БиоэтикаМумриков О. свящ.Православие и медицина

МУМРИКОВ О. свящ. По концепциям современного естествознания

(Общая часть)

«Концепции современного естествознания» (КСЕ) — стандартная дисциплина в светской системе образования. Это междисциплинарное направление, в рамках которого рассматриваются фундаментальные идеи, принципы, законы, методы классического и сов­ременного естествознания, а также внутренние связи между основными отраслями науки. В московских ду­ховных школах в XIX веке (до 1870 года) прообразом данной дисциплины были традиционно преподавае­мые отдельные курсы естественнонаучных дисциплин (медицина, физика, основы сельского хозяйства, аст­рономия), а в периоды с 1870 по 1917 год и с 2007 по 2010 год — естественнонаучная апологетика. В акаде­миях с 1872/73 по 1883/84 учебные года естественнона­учная апологетика являлась обязательным предметом для всех отделений: богословского, церковно-исто­рического и церковно-практического[1]. С 1884/85 по 1900/01 учебные года естественнонаучная апологетика читалась на 1 курсе МДА в объеме трех уроков в не­делю и также являлась обязательной дисциплиной[2].

В настоящее время курс КСЕ читается на протя­жении одного учебного года в бакалавриате. Возмож­но более углубленное изучение дисциплины с уче­том дальнейшей специализации будущих богословов и в магистратуре.

Содержание предмета в духовных школах — из­учение истории науки и концепций современного естествознания в христианско-апологическом осве­щении, а также знакомство с историей и современным состоянием диалога богословия и естествознания.

Представляется важным рассмотреть вопрос о преподавании КСЕ не на 1-м, на 3-4-х годах обуче­ния в связи с необходимостью построения прочных систематических межпредметных связей с другими учебными предметами в рамках бакалавриата: Дог­матического богословия, Священного Писания Вет­хого Завета, Священного Писания Нового Завета, Апологетики, Патрологии, Введения в философию, Миссиологии.

Студент, изучивший дисциплину КСЕ, должен:

  1. иметь четкое представление о предмете, целях и задачах естественных наук;
  2. владеть основным естественнонаучным поня­тийным аппаратом;
  3. понимать различие методологии и сфер ком­петенции естественных наук, философии и бо­гословия;
  4. иметь четкое представление о предмете, це­лях, задачах, методологии и современном со­стоянии христианской естественнонаучной апологетики;
  5. демонстрировать понимание динамики и ло­гики становления современного естество­знания;
  6. уметь формулировать основные положения современных естественнонаучных концепций, четко сообщать полученные базовые знания;
  7. уметь давать христианскую этическую оценку научным достижениям и технологиям, основы­ваясь на общепринятых церковных документах («Основы социальной концепции РПЦ», Со­борные постановления и проч.);
  8. демонстрировать владение базовой инфор­мацией об именах, вкладе в науку и названиях основных трудов выдающихся естествоиспы­тателей, а также богословов и ученых, внесших вклад в развитие естественнонаучной аполо­гетики;
  9. обладать навыками самостоятельного биб­лиографического поиска, аналитического чтения, конспектирования, реферирования научной и христианской апологической ли­тературы;
  10. использовать полученные знания для обос­нования основных истин христианской веры;
  11. обладать навыками выступления перед школьниками, студентами, прихожанами;
  12. обладать умениями ведения конструктивно­го диалога и дискуссии с оппонентами.

Анкета преподавателя

  1. Какие общие компетенции Вы считаете наиболее значимыми для данной дисциплины?
  • №9,10.
  1. Какие предметные компетенции Вы читаете наи­более значимыми для данной дисциплины?
  • № 1-8.
  1. Какие методы аудиторного обучения соответст­вуют развитию каждой компетенции?
  • лекционная форма (при наличии четкого целепо- лагания) с привлечением системы наглядных по­собий, иллюстрирующих каждую лекцию курса, в первую очередь мультимедийных презентаций (слайды, видеоролики), схем, карт, фотографий, папок с раздаточными материалами;
  • семинары-коллоквиумы, направленные на акти­визацию творческой деятельности обучающихся посредством экспресс-опросов, решения проблем­но сформулированных заданий (в т.ч. эвристи­ческого характера, например «кейс-метод»);
  • мини-конференции с обсуждением подготовлен­ных докладов, моделирование дискуссий;
  • индивидуальные консультации с преподавателем или ассистентом.
  1. Какие методы самостоятельного/самоуправляе- мого обучения соответствуют развитию каждой ком­петенции?
  • написание эссе на заданную тему (здесь и далее возможен дифференцированный подход), само­стоятельный библиографический поиск, анали­тическое чтение (конспектирование, рефериро­вание научной и христианской апологетической литературы);
  • «портфолио», включающий индивидуальные задания, «индивидуальный маршрутный лист продвижения по дисциплине», «индивидуальный дневник изучения дисциплины» и т. п.
  1. Какими методами можно оценить степень освое­ния каждой компетенции?
  • диагностические задания: поэтапное тестирова­ние (предварительное, серии промежуточных и итоговое) и опросы, анкетирование, анализ практических работ (эссе, рефератов и т. п.);
  • наблюдение за деятельностью учащихся на семи­нарах, коллоквиумах и мини-конференциях;
  • беседа.
  1. Какие критерии позволят студенту понять сте­пень освоения им компетенции?
  • Система оценок, сравнение и обсуждение резуль­татов оценки деятельности внутри группы, анализ решений самостоятельных диагностических зада­ний с учетом прилагаемых ответов и ключей.

В целом постоянная обратная связь между уча­щимся и преподавателем позволяет корректировать форму и объем подачи учебного материала.

Материалы кафедры богословия: 2010-2011 годы. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2011. С. 191-195.

Примечания

[1]  Киселев А., диак. История Московской Духовной Ака­демии (1870-1900). Ч. II: Летопись научной жизни академии / Курсовое соч. Загорск, 1974. С. 50.

[2]  Там же. С. 51.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий