Афиногенова О.Н.Византийская агиография

АФИНОГЕНОВА О.Н. Святые бессребреники Косма и Дамиан: особенности культа

ЦНЦ «Православная энциклопедия» (Москва)

При любом соприкосновении с изучением традиции почитания Космы и Дамиана немедленно возникают два вопроса: 1. Сколько всего было святых? 2. Почему у трех разных пар братьев такие схожие обстоятельства земного бытия?

Действительно, в церковном календаре обнаруживаются сразу три пары святых врачей, которых звали Косма и Дамиан: преподобные Асийские (пам. 1 ноября), умерли своей смертью в северной Сирии; мученики Римские (пам. 1 июля) — убиты из зависти врачом-язычником при имп. Карине (283-285); мученики Аравийские (пам. 17 октября) — приняли мученическую кончину вместе с др. своими братьями: Леонтием, Анфимом и Евпрепием в г. Эги (Киликия) в гонение имп. Диоклетиана (284-305). Признание трех групп этих святых совершенно различными имело место уже в Византии. Эта традиция была впоследствии воспринята и в Древней Руси.

Детальное исследование комплекса агиографических текстов, посвященных Косме и Дамиану, началось в XVII в., и почти сразу возникла точка зрения, согласно которой именно «асийская» (от провинции Асия в Малой Азии) версия является исходной, поскольку она наиболее широко представлена в рукописях (около 70), тогда как две другие традиции бытовали всего в нескольких рукописях.

Многие исследователи разделяли эту позицию, считая первоначальной традицией «асийскую», а «аравийскую» — происходящей из Рима, на основании того, что в Константинополе не было литургического отражения «аравийской» памяти — 17 октября, в отличие от четко представленных литургически двух других традиций. Однако существовало и мнение, что исходная традиция — «аравийская», так как она сохранила признаки использования мученических актов.

Наиболее глубокий на сегодняшний день анализ комплекса текстов о Косме и Дамиане принадлежит М. Ван Эсбруку, который выделил несколько этапов в разделении одного предания на три. Он же отметил главный парадокс культа: отсутствие бытования сказаний «асийского» и «аравийского» типа в сирийском регионе и отсутствие «римского» сказания непосредственно в самом Риме.

Вероятно, ключ к разгадке столь разветвленной агиографической традиции, фактически утроившей Кому и Дамиана, следует искать в их профессии. Почитание целителей в надежде на их чудесную помощь при болезнях распространялось необычайно быстро. Вместе с устными и письменными преданиями, скорее всего, расходились по разным областям Византии и частицы мощей. Дни памяти их перенесения становились новыми днями памяти непосредственно самих святых, а в центрах почитания (храмах и монастырях), где хранились реликвии, возникали новые предания о «своих собственных» Косме и Дамиане.

ЛУРЬЕ В.М. Евфимия в Эдессе и Евфимия в Халкидоне: две агиографические легенды на фоне догматических споров

Афиногенова О.Н. Святые бессребреники Косма и Дамиан: особенности культа // VIII Международный Византийский семинар «Χερσωνος Θεματα: Империя и Полис» (Севастополь, Государственный историко – археологический музей — заповедник «Херсонес Таврический» 30 мая — 4 июня 2016 г. Материалы научной конференции. Севастополь, 2016. С. 19-20.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий