Проблема взаимоотношения религиозного и естественно-научного мировоззрений существует давно, временами обостряясь и выявляя разные стороны имеющихся или кажущихся противоречий. По моему глубокому убеждению, на современном этапе этой дискуссии немалую часть составляют кажущиеся противоречия, среди которых особенно заметными являются противоречия, обусловленные недостаточными знаниями из области компетенции «оппонента» и, что может быть еще важнее, — методологии, применяемой им в своей области. Это убеждение основано как на публикациях на данную тему, число которых растет из года в год, так и на личном опыте общения со студентами МПДА и Свято-Тихоновского университета, которым уже несколько лет я читаю лекции. Примеров с обеих спорящих сторон существует множество, напомню только два хорошо известных всем: письмо «10 академиков» и появление учебников для православных школ, написанных недостаточно компетентными в соответствующей специальной области людьми. Тщаниями Русской Православной Церкви в светских школах наконец вводится факультатив «Основы православной культуры», и можно надеяться, что новые поколения будут расти людьми осведомленными в духовной области. Однако как же обстоит дело с высшим образованием у будущих богословов, да и вообще будущих деятелей Церкви, которых воспитывают духовные академии? Должны ли они довольствоваться полузабытыми сведениями, почерпнутыми из средней школы[1], или базироваться на самостоятельном, а потому не всегда оптимальном освоении тех или иных разделов естественных наук?
Рискну предположить, что настанет время вернуть в духовные академии чтение курсов по естественным наукам, как то было и во времена М.В. Ломоносова, и в середине XIX века. Для духовных академий целесообразно не чтение фундаментальных университетских курсов, а кратких, рассчитанных на Ѵі-Ѵз семестра спецкурсов, где по выбору лектора освещались бы наиболее значимые достижения за последние годы в соответствующей науке, отобранные не только по критерию их научной значимости, но и по возможному богословскому интересу к ним.
Эти спецкурсы должны регулярно модифицироваться с учетом новейших достижений естественных наук и интересов богословия.
Такие спецкурсы возможны по всем естественным наукам: биологии, химии, геологии, физике; важно, чтобы они не требовали особой дополнительной подготовки у слушателей.
С целью активного усвоения получаемых естественно-научных знаний и, что важнее, активного пользования ими в богословских целях хотел бы просить рассмотреть вопрос о введении тем для диссертаций (в список предлагаемых тем магистерских и/или кандидатских работ), связанных с богословским осмыслением современных нравственных проблем, порожденных развитием технологий. Например, тем, связанных с современными вопросами православной биоэтики. Отдаю себе отчет в том, что в настоящее время обеспечить полноценное руководство такими работами одному специалисту (либо богослову, либо ученому- естественнику) может быть затруднительно. Однако можно вспомнить обычную практику руководства кандидатскими работами, находящимися на стыке светских наук. В этом случае работой (аспиранта или соискателя) по решению Ученого совета руководят два научных руководителя — специалиста в разных областях. И такая практика находит полное понимание у Высшей аттестационной комиссии.
Убежден, что выпускники духовных академий, получившие такие дополнительные сведения, окажутся более эффективными деятелями как на ниве апологетики, так и вообще богословия. При этом, думаю, приобретут иное звучание (и иные акценты) проблемы, как бы разделяющие естественно-научное и религиозное восприятие мира.
Примечания
[1] Отмечу здесь как биолог по специальности, что соотношение акцентов и объема сведений, получаемых школьниками по биологии, не соответствует распределению современных научных интересов в биологии. Сейчас работы из области физико-химической биологии (молекулярная биология, биофизика, биохимия, молекулярная генетика и пр.) составляют намного больше половины всех публикуемых в мире работ, тогда как в школе им уделяется непропорционально меньшее время, отчего у выпускников школ нередко складывается неверное представление о современной биологии в целом. Нечто похожее могут сказать и химики, и геологи, и физики.
Материалы кафедры богословия: 2010-2011 годы. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2011. С. 196-198.