столько простора и света, как в нем.

Начиная с иконостаса, сияющего тонкой золоченой резь­бой с чудной живописью (работы иеромонаха Троице-Сергиевой лавры отца Симеона), поддерживаемого шестью мрамор­ными белыми колоннами в части притвора с дивным куполом, в котором изображена Святая Троица, окруженная Архангела­ми и Ангелами, — весь он воплощение красоты и изящества…».

10 июля 1874 г. игуменья Арсения приступила к созданию пещер по образцу Киево-Печерской Лавры.

В этом подвижничестве ей помогали духовные дочери. В конце она предполагала сделать церковь, но на это уже не хва­тило сил. Теперь здесь лежит плита «Покаяние».

22 июля 1905 года в возрасте 72 лет игуменья Арсения скончалась в Саровском монастыре. Похоронили ее в Арсениевской церкви в склепе, который при жизни выбрала сама игу­менья. Над могилой был воздвигнут величественный памятник из белого мрамора с таким же мраморным аналоем[9].

За свое сорокалетнее управление Усть-Медведицким мо­настырем игуменья Арсения неоднократно получала благосло­вение Святейшего Синода, имела наперсный крест и крест с драгоценными украшениями, пожалованный ей из Кабинета Его Величества, государя Императора, знак Красного Кресза за войну 1877 — 1878 гг., медаль в память царствования импе­ратора Александра III и в 1905 году награждена Библией, вы­данной из Синода за монастырское училище. Она также имела наперсный крест с драгоценными украшениями, поднесенный ей сестрами обители (с разрешения высшего начальства) в день 35-летия управления монастырем[10].

Так закончился земной путь подвижницы из Усть-Медведицкого монастыря, но жизнь монастыря продолжалась.

В 1910 г. в монастыре было 249 монахинь. Ему принадле­жало 1197 десятин земли, он имел свой кирпичный завод. От­носился монастырь ко 2-му классу (необгцежительный) [11].

В советское время монастырь был закрыт не сразу. Так, в документах областного архива имеются списки лишенных из­бирательных прав за 1927 г.

По Усть-Медведицкому окрисполкому в хуторе Затонском в списке значатся 230 монахинь и 2 священника Усть-Медведицкого монастыря, лишенные избирательных прав с 1918 года (в списке указаны фамилии и имена) по статье 15 прим. Инструкции ВЦИК[12].

Закрыт был монастырь в 1927 г. Здание передали детской колонии. А вообще за время Советской власти здесь были элек­тростанция, зерносклад, пионерский лагерь.

Две церкви, находившиеся на территории монастыря, закрыты в 1929 г. Постановлением президиума Нижне-Волжс­кого краевого исполкома (прот. № 54 от 23.08.29г., 44/1560) [13].

На заседании Синода Русской Православной Церкви 30 августа 1991 г. постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии».

Спустя 110 лет храм, построенный игуменьей Арсенией, даже полуразрушенный, впечатляет. Но внутри он разрушен полностью, кроме колонн.

Сейчас в монастыре вновь проводятся службы.

ПОЛЕВА Ю.В. К истории Царицынского Свято-Духова монастыря

Примечания

[1] Игуменья Арсения. Репринтное воспроизвед. изд. 1913 г. М., 1994. С. 8; Русское православное женское монашество 18 — 20 вв. М., 1992. С. 95.

[2] ГАБО. Ф. 302. On. 5. Д. 1. Л. 1 — 1об., 211, 291; Донцы 19 века. Новочеркасск, 1907. С. 423.; ГАБО. Ф 79. On. 2. Д.7. Л. 51 об. — 52.

[3] Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск, 1877. С. 176, 179, 252, 254.

[4] Статистическое описание земли донских казаков, произве­денное в 1822 — 1932 годах. Новочеркасск, 1891. С. 177.

[5] ГАБО. Ф. 302. On. 5. Д 2. Л. 17.

[6] Игуменья… С. 29, 40.

[7] Там же. С. 44-45; ГАБО. Ф. 99. On. 1.Д. 112. Л. 9 — 12 об.

[8] Там же. Л. 9 — 12 об., 20 — 21.

[9] ГАБО. Ф. 107. On. 1. Д. 5. Л. 17; Ф. 99. On. 1. Д 119. Л. 61 об, 82- 82 об, 93- 94.

[10] Игуменья… С. 67— 68.

[11] Полный православный богословский энциклопедический сло­варь. СПб, 1912. Вып. 14. С. 2211.

[12] ГАБО. Ф. Р -1722. On. 1. Д. 57. Л. 59 об. — 67 об.

[13] ГАВО. Ф. Р -313. On. 1. Д. 1881. Л. 12.

МЕЛЬНИКОВА В.В. Усть-Медведицкий Преображенский женский монастырь и его настоятельница игуменья Арсения (Анна Себрякова) // Мир Православия. Сборник статей. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 53-58.

Оставить комментарий