БиоэтикаСоболев А.С.

СОБОЛЕВ А.С. Записка о преподавании естественно-научных дисциплин в духовных академиях

Проблема взаимоотношения религиозного и естественно-научного мировоззрений существу­ет давно, временами обостряясь и выявляя разные стороны имеющихся или кажущихся противоречий. По моему глубокому убеждению, на современном этапе этой дискуссии немалую часть составляют кажущиеся противоречия, среди которых особенно заметными являются противоречия, обусловленные недостаточными знаниями из области компетенции «оппонента» и, что может быть еще важнее, — мето­дологии, применяемой им в своей области. Это убеж­дение основано как на публикациях на данную тему, число которых растет из года в год, так и на личном опыте общения со студентами МПДА и Свято-Тихо­новского университета, которым уже несколько лет я читаю лекции. Примеров с обеих спорящих сторон существует множество, напомню только два хорошо известных всем: письмо «10 академиков» и появле­ние учебников для православных школ, написанных недостаточно компетентными в соответствующей специальной области людьми. Тщаниями Русской Православной Церкви в светских школах нако­нец вводится факультатив «Основы православной культуры», и можно надеяться, что новые поколе­ния будут расти людьми осведомленными в духов­ной области. Однако как же обстоит дело с высшим образованием у будущих богословов, да и вообще будущих деятелей Церкви, которых воспитывают духовные академии? Должны ли они довольство­ваться полузабытыми сведениями, почерпнутыми из средней школы[1], или базироваться на самостоя­тельном, а потому не всегда оптимальном освоении тех или иных разделов естественных наук?

Рискну предположить, что настанет время вер­нуть в духовные академии чтение курсов по естествен­ным наукам, как то было и во времена М.В. Ломоно­сова, и в середине XIX века. Для духовных академий целесообразно не чтение фундаментальных универ­ситетских курсов, а кратких, рассчитанных на Ѵі-Ѵз семестра спецкурсов, где по выбору лектора освеща­лись бы наиболее значимые достижения за последние годы в соответствующей науке, отобранные не только по критерию их научной значимости, но и по возмож­ному богословскому интересу к ним.

Эти спецкурсы должны регулярно модифициро­ваться с учетом новейших достижений естественных наук и интересов богословия.

Такие спецкурсы возможны по всем естествен­ным наукам: биологии, химии, геологии, физике; важ­но, чтобы они не требовали особой дополнительной подготовки у слушателей.

С целью активного усвоения получаемых естест­венно-научных знаний и, что важнее, активного поль­зования ими в богословских целях хотел бы просить рассмотреть вопрос о введении тем для диссертаций (в список предлагаемых тем магистерских и/или кан­дидатских работ), связанных с богословским осмысле­нием современных нравственных проблем, порожден­ных развитием технологий. Например, тем, связанных с современными вопросами православной биоэтики. Отдаю себе отчет в том, что в настоящее время обес­печить полноценное руководство такими работами одному специалисту (либо богослову, либо ученому- естественнику) может быть затруднительно. Однако можно вспомнить обычную практику руководства кандидатскими работами, находящимися на стыке светских наук. В этом случае работой (аспиранта или соискателя) по решению Ученого совета руководят два научных руководителя — специалиста в разных областях. И такая практика находит полное понимание у Высшей аттестационной комиссии.

Убежден, что выпускники духовных академий, получившие такие дополнительные сведения, ока­жутся более эффективными деятелями как на ниве апологетики, так и вообще богословия. При этом, думаю, приобретут иное звучание (и иные акценты) проблемы, как бы разделяющие естественно-научное и религиозное восприятие мира.

Примечания

[1]  Отмечу здесь как биолог по специальности, что соотноше­ние акцентов и объема сведений, получаемых школьниками по биологии, не соответствует распределению современных научных интересов в биологии. Сейчас работы из области физико-хими­ческой биологии (молекулярная биология, биофизика, биохи­мия, молекулярная генетика и пр.) составляют намного больше половины всех публикуемых в мире работ, тогда как в школе им уделяется непропорционально меньшее время, отчего у вы­пускников школ нередко складывается неверное представление о современной биологии в целом. Нечто похожее могут сказать и химики, и геологи, и физики.

Материалы кафедры богословия: 2010-2011 годы. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2011. С. 196-198.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий