Догматическое богословиеЕвфимий (Моисеев) игум.История Западных Исповеданий

ЕВФИМИЙ (МОИСЕЕВ), игум. Учение Римско-Католической Церкви о происхождении души человека

В православном догматическом богословии уче­ние о происхождении души каждого человека относит­ся к числу богословских мнений. Это учение не рас­крыто вполне в слове Божием, по словам свт. Кирилла Александрийского, как «тайна, ведомая одному Богу»[1]. В христианском богословии существует три подхода к решению этого вопроса, которые были выработаны еще в доникейский период [2].

Первый подход. Преэкзистенциализм — предсу­ществование душ. Это учение было характерно для античной философии. В христианском богословии наиболее ясно эта теория изложена у Оригена. Со­гласно ей, все человеческие души были сотворены Богом одновременно и были совершенно равны по Достоинству. Но вследствие уклонения от созерца­ния Божества они были заключены в различные тела в зависимости от степени своего падения[3]. Это учение было осуждено несколькими церковными Соборами: Александрийским 400 года, Константинопольским 543 года (анафематизмы которого были впоследствии присоединены к актам V Вселенского Собора 543 го­да) и Собором 561 года в Браге.

Второй подход. Традуционизм (или генерационизм) — учение о рождении души вместе с телом в мо­мент зачатия от родителей. Впервые было высказано Тертуллианом. Этого взгляда придерживались также свт. Евстафий Антиохийский, преп. Макарий Великий, свт. Григорий Нисский, преп. Анастасий Синаит [4].

Третий подход. Креационизм — учение, соглас­но которому каждая человеческая душа непосредс­твенно творится Богом из ничего в момент обра­зования тела. Эта концепция являлась наиболее распространенной во все периоды истории Цер­кви. Первым выразителем ее был сщмч. Ириней Лионский.

Также этого учения придерживались:

  • свт. Григорий Богослов,
  • свт. Кирилл Александрий­ский,
  • блж. Феодорит Кирский,
  • свт. Иоанн Златоуст,
  • свт. Иларий Пиктавийский,
  • свт. Амвросий Медиоланский,
  • блж. Иероним Стридонский,
  • преп. Иоанн Кассиан,
  • свт. Лев Великий,
  • преп. Максим Исповед­ник,
  • свт. Герман Константинопольский,
  • преп. Ни­кита Стифат,
  • свт. Григорий Палама[5].

Таким образом, Православная Церковь не выска­зывает строго определенного суждения по поводу про­исхождения душ отдельных людей. Она решительно отвергла только взгляд Оригена о предсуществовании душ. Но соборные определения не устанавливают, рож­дается ли душа от душ родителей или же каждая ду­ша творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом[6].

Здесь возможен третий вариант, который не противо­речит этим двум теориям и в то же время их объединяет. Его мы можем найти, например, у протоиерея Сергия Булгакова, который считал, что

«выбор между генерационизмом и креационизмом… означал бы одно: когда и как Бог творит души людей? Но это “когда” в при­менении к деланию Божию есть уже недоразумение, потому что к Богу неприменима категория времени. Все, что творит Бог, Он творит извечно и в вечности, и лишь для твари, для человека это раскрывается во времени, как конкретное наполненное время… всякое бытие от Бога исходит в вечности и развивается во времени, однажды вызванное творческим актом: “да будет”. Для Бога же ничто не возникает, но все пред­вечно есть. Таким образом, вполне соединимы исти­ны креационизма и генерационизма в их самом общем смысле, т. е. как учение о непрестанном возникновении, как бы всегда продолжающемся, хотя единожды со­вершившемся, творческом акте — креационизм и об автономном, имманентном становлении или развитии созданного тварного мира, получившего в себе полноту творческих сил бытия, — генерационизм» [7].

Что касается римско-католического учения о происхождении душ, то, в отличие от Православной Церкви, Римско-Католическая Церковь догматизиро­вала теорию креационизма. Согласно современному католическому катехизису,

  • «Церковь учит, что каждая духовная (нематериальная) душа сотворе­на непосредственно Богом, — она не “произведена” родителями»[8];
  • «Душу каждого человека Бог творит из ничего. Таким образом, она не является частью Божественной субстанции, не существует вопреки Платону и Оригену до соединения с телом, не тво­рится родителями и не передается ими» [9].

