Дубаков А.В.История Русской Церкви

ДУБАКОВ А.В. Православие в Нижнем Поволжье в XVI — начале XVII века

В 50-х гг. XVI в. Нижнее Поволжье вошло в состав Москов­ского государства. В самом начале XVII в. здесь была образована Астраханская епархия Русской Православной Церкви. Зарожде­ние церковных структур, предпосылки и причины учреждения самостоятельной епархии остаются не до конца выясненными.

Анализ литературы свидетельствует, что история правосла­вия в Нижнем Поволжье в XVI — начале XVII вв. оставалась до недавнего времени мало исследованной. Многие вопросы разра­батывались только в дореволюционной литературе, главным об­разом, местными историками и краеведами[1]. Большинству пуб­ликаций свойственен компилятивный пересказ доступных ис­точников и литературы. Исследователи очень редко ставили пе­ред собой задачу критического анализа источников. Более того, нет сколько-нибудь полного обзора собранных материалов. В ис­следованиях широко используются поздние местные летописи. Наиболее известная из них Ключаревская летопись, положенная Н.М. Карамзиным в основу описания прошлого края. Несколько лет назад мы предприняли специальное исследование истории церковной организации Нижнего Поволжья XVI—XVIII веков. В его основу были положены делопроизводственные материалы Астраханской Приказной палаты, документы Астраханской Ду­ховной консистории, Разрядного и Посольского приказов. Они  позволили критически осмыслить данные поздних летописей, сказаний, исторических сочинений, на которых, главным обра­зом, базируются современные представления о событиях тех дней2.

Присоединив Нижнее Поволжье к России, Иван Грозный сделал Астрахань опорным пунктом Москвы на юге страны. Что­бы обезопасить ее от нападений кочевников, воевода И.С. Черемисинов перенес в 1558 г. город с правого берега р. Волги на о. Долгий3. Это, по всей видимости, явилось главной причиной задержки со строительством церквей в городе. Во время строи­тельства крепости гарнизон и работные люди пользовались по­ходной церковью, в которой находилась икона Николая Чудот­ворца, принесенная русскими войсками во время завоевания Астрахани. Вопреки сложившимся в исторической литературе пред­ставлениям, основанным на преданиях, удалось установить, что строителем первых церквей в Нижнем Поволжье был не игумен Кирилл и не воевода И.С, Черемисинов, а дьяк И.Г. Выродков. В 1558—1560 гг. он возвел в новой Астрахани храм Николая Чу­дотворца, архиепископа Мирликийского, посвященный иконе походной церкви и церковь Рождества Божьей Матери 4. Игумен Кирилл приехал в Астрахань в 1568 году. Он начал строитель­ство первого в Нижнем Поволжье монастыря — во имя Св. Тро­ицы 5. Около 1578 г. был основан второй монастырь — Преобра­жения Господня6. Обе обители находились в Астрахани и созда­вались при непосредственной государственной поддержке7. В цен­тральных и северных районах страны власти обычно отводили монастырям земельные владения. В Нижнем Поволжье земля не имела ценности. Главным богатством края являлись рыбные уго­дья, поэтому на содержание монастырей правительство выдели­ло рыбные ловли8.

Вслед за Астраханью в Прикаспии в 1567 г. в устье реки Сунжи (притока Терека) была основана Терская крепость. По суще­ствовавшей традиции, здесь полагалось возвести часовню или цер­ковь, однако источники не содержат каких-либо данных на этот счет. Крепость просуществовала недолго и вскоре была уничтожена.

Для совершенствования сторожевой службы правительство поставило в 70-х гг. XVI в. на узловых участках Нижней Волги временные летние караулы9. Вряд ли в них могли появиться цер­кви или часовни, так как на зиму они оставались пустыми.

Утверждения первых царицынских краеведов, а вслед за ними и некоторых современных исследователей об основании Царицына в середине XVI в. и о строительстве в нем церкви во имя Иоанна Пред течи в честь небесного покровителя Ивана Гроз­ного не находят подтверждения в источниках.

Новый этап в освоении окраин Московского государства на­ступил в 80-х гг. XVI в., когда началось укрепление волжской обо­ронительной системы. В 1588 г. воевода М.И. Вельяминов и дьяк Д. Губастов построили в Астрахани каменный кремль10. В этом же году была возобновлена крепость на Тереке. В 1589 г. построена деревянная Царицынская крепость, а в 1590 г. — Саратовская «. Источники указывают на появление в крепостях первых церквей. Их строительство и содержание осуществлялось за счет государевой казны, так как городки были населены, в основном, служилыми людьми, присылаемыми на службу из других районов государ­ства |2. Таким образом, церковные структуры Нижнего Поволжья в конце XVI в. находились в стадии формирования и не могли суще­ствовать без поддержки государства.

По замыслу властей русские городки на Волге должны были не только обезопасить южные границы страны от степняков, но и одновременно стать опорными пунктами правительственного влияния на умножившиеся казачьи станицы на Волге и Дону п. Вольное казачество на рубеже XVI—XVII вв. превратилось в ре­альную политическую силу, оказывающую значительное влия­ние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику России 14. С конца 80-х гг. XVI в. правительство взяло курс на установление контроля над казачьей вольницей15. В этой политике Борис Го­дунов и патриарх Иов, по всей видимости, отводили церковной организации Нижнего Поволжья особую роль. Она должна была стать важным проводником правительственного влияния на ду­ховную жизнь казачества. В источниках нет указаний на суще­ствование в первых казачьих городках церквей. Казаки ездили «на богомолье* в Астрахань, Царицын16. Документальные мате­риалы XVII в. свидетельствуют о давних и устойчивых связях астраханского духовенства и вольных казаков17.

Во второй половине XVI в. ногайцы, потерпев ряд сокруши­тельных поражений от казаков, увязли во внутренних смутах. Правительству Бориса Годунова удалось ослабить Крым и при­крыть южные границы государства. Россия начала активно продвигаться на Северный Кавказ, пытаясь включить в сферу своего вли­яния Грузию19. В этих условиях значение астраханской церковной организации резко возросло. Она должна была играть роль важного связующего звена между православной Россией и христианами Кав­каза, что придавало ей особое геополитическое значение20.

В литературе установилось мнение, что храмы и монастыри Нижнего Поволжья в первые десятилетия своего существования входили в состав Казанской епархии. Прямых указаний на то, кем осуществлялось духовное управление территориями бывше­го Астраханского ханства до церковной реформы 1589 г., в ис­точниках нет. Однако документы свидетельствуют, что назначе­ния первых астраханских игуменов производились не из Казани, а из Москвы. Например, игумен Кирилл, как видно из жалован­ной грамоты Троицкому монастырю 1588 г., был послан в Аст­рахань московскими властями. Сомнительно, что эти назначения производились напрямую главой Русской Церкви. Документы также указывают на то, что астраханские игумены многие воп­росы решали напрямую с Москвой21. Данные наблюдения по­зволяют высказать осторожное предположение, что Астраханс­кий край до 1589 г. управлялся сарскими архиереями.

В 1589 г. в Московском государстве началась церковная ре­форма. В ходе ее проведения статус астраханских церковных струк­тур был изменен. Об этом свидетельствует тот факт, что архи­епископ Казанский и Свияжский Гермоген стал именоваться митрополитом Казанским и Астраханским22. Братия Астраханс­кого Троицкого монастыря получила от царя новые богатые по­жалования 23. Экономическое положение позволило начать в мо­настыре каменное строительство24. Власти поручили игумену стро­ительство городского соборного храма. В 1602 г. Астрахань поду­чила своего архиерея. Им стал епископ Феодосий, именовав­шийся Астраханским и Терским. Вопрос о выделении террито­рии новой епархии был решен только на соборе 1606 года. Астра­ханские владыки получили в управление земли вниз по Волге от Саратова и область Терков.

Проведенное исследование позволило придти к выводу, что социально-экономических условий для создания самостоятель­ной епархии не было. Более того, проникновение в эти края православного населения и создание местных церковных струк­тур только начиналось. В начале XVII в. в Нижнем Поволжье; существовало всего два небольших монастыря и около десятка ружных церквей. Не было и традиционных для Русской Православной Церкви причин учреждения епархии: христианских святынь, мест, связанных с подвигами святых. Исключительно важную роль в церковном строительстве на Нижней Волге в XVI — начале XVII вв. сыграло государство. Преследуя свои интересы, правительство использовало Церковь для стимулирования социально-экономического развития края, его освоения, усиления влияния на казаков и под держания связей с христианами Закав­казья. Создание самостоятельной епархии открывало новые воз­можности в развитии церковной организации края. Однако они были прерваны начавшейся в начале XVII в. Смутой.

Дубаков А.В. Православие в Нижнем Поволжье в XVI — начале XVII века  // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 285-290.

РЕДЬКИНА О.Ю., САВИНА Т.А. Православные приходы Урюпинского и Правоторовского благочиний Донской епархии во второй половине XIX — XX веке: по страницам клировых ведомостей 

РЕДЬКИНА О.Ю., САВИНА Т.А. Православный приход на Нижней Волге в 1809-1915 гг. как социально-экономическая единица: по страницам клировых ведомостей

Примечания

  1. Дубаков А.В. Астраханская епархия в XVI—XVII вв.: Спорные воп­росы истории // Россия XV—XVIII столетий. Волгоград, 2001. С. 51—52.
  2. Дубаков А.В. Астраханская епархия в XVII—XVIII вв.: Дис…. канд. ист. наук. Волгоград, 1998. С. 19—47.
  3. Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII — началаXVIII в. М., 1982. С. 7.
  4. Дубаков А.В. Астраханская епархия в XVI—XVII вв.: Спорные вопросы истории… С. 51—52.
  5. Акты исторические. T. 1. № 223. С. 424.
  6. Вассиан, архим. Описание Астраханского второклассного Спасо-Преображенского мужского монастыря, составленное в 1851 г. настоятелем сего монастыря//АЕВ. 1893. № 14/15. С. 410.
  7. Там же.
  8. Там же.
  9. Марголин С.Л. Оборона русского государства от татарских на­бегов в конце XVI в. // Военно-ист. сб. М., 1948. С. 5.; Тюменцев И.О. Царицынский караул в XVI в. // Вопросы краеведения. Волгоград, 1991. Вып. 1. С. 26—28; Тюменцев И.О., Оболонина Г.В. Рождение Царицына // Вопросы краеведения. Волгоград, 1994. Вып. 3. С. 60—62; Томарев В.И. Царицын — опорный пункт державы // Вопросы краеведения. Волгог­рад, 1994. Вып. 3. С. 65.
  10. Летописный отрывок о постройке городов в Московском госу­дарстве//Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1973. С. 231; Пискаревский летописец//ПСРЛ. М., 1978.Т. 34. С. 196.
  11. Тюменцев И.О., Оболонина Г.В. Указ. соч. С. 60—62.
  12. Голикова Н.Б. Указ. соч. С. 8—26.
  13. Станиславский А.Л. Гражданская война в России в начале XVII века. Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 9—10; Скрын­ников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века. Л., 1985. С. 142.
  14. Станиславский АН. Указ. соч. С. 17—20; Тюменцев И.О., Никола­ев К. А. Казачество в правление Ивана Грозного //Археолого-этногра­фические исследования в Волгоградской области. Волгоград, 1995. С. 16.
  15. Скрынников Р. Г. Указ. соч. С. 129.
  16. Дубаков А.В., Тюменцев И.О. Образование Астраханской епар­хии. Первая царицынская церковь // Очерки по истории Волгоградс­кой епархии. Волгоград, 2003.
  17. РИБ. T. XXIX. СПб., 1913; Донские дела. Кн. 4. С. 674-675; АСПб ФИРИ РАН. Ф. 178. On. 1. Д. 3887,4039,4109.
  18. Кусаинова Е.В. Ногайская Орда в XV—XVII вв. // Вопросы кра­еведения. Волгоград, 1994. Вып. 3. С. 53.
  19. Боцвадзе Т.Б. Роль России в грузино-северокавказских взаимо­отношениях XV—XVIII вв. // Вопросы истории народов Кавказа. Тби­лиси, 1988. С 200—210.
  20. Дубаков А.В. Образование Астраханской епархии в XVI — на­чале XVII в. // Средневековое Православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 146—173.
  21. АН. T. I. № 223. С. 423-426; АИ. Т. 2. N° 33. С. 29-30; Там же. № 64; Список архиерейской жалованной грамоты. 1631 г. // Аполлос (Беля­ев). Описание астраханского Благовещенского женского монастыря. Астрахань, 1852. С. 40—42.
  22. СГГД. М., 1813. Ч. I. № 177. С 484; Там же. № 189. С. 534; Там же. С. 593; Там же. М., 1819. Ч. II. № 59. С. 94,98,102; РГИА. Ф. 834. On. 2. Д. 17 68. Л. 57.
  23. АИ. Т. 2. № 64; РГИА Ф. 834. Оп. 3. Д. 2447. Л. 42
  24. РГИА Ф. 834. Оп. 3.Д. 2447. Л.42-42об.; Там же. Ф. 797. Оп. 1.Д. 3223. Л. 3; АИ. Т. 2. № 33. С. 29-30.

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 03-01-00631 а/В.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий