(Общая часть)
«Концепции современного естествознания» (КСЕ) — стандартная дисциплина в светской системе образования. Это междисциплинарное направление, в рамках которого рассматриваются фундаментальные идеи, принципы, законы, методы классического и современного естествознания, а также внутренние связи между основными отраслями науки. В московских духовных школах в XIX веке (до 1870 года) прообразом данной дисциплины были традиционно преподаваемые отдельные курсы естественнонаучных дисциплин (медицина, физика, основы сельского хозяйства, астрономия), а в периоды с 1870 по 1917 год и с 2007 по 2010 год — естественнонаучная апологетика. В академиях с 1872/73 по 1883/84 учебные года естественнонаучная апологетика являлась обязательным предметом для всех отделений: богословского, церковно-исторического и церковно-практического[1]. С 1884/85 по 1900/01 учебные года естественнонаучная апологетика читалась на 1 курсе МДА в объеме трех уроков в неделю и также являлась обязательной дисциплиной[2].
В настоящее время курс КСЕ читается на протяжении одного учебного года в бакалавриате. Возможно более углубленное изучение дисциплины с учетом дальнейшей специализации будущих богословов и в магистратуре.
Содержание предмета в духовных школах — изучение истории науки и концепций современного естествознания в христианско-апологическом освещении, а также знакомство с историей и современным состоянием диалога богословия и естествознания.
Представляется важным рассмотреть вопрос о преподавании КСЕ не на 1-м, на 3-4-х годах обучения в связи с необходимостью построения прочных систематических межпредметных связей с другими учебными предметами в рамках бакалавриата: Догматического богословия, Священного Писания Ветхого Завета, Священного Писания Нового Завета, Апологетики, Патрологии, Введения в философию, Миссиологии.
Студент, изучивший дисциплину КСЕ, должен:
- иметь четкое представление о предмете, целях и задачах естественных наук;
- владеть основным естественнонаучным понятийным аппаратом;
- понимать различие методологии и сфер компетенции естественных наук, философии и богословия;
- иметь четкое представление о предмете, целях, задачах, методологии и современном состоянии христианской естественнонаучной апологетики;
- демонстрировать понимание динамики и логики становления современного естествознания;
- уметь формулировать основные положения современных естественнонаучных концепций, четко сообщать полученные базовые знания;
- уметь давать христианскую этическую оценку научным достижениям и технологиям, основываясь на общепринятых церковных документах («Основы социальной концепции РПЦ», Соборные постановления и проч.);
- демонстрировать владение базовой информацией об именах, вкладе в науку и названиях основных трудов выдающихся естествоиспытателей, а также богословов и ученых, внесших вклад в развитие естественнонаучной апологетики;
- обладать навыками самостоятельного библиографического поиска, аналитического чтения, конспектирования, реферирования научной и христианской апологической литературы;
- использовать полученные знания для обоснования основных истин христианской веры;
- обладать навыками выступления перед школьниками, студентами, прихожанами;
- обладать умениями ведения конструктивного диалога и дискуссии с оппонентами.
Анкета преподавателя
- Какие общие компетенции Вы считаете наиболее значимыми для данной дисциплины?
- №9,10.
- Какие предметные компетенции Вы читаете наиболее значимыми для данной дисциплины?
- № 1-8.
- Какие методы аудиторного обучения соответствуют развитию каждой компетенции?
- лекционная форма (при наличии четкого целепо- лагания) с привлечением системы наглядных пособий, иллюстрирующих каждую лекцию курса, в первую очередь мультимедийных презентаций (слайды, видеоролики), схем, карт, фотографий, папок с раздаточными материалами;
- семинары-коллоквиумы, направленные на активизацию творческой деятельности обучающихся посредством экспресс-опросов, решения проблемно сформулированных заданий (в т.ч. эвристического характера, например «кейс-метод»);
- мини-конференции с обсуждением подготовленных докладов, моделирование дискуссий;
- индивидуальные консультации с преподавателем или ассистентом.
- Какие методы самостоятельного/самоуправляе- мого обучения соответствуют развитию каждой компетенции?
- написание эссе на заданную тему (здесь и далее возможен дифференцированный подход), самостоятельный библиографический поиск, аналитическое чтение (конспектирование, реферирование научной и христианской апологетической литературы);
- «портфолио», включающий индивидуальные задания, «индивидуальный маршрутный лист продвижения по дисциплине», «индивидуальный дневник изучения дисциплины» и т. п.
- Какими методами можно оценить степень освоения каждой компетенции?
- диагностические задания: поэтапное тестирование (предварительное, серии промежуточных и итоговое) и опросы, анкетирование, анализ практических работ (эссе, рефератов и т. п.);
- наблюдение за деятельностью учащихся на семинарах, коллоквиумах и мини-конференциях;
- беседа.
- Какие критерии позволят студенту понять степень освоения им компетенции?
- Система оценок, сравнение и обсуждение результатов оценки деятельности внутри группы, анализ решений самостоятельных диагностических заданий с учетом прилагаемых ответов и ключей.
В целом постоянная обратная связь между учащимся и преподавателем позволяет корректировать форму и объем подачи учебного материала.
Материалы кафедры богословия: 2010-2011 годы. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2011. С. 191-195.
Примечания
[1] Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870-1900). Ч. II: Летопись научной жизни академии / Курсовое соч. Загорск, 1974. С. 50.
[2] Там же. С. 51.