ГомилетикаОвечкина Е.А.

ОВЕЧКИНА Е.А. Своеобразие звуковой организации канонического чтения молитвы «Символ Веры»

Как известно, молитва — обращение человека к Богу. «Мо­литва есть вообще возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу»1. В богословии изуче­нию молитвы посвящена обширная литература, которая обраще­на в основном к раскрытию нравственно-этического потенциала молитвословия. Лингвистические исследования православной молитвы не столь многочисленны и, по мнению О.А. Прохвати- ловой, «связаны с изучением произносительных особенностей молитвословий, воспроизводящих отдельные черты церковносла­вянского произношения, семантики молитвенных текстов и их прагматики»2.

Целью данной работы является изучение специфики звуко­вой стороны молитвословий. Для анализа звуковой организации молитвенного текста выбран Символ веры в каноническом мо­литвенном чтении.

Символ веры — это торжественное исповедание христианс­ких догматов, которое читается или поется во время литургии, перед началом евхаристического канона. Эта молитва представ­ляет собой пример необычной реализации жанра молитвословия, причем своеобразие Символа веры можно наблюдать во всех аспектах: в организации коммуникативного пространства, в ком­позиционных особенностях, в выборе языковых средств.

Известно, что молитва представляет собой коммуникатив­ный акт, направленный на сверхадресата, поэтому относится к сфере гиперкоммуникации. Любая коммуникация предполагает наличие участников, находящихся в различных отношениях: не­равноправных, асимметричных, предполагающих иерархию, или равноправных и симметричных. Молитва демонстрирует верти­кальные, иерархичные отношения, что проявляется на различных уровнях: лексическом, семантическом и ритмоинтонационном. Однако, по христианским представлениям, молитва, представля­ющая собой «восхождение ума к Богу», приближает душу моля­щегося к Божественной сфере и, по мнению Антония Сурожского, позволяет соединиться с Христом и «погрузиться со Христом в смерть Христову, и в жизнь вечную воскресенья, и в сыновство»3.

Символ веры — это особая молитва, которая представляет собой изложение в кратких, но точных словах основных истин православной веры. В этом молитвословии отсутствует указа­ние на адресата и не используются диалогические формы, обыч­ные для молитвословий: обращения, ты-формы и т. п. Можно от­метить, что представленными являются только я-формы, кото­рые организуют коммуникативное пространство молитвы и ее композицию.

Известно, что важными смысловыми компонентами молит­вы являются славословия, прошения и благодарения4. Именно они составляют основу композиции молитвенного текста. Наибо­лее ярко эти компоненты проявляются, например, в Молитве Гос­подней, которая представляет собой трехчастную структуру: 1-я часть — призывание, 2-я часть — славословие, 3-я часть — проше­ния. Символ веры композиционно отличается от других молит- вословий. Молитва разделяется на двенадцать частей 5 («чле­нов»), каждая из которых имеет свое семантическое ядро. В пер­вой говорится о Боге Отце, со второй по седьмую включитель­но — о Боге Сыне, в восьмой части — о Боге Духе Святом, в девя­той — о Церкви, в десятой — о крещении, в одиннадцатой и двенад­цатой — о воскресении мертвых и о вечной жизни. Все смысловые блоки объединены я-сферой и произносятся от имени адресанта. При этом глагольные формы 1 л. ед. ч. повторяются в первой, одиннадцатой и двенадцатой частях, обрамляя таким образом мо- литвословие и создавая кольцевую композицию:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым <…> Исповедую еди­но крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мерт­вых, и жизни будущаго века.

Особенность Символа веры также проявляется в выборе языковых средств. По мнению исследователей, для молитвосло- вий характерно использование императивных форм с такими зна­чениями, как просьба, мольба, пожелание, которые передаются с помощью глагольных форм 2 л. ед. ч.6

В молитве «Символ веры» мы отмечаем отсутствие импе­ративных форм. В ней представлены лишь формы 1 л. ед. ч.: ве­рую, исповедую, чаю.

Своеобразие Символа веры отмечается и на интонационном уровне. Как известно, интонационной особенностью канонического чтения молитвословия как жанровой разновидности духовной речи является высокая степень ритмизации. По мнению О.А. Прохва- тиловой, особый ритм молитвы возникает в результате комплекс­ного использования лексических, синтаксических и интонационных средств, как-то: лексические повторы, синтаксические и интонаци­онные повторы7.

Анализ материала показал, что с точки зрения характера повторяющихся языковых единиц в тексте Символа веры обнару­живаются лексические повторы (Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и не­видимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного), а также синтаксический параллелизм: повторе­ние однотипных синтаксических моделей, усиленное анафорой (И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со сла­вою судит и живым и мертвым). В приведенном фрагменте по­втор служебных слов (союзов и) проясняет логическую структу­ру молитвословия.

Важно отметить, что повторы встречаются не только на лек­сико-синтаксическом уровне, но и на интонационно-звуковом. Так, наблюдаются повторы приблизительно одинаковых по длине син­тагм, организованных по принципу простой симметрии, которая представляет собой соразмерное, гармоничное расположение ча­стей по отношению к целому и может быть простой и зеркальной. Простой симметрии свойственна соразмерность речевых фраг­ментов по протяженности, мелодическому оформлению, структу­ре и т. п., например:

В

рожденна, несогворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша/[20]

Рв

Нас ради человеки нашего ради спасения сошедшаго с небео'[20]

или

нВ

Исповедую едино крещение в о оставление грехов./    [20]

Рв

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь/(20]

В приведенных фрагментах наблюдается реализация прин­ципа простой симметрии на синтагматическом уровне: повторя­ются синтагмы, одинаковые по длине (20 слогов).

Принцип простой симметрии реализуется также и на интона­ционно-звуковом уровне за счет повторов интонационных типов, например:

нВ

и воплогившагося от духа Свята и Марии Девы, и вочелове-

чащася./

нВ

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и

погребенна./

В приведенном фрагменте молитвословия мы отмечаем по­вторение нисходяще-восходящего движения тона (нВ) в следую­щих друг за другом синтагмах, что создает простую симметрию.

Анализ показывает, что в звучании Символа веры можно выделить также элементы зеркальной симметрии, которая харак­теризуется соответствием в расположении частей целого по от­ношению к центру, например:

В

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единороднаго/                                                                  [271

Рс

Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;/                  [13]

Рс

Света от Света/                                                                   [5]

Рс

Бога истинна от Бога истинна/                                        [11]

В

рсисденна, несогворенна, единосущна Отцу, Имже вся быта./[20]

В приведенном фрагменте членение речевого потока офор­млено по принципу зеркальной симметрии как на уровне синтаг­матического членения речевого потока, так и на интонационном уровне, а именно: наблюдается соответствие протяженности син­
тагм по отношению к центру (27 — 13 — 5 — 11 — 20), а также зеркальное повторение интонационных моделей: В-Рс-Рс-Рс-В (В — восходящий тон, Рс — ровный средний тон).

Необходимо отметить, что в молитве «Символ веры» рит­мизации подвергаются самые семантически важные фрагменты: констатация веры, признание триединства Отца, Сына и Святого Духа, исповедание единого крещения и чаяние воскресения мерт­вых.

Таким образом, своеобразие молитвы «Символ веры» про­является в ее звуковой организации при каноническом молитвен­ном чтении благодаря ритмизации, создаваемой на уровне син­тагматического членения и отбора интонационных моделей. Глав­ным принципом ритмизации выступает принцип симметрии. При этом ритмизация звучания Символа веры семантически обуслов­лена.

ОВЕЧКИНА Е.А. Своеобразие звуковой организации канонического чтения молитвы «Символ Веры» // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 7. Волгоград, 2008. С. 489-494.

КОМПАНЕЕЦ В.В. Творчество И.С. Шмелева в контексте Православия

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ, свящ. О стиле, языке и словах

Примечания

  1. Библейская энциклопедия: В 2 т. Репр. воспроизведение изд. 1891 г. М., 1991. Т. 1. С. 482.
  2. Прохватилова О. А. Православная проповедь и молитва как фено­мен современной звучащей речи. Волгоград, 1999. С. 10.
  3. http://www.metropolit-anthony.orc.ru/molitva/otche.htm.
  4. Прохватилова О. А. Указ. соч. С. 15.
  5. http://vera.mipt.ru/church/molitvi/tolkovanie_simvolaveri.html. й
  6. Прохватилова О. А. Указ. соч. С. 94.
  7. Там же. С. 68.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий