Брезгунов С.К.Византийская агиографияПатрология

БРЕЗГУНОВ С.К. Святой Неофит Затворник

Недалеко от города Пафос на Троодосском предгорье распо­ложен один из интереснейших монастырей Кипра — монастырь святого Неофита Затворника. Этот действующий мужской монастырь был основан в конце XII в. отшельником Неофитом. Живущие здесь монахи кроме молитвенно-аскетических подвигов занимаются тра­диционной для кипрского монашества деятельностью: выращива­ют апельсины и разводят пчел.

Привлеченные ароматом не пчелиного, а словесного меда, вер­немся в глубину веков, чтобы увидеть, что за духовная пчела не толь­ко основала монашеский улей, но и оставила многочисленные словес­ные соты, питаясь которыми духовные дети даже в далеком будущем могут избегать «греховного ига, полной трудностей жизни» и «блюсти себя с Божьей помощью» «мертвыми для греха и живыми для Суда»1.

Прп. Неофит Затворник (1134—1214 гг.) является одним из тех византийских церковных писателей, творения которых остались практически неизвестными для широкого круга православных чи­тателей. Все обширное литературное наследие преподобного дол­гое время находилось в рукописных собраниях, и только недавно его творения начали издаваться и стали доступны для изучения 2. На фоне некоторого затишья богословской мысли православного Востока XII в. и духовной пустоты, возникшей между творчеством прп. Симеона Нового Богослова, Михаила Пселла и св. Григория Паламы, Николая Кавасилы, творения прп. Неофита представля­ют собой отрадное явление 3.

Зарубежная историография о прп. Неофите весьма обширна 4, что же касается русскоязычной, то она просто поражает своей ску­достью 5. Недоступность творений прп. Неофита привела к печаль­ному историографическому вакууму, сложившемуся вокруг его имени, что кажется невероятным, учитывая давние братские от­ношения Кипрской и Русской Церквей и неизменно высокий инте­рес русскоязычных ученых к истории и письменности Кипра. Заб­вение, постигшее в отечественной науке имя прп. Неофита, так или иначе отразилось и на годичном богослужебном круге Русской Православной Церкви. В нем мы не найдем имени прп. Неофита6, узнав житие и труды которого, нельзя не воскликнуть: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67).

В связи с вышеизложенным встает проблема полноты наших представлений об истории православного Кипра, о кипрской мона­шеской письменности и о богослужебной и духовно-аскетической традициях кипрского монашества, формирование которых ярко про­слеживается на примере прп. Неофита. Вытекающие из этого за­дачи описания жизнедеятельности прп. Неофита, выявления осо­бенностей его личности и духовного учения, наличия в его учении тех или иных традиционных влияний решаются на основе анализа «Завещательного» типикона и других творений преподобного с при­влечением посвященной этим вопросам историографии.

  1. Жизнеописание прп. Неофита Затворника и история основанной им обители «Честного Креста»

Прп. Неофит родился в 1134 г. в селении Лефкара на юге Кип­ра, в небогатой семье7. Его родители Афанасиос и Эвдоксия были благочестивыми людьми, воспитавшими восьмерых детей, но из-за крайней бедности не сумевшие обучить их грамоте 8. Уже в мо­лодые годы, склонный к созерцательной жизни, юноша стремился стать подвижником и мечтал связать свою жизнь с «ангельским чином». Когда ему исполнилось восемнадцать лет, родители серь­езно вознамерились его женить. Вопреки воле родителей он решил стать монахом и, тайно покинув родительский дом, бежал в мона­стырь свт. Иоанна Златоуста, на горе Кудзовендис9. Спустя два месяца, обыскав все епархии острова, его схватили и в узах приве­ли домой, но он, расторгнув брачный договор, ушел обратно в мо­настырь, уже навсегда. Связь с родственниками возобновилась позже, когда, сделав исключение из своего устава, прп. Неофит принял на воспитание племянника Исайю, впоследствии эконома, а после смерти преподобного, игумена монастыря10.

В 1152 г.11, после небольшого испытательного срока, его со­чли достойным для столь вожделенного им пострига, о котором он писал: «…никакое свадебное украшение, я думаю, никогда гак не радовало жениха, как меня облачение в монашеское одеяние»12. По благословению игумена прп. Неофит трудился на винограднике в местечке Ступес; еще с детства отец приучил его к этому труду, дававшему возможность прокормить огромную семью13. Выпол­няя послушание, преподобный, который не знал даже первых букв алфавита, изучал грамоту и церковный устав и в скором времени выучил наизусть Псалтирь 14. Видя способности молодого монаха в учебе, настоятель перевел его в храм свт. Иоанна Златоуста, назначив помощником экклисиарха. Более двух лет преподобный выполнял это послушание, как сам он писал: «…будучи и днем и ночью чрезвычайно обеспокоен любовью к созерцательной жизни, что не давало мне покоя… Но старшие монастыря не давали мне возможности посвятить себя этому, по причине юности»15.

В 1158 г. молодой монах отправился в паломничество по Свя­той Земле и ради поклонения, и в надежде повстречать в тех пусты­нях одинокого отшельника и последовать за ним. После шести ме­сяцев безрезультатного поиска Господь в видении повелел ему идти в другое место, на которое «тоже сойдет Царь и наложит печать на хлеб»16. Преподобный возвратился обратно в свой монастырь, но начальствующие монастыря его не приняли, видимо, его уход, обус­ловленный юношеской горячностью, был не безоблачный. Впослед­ствии это нашло отражение в его уставе, содержащем строжайшие запреты на передвижения монахов вне монастыря17. В поисках на­ставника в созерцательной жизни он решил плыть к знаменитой Латрской горе. В порту Пафоса его схватили стражи гавани и, отобрав бывшие у него две номизмы, посадили как беглого в тюрьму. Вско­ре он был отпущен по ходатайству неких благочестивых людей и пребывал в растерянности, «не зная, какое место ему будет предоп­ределено как место обетования и упокоения»18.

Оставшись без средств к существованию и не имея возмож­ности двигаться дальше, прп. Неофит увидел в этом Божью волю и начал искать подходящее место около Пафоса, чтобы жить, как уеди­ненный отшельник19. В 1159 г. к северо-западу от Пафоса, на «Ме­довой» горе, рядом с горным родником, он нашел подходящее мес­то, защищенное высокой скалой. Как он потом написал: «вместо про­славленного Латроса Бог даровал мне это ущелье и эту мельчай­шую из пещер, которая была пустынна и служила укрытием для птиц, но для меня она оказалась желанной из-за уединенности места»20.

В 1159 г. в день рождения св. Иоанна Предтечи он поселился в пещере и, найдя, что это место тихое и спокойное, собственно­ручно вырубил, в скале келию, на что у него ушло около года. Глу­боко внутри пещеры он вытесал гроб и устроил «алтарь для свя­тых обрядов, чтобы не удаляться от причащения Христовых Тайн»21. Окончив работу к празднику Воздвижения, прп. Неофит нарек пещеру именем «Честного Креста». Так началась его зат­ворническая жизнь. Вскоре слава о затворнике распространилась по всему острову, и к одинокой Пафской келии начали приходить люди, искавшие исцеления22 и мудрых советов отшельника. В 1166 г. на пустовавшую кафедру Пафоса был поставлен Василий Киннам, который проявил большое расположение и веру к прп. Неофи­ту и четыре года посещал его и уговаривал принять сан и взять ученика. В 1170 г. прп. Неофит был рукоположен и взял ученика, на содержание которого Пафский архиерей выделил необходимую сум­му. С финансовой помощью епископа Василия «постройки скита стали расширяться и украшаться, и скала во всю длину была вы­рублена для устройства келий»23. 1170 г. считается годом основа­ния монастыря, настоятелю которого исполнилось всего 36 лет.

Постепенно налаживалась монастырская жизнь. С увеличе­нием братии потребовалось вести строительную деятельность, и возникла необходимость в написании устава для обители24. В 1177 г. преподобный составил первый устав25, известный как «Завет» — собрание правил жизни и поведения для братии основанной им оби­тели. «Завет» был переработан преподобным в 1214 г. и дошел до нас в своей второй редакции. В 1190 г. устав был утвержден Пафским архиереем Василием, а четыре года спустя его преемником Вакхом. Этот и многие другие косвенные факты, содержащиеся в «Завете»26, показывают, что статус обители был епархиальным.

Вскоре даже монастырская жизнь стала казаться преподобно­му слишком суетной. Избегая людской славы, он вырубил в скале, выше первой, новую келию «Новый Сион»27, откуда уже не выходил, слушая литургию через большое отверстие в старом гроте. В этом затворе он сподобился божественных откровений, сюжетами кото­рых еще при его жизни были расписаны стены небольшой часовни. На одной из фресок — два ангела возносят его на небо, на другой — он преклоняет колени перед Иисусом Христом, рядом с которым стоят Дева Мария и Иоанн Предтеча. По благословению прп. Нео­фита в 1183 и 1196-1200 гг. пещерный храм и примыкающие к нему келия и трапезная были расписаны мастерами из Константинополя и известным критским иконописцем Феодором Апсевдисом28.

Латинское завоевание Кипра в 1191 г.29, описанное преподоб­ным в исторической хронике30, нашло отклик и в его уставе, где он увещал братию «в ужасном рабстве латинян… сохранять себя сво­бодными от греха»31. Оккупация острова стала одной из причин, подвигнувших прп. Неофита, считавшего, что нет ничего лучше, чем состояние нищеты, которая всегда сопутствует святости, ос­лабить строгие правила «Завета» и, уступив настойчивым проше­ниям братии, приобрести немного пахотной земли, виноградник и умеренное количество овец по причине избытка братии и из-за нужд пришельцев, ежедневно посещавших обитель. При этом преподоб­ный молил Бога не осудить его за этот поступок и просил братию не подпасть под душевредное воздействие материальных приоб­ретений32. Обитель не бедствовала во время латинского правле­ния, так как паломники, приходившие в нее, и сильные мира сего щедро благотворили ей33. Братья хотели даже начать строитель­ство нового храма в честь «Живоначальной Троицы», но преподоб­ный удержал их от этого намерения, предлагая довольствоваться пещерным храмом.

В 1214 г. в возрасте восьмидесяти лет преподобный преста­вился. Он завещал похоронить его в вырубленной им гробнице и, совершив надлежащие молитвы, заложить вход для сокрытия его останков от живущих, по примеру древних отцов34. Прп. Неофит испытал все виды монашеской жизни от анахоретства до киновии и прошел путь от послушника до игумена. Подвиг затворничества, в котором прославился преподобный, после столпничества был самым почитаемым и распространенным в Византии и особенно процветал на островах Средиземного моря Кипре, Родосе и др.35

Идея монастыря во главе с затворником после смерти препо­добного была оставлена. Обитель спокойно существовала, пока на Кипре правила династия Лузиньянов и в течение венецианского правления36. В 1435 г. был построен одноку польный каменный храм в честь Пресвятой Богородицы37. В начале XVI в. другой монах Неофит провел восстановительные работы в монастыре, за что был назван новым ктитором. После захвата Кипра турками мона­стырь в 1585 г. потерял все привилегии и земли и уцелел от исчез­новения благодаря энергичным действиям игумена Леонтия, кото­рый в 1631 г. добился принятия обителью ставропигии через пись­мо, данное Константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом. Трудные времена в начале XVIII в. вынудили монахов про­дать почти все рукописи монастыря агентам французской короны. Когда в 1735 г. обитель посетил русский паломник Василий Григорович-Барский, она имела удручающее состояние, монахи даже не знали, кто был основателем их монастыря38.

Мощи преподобного были обретены в 1750 г. Несмотря на то, что он завещал «не трогать его останков до Страшного Суда»39, их перенесли в храм Успения Богородицы, где они покоятся и в насто­ящее время. Известный кипрский хронист Леонтиос Махерас пи­сал, что место, где был погребен прп. Неофит, обладает чудотвор­ной силой и излечивает больных40.

После греческого восстания в 1821 г. монастырь пребывал на грани исчезновения. Один из игуменов обители был заколопурками в Никосии. Положение монастыря не улучшилось после пе­рехода Кипра в 1878 г. под юрисдикцию Англии, а число монахов в обители уменьшилось до десяти. В 1963 г. был предпринят струк­турный ремонт монастыря и воздвигнуты сооружения, предохра­няющие пещерный комплекс от дальнейшего разрушения41.

Память о прп. Неофите и любовь к нему не иссякли у киприо­тов и по сей день. Основанная им обитель является «жемчужиной» Кипра. В монастырь приходит множество паломников, которые, при­бегая к мощам преподобного, ищут душевного и телесного исцеле­ния и его небесного заступничества. Дважды в год, 24 января, в день упокоения, и 28 сентября, в день обретения мощей Святого, здесь проходят торжественные литургии, а за воротами обители — народные ярмарки в память о великом кипрском святом42.

  1. Творения прп. Неофита

Несмотря на тот факт, что прп. Неофит, вся литературная де­ятельность которого была посвящена духовному окормлению вве­ренных ему Господом иноков43, научился читать и писать после восемнадцати лет, он считается самым плодотворным писателем средневизантийского периода кипрской истории. Это очень удиви­тельно, если принять во внимание его затворнический подвиг, ду­шепопечительную деятельность, игуменские заботы, а также по­литические потрясения его времени.

Преподобный написал множество оглашений, посланий, экзе­гетических гомилий, жития святителей Спиридона и Епифания, пре- подобных Димитриана и Тихона Амафунтского, и других кипрских угодников44, проповеди45, гимны и похвальные слова святым46. Еще в VI—VII вв. кипрские архиереи широко славились своей агиогра­фической деятельностью47, а в XII в. прп. Неофит явился плодови­тым продолжателем кипрских творческих традиций. Его агиогра­фическое творчество известно как «Неофитовы жития»48. Список шестнадцати творений прп. Неофита содержится в двенадцатой главе его устава. Наиболее известные его произведения: «О бед­ствиях в Кипрской стране» (о неустройствах, охвативших остров во время правления Исаака Комнина и притеснениях православ­ных латинянами), «Слово на Шестоднев», «Пятидесятиглавник», «Десять слов о заповедях Христовых» и «Завет».

Постатейный анализ «Завета» показал, что он является пре­емником Евергетидского49 типикона или связанных с ним памят­ников, например типикона современника прп. Неофита Нила Тамасского50. Несомненно использование авторами этих типиконов одних и тех же источников51. «Завет» вобрал в себя многие прин­ципы, отображенные в Евергетидском типиконе52, о чем свидетель­ствует не только схожесть устава по многим вопросам монастырс­кого устроения, но и стилистические совпадения языка этих двух памятников53. «Завет» содержит отличительно палестинские бо­гослужебные предписания: служение бдений (’αγρυπνία)54 с па­нихидами 55 по усопшему затворнику; увеличение объема чтения Псалтири; выделение служб субботам, воскресеньям, праздникам и великим святым56. Это показывает, что «Завет» несет значи­тельное влияние иерусалимской традиции57 и является продуктом ново-савваитского синтеза58, что, наверное, закономерно, если учесть близкие отношения Антиохии и Кипра еще с первых веков христианства59. В «Завете» содержатся многие специфически киновиальные предписания, хотя прямо не оговаривается преимуще­ство этого вида монастырского устройства.

При наличии схожих положений «Завета» и памятников Евергетидской реформы60, есть и различия, касающиеся в основном аскетической практики монахов61. Две редакции «Завета» также показывают динамику развития взглядов преподобного, который в промежутке с 1177 г. по 1214 г. изменил свое мнение по существен­ным вопросам о размерах и о средствах существования обители62. Студийские по своей сути аскетико-дисциплинарные постановле­ния Евергетиды 63, у прп. Неофита претерпели значительное усиле­ние, например: ограничение количества находящихся в монастыре монахов; периодическое чтение устава в присутствии всей братии; ежедневное служение литургии; избрание и игуменство затворни­ка; запрет допуска женщин в обитель, далее для сбора милостыни; исповедь и духовное окормление только у одного духовного отца; запрег на личную собственность и хранения еды в келиях; осмотр келий монахов старшими монастыря; пятидневное сухоядение в Великий пост и грехдневное в остальные дни; запрел на купание; ношение монахами серой, а не черной, и только ветхой одежды; максимальное ограничение общения с родственниками и другими монахами, запрет на присутствие в обители детей64.

В начале ХIII в., видимо, произошло возвращение к ранним, строгим дисциплинарным постановлениям с соответствующими наказаниями, и есть несомненные указания на растущую популяр­ность «Покаянного» канона псевдо-Василия, из которого преподоб­ный приводит не всегда точные цитаты. Правила этого канона рег­ламентировали отношения монастыря с внешним миром и вместе с начертанным в притворе храма отлучением65 являлись ключом к епитимийной системе преподобного66.

  1. Аскеза прп. Неофита

Как игумен монастыря и наставник монахов, прп. Неофит в своем творчестве уделял значительное место теме аскетического подвига. В творениях преподобного усиление претерпела не только телесная, но и духовная практика монахов. Его аскетические воззрения вытекают из практического подхода к Свщ. Писанию. Он писал, что «хранящий заповедь — хранит душу свою»67 и «для дос­тижения блаженного совершенства… необходимо понуждать себя, …ибо без понуждения невозможно стяжать какого-либо блага»68.

Следующее, на что обращал внимание преподобный, — это нестяжание. Он приводил фразу, на которую опиралось все раннее монашество в своем отречении от мира:

«…если хочешь быть со­вершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах; и приходи и следуй за Мною. (Мф. 19:21)… А из продажи имения и раздаяния его нищим происходит тройная польза: нестяжательность, милостивость и следование Христу…»69.

Из трех названных прп. Неофитом добродетелей пер­вая — «нестяжательность» (’ακτημοσύνη) — особенно часто упо­минается в памятниках аскетической письменности; вторая — «ми­лостивость» (’ελεημοσύνη), вытекающая из заповеди блаженств, — также высоко ставилась Св. Отцами; третья — «следование Хрис­ту» (Χρίστου οπαδία) — не встречается в аскетической письменно­сти 70. Но, если присмотреться, то она контекстно роднится и даже является святоотеческим странничеством, то есть отчуждением от всего, что окружает инока в его земной жизни. «Странничество» у прп. Симеона Нового Богослова трансформировалось в «живот­ворную мертвость» (ζωοποιός νέκρωσις)71, ay при. Неофита в «сле­дование Христу… вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Лк. 18:28)72. По сути, монашеское отречение от родителей, и род­ственников, и всего, что в мире, является прямым и буквальным следованием словам Спасителя73.

Очень много внимания в своем творчестве преподобный уде­лял покаянной практике своих монахов. Он заклинал их: «из поко­ления в поколение, с готовностью исповедовать свои ошибки и дур­ные мысли либо отцу-затворнику, либо тому, кого он назначит»; заповедовал: «…падшему в грех …не участвовать в причастии страшных и ужасных Христовых Таинств, …и не пребывать в мо­настыре, если только он быстро не восстанет через исповедь и искреннее покаяние»; наставлял приносить: «чистое исповедание, которое является доказательством покаяния и воздержанием от зла»74; учил: «всецело избегать неразумия и через покаяние при­ближаться к вечному», показывая и путь достижения этого: «не следует сражаться с согрешающим против тебя, чтобы сказать тебе со свободной уверенностью: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12)75.

Еще одной, пожалуй, самой важной составляющей следова­ния и уподобления Христу для прп. Неофита являлась любовь, в особенности к врагам, которая есть крайне-высшее проявление любви, печать Богоподобия, показатель истинности, любовь, ве­дущая к совершенству и сыновству.

Он писал:

«..смотри, как ве­дет Господь к совершенству Отца тех, которые блюдут Его запо­веди. Любя врагов, говорит Он, благословляя проклинающих и бла­готворя ненавидящим вас — будете совершенными и сынами Не­бесного Отца… Преблагий показал, что следует делать возлюбив­шим блаженное совершенство, а именно: любить врагов, благо­словлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих, продавать имение и раздавать нищим… Из любви к врагам и последующего рождается в душе покой и невозмутимость духа, благодаря чему здесь водворится и совер­шается вместилище Святого Духа и человек делается совершен­ным подражателем Христа… радеющего о том, чтобы сердце наше пребывало в духовном покое…»76.

Понятия «покой и невозмутимость» (γαλήνην και αταραξίαν) близки по смыслу термину «исихия», и преподобный, часто используя их, делился своим молитвенным опытом шестидесятилетнего затво­ра, призывая читающего разделить его: «…необходимо понуждать себя к стяжанию Божественной и духовной мудрости, то есть к тому, чтобы любить врагов и молиться за них… Ведь когда это бывает, мы равным образом и одновременно начинаем постепенно молиться Гос­поду в чистоте сердечной»77. Наставляя монахов в молитвенном де­лании, преподобный, предохраняя их от падений, поэтапно расписывал действия при возможных прелестных посещениях78, передавая не толь­ко свой опыт, но и «слышанное и виденное» им как уроки «стойкости для рассудительных и умеренности для более пылких»79.

Для при. Неофита, любовь к врагам и молитва за них — эго «…могущественный венец всех благ — исполнение закона (Рим.

13:10) и всех пророков, апостольское украшение, отличительный признак учеников Христовых»80. В конце «Завета» он написал: «Я молю, братия, чтобы вы носили любовь как самое драгоценное в своем сердце, чтобы согласно Божественной заповеди вы жили в мире и любили друг друга (Ин. 13:34). По каковой причине я тоже, как ключ из чистого золота и драгоценную печать, положил лю­бовь как конец этих канонов, надежно хранящую от врага люб­ви»81. Преподобный настолько часто говорил об этом, что в его сло­вах можно выявить некоторое учение, суть которого сводится к сле­дующему: любовь и молитва за врагов, как внутренняя аскеза духа, дает возможность быстрого достижения блаженного совершенства и делает человека совершенным подражателем Христа.

Жесткая телесная и духовная практика, абсолютное нестяжание, непременно чистое покаяние, полный отказ от мира и сле­дование Христу, любовь к врагам и молитва за них, дающая духов­ный покой — вот духовные стержни, заложенные прп. Неофитом для будущего духовного возрождения его народа.

  1. Экзегеза прп. Неофита

Преподобный был весьма плодотворным экзегетом и соста­вил комментарии к Библии, толкования на книги Свщ. Писания и множество гомилий. Экзегеза занимала в его творчестве важное место и, по предварительным впечатлениям, носила преимуще­ственно «нравственно-аскетический и сугубо прикладной харак­тер». Сам он говорил, что толкует Свщ. Писание «во славу Божью и на пользу другим»82.

Используя библейские образы и слова Господни, прп. Неофит настаивал на исполнении установлений, содержащихся в Свщ. Пи­сании: «Да будем мы, Христе Царь, не только собирателями и толко­вателями, но и исполнителями Твоих Божественных заповедей, что­бы быть явленными нам точными делателями их»; говорил об их буквальном понимании и применении в жизни каждого человека: «…нам следует просто и без затей подчиняться Повелевающему»; побуждал читающих следовать им: «…Владыка не просто изрек в слове, но и исполнил на деле…»83. Монахи рассматривали Свщ. Пи­сание как руководство к практической деятельности и стремились понимать его посредством исполнения написанного в нем. Св. Отцы, интерпретируя слова Свщ. Писания, передавали читателю свой ду­ховный опыт и приглашали разделить этот опыт, устанавливая пря­мую связь между Свщ. Писанием и духовной жизнью84.

Прп. Неофит применял буквальный и аллегорический методы толкования. Проводя параллели между «библейскими реками» и «Божественными притчами, содержащими в себе различные мыс­ли и орошающие души верных, словно потоки, истекающие из Бо­жьих недр»85, он требовал от пасомых не пренебрегать чтением Псалтири, литургических книг (Евангелие, Апостол), катехизиса 86, и призывал «утолять свою жажду из этих потоков подобно извест­ной самарянской женщине»87, вероятно, придерживаясь принципов подхода к Свщ. Писанию, сформулированных ранней Церковью, по которым Евангелие понималось как «плоть Иисуса»88. Приводя же и толкуя буквальные смыслы, показывал жизненные последствия исполнения или неисполнения Евангельских строк для «склонных к летаргии умов»89 потомков Адама.

У монахов было особое отношение к Свщ. Писанию как к источнику религиозного вдохновения. Они не только читали и тол­ковали, но еще и заучивали его наизусть 90. Встречающиеся в ра­ботах прп. Неофита пересказы и неточные ссылки на Свщ. Писа­ние показывают, что он цитирует его по памяти. Прп. Неофит глу­боко любит и прекрасно знает Свщ. Писание и очень часто ссыла­ется на него. В его использованных в данной работе творениях 91 обнаружено 152 ссылки на Свщ. Писание. Из них 57 ссылок на Ветхий Завет и 95 на Новый. Из книг Ветхого Завета больше все­го ссылок на Псалтирь — 24, затем Притчи — 9, на остальные книги — не более 4 ссылок на каждую встречающуюся. Из книг Нового Завета — Евангелия: от Матфея — 39, Иоанна — 14, Луки — 7 и Мар­ка — 3. А из апостольских послании — по пять ссылок на послания ап. Павла к Римлянам и первое к Коринфянам, остальные — не бо­лее двух на каждую встречающуюся книгу.

При сравнении этих цифр, открывается интересная особен­ность: из 59 ссылок, сделанных им в его словах «О покаянии» и «О Божьем крещении, святой любви и других величайших Божествен­ных заповедях», 54 — из Нового Завета и только 5 — из Ветхого. Создается впечатление, что преподобный считает покаяние и лю­бовь добродетелями исключительно Новозаветными, что истинно­го покаяния, в смысле изменения и преображения человеческой природы, «возрождения нашего естества, которое вследствие пре­ступления заповеди Божией обветшало и пришло в негодность»92, не могло бьггь в Ветхом Завете, так как еще не снизошел на землю Тот «Пречистый Пекарь, Который неизреченным образом приме­шал Себя Самого, восприняв… восстановил и… чудесно создал все наше обветшавшее тесто и все его мешение»93, в Пречистую Плоть Которого и только в Нее возможно данное спасительное преобра­жение: «Я есмь Хлеб жизни… идущий Хлеб сей будет жить вовек; Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6:48,51). Также не было явлено предела Крестной Любви: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34), и люди еще жили в ветхозаветном «око за око» (Втор. 19:21). Из приведенных выше цифр видно, что к Новому Завету преподобный обращался гораздо чаще, чем к Вет­хому. И наиболее часто цитируемой книгой является Евангелие от Матфея. При выборе цитат из Свщ. Писания, преподобный исполь­зовал особый прием, который встречается в трех его творениях94. Он брал одну главу из выбранной им книги Свщ. Писания и приво­дил из нее подряд 5-6 цитат, чаще всего в пересказанном виде, уподобляясь пчеле, которая не перелетает на другой цветок, пока не соберет всего нектара с первого.

Тексты прп. Неофита, очень цельные, гармоничные и абсолют­но понятные, просто завораживают глубиной богословских интуиции и созерцательного ведения. Слова Свщ. Писания и преподобного, пере­плетаясь, образуют единый орнамент, показывая этим один Источ­ник. Преподобный не толковал Свщ. Писание, а жил им, передавая его словами свой мистический опыт Богообщения, «изумляясь незри­мым сокровищам, удивляясь Свезу Невечернему, Богатству невыра­зимому, Славе непрестанной», и приглашал читающих «приближаться к вечному и созерцать его»95, а где уже «нестерпимо философство­вать»96, хранил «благоговейное молчание»97. Такой подход к Свщ. Писанию, во многом обусловленный обстоятельствами жизни препо­добного, можно определить как опытный экзегезис.

Из всего вышеизложенного видно, что преподобный был великим святым подвижником и, старцем и в то же время весьма плодовитым писателем, который сам, вкусив небесной сладости Богообщения, в своих творениях поделился ею с другими; основав духовный монашеский улей, оставил после себя обильные словесные соты. Очевидна параллель между временем жизни преподобного, духовными потребностями окормляемых им душ и его творчеством, идеалом которого, как, впрочем, и всей его жизни, является любовь Христова, равная ко всем, ведущая к совершенству, сыновству и спасению.

На фоне общих нестроений и потрясений Византийской импе­рии, изобилующих во время жизни преподобного98, писавшего об этом так: «Дела нашей страны не лучше бушующего моря. Они хуже, чем свирепое море, потому, что морскую дикость сменяет тишина, здесь же буря раздоров каждый раз повторяется, и рев ее не имеет конца»99 — появляются духовные ростки, которые через сто лет обильно процветут греческим духовным чудом. Монашес­кий подход прп. Неофита к Свщ. Писанию и обстоятельства его жизни принесли обильные плоды творчества и духовности, суть которых сводится к следующему: сугубая аскеза духа и тела и столь же сугубая любовь к Богу и людям.

Брезгунов С.К. Святой Неофит Затворник // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 6. Волгоград, 2006. С. 110-131.

ДИОНИСИЙ (ШЛЕНОВ), игум. Добродетель послушания в греческой святоотеческой традиции

ДИОНИСИЙ (ШЛЕНОВ), игум. Смысл паломничества в духовном наследии Византии

Примечания

  1. Testamentary Rule of Neophytos for the Hermitage of the Holy Cross near Ktima in Cyprus. [3], [10], [13]. Galatariotou C. Testamentary Rule of Neophytos… Byzantine Monastic Foundation Documents. Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington. D. C., 2000. R 1349,1353,1355.
  2. Αγίου Νεοφύτου του Έγγλείστου, Συγγράματα. Band Hrsg. ‘Ιερέ βασιλική καί σταυροπηγιακή Μονή άγιου Νεοφύτου. Paphos, 1999. ιά, 6196.
  3. Другие издания творений прп. Неофита:Tsiknopoullos I. Kypriaka Typika. Nicosia. 1969. P. 71-117. Galatariotou C. Testamentary Rule of Neophytos for the Hermitage of the Holy Cross near Ktima in Cyprus. Byzantine Monastic Foundation Documents. Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington. D. C., 2000. P. 1339-1369.
  4. Архим. Амвросий (Погодин). Преподобный Неофит затворник Кипрский. Слово на Всечестное и Божественное Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии // Вестник русского христианского движения. Париж, Нью-Йорк, М., 2002. № 138. С. 86.
  5. Приведенная историография в своей основе взята из: Galatariotou С. Testamentary Rule… Р. 1347. К сожалению, пока мне доступна только часть работ. Warren F. F. The Ritual Ordinance of Neophytus. Westminster, 1881.Petit L. Vie et ouvrages de Neophyte le Reclus // Echos d’Orient, 1898- 99. T.2. P. 257-268.Hadjiioannou I. H. Historia kai erga Neophytou presbyterou, monachou kai enklestou. Alexandria, 1914.Indianos A. C. and Thomson G. H. Wall Paintings at St. Neophytos Monastery // Kypriakai Spoudai. 1939. T. 3. P. 155-224.Laurent V. Le typicon monastigue de Neophyte le Reclus. Nombre et dates de ses recensions // Revue des Etudes Byzantines. 1949.7. P. 52-55.Tsiknopoullos I. To syngraphikon ergon tou Hagiou Neophytou // Kypriakai Spoudai. 1958. № 22. P. 67-214.Mango C. and Hawkins E. J. The Hermitage of St. Neophytus and Its Wall Paintings // Dumbarton Oaks Papers. 1966. № 20. P. 119-206.Τσικνοπύλου Ι. Ή ερμηνεντική τον ‘Αγιον Νεοφύτου. Λευκωσία,Kazhdan A. Neophytyos Enkleistos // Oxford Dictionary of Byzantium. 1967. P. 1454-1455. Tsiknopoullos I. He thaumaste prosopikotes tou Neophytou presbyterou monachou kai enkleistou // Byzantion. 1967. № 37. P. 311-413. Congourdeau M.-H. Le ‘Discours sur les saintes lumieres’ de Neophyte le Reclus // Epeteris tou Kentrou Epistemonikon Ereunon. 1975-77. № 8. P. 113-185. Englezakes B. Anekdoton Hypomnema tou hosiou Neophytou tou Enkleistou eis ten Apokalypsin // Epeteris tou Kentrou Epistemonikon Ereunon. 1975-77. № 7. P. 73-112. Epstein A. W. Phases of Construction and Decoration in the Enkleistra of St. Neophytos near Paphos on Cyprus // Byzantine Studies. 1983. №10. P.71-80. Galatariotou C. The Making of a Saint: The Life, Times and Sanctification of Neophytos the Recluse. Cambridge, 1991. Congourdeau M.-H. L’Enkleistra dans les ecrits de Neophytos le recluse. Les saints et leur sanctuaire: texts, images et monuments // Byzantina Sorbonensia. 1993. № 11. P. 137-149. Труды зарубежных авторов, в которых содержатся фрагментар­ные сведения о прп. Неофите: Krumbacher К. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des ostromischen Reiches (527-1453). Munchen, 1897. 286. Hackett J. A History of the Orthodox Church of Cyprus. London, 1901. P. 348-354. Delehaye H. Saints de Chypre // Analecta Bollandiana. 1907. T. 26. P. 274-297. Hackett J. and Papaioannes Ch. Historia tes Orthodoxou Ekklesias tes Kyprou. Athens, 1923. P. 137-146. Beck H.-G. Kirche undtheologische Literatur im byzantinischen Reich. Munich, 1959. S. 633-634. Manaphes K.A. Paratereseis eis ta Kypriaka Typika // Epistemonike Epeteris tes Philosophikes tou Panepistemiou Athenon. 1969-70. № 20. P.155-168. Epstein A. W. Formulas for Salvation: A Comparison of Two Byzantine Monasteries and Their Founders // Church History. 1981. 50. P. 385-400. Volk R. Gesundheitswesen und Wohltatigkeit im Spiegel der byzantinischen Klostertypika. Munich, 1983. P. 225. Galatariotou C. Eros and Thanatos: A Byzantine Hermit’s Conception of Sexuality // Byzantine and Modem Greek Studies. 1990. № 13. P. 95-137. Переводы творений прп. Неофита на русский язык с комментари­ями авторов: Сидоров А.И. Неофита монаха и Затворника десять слов о запове­дях Христовых // Альфа и Омега. 1998. № 1. С. 48-78.Архим. Амвросий (Погодин). Преподобный Неофит затворник Кипрский. О бедствиях в Кипрской стране. Слово на Всечестное и Божественное Рождество Пречистой Владычицы нашей Богоро­дицы и Приснодевы Марии. Краткое слово о Богоотроковице Ма­рии, когда, будучи в трехлетием возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями и приведена во Святая святых; и свидетельства Свя­щенного Писания, говорящие о Ней. Слово о некоем монахе в Па­лестине. который в 6693 году, индикта 3-го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал // Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; М., 2002. № 138. С. 59- 86. http://aleteia.narod.ru/abc.htm.Фрагментарные сведения о прп. Неофите содержатся в работах:Нелюбов Б. Л. Кипрская Православная Церковь // ЖМП.1964. № 6. С. 42.Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. М., 1992. Т. 2. С.1627.Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М, 1994. Т.1. С. 12,24,36,40.Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 37,190. .Каждая А.П. Византийский монастырь 11-12 вв. // Византийская цивилизация… 1947-1991 гг. М., 1999. С. 53.Иером. Даниил (Сычев). Монастыри Кипра // Московский журнал. 2003. № 12. С. 6. www.mjTusk.ni/03/6/mjhtm
  6. Скурат К.Б. История Поместных Православных Церквей. Т. 1. М., 1994. С. 36
  7. Galatariotou С. Testamentary Rule… Р. 1339.
  8. Папаконстантину Л. Монастырь святого Неофита на Кипре // Ве­стник Кипра. 2004. № 473. С. 28. http://www.cyprusadvertiser.com
  9. Testamentary Rule of Neophytos… [3]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1349.
  10. Ibid. [9]. [16]. P. 1352, 1358.
  11. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1339.
  12. Testamentary Rule of Neophytos… [4]. Galatariotou C. Testamentaiy Rule… P. 1350.
  13. Папаконстантину Л. Монастырь святого… С. 28.
  14. Иером. Даниил (Сычев). Монастыри Кипра… С. 6.
  15. Testamentaiy Rule of Neophytos.,. [4]. Galatariotou C. Testamentaiy Rule… P 1350.
  16. Ibidem.
  17. Ibid. [c. 1-4]. P. 1368.
  18. Ibid. [24]. [4]. P. 1369,1350.
  19. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1339.
  20. Testamentary Rule of Neophytos… [4]. Galatariotou, C- Testamentary Rule… P 1350.
  21. Ibid. [5]. P. 1351.
  22. В 1164 г. прп. Неофит предпринял поиски частей Животворящего Креста, которые и сейчас находятся в обители. На поклонение Честному Древу стекалось множество паломников. [5],[15].Р. 1351, 1359.
  23. Ibid. [5]. Р 1351.
  24. Testamentary Rule of Neophytos… [12], [14], [20]. Galatariotou С. Testamentaiy Rule… Р. 1354,1356,1359.
  25. Galatariotou C. Testamentary Rule… P 1339.
  26. Testamentary Rule of .. [5], [14], [15], [22], [24]. Galatariotou C. Testamentaiy Rule… P 1351,1356,1357,1361,1369.
  27. Ibid. [20]. P 1359.
  28. Иером. Даниил (Сычев). Монастыри Кипра… С. 6.
  29. Успенский Ф. И. История крестовых походов. М., 2001. С. 374.
  30. Прп. Неофит. О бедствиях в Кипрской стране. Архим. Амвросий (Погодин). Преподобный Неофит… С. 59-63.
  31. Testamentary Rule of Neophytos… [10], [c.8.]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1353,
  32. Ibid. [10]. P. 1353.
  33. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1340.
  34. Testamentary Rule of Neophytos… [20], [24]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1359,1369.
  35. Соколов И. И. Состояние монашества Византии 9-13 вв. СПб., 2003. С. 287.
  36. Galatariotou С. Testamentary Rule… Р. 1340.
  37. Иером. Даниил (Сычев). Монастыри Кипра… С. 6.
  38. Galatariotou С. Testamentary Rule… Р. 1340.
  39. Testamentary Rule of Neophytos… [24]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P.
  40. Папаконстантину Л. Монастырь святого… С. 28.
  41. Galatariotou С. Testamentary Rule… Р. 1340.
  42. Папаконстантину Л. Монастырь святого… С. 28.
  43. Сидоров А.И. Неофита монаха… С. 48.
  44. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 37.
  45. Преподобному Неофиту принадлежит значительное число пропо­ведей, из них только 11 были изданы. 9 — Ипполитом в Analecta Bollandiana. Т. 26. 1907; 2 — были напечатаны, сопровожденные латинским переводом, монсеньером Жюжи в Patrologia Orientalis. Т. 16.1922. Архим. Амвросий (Погодин). Преподобный Неофит… С. 85.
  46. Нелюбов Б.Л. Кипрская Православная Церковь // ЖΜΠ. №6. С. 40.
  47. Скурат К.Е. История поместных… С. 8.
  48. Рудаков А. П. Очерки византийской культуры… С. 190.
  49. Евергетидский типикон был написан по повелению императора Никифора Вотаниата (1078-1081гг.) для основанного Василием Прото­секретом Константинопольского монастыря Богородицы «Благодетельни­цы» (Евергитиды) (Typikon of Timothy for the Monastery of the Mother of God Evergetis. [43]. Robert Jordan. Typikon of… Evergetis. Byzantine Monastic Foundation Documents. Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington, D. C., 2000. P 499).
  50. В 1210 г. епископ Тамасский Нил составил достаточно обширный устав для монастыря Богородицы «Махера» на Кипре (Соколов И.И. Со­стояние монашества… С. 266).
  51. Типикон Нила Тамасского обнаруживает сильное влияние Евергетидского типикона, о заимствовании из которого повествует сам создатель (Rule of Neilos, Bishop of Tamasia, for the Monastery of the Mother of God of Machairas in Cyprus. Bandy A. Rule of Neilos… Byzantine Monastic Foundation Documents. Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington. D.C., 2000 1107-1166).
  52. Typikon of… Evergetis. Robert Typikon of… Evergetis… P. 454—499.
  53. ”Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1341.
  54. Тафт P. Ф. Византийский Церковный обряд. СПб., 2000. С. 98.
  55. Отличительной особенностью суточного круга богослужения, за­фиксированного в Евергетидском типиконе, является наличие службы «паннухис» — панихиды, совершавшейся после повечерия (Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексея Студита в Византии и на Руси. М.,2001. С. 146).
  56. Testamentary Rule of Neophytos…[12], [15]. Galatariotou C. Testamentary Rule… R 1354,1357.
  57. Пентковский A.M. Константинопольский и Иерусалимский бого­служебные уставы // ЖΜП. № 4. 2001. http://2I2.188.13.168/ izdat/ JMP/ 01/4-01/14/
  58. Тафт Р.Ф. Византийский Церковный … С. 98.
  59. Нелюбов Б.Л. Кипрская Православная… С. 40.
  60. Galatariotou С. Testamentary Rule… Р. 1343.
  61. Testamentary Rule of .. [23]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1362-1368.
  62. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1346.
  63. ТафтР. Ф. Византийский Церковный… СПб., 2000. С. 98.
  64. Testamentary Rule of .. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1349-1370.
  65. Ibid. [13]. P.1355.
  66. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1345.
  67. Testamentary Rule of .. Galatariotou C. Testamentary Rule… [11]. P. 1354.
  68. Прп. Неофит. Слово третье… Сидоров А. И. Неофита монаха… С. 74.
  69. Там же. С. 63.
  70. Сидоров А. И. Неофита монаха… С. 63-64.
  71. Иером. Илларион (Алфеев). Прп. Симеон… М., 1998. С. 86,192.
  72. Прп. Неофит. Слово третье… Сидоров А. И. Неофита монаха… С. 63.
  73. Иером. Илларион (Алфеев). Прп. Симеон… М., 1998. С. 191.
  74. Testamentary Rule of Neophytos… [21], [13], [с. 7]. Galatariotou С, Testamentary Rule… P. 1360, 1356,
  75. Прп. Неофит. Слово второе… Слово третье… Сидоров А.И. Неофи­та монаха… С. 55, 68.
  76. Там же. С. 61, 63, 65.
  77. Там же. С. 74.
  78. Прп. Неофит. Слово о некоем монахе в Палестине, который в 6693 году, индикта 3-го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал. Архим. Амвросий (Погодин). Преподоб­ный Неофит… С. 64.
  79. Там же. С. 76.
  80. Прп. Неофит. Слово третье… Сидоров А.И. Неофита монаха… С.
  81. Testamentary Rule of Neophytos… [с. 20]. Galatariotou C. Testamentaiy Rule… P.1368.
  82. Сидоров А.И. Неофита монаха… С. 49.
  83. При. Неофит. Слово третье… Сидоров А.И. Неофита монаха… С. 77, 73, 69.
  84. Иером. Илларион (Алфеев). Прп. Симеон… Μ., С 69, 72.
  85. Прп. Неофиг. Слово второе… Сидоров А.И. Неофитамонаха… С. 50,55.
  86. Testamentary Rule of Neophytos… [12]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1354.
  87. Его же. Слово второе… Сидоров А.И. Неофита монаха… С. 55.
  88. Иером. Илларион (Алфеев). Прп. Симеон… М, 1998. С. 64.
  89. Testamentary Rule of Neophytos… [11]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P.
  90. Иером. Илларион (Алфеев). Прп. Симеон… М., 1998. С. 68.
  91. В работе использованы переводы следующих творений прп. Нео­фита: Testamentary Rule of Neophytos for the Hermitage of the Holy Cross near Ktima in Cyprus; О бедствиях в Кипрской стране; Слово о покаянии; Слово о Божьем крещении, святой любви и других величайших Божествен­ных заповедях; Слово на Всечестное и Божественное Рождество Пречис­той Владычицы нашей Богородицы и Приснодекы Марии; Краткое слово о Богоотроковице Марии, когда, будучи в трехлетием возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями и приведена во Святая святых; и свидетельства Священного Писания, говорящие о Ней; Слово о некоем монахе в Палести­не, который в 6693 году, индикта 3-го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал.
  92. Прп. Неофит. Слово на Всечестное… Архим. Амвросий (Погодин). Преподобный Неофит… С. 81.
  93. Там же.
  94. Testamentary Rule of .. [11]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P. 1354; Прп. Неофит. Слово второе… Слово третье… Сидоров А.И. Неофита монаха… С. 53, 61.
  95. Его же. Слово второе… Сидоров А.И. Неофита монаха… С. 52,55.
  96. Testamentary Rule of Neophytos… [24]. Galatariotou C. Testamentary Rule… P.
  97. Его же. Слово второе… Сидоров А.И. Неофита монаха… С. 53.
  98. Соколов И.И. Состояние монашества… С. 179-181.
  99. Скурат К.Е. История Поместных… С. 12.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

 

3 комментария

  • Андрей Антишкин:

    Очень хорошая статья. У меня есть вопрос. Меня зовут Андрей. Я учусь на 1 курсе аспирантуры МДА и пишу диссертацию о комментаторах богослужебных канонов в Византии. Я знаю, что прп. Неофит Кипрский является автором 12 канонов на богослужебные праздники. Вы что-то об этом знаете? Можете мне помочь?

    • Theologica A.:

      Здравствуйте Андрей!
      Указанное Вами сочинение Толкование канонов на 12 Господских праздников содержится в 5-м томе греческого издания собрания сочинений св. Неофита Затворника.
      Ἁγίου Νεοφύτου του Ἐγκλείστου, Συγγράμματα, τόμος Ε΄, «Ἑρμη­νεία Κανόνων τῶν Δώδεκα Δεσποτικῶν ἑορτῶν», ἐκδ. Ἀλ. Σακελλαρίδου-Σωτηρούδη, Λόγοι, ἐκδ. Κ. Κωνσταντινίδης, Νίκ. Παπατριαντα­φύλλου-Θεοδωρίδη, Β. Κατσαρός, Τό βιβλίον τῆς Θεοσημείας, ἐκδ. Δημ. Σοφιανός καί Ἐπιστολές, ἐκδ. Ἀπ. Καρπόζηλος, Ἔκδοση Ἱερᾶς Βασιλι­κῆς καί Σταυροπηγιακῆς Μονῆς Ἁγίου Νεοφύτου, Πάφος 2005, σ.σ. 504.

      Это сочинение сохранилось только в рукописном кодексе монастыря Лимонос на о. Лебос N2, л. 248r-333v, однако без названия. Мнение о том, что изданные 9 слов Неофита это и есть часть его сочинения под названием Толкование канонов двенадцати Господских праздников впервые изложил L. Petit (См.: Petit L. Vie et ouvrages de Neophyte le Reclus // EO 2 (1898) 257-268 и 372). До нахождения этих девяти слов указанное толкование считалось утерянным. Однако сам Petit признался, что пришел к этому выводу даже не прочитав обнаруженные 9 слов. Тем не менее многие согласились с мнением L. Petit, среди которых был и H. Delehaye. Однако A. Ehrhard считал, что гомилии этого кодекса принадлежат двум утерянным томам Похвальных слов святого Неофита.

      Более подробную информацию об изданиях св. Неофита можно найти в греческой статье Хр. Иконому «Святой Неофит Затворник и его литературная деятельность» по ссылке: http://www.kykkos.org.cy/imkt.cy.net/09/T09-020.pdf
      С уваж. модератор

Оставить комментарий