Греческое слово «удаление» (αναχώрησις) наделено достаточно цельной группой значений. В античной литературе основная сфера его использования — описание военных походов, где так или иначе оно обозначало перемещения войска. Еще одна группа значений — «удаление» как смерть, то есть расставание с жизнью. И ряд прочих, таких как наводнение[1].
Всего в греческой литературе слово встречается 1573 раза, из них около 300 случаев — у греческих нехристианских авторов до IV в. по Р.Х., остальные случаи использования принадлежат по преимуществу христианским авторам и содержат широкий спектр значений, отчасти повторяющих античные, отчасти выходящих за их пределы. Первые авторы, у которых данный термин встречается регулярно — свт. Василий Великий (36 раз) и свт. Григорий Нисский (24 раза). Прп. Иоанн Лествичник выразительно и необычно пишет, что «подвижничество» — это и есть «удаление» [2], таким образом фиксируя новое значение слова в предельно широком смысле[3]. Самым главным примером удаления оказывается Христос, избравший «дикое» место распятия и искупительной смерти[4].
Как известно, в IV в. во многом именно благодаря усилиям свт. Василия Великого начинает складываться институт монашества. В 7-м пространном правиле он пишет об удалении монахов из мира не столько ради отшельнического[5], но прежде всего ради общего жития братии. Аргументы свт. Василия в пользу общежительного монашества стали отправной точкой для нового явления в жизни самой христианской Церкви; при этом святитель широко использует античную риторику и элементы аргументации.
В настоящем докладе мы постараемся рассмотреть те тексты, в которых отражено формирование нового значение термина (с учетом однокоренных слов) — существительного άναχωρητής (352 раза в значении «монах-отшельник»), глагола άναχωρέω[6] и прилагательного άναχωρητικός.
-
«каление» в истории монашества, «Удаление/удаляться» и образ монаха
«каление» — это характерная черта монашеской жизни[7], «каление» может быть внешним и внутренним, в чем и состоит своеобразный идеал мношеского жития. «Внешний монах удалился от вещей, а внутренний — от самых страстей вещей»[8]. «Не является желанием удаления растворение среди городского шума… Не может исполнить любомудрие занимающийся словопрениями»[9]. Диспропорция в сторону несоблюдения внешнего удаления допустима, иная крайность оказывается лицемерием и попранием Божиих обетов[10].
«Ты не видишь монахов, стремящихся к уединенному житию и удалившихся на вершины гор, насколько они претерпевают суровый образ жизни?»[11] — задается вопросом свт. Иоанн Златоуст, невольно передавая идею удаления как восхождения, весьма актуального понятия и для монашеской традиции, и для еще более широкой аскетической традиции Православия в целом.
Автор Макариевского корпуса сравнивает монаха с купцом, исключительно старающимся об успехе своего дела. Также и монах, «удаляющийся от житейских вещей, и занимающий себя Господом»[12]. Данная формула монашеской жизни, предложенная в составе пространного мистического определения монаха, передает идею удаления как опустошения ради наполнения Богом. Стих Псалтири «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45, п) по-своему передает мысль, высказанную в Макариевском корпусе с использованием глагола «удаляться».
Глагол «удаляться» используется в частности для передачи момента удаления мирянина из мира ради принятия монашеского звания[13] [14]. Чем выше сан или звание удаляющегося, тем более достоин он восхищения. «Через один день открыл царь тайну новому царю, что он и ранее имел намерение удалиться от вещей и внимать только самому себе и Богу, облекшись в монашескую схиму» [15].
Достаточно часто данным глаголом описываются передвижения монахов[16] — вне связи с их отречением от мира.
«валяться» означает также отправляться куда-то на время ради уединения — как патриарх Константинопольский Михаил на берег моря ради любомудрия, согласно речи Михаила Италика[17].
«валяться», наконец, может означать и оставление монахом обители и общежития[18], что по сути прямо противоположно первым описанным значениям.
Прп. Симеон Новый Богослов сравнивает монаха с посетителем царского двора: «Так и монах, поистине удалившийся от мира и вещей, находящихся в нем, призванный благочувственно к высоте небесного созерцания, возвышенный туда через делание заповедей, Самого Бога без заблуждения созерцает и происходящее в нем измененение ясно постигает, ибо он всегда видит благодать Духа, осиявающую его… >>[19].
Обличая нерадивых монахов, прп. Симеон перечисляет все и всех, от чего и от кого они удалились, с тем чтобы показать, насколько опасно греховное расположение, которое губит результаты стольких трудов[20].
-
«каление» и «отречение» (άποταγή)
«Отречение» — ключевое понятие монашеской жизни, по сути дела «ключ» для трех обетов монашества[21]. В греческой христианской литературе отречение и удаление — две близкие друг другу аскетические добродетели[22]. В общем составе доброделей, по сути, более детально излагающих смысл монашеских обетов и христианских подвигов, они перечисляются в сочинении «О покаянии», приписываемом свт. Иоанну Златоусту[23]. В описании прп. Феодора Студита «отречение» и «удаление от мира» предваряют монашескую утесненную жизнь и злострадания[24]. Прп. Феодор перечисляет набор добродетелей, направленных на удаление из мира и самоограничение: «отречение», «отрицательное от мира удаление», «безвозвратное отчуждение своего», «отрекающееся от всякого бытия и собственной воли распятие»[25].
Св. Исидор Пелусиот пишет о «монашеской философии», что монахи называли «отречением» «удаление от вещества», а «подчинением» — «благопослушность»[26].
Прп. Симеон Новый Богослов описывает «отречение от мира» как «всецелое удаление»[27], предполагающее такие понятия как «отчуждение» и «отказ» от тела и воли[28]. Согласно прп. Симеону мысль о возможности благоугодить Богу на всяком месте еще более приводит к признанию крайней полезности монашеского уединения, ибо если уж и мирянин надеется на спасение, то тем более монах[29].
В поздней византийской монашеской литературе «отречение» и «удаление» станут еще более синонимичными понятиями[30]. Свт. Филофей Коккин пишет о свт. Григории Паламе и его подвигах «до отречения» и после «удаления и прятия схимы», откуда ясно, что данные слова меняются просто для разнообразия стиля[31].
-
«каление» и «безмолвие» (ήσυχία)[32]
Свт. Григорий Богослов пишет о своей «пылкой любви» к «безмолвию и уединению»[33].
В более поздней аскетической литературе данные термины используются как oratio bimembris[34]. Аналогично и его использование в Ареопагитском корпусе[35]. Прп. Симеон Новый Богослов спрашивает: «Безмолвие принесет ли пользу или удаление из мира, если мы лекомысленны или беспечны?»[36]
Григорий Акиндин призывает своего оппонента[37] замолчать как «монаха, провозгласившего безмолвие и удаление»[38]. Свт. Филофей Кокин постоянно описывает терминами «безмолвие» и «удаление» монашеский идеал[39].
Свт. Симеон Фессалоникийский описывает монашеский идеал удаления в пустыню, используя наряду с прочими и два данные термина[40].
-
«Отшельническое житие» (άναχωρητικός βίος)
Выражение «отшельническое житие» указывает на уединенную жизнь. В Житии Пахомия сказано, что «Антоний был совершенным примером отшельнического жития»[41]. Но и сам прп. Пахомий возлюбил «отшельническое и безмолвное житие», пока не стал основоположником общежительной монашеской традиции[42].
С юности отшельником подвизался авва Геласий, повествование о котором было добавлено на самом последнем этапе в сборник алфавитных апофтегм наряду с житием свт. Василия Великого и другими «нестандартными» для египетской пустыни авторами.
Св. Диадох Фотикийский (V в.) описывает «отшельническое житие» в пустыне, которая оказывается лучшим утешением в скорбях и болезнях[43].
«Отшельническое житие» в Иорданской пустыне вел прп. Герасим Иорданский[44] и прп. Евфимий, последний — по описанию св. Кирилла Скифопольского (VI в.). Агиограф писал о прп. Савве Освященном : «Он стал начальником и законодателем всякого отшельнического жития и всех, избравших жизнь в кельях»[45]. При этом, продолжая традицию свт. Василия Великого, св. Савва говорил о том, что общежитие предпочтительнее отшельнического жития[46]. «Отшельническое житие» монахи могут проходить в пустыне вдвоем[47].
Все данные упоминания сделаны св. Кириллом Скифопольским в VI в. Создается впечатление, что «отшельническое житие» становится устойчивым словосочетанием именно в агиографической литературе — при формировании агиографической традиции в VI в.
Более поздние византийские авторы используют данное словосочетание всегда применительно к уединенному монашескому житию[48].
Таким образом, можно констатировать фиксацию выражения в VIII в.
-
«Удаление» как бегство из мира
В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус один «удалился на гору» (Ин. 6,15) — в пророческое освящение монашеского удаления-восхождения в будущем.
Ориген пишет о необходимости отступить и удалиться «от того, что считается в мире благами», для преодоления тщеславия по примеру Христа Спасителя, добровольно предавшего Себя на страдания[49].
Впервые классическое выражение «удаление из мира»[50] встречается во втором послании свт. Василия Великого, самом раннем памятнике из его аскетического корпуса сочинений. При этом свт. Василий понимает это удаление не телесно, а духовно — в рамках аллегорезы и с практическим акцентом на важности внутреннего, а не внешнего[51]. «Подвижничество, — по свт. Василию, — осуществляется только в удалении от забот мира… »[52]. Согласно свт. Василию, «удалиться должно от вещей мира и ни глазами, ни ушами, ни каким-либо другим чувством не вводить чуждые помыслы в душу»[53] [54]. В данном случае формула удаления от мира оказывается внешей формой для раскрытия еще более глубокого идеала безмолвия как «смежения» чувств51.
Полное удаление от мира не спасло младших современников свт. Василия — мессалиан от ереси[55]. В Макариевском корпусе описываются подлинные подвижники, которые «себя омывают от всякой любви к миру и удаляются от всяких земных уз, дабы они смогли всегда иметь ту пылкую любовь в своем сердце… »[56]. Внешнее удаление от мира подобно снятию оболочки, оно само по себе не является худым, но недостаточно без очищения себя от помыслов[57].
После свт. Василия «удаление из мира» регулярно встречается у более позднего законодателя монашества — прп. Феодора Студита[58] применительно к монашеской жизни. Подобает «удалиться от страстей, приблизиться к Богу, возненавидеть мир, представить небо …»[59]. «Удалимся от заблуждения мира и идем к Богу. Совлечем с себя житейский мрак и облечемся в умопостигаемый свет»[60].
Характерно использование выражения в корпусе прп. Анастасия Синаита, где «удаление от мира» описывается не как самоцель и представляется второстепенным явлением по сравнению с любовью к Богу[61].
Современник прп. Анастасия, прп. Иоанн Лествичник, писал: «Удаление из мира является добровольной ненавистью к достохваль- ной материи, и отречение от приролы ради успеха того, что выше природы»[62].
В аскетической литературе конца I — начала II тысячелетия выражение продолжало использоваться в сложившемся смысле монашеского отречения от мира[63].
Преподобный Симеон Новый Богослов дает краткое определение удалению из мира: «Это есть истинное мира и того, что в мире, удаление, — после бегства из мира возненавидеть и возгнушаться собой»61. А сам мир при. Симеон определяет как «грех» и «связь со грехом»64. В другом месте он вспоминает слова при. Симеона Студита, который определяет бегство из мира как «всецелое умерщвление своей воли»65. У при. Симеона или в приписываемых ему произведениях можно найти и другие сходные определения удаления от мира66. «Началом положив Христа и теплую веру, / Так удались из мира»67.
Иоанн Евгеник писал: «Удаление от мира есть ничто иное как умещвление страстей и открытие сокрытой во Христе жизни»68.
Свт. Евстафий Фессалоникийский писал о монашеском житии как о легком бегстве из мира и от его дел69.
-
Выводы
Итак, на основании приведенных выше свидетельств святых отцов и церковных писателей III-XV вв. мы можем прийти к ряду выводов: Термин «удаление» в значении отречения от мира при вступлении в монашество стал использоваться с IV в.
Термины «удаление» и «отречение» практически синонимичны в ряде случаев их использования как предельно взаимосвязанных понятий.
Термины «удаление» и «безмолвие» указывают на образ жизни монаха, избравшего уединенные подвиги.
Основное значение термина «удаление» — уединенная монашеская жизнь.
При противопоставлении внешнего и внутреннего с очевидным доминированием внутреннего внешнее «удаление» оказывалось второстепенным по сравнению с внутренним духовным «удалением», не зависящим от места.
Изучение слова «удаление» как термина позволяет несколько расширить терминологический аппарат, используемый при исследовании истории монашества.
«каление» можно поставить в ряд «отрицательных» доброде- летей, предполагающих необходимость внутреннего духовного подвига.
«Удаление из мира» подчеркивает необходимость ведения добро- делельной безгрешной жизни.
«Удаление» в монашеской традиции всегда может быть интерпретировано шире — как один из важных принципов строгой христианской жизни, устремленной к совершенству.
Литература
Дионисий (Шленов), игумен. Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание // Монастыри и монашество: традиции и современность: I Междунар. богосл. науч.-практ. конф. 23-24 сент. 2013 г., Свято-Троицкая Сергиева Лавра / Рус. Правосл. Церковь, Синодальный отд. по монастырям и монашеству; [ред.-сост. Е. Орлова; пер. с греч.: М. Клименко, А. Гришин]. М.: Синодальный отд. по монастырям и монашеству Рус. Правосл. Церкви, 2013. С. 115-156.
Дионисий (Шленов), игумен. Смысл паломничества в духовном наследии Византии: [доклад на Рождественских чтениях в Паломническом центре Моек. Патриархии 25.01.2013 года] // Традиции православного паломничества и перспективы его развития: сб. мат-лов I Международной конференция в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений (25.01.2013 г.) / Моек. Патриархат, Паломнический центр; [ред. А. Макарова]. М.: Изд. Паломнического центра Моек. Патриархата, 2013. С. 7-22.
Дионисий (Шленов), игумен. Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов как учители безмолвия // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие = Saint Isaac the Syrian and his Spiritual Legacy: мат- лы Первой междунар. патрист. конф. Общецерк. аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, Москва, ю-н окт. 2013 г. М.: Общецерк. аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 333-348.
Козлов А. С. Новая книга о ранневизантийском монашестве // Известия Уральского государственного университета. Серия г: Гуманитарные науки, гою. № 3 (79). С. 266-270. Рец. на: Carter D. 2002 (см. ниже).
Москвичева Ю. В. Подвижническое служение монахов как восхождение к аскетическому идеалу человека в византийской культуре // Вестник славянских культур. 2015. № ι (35). С. 35-43.
Carter D. Wandering, Begging Monks. Spiritual Authority and the Promotion of Monasticism in Late Antiquity. Berkeley; Los Angeles ; London: University of California Press, 2002. (Transformation of the Classical Heritage; pt. 33).
Примечания
[1] Posidonius. Fragmenta. 310.2. Здесь и далее даются ссылки на тексты греческих авторов, содержащиеся в базе TLG on-line, где можно найти полные библиографические описания.
Об удалении как паломническом пути см.: Дионисий (Шленов), игумен. Смысл паломничества в духовном наследии Византии. М., 2013. С. ю-14.
[2] Joannes Climacus. Scala Paradisi. Or. 2 (Col. 657).
[3] Некоторые авторы описывают феномен «анахоретства», не прибегая к основному значению слова άναχωρέω «удаляться». См.: Москвичева Ю. В. Подвижническое служение монахов как восхождение к аскетическому идеалу человека в византийской культуре // Вестник славянских культур. 2015. № ι (35). С. 37.
[4] Apollinaris. Fragmenta in Ioannem (in catenis). 110.5.
[5] Внешнее удаление в ущерб братству именуется уничижительным словом ка- ταχωρισμός: cf. Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) (PG 31, col. 929).
[6] У данного глагола есть ряд значений, не связанных с идеей бегства из мира, как, например, в повествовании об изгнании демонов. Cf: Apophthegmata (collectio anonyma) (e cod. Coislin. 126). 241.6.
[7] О традиции «блуждающих монахов» см., в частности: Caner D. Wandering, Begging Monks. Spiritual Authority and the Promotion of Monasticism in Late Antiquity. Berkeley ; Los Angeles ; London: University of California Press, 2002. (Transformation of the Classical Heritage; pt. 33). Рец.: Козлов А. С. Новая книга о ранневизантийском монашестве // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2010. № 3 (79). С. 266-270.
[8] Capita discipulorum Evagrii. 1.86.1.
[9] Isidorus Pelusiota. Epistulae de interpretatione divinae scripturae. Lib. 1. Ep. 220.
[10] Cf.: Michael Psellus. Orationes forenses et acta. Or. 3.309-312.
[12] Pseudo-Macarius. Sermones 64 (collectio B). Horn. 30.1.4.4-5.
[13] Apophthegmata patrum (collectio alphabetica). De abbate Carione. 2 (p. 249.46); Vita Lazari in monte Galesio (sub auctore Gregorio monacho) (p. 510, col. 2).
[14] Joannes VI Cantacuzenus. Historiae (Vol. 3 p. 306).
[15] Joannes Chrysostotnus. In illud: Habentes eundem spiritum (homiliae 1-3) (PG 51, col. 279).
[16] Eustratius Presbyter. Vita Eutychii. 610.
[17] Michael Italicus. Or. 3 (р. 85.23-24).
[18] Nicon Nigri Montis. Canonarium vel Typicon (cap. 1-4). Cap. 1 (p. 54).
[19] Symeon Neotheologus. Capita theologica. 2.8.7-12.
[20] Idem. Catecheses. Or. 5.704-710.
[21] См.: Дионисий (Шленов), игумен. Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание // Монастыри и монашество: традиции и современность. М., 2013. С. 117-120.
[22] Pseudo-Macarius. Sermones 64 (collectio В). Нош. 54.1.1.3; Theodorus Studites. Μεγάλη κατήχησις. Cat. 25 (ρ. 174-7-8).
[23] Joannes Chrysostomus. De paenitentia (sermo 1) [Sp.] (PG 60, col. 683).
[24] Theodorus Studites. Μεγάλη κατήχησις. Cat. 95 (p. 685.8-12).
[25] Idem. Sermones Catecheseos Magnae. Cat. 60 (p. 167.1-6).
[26] Isidorus Pelusiota. Epistulae de interpretatione divinae scripturae. Lib. 1. Ep. 1.2-7; cf. Nicolaus Catascepenus. Vita sancti Cyrilli Phileotae (e codice Athonensi Caracalli 42). 21.1.15-17.
[27] Но удаление надо отделять от «перемещения с места на место» и «отчуждения»: Symeon Neotheologus. Orationes ethicae. Or. 4.128.
[28] Idem. Capita theologica.1.14.1.
[29] Idem. Catecheses. Or. 22.252-253.
[30] Ephraem Syrus. Ad imitationem proverbiorum (p. 215.8-9); Macarius Macres. Encomium in Gabrielem archiepiscopum Thessalonicae. 609.
[31] Philotheus Coccinus. Encomium Gregorii Palamae. 31.14-19.
[32] О безмолвии/исихии см.: Дионисий (Шленов), игумен. Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов как учители безмолвия // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. М., 2014. С. 333-348.
[33] Gregorius Naziauzenus. Apologetica (Or. 2) (PG 35, col. 413).
[34] Historia monacliorum in Aegypto. Proem. 20-21; Neophytus Iuclusus. To Βιβλίον τής Θεοσημείας (p. 358.91-92).
[35] Pseudo-Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia (p. 23.7).
[36] Symeon Neotheologus. Catecheses. Or. 22.134.
[37] Свт. Григорий Палама пользовался данными терминами: Gregorius Palamas. Pro hesychastis. Triad. 2.3.53.32. Cp. у свт. Филофея Коккина: Philotheus Coccinus. Antirrhetici duodecim contra Gregoram. Or. 12.810.
[38] Gregorius Acindynus. Refutatio parva. 124.
[39] Philotheus Coccinus. De expugnatione Heracleae. 31, 692; Vita Sabae iunioris. 32.14; Vita Isidori patriarchae. 25.30; Encomium Gregorii Palamae. 15.78; 24.41; 37.45; 41.3.
[40] Symeon lltessalonicensis. Ep. 5.163.
[41] Vita Pachomii (e codice Atheniensi 1015 collato Ambrosiano D 69 Sup.). 136.6.
[42] Sancti Pachomii vita quarta (e codicibus Monacensi gr. 3 et Athoo Lavrensi E 182). 8
(p.413· 2)·
[43] Diadochus. Capita centum de perfectione spirituali. 53.12.
[44] Cyrillus. Vita Gerasimi [Sp.] (p. 176.3).
[45] Idem. Vita Sabae (p. 115.25,166.15).
[46] Idem. Vita Joannis Hesychastae (p. 206.8-10).
[47] Ibidem (p. 210.6).
[48] Leontius. Vita et miracula sancti Symeonis Sali (p. 63.11); Joannes Cinnamus. Epitome rerum ab Joanne et Manuele Comnenis gestarum (p. 23.17); Continuatio Scylitzae (p. 117.18); Michael Attaliates. Historia. Cap. 2 (Bekker, p. 92-93.9); Joannes Zonaras. Epitome historiarum (lib. 1-12) (Vol. 3, p. 109.26-27); Callistus I. Vita Gregorii Sinaitae. 6.4; Vita Nicephori archiepiscopi Mileti (sub auctore Joanne Siceliota). 16.2; Epitome vitae (sub auctore Paulo Euergetino). 9; Vita Evaresti. 11.4; Athanasius Athonita. Typicon sive regula monasterii summae Lavrae (p. 117.20-21).
[49] Origenes. Commentarii in evangelium Joannis. Lib. 28, cap. 23.209.2-4.
[50] Иногда оно может означать смерть. Synaxarium Ecclesiae Constantinopoleos. Sy- naxarium mensis Decembris. Diesi6.7.9i.
[51] Basilius Caesariensis. Ep. 2.2.22; см. to же: Idem. Epistulae tres. Ep. 2.39-40.
[52] Idem. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) (PG 31 col. 920); cf. Joannes Chrysostomus. Ep. ad monachos [Sp.]. 142-145.
[53] Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos (PG 29, col. 357).
[54] О том же в толкованиях на псалмы писал Дидим Слепец: Didymus Caecus. Frag_ menta in Psalmos (e commentario altero). Fr. 133.21.
[55] Epiphanius. Panarion (= Adversus haereses) (Vol. 3, p. 487.11-12).
[56] Pseudo-Macarius. Sermones 64 (collectio В). Нот. 48.2.6.3-4.
[57] Idem. Sermones 1-22, 24-27. Нот. 7.1.9-14.
[58] Theodorus Studites. Μεγάλη κατήχησις. Cat. 61 (ρ. 432.17); Cat. 95 (ρ· 685.9); Sermones Catecheseos Magnae. Cat. 48 (p. 132.34-35); Cat. 60 (p. 167.3); Cat. 92 (p. 65.11); Parva Catechesis. Cat. 37.8.
[59] Idem. Ep. 381.25-26.
[60] Idem. Μεγάλη κατήχησις. Cat. 26 (p. 181.5-8).
[61] Anastasius Sinatta. Questiones et responsiones. Qu. 47.1.9-10; Ibidem. App. 2.2.11; 9.27-8.
[62] Joannes Climacus. Scala Paradisi. Or. 1 (col. 633); cf.: Joannes Damascenus. Vita Barla- am etjoasaph [Sp.] (p. 178.23).
[63] Michael Glycas. Quaestiones in sacram scripturam (Cap. 3-40). Cap. 9 (p. 125.11); Neophytus Inclusus. Ep. 5.102-103.