Среди западных богословов большинство выска­зывались в пользу креационизма. Латинский аполо­гет конца III — начала IV века Лактанций считал, что в отличие от тела не только душа Адама, но и всякая душа творится непосредственно Богом, а не пере­дается от родителей:

«Тело может родиться от тел, поскольку от обоих [родителей] заимствуется нечто; а душа не может [родиться] от душ, поскольку из тонкой и неосязаемой вещи ничего не может проис­ходить. Таким образом, способ происхождения душ находится во власти одного лишь Бога… И не от ро­дителей даются души, но от одного и того же Бога и Отца всяческих, Который один только владеет за­коном и способом рождения, поскольку Он один [это] совершает»[10].

Концепцию креационизма разделяли также свт. Амвросий Медиоланский и блж. Иеро­ним Стридонский[11]. Августин Блаженный занимал колеблющуюся позицию. В его споре с пелагианами последние склонялись к гипотезе креационизма как более согласующейся с их учением об отсутствии коренной порчи в человеческом естестве. Напротив, Августин в своей защите учения о первородном грехе был принужден более склоняться на сторону традуционизма[12]. В итоге блаженный Августин признался в своем бессилии дать удовлетворительный ответ на этот вопрос:

«…я остаюсь пока в сомнении между тем и другим мнением» [13].

Папа Анастасий II отста­ивал креационизм в Послании к епископам Галлии (498 год), в котором он осудил материалистический традуционизм Тертуллиана, принятый его неизвест­ными галльскими последователями, согласно которо­му душа человека происходит из тела его родителей:

«…как же могут думать… что она (душа) передается через союз человеческих существ, тогда как она имеет свое происхождение в Том, Кто сотворил ее от начала, и действие это не прекращается и поныне, как гово­рит и Он Сам: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5.17)»[14].

Здесь ничего не говорится о спиритуа­листическом традуционизме, полагающем, что душа рождается из души родителей. Августин Блаженный склонялся именно к этой позиции[15].

С течением времени креационизм в Западной Церк­ви окончательно восторжествовал. В Средние века эту теорию отстаивали Петр Ломбардский, Фома Аквин­ский, Бонавентура и многие другие авторы[16]. Наиболее ясно этот аспект учения о душе акцентировал Фома Аквинский:

«Поскольку возникновение одного всегда есть разрушение другого, то необходимо утверждать, что как в человеке, так и в других живых существах в случае привхождения более совершенной формы предшест­вующая форма разрушается. Однако [это происходит] так, что следующая форма обладает всем тем, что име­ет предшествующая, и еще чем-то сверх того… Итак… разумная душа творится Богом в завершении возник­новения человека; и при этом она — после разрушения предсуществовавших форм — одновременно является и чувственной, и растительной»[17].

Концепция креационизма была также догмати­чески проведена в некоторых папских буллах. Папа Бенедикт XII в своем послании «Cum dudum» (1341 г.) осудил учение армян, придерживавшихся спиритуа­листического традуционизма. Пользуясь проездом армянского посольства через Авиньон, он вручил ему список заблуждений, которые предлагал осудить и сре­ди которых было учение о том, что «душа ребенка передается душой его отца, как тело — телом»[18].

Папа Александр VII связал с этим взглядом уче­ние о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. В послании «Sollicitudo omnium ecclesiarum» («Попе­чение о всех церквах», 1661 год) он пишет, что «душа Блаженной Девы Марии была в момент своего сотво­рения и вселения в тело обогащена Святым Духом и сохранена от первородного греха»  [19]. Таким образом, учение о творении индивидуальных душ Богом в Рим­ско-Католической Церкви напрямую связано с дог­матом о непорочном зачатии Девы Марии и является основанием для него, т. к. этот мариологический дог­мат предполагает учение о непосредственном сотво­рении человеческой души Богом. Вместе с принятием догмата о непорочном зачатии в 1854 году концепция творения душ Богом автоматически получила статус официального учения Церкви[20].

Папа Пий XII, отвечая на доводы сторонников эволюционизма, в своей энциклике «Humani generis» («О роде человеческом», 1950 год) разрешает вести дискуссии об эволюции человеческого тела, но при обязательном принятии положения о том, что Бог не­посредственно творит душу, ссылаясь на это как на уче­ние Католической Церкви [21]: «Церковь не запрещает, чтобы учение об эволюции, если оно исследует, было ли человеческое тело извлечено из уже существующей и живой материи, — ибо католическая вера обязывает нас придерживаться того, что души непосредственно созданы Богом, — и при нынешнем состоянии челове­ческих наук и священного богословия было предметом поисков и обсуждений со стороны ученых»[22].

Вопрос о моменте творения души и ее вселения в тело является спорным. Одни авторы считали, что это событие происходит в момент зачатия, другие на­зывали момент рождения, первого акта интеллекта и т. д. Как писал Вильгельм из Шампо, «кто-то гово­рит что Бог внедряет новую душу на шестидесятый День после зачатия, а кто-то — что на шестой месяц»[23].

Лактанций, например, считал, что душа входит в тело «тотчас после зачатия, когда Божественная необхо­димость созидает плод во чреве»[24]. Многие средневе­ковые богословы, опираясь на мнение Аристотеля, полагали, что человеческая душа вселяется в тело на 40-й день жизни у эмбриона мужского пола и на 80-й — у женского. Это мнение еще встречалось в XX веке, например у Дезире Мерсье (1851-1926), но подавляющее большинство современных като­лических богословов считают, что творение души происходит в момент зачатия [25].

Согласно современ­ной Католической энциклопедии,

  • «достоинство че­ловеческой личности онтологически присутствует в эмбрионе начиная с момента зачатия»[26].
  • «В момент зачатия душа, сотворенная Богом, соединяется с те­лом зачатого человека, в результате чего создается неповторимая личность»[27].

Итак, согласно догматическому учению Римско­Католической Церкви, Бог творит для каждого чело­века новую душу и внедряет ее в находящийся в ма­теринской утробе плод. Относительно того, в какой момент это происходит, существует несколько точек зрения, но традиционным и наиболее распространен­ным является мнение, что душа человека соединяется с телом в момент зачатия.

БАКУЛИН И.И. Онтологические и гносеологические проблемы католической философии XX века в естественнонаучном контексте в связи с доктриной транссубстанциации

Примечания

[1] Цит. по: Помазанский Михаил, протопр. Догматическое богословие // Электронный ресурс: http://www.azbyka.ru

[2] См.: Душа // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 448-449.

[3] См.: Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006. С. 214.

[4] См.: Там же. С. 449-450, 456.

[5] См.: Там же. С. 450, 456-457, 462-463.

[6] См.: Помазанский Михаил, npomonp. Догматическое бо­гословие.

[7] Булгаков Сергий, npom. Католический догмат непорочного зачатия Богоматери // Хрестоматия по сравнительному богосло­вию. М., 2005. С. 616-640.

[8] Катехизис Католической Церкви. 366 // Электронный ресурс: http://www.agnuz.info

[9] Зачатие // Католическая энциклопедия. T. 1. М., 2005. С. 1732.

[10] Цит. по: Душа // Православная энциклопедия. Т. 16. С. 450.

[11] См.: Креационизм // Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. С. 1345.

[12] См.: Булгаков Сергий, прот. Католический догмат непо­рочного зачатия Богоматери. С. 630.

[13] Августин Блаженный. О книге Бытия буквально. XII, 21, 37 // Электронный ресурс: http://www.ccel.org

[14] Христианское вероучение: Сборник догматических текс­тов учительства Церкви III-ХХ вв. СПб., 2002. С. 145.

[15] См.: Христианское вероучение. С. 145.

[16] См.: Креационизм // Католическая энциклопедия. Т. 2. С. 1345.

[17] Цит. по: Душа // Православная энциклопедия. Т. 16. С. 472.

[18] Христианское вероучение. С. 148-149.

[19] Христианское вероучение. С. 228.

[20] См.: Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. С.’217.

[21] См.: Душа // Католическая энциклопедия. T. 1. С. 1731.

[22] Христианское вероучение. С. 150.

[23] Цит. по: Душа // Православная энциклопедия. Т. 16. С. 467.

[24] Цит. по: Душа // Православная энциклопедия. Т. 16. С. 450.

[25] См.: Креационизм // Католическая энциклопедия. Т. 2. С. 1346.

[26] Катехизис Католической Церкви. 2274.

[27] Душа // Католическая энциклопедия. T. 1. С. 1890.

СОБОЛЕВ А.С. О некоторых нерешенных вопросах, поставленных перед человеком современной молекулярной биомедициной

ЕВФИМИЙ (МОИСЕЕВ), игум. Учение Римско-Католической Церкви о происхождении души человека // Материалы кафедры богословия: 2010-2011 годы. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2011. С. 137-144.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий