Василий ВеликийВеселова О.Патрология

ВЕСЕЛОВА О. Пневматология Василия Великого (на основе трактата «О Святом Духе»)

Бог один по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух,

Троица единосущная и нераздельная.

Пространный катехизис

Дух не по требованию времени, а по общению естества сопоставляется с Богом, не нами на сие привлекаемый, но приобщаемый Господом.

Св. Василий Великий. «О Святом Духе»

Христианство зиждется на вере в Триединого Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Триадологический догмат — ос­нова православного учения, истоки которого уходят в пер­вые века распространения христианства.

Сам термин «Троица» небиблейского происхождения. Его ввел в употребление Феофил Антиохийский во второй половине II века[1].

Афанасий Великий писал: «Вера христианская зна­ет неизменяемую, совершенную и всегда [ту же] блажен­ную Троицу, и ничего большего не прилагает к Троице, и не представляет, чтобы когда-либо была Она недостаточною, ибо то и другое злочестиво, а потому признает Ее не­допускающею в Себя никакой примеси сотворенного; по­клоняется же Ей, сохраняя нераздельность и единство Ее Божества; и так бегает арианских хулений» [2].

В данном докладе речь пойдет о третьем лице Святой Троицы — Святом Духе[3].

«Учение Господа народам чрез 12 апостолов» (Дидахе) в 7-й главе провозглашает формулу Крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа» [4].

Св. Климент Римский в Первом послании к коринфянам в молении говорит: «…жив Бог и жив Господь Иисус Хрис­тос и Дух Святый, вера и надежда избранных»[5]. Он же упо­минает Святого Духа как вдохновителя и автора Священ­ного Писания, разъясняя слова апостола Павла 2 Тим. 3:16[6] и апостола Петра 2 Пет. 1:21[7]. О равенстве Святого Духа с Отцом и Сыном, о поклонении Ему, о Его божественно­сти писали Ориген, св. Ипполит Римский, уже упомянутый свт. Афанасий Великий.

Как мы знаем из текста малого славословия, иерархия Лиц Святой Троицы, и в частности умаление достоинства Святого Духа, отрицается. Например, в 1 Пет. 1:2[8] Святой Дух упоминается после Бога Отца. Этот момент разъясня­ет Григорий Нисский в «Слове о Святом Духе против македонян-духоборцев»[9]. Скорее всего, такой порядок в упоми­нании Лиц Троицы объясняется характером икономии, где Дух преемствует Сыну, завершая Его дело.

Догматическое учение о Пресвятой Троице формирова­лось постепенно. На каждом этапе оно встречало трудности, связанные с ересями. Они были осуждены на II Вселенском Соборе, а положение Святого Духа и его Божественная сущ­ность закреплены в Никео-Цареградском Символе веры.

Большой вклад в развитие учения о Троице в целом и о Святом Духе в частности внес святитель Василий Ве­ликий. Его трактат «О Святом Духе» явился развитием учения Оригена и свт. Афанасия Великого: «В отношении к пневматологическому учению святой Василий Великий сделал большой шаг вперед. Он указал и подчеркнул особое свойство Духа, Его Святыню». Цель этого трактата — «изло­жить ясное учение о силе, заключающейся в словах “с Сы­ном и со Святым Духом» и “чрез Сына во Святом Духе”»[10]. Адресатом послания стал свт. Амфилохий, епископ Иконийский [11], ученик свт. Василия Великого, который сам был апологетом Божества Святого Духа.

Трактат состоит из тридцати глав, которые содержат:

  • свидетельства о Святом Духе из Писания;
  • доказательства Его равночестия с Отцом и Сыном;
  • полемику с еретиками, и в частности с Евстафием Севастийским и Евномием, епископом Кизика.

Свт. Василий Великий был учеником Евстафия Севастийского, однако их взгляды разошлись. Почитая аске­тизм Евстафия, святитель Василий назвал его вождем ду­хоборчества. В «Церковной истории» Сократа Схоластика мы читаем такие слова епископа Севастийского: «Я не могу признавать Святого Духа Богом, но не смею называть Его и тварью»[12]. На что в ответ Василий Великий, осуждая ду­хоборцев, пишет в 10-й главе трактата: «…если Господь со­четание Святого Духа с Отцом предал как необходимый и спасительный догмат, они же рассуждают иначе, отделя­ют, отторгают Духа и низводят Его в природу служебную, то не правда ли, что они хулу свою ставят выше Владычней заповеди?» [13]

Святитель Василий окончательно порвал отношения с Евстафием в 375 году. Главы 10-27 трактата явились точным изложением беседы, состоявшейся между ними в 372 году.

Свой труд Василий Великий написал не в форме про­странного рассуждения на тему Божественности Святого Духа, а как полное и ясное исследование, где каждый тезис подтвержден аргументами (в основном это цитаты из Свя­щенного Писания).

Итак, вот что говорили еретики:

  • Святой Дух есть творение Сына, а значит Он ниже Отца и Сына и не может быть единосущен им;
  • отрицали то, что Дух является произведением Сына, что ведет к отрицанию Его ипостасности и, как следствие, слиянию с Отцом и Сыном.

Таким образом, задачей Василия стало доказательство божественности Святого Духа, его единосущия и равночестия Отцу и Сыну.

Начнем с рассмотрения именований Святого Духа в Писании, которые нам приводит Василий Великий в 9-й главе трактата: «… кто, услышав наименование Духа, не воспрянет душою и не восторгается мыслию к естеству Высочайшему? Ибо Он называется Духом Божиим (Мф. 3:16) и Духом истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15:26), Духом правым, Духом Владычним (Пс. 50:12,14)» [14]. И все перечисленное мы можем выразить всего тремя словами из Евангелия от Иоанна: Дух есть Бог (Ин. 4:24). Вооб­ще, святитель Василий очень большое внимание уделяет вопросу имен Духа. Вся 21-я глава трактата посвящена свидетельствам из Писания об именовании Духа Госпо­дом. И если предыдущие свидетельства были прямым указанием на именования, то на изречение «вас же Гос­подь да умножит, и да избыточествит любовию ко всем, якоже и мы к вам, во еже утвердити сердца ваша непо­рочна в святыни, пред Богом и Отцем нашим, в пришес­твие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его (1 Фес. 3:12-13) [15] он риторически вопрошает: «Како­го Господа умоляет апостол пред Богом и Отцем нашим, в пришествие Господа нашего, во еже сердца всех нахо­дящихся в Солуни утвердити непорочна, как утвержден­ные во святыни?» [16]

Несмотря на то что аргументы Священного Писания, приводимые святителем, ясно именуют Духа Господом, сам Василий Великий в своих рассуждениях избегает подобных прямых именований.

Но не только имена Духа должны и могут указывать на Его единосущие Отцу и Сыну, но и Его свойства и дей­ствия. Как пишет Сергей Михайлович Зарин, «Духу Свято­му, по учению Василия Великого, наряду с другими лицами Святой Троицы принадлежат действия и творческие, и про­мыслительные, и домостроительно-спасительные»[17]. Свя­титель Василий, говоря о Духе, перечисляет все свойства, априори присущие Богу: «К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении, Его желает все живущее доб­родетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естествен­ного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавления возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собою всякой разумной силе при искании истины как бы некоторую очевидность.

Он неприступен по естеству и удобовместим по благости; хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается од­ним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но раз­деляет действование по мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда приобща­ются его, не перестает быть всецелым наподобие солнечно­го сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние это озаряет землю и море и срастворяется с воздухом» [18].

Спасение каждого человека тоже находится в ведении Святого Духа. Как утверждает святитель Василий, «Духом Святым — восстановление наше в рай, вступление в Небес­ное Царство, возвращение в сыноположение, дерзновение именовать Отцем своим Бога, соделываться общниками благодати Христовой, именоваться чадами света, приоб­щиться вечной славы, одним словом, приобрести всю пол­ноту благословения и в сем, и в будущем веке, когда в себе, как в зеркале, отражаем благодать тех благ, какие пред­назначены нам по обетованиям и которыми чрез веру на­слаждаемся, как уже настоящими. Ибо если таков залог, то каково совершенное? И если таков начаток, то какова полнота целого?» [19]

Святой Дух участвует не только в жизни человека. Он полноправный соучастник творения мира, ангелов. Отно­сительно ангелов Василий Великий пишет: «В творении же их [ангелов] представляй первоначальную причину сотво­ренного — Отца, и причину зиждительную — Сына, и при­чину совершительную — Духа, так что служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие дей­ством Сына и совершаются в бытии присутствием Духа»[20]. По сути в трактате прослеживается мысль о том, что Отец есть источник и начало всякого творения, Сын есть Зижди­тель, а Дух — Свершитель: «И никто да не подумает, буд­то бы утверждаю, что три начальственные Ипостаси и что действование Сына несовершенно. Ибо одно Начало су­ществ, созидающее чрез Сына и совершающее в Духе» [21]. Все три ипостаси действуют нераздельно, и святитель Василий призывает ни в коем случае не думать, будто «действова­ние их несовершенно». Это и будет ересью, а «посему пред­ставляй Трех — повелевающего Господа, созидающее Сло­во и утверждающего Духа» [22].

Все Священное Писание богодухновенно, и смысл это­го определения Василий Великий так же ясно раскрывает. Ни одно знание, ни одно видение будущего архангелом Гав­риилом, по мнению святителя, не могло быть даровано кро­ме как «по предуведению Духа».

Святой Дух не будет бездействовать и во время Страш­ного Суда: «…во время ожидаемого явления Господня с небес Дух Святый будет не бездействен, как думают иные, но явится вместе и в день откровения Господня, в который станет судить вселенную по правде Блаженный и единый Сильный»[23]. Те, кто сохранил свою чистоту, будут избав­лены от мук в день Суда, и напротив, кто огорчит Святого Духа, «будут лишены того, что получили, и благодать от­дастся другим»[24]. Душа их будет отторгнута от Духа. Для святителя Василия, который обличает духоборцев в умале­нии значимости Святого Духа и отрицании Его как Ипоста­си Триединого Бога, Его [Духа] присутствие на Страшном Суде очевидно, и Василий Великий вопрошает: «Как же можно представить, чтобы Суд совершился без Святого Духа, между тем как Слово показывает, что Он есть и на­града праведных, когда вместо залога дано будет соверщенное, и что первое осуждение грешников будет состоять в том, что отнимется у них все, что почитают себя имею­щими?» [25]

Большое значение имеет присутствие Духа при Кре­щении. Вода, используемая в таинстве, лишь «изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сооб­щает животворящую силу, обновляя души наши из гре­ховной мертвенности в первоначальную жизнь» [26]. Смерть приходит от воды, в которую троекратно погружается крещаемый, а обновленная жизнь в Боге даруется Святым Духом.

Наконец свт. Василий Великий доказывает единосущие и равенство Духа с Отцом и Сыном. «Дух соприсущ самой плоти Господней, став ея помазанием и неразлучно сопребывая с нею… соприсущ был совершающему чудеса»[27]. И всё, относя к единству Духа с Сыном, закрепляет цитата­ми из Евангелия.

Святой Дух не «подчисляется» Отцу и Сыну, но «сочисляется» с ними. В ответ еретикам свт. Василий Великий говорит, что если Дух подчинен Сыну, то и Сын подчинен Отцу, что входит в противоречие даже их учению: «А если полагают, что подчисление приличествует одному Духу, то пусть знают, что одинаковым образом произносится Дух с Господом и Сын со Отцем. Ибо одинаково преподано имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19)»[28].

Порядок упоминания (Отец, Сын и Святой Дух) также никоим образом не указывает на иерархию внутри Трои­цы. Все Ее Ипостаси едины, нераздельны, единосущны друг другу и равны между собой: «Господь, предавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал Их, ибо не сказал: в первое, второе и третье или: в одно, два и три, но в святых Именах даровал нам познание веры, приводя­щее ко спасению. Посему спасающее нас есть вера, а число придумано как знак, показывающий количество подле­жащих»[29].

Свт. Василий Великий не был основателем пневматологии, но именно он заложил фундамент, на котором впо­следствии выросло целостное православное учение о Свя­том Духе. Именно его трудам мы обязаны развитию учения о Троице.

ДОБРОЦВЕТОВ П.К. Таинственное присутствие Христа в святых по апостольскому и святоотеческому учению

ДОБРОЦВЕТОВ П.К. Святые отцы-Каппадокийцы как образ Святой Троицы

 Примечания

[1] Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский ка­техизис // Православие и современность. Электронная библиоте­ка. С. 12.

[2]Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прилож.: Василий (Кривошеин), архиеп. Проблема познаваемости Бога. М.: Си­бирская Благозвонница, 2008. С. 76.

[3] Афанасий Великий, сет., епископ Александрийский. Творения: В 4-х ч. Сергиев-Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1902. С. 200.

[4] Дидахе, 7.

[5] Климент Римский, сет. Первое послание к коринфянам, 58:2.

[6] Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличе­ния, для исправления, для наставления в праведности.

[7] Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

[8] …По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.

[9] Григорий Нисский, свт. Слово о Святом Духе против македониан духоборцев, 6.

[10] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 95.

[11] Амфилохий Иконийский был автором произведения, аналогич­ного сочинению Василия Великого, однако оно не сохранилось.

[12] Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. II, гл. 45.

[13] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 73.

[14] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 72.

[15] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 91.

[16] Там же.

[17] Зарин С.М. Учение св. Василия Великого о Святом Духе // режим доступа: http: //azbvka.ru/otechnik/? Vasilii Velikii /sviatitel-vasilii-velikiH4#il.

[18] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 72.

[19] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 80.

[20] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 81.

[21] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 81-82.

[22] Там же. С. 82.

[23] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 83.

[24] Там же. С. 83.

[25] Там же. С. 84.

[26] Там же. С. 80.

[27] Там же. С. 83.

[28] Василий Великий, сет. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 85.

[29] Василий Великий, свт. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико­полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. С. 86.

ВЕСЕЛОВА О. Пневматология Василия Великого (на основе трактата «О Святом Духе») // Материалы кафедры богословия: 2014-2015. Сергиев Посад, 2016. С. 134-142.

Оставить комментарий