Дионисий (Шленов) игуменИстория Западных Исповеданий

ШЛЕНОВ А. Распространение христианства на Британских островах

And did those feet in ancient time

Walk upon England’s mountains green?

And was the holy Lamb of God

On England’s pleasant pastures seen?

(Бродили ли в древности эти стопы

По английским зеленым горам?

И был ли Святой Агнец Божий

Виден на славных пастбищах Англии?)

Вильям Блейк (12,158)

Первое упоминание о Британских островах встречается у Аристоте­ля: “За Геркулесовыми столбами океан обтекает вокруг земли и на нем находятся два очень больших острова, называемых Британски­ми, Альбион и Иерне, лежащие за областью кельтов” (9,680). Через четыре столетия мир озарился благовестием Христовым, которое в скором времени коснулось и этого, как представлялось, самого отдаленного края земли.

Этапы распространения христианства на Британских островах совпада­ют с периодами их гражданской истории: британским (с I по V в. по Р.Х.), англосаксонским (с V по VIII в. по Р.Х.) и норманским (с IX в.). В основном христианское просвещение Англии, Ирландии и Шотландии было завершено в конце англосаксонского периода. Великобритания, самая отдаленная окраина запада, становилась пределом переселения племен с востока и севера (5,38). Первыми известными пришельцами были иберий­цы. Вторыми — кельты, гаэльские и бритонские, поселившиеся в разных районах и ассимилировавшиеся с местным населением. Ко времени Рож­дества Христова они двигались одно за другим с континента в Британию (5,38). К этому же периоду относится первое соприкосновение Британии с Римской Империей — вторжение Юлия Цезаря в 55 году до Р.Х. (9,680). Расширение власти Рима при императорах Клавдии, Адриане, Антонине, Пие, Септимии Севере и Констанции Хлоре приостановило движение племен с востока. Но когда в 410 году протекторат Рима над Британией был уничтожен, она увидела новых чужеземцев: сначала тев­тонских англов и саксов, затем — норманнов.

Сведения о начале распространения христианства на Британских остро­вах очень скудны. Существует несколько преданий о первом обращении их обитателей апостолами: Павлом, Симоном Зилотом и Аристовулом. Сви­детельство святого Климента Римского о путешествии апостола Павла на окраины запада вызвало предположение о его проповеди и на Британских островах. Другое предание связывает британское христианство с апосто­лом Павлом косвенным образом. Апостол обратил британца Брана, кото­рый был оставлен в Риме заложником в место своего воинственного сына Каратака. Освободившись, Бран вернулся с благовестием на родину. Цер­ковное Предание утверждает, что первым просветителем Британии был Иосиф Аримафейский. Спустя несколько столетий, когда христианство уже утвердилось в Англии, в знаменитом Гластонбюрийском монастыре показывали терновник, чудесно зацветавший в годовщину памятного обра­щения короля и народа (5,70).

Несмотря на то, что письменные свидетельства о раннем распростране­нии христианства на Британских островах отсутствуют, можно указать его основные направления. Колонизация Британии Римом, введение ее как римской провинции в круг эллинистической культуры оказали влияние на христианское просвещение. Существует предположение, что во время су­ровых гонений на христиан в Галлии в 177 году некоторые из них нашли прибежище на Британских островах (13,4). Итак, свет веры Христовой проник сюда из Галлии или непосредственно из Малоазийских Церквей. Посредниками в распространении христианства были римские легионеры, частично набиравшиеся на востоке, гражданские чиновники, разъезжавшие по империи, многочисленные купцы, удовлетворявшие нужды кельтов (5.70). Об их влияни и свидетельствуют греческие надписи, открытые в древних британских городах, построенных римлянами (8,399). В Сильнее- тере, римском городе в Хампшире, был обнаружен фундамент христианс­кой церкви (14,208), а в Кенте сохранился небольшой храм, построенный в 360 году (13,5). Вообще, археологические находки этого периода немно­гочисленны. Первое достоверное свидетельство о существовании христиа­нства на Британских островах находится у Тертуллиана, который в тракта­те “Против иудеев» в 208 году по Р.Х. писал, что христианство “проник­ло в страны Британии, недоступные для римлян” (14,1). Следовательно, к концу II века христианство укоренилось и за пределами римского влады­чества. Через сорок лет Ориген, перечисляя страны, где можно найти христиан, упомянул также Британию (13,3).

Во время гонений Британская Церковь имела своих мучеников, первый из которых — Албан, пострадавший около 304 года по Р.Х. при импера­торе Диоклетиане (11,44). Его быстрое обращение послужило примером для подражания. Албан принадлежал к коренному населению и стал пер­вым национальным святым. В Веруламе, месте его мученичества, был вскоре построен храм, вокруг которого с течением времени образовалось огромное аббатство. В южной части Британских островов существовала к тому времени организованная Церковь, о чем свидетельствует присутствие епископов Эбория оркского, Реституда Лондонского и Адельфия Кол- честерского на Арльском соборе во Франции в 314 году, отмеченное их подписями под соборными постановлениями (3,299). Британские епископы отсутствовали на I Вселенском соборе, но Афанасий Великий указывает на то, что Британская Церковь приняла никейские постановления (13,4). Представители Британской Церкви участвовали в работе Ариманского со­бора в 359 году. Трое из них прославились своей бедностью, так как вынуждены принять от императора Констанция денежную помощь в отли­чие от остальных епископов, которые, желая сохранить самостоятельность, содержали себя за свой собственный счет (13,5).

В конце IV века подвизался один из первых кельтских миссионеров — епископ Ниниан. Британец родом, подобно легендарному Брану, в вере он был наставлен в Риме. Ниниан считается просветителем южных пиктов. Его кафедральный собор, именовавшийся “белым домом” (Candida Casa), был посвящен святому Мартину. И это не случайно: подобно Мартину Турскому, обратившему в христианство галлов, Ниниан многих привел к вере в Истинного Бога (15,49). Candida Casa стала важным миссионер­ским центром, из которого последователи Ниниана продолжали его дело. Сохранилось известие о том, что “несколько ирландских вождей училось при этом храме” (15,49). Пока Ниниан проповедовал на севере, еретичес­кое учение британца Пелагия, обнародованное на востоке, благодаря тру­дам его ученика Агриколы стало быстро распространяться на Британских островах. Эта ересь о первородном грехе и о возможности естественного духовного возрождения так укоренилась, что британские христиане обра­тились в Галлию за поддержкой (5,73). В 429 году два епископа, Герман и Луп, отправились к ним на помощь. Как известно, епископ Герман про­поведовал по всей стране и снискал такой авторитет, что был поставлен во главе британской армии, сражавшейся со скоттами и пиктами. Первым его делом было обращение и крещение тех воинов, которые не были еще про­свещены верой во Христа (14,208). Немного ранее, когда ослабленный Рим вывел из Британии свои легионы, Церковь на Британских островах лишилась мощной поддержки и стала полагаться на свои собственные си­лы. Англосаксы уничтожили христианство в восточной части острова. В западной части, им неподвластной, Церковь выжила, поддерживаемая со стороны дочерней Ирландской Церкви. Теснимые тевтонскими завоевате­лями, кельтские племена нашли пристанище в горах Уэльса и Корнуэльса (6,403). Некоторые из кельтов переселялись в Галлию на континент, в

Арморику, просвещенную их предками. У Гильдаса, британского монаха, жившего в первой половине У1 века, сохранилось об этом переселении интересное свидетельство: “Они садились на суда, испуская громкие жало­бы, и, когда ветер надувал их паруса, они пели с Псалмопевцем: “Господи! Дал еси нас яко овцы, снеди, и во языцех разсеял ны еси» (Пс.43,12)” (7,331). По этому фрагменту можно судить о духовном состоянии кельтов, которые, будучи еще недавно язычниками, так глубоко восприняли Истину Христову. Кельтская Церковь имела своих святых, из которых самый зна­менитый — аббат-епископ Давид (520-588). Он один из четырех святых- покровителей Британских островов. Коренной житель Уэльса, епископ Да­вид обратил ко Христу многих обитателей этой страны. Монастыри, осно­ванные им при содействии монахов Илльтюда и Дейниола, стали средото­чием христианской веры (13,9). Христианские общества сохранялись не только на востоке Англии, но и в ее центральных областях, занятых англо­саксами. Средневековая летопись сообщает, что около 586 года последний британский епископ Лондона удалился в Уэльс вместе с частью клира. В ней же говорится,что “епископ орка убежал в это же время” (15,47). Это значит, что Кельтская Церковь прекратила свое существование в Лондоне и орке всего лишь за десятилетие до появления римских мисси­онеров.

Кельтское христианство, подвергшееся таким суровым испытаниям, впоследствии распространилось в Ирландии и на территории будущей Шотландии. У аквитанского летописца Проспера (431 год) находится пер­вое упоминание о христианстве в Ирландии: “К верующим во Христа скоттам посылается первым епископ Палладий, поставленный папой Целе­стином” (8,417). Но просветительская деятельность епископа Палладия ограничилась юго-восточным побережьем Ирландии, так как через год он скончался. Апостолом Ирландии стал Патрик, посвященный епископом Германом Авкзерским (тем самым, который боролся с ересью Пелагия). Будучи современником Ниниана, Патрик, британец по национальности, был христианином в третьем поколении. Похищенный пиратами в юном возрасте из дома и увезенный в Ирландию, он в дальнейшем посвятил просвещению этой страны всю свою жизнь. Христианство, благодаря его трудам, распространилось в районах, до этого совершенно непросвещен­ных. Патрик путешествовал по стране и везде основывал монастыри. В некоторых из них еще при его жизни подвизалось по несколько тысяч монахов. Деятельность Патрика была многогранна. Он участвовал в со­здании ирландского кодекса (8,419). Он нашел подход к “великому коро­лю” Лойгерду, который терпимо стал относиться к христианам. При Пат­рике начал формироваться так называемый “кельтский обряд”. В жизни кельта важную роль играло племя. Племенной характер, усвоенный монас­тырями, очень усилил их за счет всех остальных форм церковной жизни.

Монастырь был так силен, что даже контролировал епископа. Так, аббат монастыря в Армахе, основанного Патриком в 444 году, в течение нес­кольких столетий возглавлял Ирландскую Церковь. Время празднования Пасхи, не согласованное с практикой Рима, и обычай выбривать переднюю часть головы от уха до уха, как необходимый признак ирландского духов­ного лица, послужили поводом для столкновений между представителями Кельтской и Римской Церквей. Сам Патрик пытался устранить эту разни­цу в практике, но тщетно. Она “пережила” Патрика и сохранялась в Ир­ландии и странах, подпавших под ее влияние, вплоть до УШ века (8,423).

Ирландия имела богатый духовный потенциал. Она породила многочис­ленных миссионеров, которые участвовали в дальнейшем распространении христианства как на Британских островах, так и в других странах. Из первой группы самый знаменитый — Колумба, из второй — Колумбан, основатель Церкви на территории Галлии — в Арморике (15,136). Ко­лумба, ирландец королевского рода, был вынужден покинуть свою родину по повелению епископа Финниана, своего духовного наставника, в наказа­ние за ослушание (8,425). В 563 году он основал монастырь на острове Иона, располагавшемся в северо-западной части Британских островов. И остров Иона в течение нескольких веков был главным средоточием хри­стианской веры в этих краях. Миссия Ниниана епископа около столетия назад охватила только область южных пиктов. Благовещение шотландцам и северным пиктам было осуществлено благодаря деятельности Колумбы и его учеников — кулдеев, как впоследствии стали называть обитателей мо­настыря на острове Иона (16,12). Шотландия образовалась из страй- кляйдского королевства, усиленного эмиграцией скоттов из Ирландии, на­чавшейся еще до 500 года по Р.Х. Они заняли страну Аргайль вопреки противодействию пиктов. Родственные отношения Колумбы с князьями эмигрантов с одной стороны и дружба с пиктским королем Брудой с дру­гой (после чудесного свидетельство об истинности веры Христовой в сто­лице пиктов Инвернесе) способствовали созданию Шотландии и быстрому распространению христианской веры среди языческих кланов. Религиоз­ным центром Шотландии стал город Глазго, основанный ранее скоттским миссионером Кинтигерном (15,49). (Интересно, что Glasgow по-валлийски значит “борзая собака”. По одной из этимологических версий, такое про­звище дано было Кинтигерну за ревностное распространение христианства среди язычников (10,445). В таком уподоблении нет ничего необыкновен­ного. Современник этих событий папа Григорий Двоеслов, например, про­поведуя в храме мученика Лаврентия, говорил: “Иногда в Священном Пи­сании под псами разумеются проповедники… Святые Учители… как бы языком облизывают рану душевную” (2,815).) Колумба скончался в 597 году — том самом году, когда на острове Танет высадился посланник Григория Двоеслова, миссионер Августин. Этот остров, принявший полто- 4 Зак. 442 ра столетия назад первых тевтонских завоевателей Генгиста и Хорзу, сно­ва стал исходной точкой, на этот раз духовных завоевателей — христианс­ких миссионеров.

Папа Григорий Двоеслов поручил Августину распространить христиа­нство среди англосаксов. Грин, английский историк XIX века, так охарак­теризовал их духовное состояние: “Из всех германских пришельцев одни Англы остались чуждыми вере Империи, в разрушении которой они участ­вовали. Новая Англия была языческой страной. Замки и границы страны, даже дни, получили имена новых богов” (4,27). Но язычество в сознании пришельцев было укоренено не глубоко, Беда Достопочтенный в рассказе об обращении англов повествует о главном жреце (Chief Priest), который, обратившись в христианство, разрушил свой собственный храм (11,128).

В Англии борьба с суеверием проходила успешно (5,178). Начиная с середины V века англосаксы, после полуторавековой борьбы с местным населением, овладели востоком острова (до 55 параллели) и большей час­тью юга. Разграбленная земля была разделена на множество маленьких королевств, из которых можно выделить семь важнейших: Кент, Суссекс, Вессекс, Эссекс, Нортумбрию, Восточную Англию (Норфолк и Суффолк) и Мерсию. Это деление было удобно для быстрого распространения хрис­тианства среди англосаксов: за обращением короля какого-нибудь из этих королевств следовало обращение народа. Церковное общество принимало самое деятельное участие в судьбах страны. Нужно отметить, что в тече­ние языческого периода своей истории англосаксы послужили барьером, обособившим кель тское христианство от его римских корней. Важной це­лью римской политики на Британских островах было восстановление утра­ченной связи. Когда после встречи у так называемого Августиновского дуба представителей Кельтской Церкви с миссионером Августином этого не удалось достичь, как предполагалось, мирным путем, была использована вражда англосаксов с туземцами — бриттами (6,403). Так, с точки зре­ния англа, избиение Этельфридом, королем Нортумбрии, британских епис­копов в 615 году было для последних вполне заслуженным наказанием Божиим за их упорство (11,103).

Распространение христианства среди англосаксов более всего обязано, Августину, Айдану и Феодору. Как уже было отмечено, духовныминици­атором и вдохновителем этого второго обращения стал папа Григорий Дво­еслов. Еще будучи диаконом, он увидел на римском форуме продающихся пленников из Дейры и предрек милость Божию их стране — избежав гнева Божия (“De ira» по-латински значит “от гнева”), они будут петь: “Аллилуия”, созвучное имени их короля Аллея (11,100). Эта первая встре­ча с англами могла произойти в 586 году. С тех пор святитель Григорий Двоеслов неоднократно пытался послать миссионеров на Британские ос­трова. Однажды он отправился во главе этой миссии сам, но через нес­колько дней был отозван в Рим. Став папой, он на часть своих доходов выкупал английских детей-пленников, чтобы воспитать их в христианской вере и затем отправить на родину. Но это предприятие не могло осущест­виться быстро. В 596 году папа Григорий Двоеслов выбрал монаха Авгус­тина и поставил его во главе английской миссии.

Хотя Августин принял свое назначение только из послушания, не имея личного пылкого желания стать просветителем англосаксов, и даже во вре­мя своего первого путешествия вернулся из Галлии в Рим, испугавшись “страшного” английского народа, в конце концов его деятельность увенча­лась успехом. Королевство Кент приняло веру Христову с удивительной для латинских миссионеров легкостью. Король Этельберт был правителем, благосклонным к христианству, а его супруга Берта, дочь короля франков, открыто исповедовала христианскую веру. Этельберт охотно выслушал Августина и разрешил ему проповедовать в своем королевстве (13,13). Уже через несколько месяцев после своего прибытия в праздник Рождест­ва Христова Августин крестил около десяти тысяч англов (10,520). Он восстановил древний храм, в котором молилась королева Берта, посвящен­ный святому Мартину Турскому; основал при Кентерберийском соборе, называвшемся Christ Church, митрополию, что по мнению английского ис­следователя, явилось поворотным событием во всей европейской истории (17,1). При митрополии в честь апостолов Петра и Павла был основан монастырь, который принял устав святого Бенедикта Нурсийского (13,15). Сам Августин стал первым архиепископом Кентерберийским, приняв по­священие в Галлии от епископа Этерия Арльского (11,71). В 604 году архиепископ Августин возвел Мелетия и Юста на кафедры Лондона и Рочестера (11,104). Таким образом было положено начало распростране­нию христианства среди восточных саксов. В Лондоне, столице Эссекса, Мелетий на месте храма богини Дианы устроил собор, который был посвя­щен апостолу Павлу (11,104).

Святитель Григорий Двоеслов отправил вместе с Августином, Мелети- ем и Юстом Павлина, которому суждено было стать первом просветите­лем Нортумбрии. После миссионерской работы в течение двадцати четы­рех лет на юге Англии Павлин в 625 году был посвящен в сан епископа и последовал с принцессой Этельбург, будущей королевой Нортумбрии, в эту северную страну. Павлин занял в орке такое же положение по отно­шению к королевской власти, как Августин в Кентербери: он имел силь­ную поддержку со стороны королевы, а король Эдвин не был враждебен к христианству. Сам Эдвин крестился в Великую Субботу 626 года в цер­кви, построенной специально для этого случая. Знать и народ быстро при­няли веру Христову. Епископ Павлин часто путешествовал по Нортум­брии с евангельской проповедью, многих крестил. В орке он восстановил древнюю церковь апостола Петра, построенную римлянами (17,521). За  неутомимые труды папа Гонорий, преемник Григория Двоеслова, назначил Павлина в 634 году архиепископом оркским и послал ему паллиум. Но ситуация в Нортумбрии неожиданно изменилась: после смерти короля Эд­вина наступила языческая реакция. Архиепископ Павлин вынужден был удалиться на юг. В Нортумбрии остался только диакон Джеймс, который служил невзирая на угрозу смерти (13,16). В это же время христианство утвердилось в Восточной Англии, просветителем которой стал бургунд­ский епископ Феликс при поддержке короля Сигберта, принявшего хрис­тианство в Галлии при чрезвычайных обстоятельствах (11,131). Епископ Феликс прибыл в Англию в 630 году и установил свою резиденцию в Дунвиче. В этом городе известна основанная им школа. Ему помогал странствующий ирландский монах Фурза. Но окончательное обращение этого края наступило позднее. В королевстве Вессекс был апостолом епис­коп Бериний. Он трудился там в течение двадцати семи лет. Его работа также не увенчалась немедленным успехом (13,17). Язычество медленно отступало перед христианством. В УП веке самым мощным оплотом язы­чества была Мерсия. Ее король Кэдуллон в войне с Нортумбрией пресле­довал не только политическую, но и религиозную цель — уничтожить христианскую веру. Победив Эдвина, Кэдуллон восстановил язычество в Нортумбрии, но ненадолго — всего лишь на год, “страшный год”, по выражению Беды Достопочтенного (13,18). Освальд, знаменитый нортум- брианский король, победил Кэдуллона. Накануне сражения он установил деревянный крест и долго молился перед ним. При Освальде христианство вернулось в Нортумбрию, но ориентировалось уже не на Римскую, а на Кельтскую Церковь, к которой принадлежал монах Айдан, призванный на апостольское служение среди англосаксов с острова Иона. На острове Линдисфарн, близ берегов Берниции, Айдан основал епископскую кафед­ру (11,145). Сразу же Линдисфарн стал мощным миссионерским центром. С этого Святого Острова, прозванного так впоследствии, монахи разош­лись по языческим государствам. Они строили грубые деревянные церкви, вокруг которых в скором времени возникали монастыри. Одним из них управляла известная аббатисса Тильда с 657 по 680 год (13,18). Сам король Освальд принимал участие в проповеди, переводил не всегда по­нятные англам речи кельтских миссионеров (4,39). Вследствие мощного импульса с севера был просвещен Эссекс. Миссионер Кедд стал его пер­вым епископом и основал два монастыря и несколько церквей, одна из которых сохранилась вплоть до настоящего времени (13,19). Мерсия при­няла христианство при Пеаде, короле Средней Англии. Духовным центром этой области стал Лихфильд, епископом которого был поставлен шотлан­дец Диума.

Последним из английских королевств был обращен Суссекс. Это прои­зошло во время правления архиепископа Феодора, пытавшегося ввести единообразие в церковную жизнь всей Англии. Беда Достопочтенный под­робно описывает деятельность епископа Вилфрида, прибывшего в Суссекс с севера по причине разногласий с Феодором. Епископ Вилфрид приучил жителей Суссекса к рыболовству; выкупал из плена рабов. В самый день крещения народа, как сообщает Беда Достопочтенный, “большой ливень освятил землю”, истощенную трехлетней засухой (11,229). Эти действия привлекли сердца южных саксов к христианству, и в скором времени в Селсее, “сердце” Суссекса, был основан монастырь.

К концу VII столетия по Р.Х. христианство было проповедано почти по всей территории Британских островов. Его укреплению препятствовало не столько сопротивление язчества, сколько конфронтация между Кельт­ской Церковью и Римской. В 663 году на соборе в Уитби нортумбриан- ский король Осви поддержал римскую партию, во главе с епископом Вилфридом и диаконом Джеймсом. Линдисфарнский епископ Кольман, за­щищавший кельтский обряд, вынужден был покинуть свою резиденцию и удалиться вместе с ирландскими монахами на остров Иона, а потом в Ир­ландию. Внешне влияние Кельтской Церкви на распространение христиа­нства на Британских островах прекратилось. Но святость, простота и строгость ее миссионеров навсегда сохранились в народной памяти. Один из них — Кутберт. Его личность необычна: с одной стороны, он по всем признакам принадлежал к Кельтской Церкви — оказывал предпочтение монашеству, вел отшельнический образ жизни, хотя был епископом, был строг и безыскусен. Но вместе с тем он подчинился юрисдикции Римской Церкви и понимал необходимость церковного единства. Он говорил: “Не имейте евхаристического общения с теми, кто отделяется от единства все­ленского мира” (13,22).

Так завершилось распространение христианства на Британских остро­вах. Церковное согласие, как и государственное, было достигнуто позднее. История Англии последующего времени — судья его действенности. Зна­менитый английский поэт Вильям Блейк в стихотворении “And did Those Feet in Ancient time” говорит о построении горнего Иерусалима “на Анг­лии зеленой и славной земле” (12,138). Сохранился ли он?.. В последую­щие века история Английской Церкви как части западного христианства — это история отпадения католичества от единой Церкви в XI веке, анг­ликанства от Рима в XVI веке; в XVII веке Англия стала родиной бап­тизма, а в XVIII — методизма. Дальнейшая история заслонила от нас первый удивительный период жизни Английской Церкви, когда в разных уголках Британских островов воссияло множество подвижников благочес­тия, исполнявших Евангельскую заповедь: “Шедше убо, научите вся язы­ки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам, и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь” (Мф.28,19.20).

Распространение христианства на Британских островах // Духовный мир: сборник работ учащихся Московских духовных школ. –1994. – 1. – С. 93–102; rCathedral Newsletter 297. Июнь 1996. London.

ЛИСИН О., диак. Личность святого Патрика Ирландского в свете развития современной кельтологии

Библиография

  1. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1969.
  2. Григории Двоеслов. Беседы на Евангелия. СПб., 1860.
  3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, СПб., 1910.
  4. Грин Д.Р. История английского народа. М., 1891.
  5. Трайль Г.Д. Общественная жизнь Англин. Т.1, М., 1896.
  6. Стасюлевич М. История средних веков. Т.1, СПб., 1902.
  7. Общая история европейской культуры. Т.7, СПб., 1913.
  8. Православная богословская энциклопедия. Т.9, СПб., 1908.
  9. Брокгауз-Ефрон. Т.8, СПб., 1891.
  10. Realencyclopadie fur proleslaiitischc Teologie und Kirche. T.1. Leipzig, 1896.
  11. A History of the English Church and people. London, 1988.
  12. The English Spirit. London, 1987.
  13. Moorman J.R.H. A History of the Church in England. London, 1976.
  14. Lalourette K.S. A History of the expansion of Christianity. V.l. NY and L., 1937. 13.
  15. Latouretle K.S. A History of the expansion of Christianity. V.2. NY and K., 1938.
  16. Hetherington W.M. A History of the Church of Scotland. NY.,1844.
  17. Smith A.L. CaLhedra) Priory. Cambridge, 1943.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий