История Русской ЦерквиТупикова Н.А.Тюменцев И.О.Тюменцева И.Е.Ян Сапега

ТУПИКОВА Н.А., ТЮМЕНЦЕВА И.Е., ТЮМЕНЦЕВ И.О. Письма по церковным делам из русского архива Яна Сапеги 1607-1611 годов

В 1608—1610 гг. гражданская война в России достигла куль­минации. Страна оказалась расколотой на два противоборствую­щих лагеря. В Москве и в Тушине действовали два царя, две Боярские думы, два государевых двора, приказы. Разделенной оказалась и Русская Православная Церковь: в Москве и в Туши­не действовали два патриарха, два Освященных собора. Наиболее авторитетные в стране Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский монастыри поддержали московского пат­риарха, Ипатьевский монастырь — тушинского2.

Одной из «открытых страниц» в истории остается описание деятельности Русской Православной Церкви на территориях, за­нятых сторонниками Лжедмитрия II. Руководство Тушинского лагеря, как свидетельствует содержание публикуемых докумен­тов из архива тушинского гетмана Яна Сапеги, пыталось нала­дить нормальную жизнь Церкви в захваченных уездах русского государства. Митрополит Ростовский Филарет, пленником дос­тавленный в Тушино, был обласкан самозванцем, получил дол­жность «нареченного патриарха» (назначенного главы Русской Православной Церкви3) и вскоре превратился в одну из ключе­вых фигур в тушинском руководстве4. Формирование Освящен­ного собора оказалось делом более сложным.

Из высших иерархов Русской Православной Церкви само­званцу присягнули только архиепископы Суздальский Галакти­он и епископ Вологодский Иоа’саф. Епископ Тверской Феок­тист, привезенный в Тушино в качестве пленника, по-видимо­му, оставался там до конца 1609 г., когда был убит при попытке к бегству во время распада Тушинского лагеря5. Архиепископ Суздальский Галактион, как видно из записей «Дневника» Я. Са­пеги, находился в Тушине с ноября 1608 г по март 1609 г., затем был обвинен в измене и, по одним данным, умер у Троице-Сергиева монастыря, возвращаясь в епархию, по другим, бо­лее поздним, был убит приверженцами самозванца6. Епископ Вологодский Иоасаф вместе со служилыми людьми и посадски­ми целовал крест самозванцу7. Дальнейшая судьба владыки оста­ется неизвестной, так как какие-либо сведения о нем в источни­ках отсутствуют. В рассказе И. Массы о восстании вологжан про­тив тушинцев в ноябре 1608 г. и в отписках вологжан конца 1608 — начала 1609 гг. в соседние города владыка Иоасаф не упоми­нается8. Маловероятно, что он уехал в Тушино до начала восста­ния вологжан. Секретари Яна Сапеги тщательно фиксировали в дневнике гетмана посещения их стана людьми такого ранга, а они также ничего не сообщают о судьбе вологодского владыки. Вероятнее всего, он умер во время тушинской оккупации Во­логды. Таким образом, несмотря на прямые указания в источни­ках9, Лжедмитрию II, в отличие от Лжедмитрия I, так и не удалось создать Освященный собор правильного состава даже в момент наибольших успехов. «Нареченному патриарху» Филарету Романову, как видно из публикуемой ниже под № 5 грамоты, пришлось управлять церковными делами в стане самозванца ис­ключительно с «патриаршим дьяком» Григорием Терпигоревым. Появление при государевом дворе должностного лица «(патриар­ший) дьяк»10, вероятно, отражает идею учреждения Патриарше­го приказа, который в дальнейшем положит начало бюрократи­зации церковной жизни России.

Публикуемые ниже под №№ 1—4 письма Лжедмитрия И написаны на русском и польском языках. Анализ архива гетмана Сапеги, проведенный нами, показывает, что на польском языке переписка «царика» с его гетманом велась по наиболее важным вопросам, требующим безотлагательного решения, например, таким, как прием на службу и расчеты с иноземными наемни­ками, приказы относительно военных действий, защиты иму­щественных прав видных русских тушинцев; по-польски писа­лись распоряжения о выдаче «кормов» Мнишекам и полякам из ближайшего окружения самозванца и др. Грамоты и послания на русском языке имеют декларативный, конкретно-бытовой ха­рактер, так как составлялись в расчете на знакомство с их содер­жанием русских людей. Письма на русском языке, как правило, не были связаны с описанием военных действий, не касались тайных, дипломатических, иных государственных дел, которые затрагивали бы интересы Православной Церкви на территории, контролируемой тушинцами.

После традиционного зачина, включающего обязательное указание на титул адресанта (пишущего), наименование адреса­та, в ряде случаев этикетные формулы со значением особого расположения к адресату, в документе излагалось содержание поданных из монастырей на имя «царя и великого князя Дмитрея Ивановича, всеа Руси» челобитных, в которых указывались конкретные жалобы монастырской братии на денежные и кор­мовые поборы со стороны «ратных людей» из полков Сапеги, а также выражалась царская «воля», чтобы он (Сапега) «в их вот­чины, в села и в деревни отъ себя не посылать ни по што, и кормовъ своихъ и конскихъ имати не ведь» и т. д. Следует ска­зать, что эти царские распоряжения не предусматривали ника­кого наказания для провинившихся, которые «те денги имали безъ… веленья», кроме изъятия награбленного в пользу воеводы («и ты бъ rk денги сыскавъ, потомужъ себ*к зачелъ в заслуженоя»). Воеводе и гетману Сапеге на русском и польском языках предписывалось оберегать вотчины и имущество «патриарха», епис­копов и монастырей. Однако, как видно из самих документов, «уже несколько раз эти письма с нашим требованием к Благо­склонности Вашей были посланы…» и многочисленные челобит­ные так и остались на бумаге Вопреки запретам Лжедмитрия II и его гетманов, грабежи и насилия загонщиков не прекращались, так как иноземные солдаты и казаки тайно поощряли своих под­чиненных и слуг к разбою, получая от этого немалый доход. Документы свидетельствуют, что после принесения присяги «Вору» разбойники неоднократно грабили вотчины «патриарха», архиепископов Суздальского, Борисоглебского, Горицкого, Да­ниловского, Никитского, Троицкого-на-Кержаче, Федоровско­го переяславских монастырей, Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, Спасского монастыря в Ярославле, Архангельского мо­настыря в Юрьеве Польском, Борисоглебского монастыря в Ро­стове, муромских монастырей «. В результате бесчинств тушинцев сильно пострадало хозяйство приходского духовенства. «Пахолики» не гнушались грабежом церквей и монастырей. При этом источники свидетельствуют, что все награбленное вскоре появ­лялось на рынках и продавалось за бесценок|2.

Расхищение церковных богатств, поругание веры явились одной из главных причин широкого участия духовенства в дви­жении земских ополчений 1609—1612 гг., которое спасло Рос­сию от иноземной интервенции.

Впервые публикуемые ниже материалы позволяют по-но­вому взглянуть на трагические события, свидетелями которых были участники переписки, и охарактеризовать роль Церкви в развитии патриотического сознания россиян.

№ 1

29 ноября (9 декабря) 1608 г. Грамота Лжедмитрия II

Я.П. Сапеге с запретом собирать налоги с монастырей
Переяславля Залесского

Оть царя и великого князя Дмитрея Ивановича ‘, всеа Руси, въ полки вое вод•fe нашему пану Яну Петру Павловичу Con’ferfe «, костеляновичю старосте юевскому, усвятцкому и керепетцкому.

Били намъ челомъ Переславля Зал-fecKoro Горицского мо­настыря архимонрить Алимпей съ братьею , да Донилова мо­настыря архимонритъ 1онаιν съ братьею, да Никитцкого мона­стыря игуменъ Леонтей v съ братьею; да Федоровского монас­тыря игуменъ Тихонъ νι с братьею, да Борисоглебского монас­тыря игуменъ Даьыдъ v» съ братьею, а сказали: владеют де ихъ монастырскими вотчины, селы и деревнями, загонные наши ратные люди изъ твоего полку, а имъ де крестьяны владеть не дадутъ. Да съ нихъ же де взяли съ монастырей, съ посаду и съ уезду, на тебя триста шестьдесятъ рублевъ денегь; а те де денги сбиралъ панъ Олександръ VUI твоего двора. Да съ нихъ же де взяли съ пяти монастырей кормы рохмисту Синскому , да рохмисту Юшинскомухсъ товарищи всяюе столовые и консюе кормы, и въ техъ де кормехъ стало имъ убытка девяноста че­тыре рубли; и отъ техъ де кормовъ и отъ денежного сбору они въ конецъ погибли.

И какъ къ тебе ся наша грамота придеть, и ты бъ въ Го­рицкой монастырь, да въ Дониловской монастырь, да въ Никитцкой монастырь да въ Федоровской монастырь, да въ Борисаглебской монастырь и въ ихъ вотчины, въ села и въ деревни оть себя не посылалъ ни по што. и кормовъ своихъ и конскихъ имати не велелъ, и своего полку нашимъ ратнымъ людемъ, литовскимъ и московскимъ, въ загонъ въ ихъ вотчины, въ села и въ деревни, въезжати не велелъ, и кормовъ своихъ и конскихъ силно не имали, и людей не били и не грабили, и никокова насилства не чинили. А техъ бы ротмистровъ Синьского да Юшинскова изъ Переславля съ ихъ ротами велелъ взяти къ собе, чтобъ оне въ городе на посаде и въ уезде въ монастырскихъ вотчинахъ насилства и обиды ни какова не чинили. А которые кормы и денги съ нихъ взяты, и ты бъ тк денги зачелъ себ-fe в заслуженоя. А буде тотъ пан Олександръ тЬ денги имали безъ твоего веленья, и ты бъ тк денги сыскавъ, потомужъ ссб’к зачелъ в заслуженоя, и о томъ къ намъ отписалъ, чтобъ намъ про то было вфцомо. Писанъ нашего царского величества у Москвы, л’кта 7117, Ноября въ 29 день.

Подлинник хранится в Архиве Санкт-Петербургского фи­лиала Института российской истории Российской Академии наук (АСПБФИРИ РАН). 29.11.1608-145. On. 1. Кар. 368 № 28. Собр. кн. Хилкова … Написан на двух листках. По склейке скрепа: «Дум­ной д|акъ Нехорошей Васильевич Лопухин»Х|.

Первая публикация в Сборнике кн. Хилкова. СПб., 1879. № 12.18.

№ 2

14 (24) январи 1609 г. Письмо Лжедмитрии II Я.П. Сапеге
с приказом запретить солдатам грабить вотчины архиепископа
суздальского Галактиона

принесли слезную жалобу из вла­дений отца архиепископа Галактиона хи в Суздальском уез­де, о чем не только нам, но и тем самим приходится сожалеть. Тре­буем теперь от любезности Вашей, чтобы Любезность Ваша, показав в тех владениях Милость нашу и ко всему духовенству (чтобы по­том они перед нами слез своих не проливали), никаких эксцессов не позволял. То же относительно и продовольствия, так как его нам они отдали уже, и чтобы они ры­царством не были потревожены. Что до Любезности Вашей и Ры­царства, которое находится под предводительством Любезности Вашей, то узнаете Нашу Милость, какую еще ни один не знал.

При этом желаем Любезно­сти Вашей от Господа Бога доб­рого здоровья.

Дано в обозе нашем под сто­личным городом Москвой в го­сударствах наших 24 января 1609 года.

Дмитрий царь

Адрес: Любезно нам милому Пану Яну Сапеге, полковнику нашему надлежит.

Оригинал письма хранится в Oddziale Rçkopisôw Biblioteki Polskiej Akademii Naukowej w Krakowe (OR BPAN), Ms № 345. №65. Л. 129—129 об. Написан четким почерком коричневыми чернилами на одном листе, который был сложен пакетом. Под­
писан документ рукой самозванца. На лицевой стороне в правом верхнем углу почерком XIX в. металлическим пером — «65 Л.». Ниже карандашом — цифры новой пагинации «129».

На оборотной стороне листа в правом среднем прямоуголь­нике, образованном сгибами листа, просматриваются следы боль­шой круглой печати, а в среднем прямоугольнике вертикально тем же почерком, что и письмо, написан адрес.

Копия А. Прохазки — в ОР ЛНБ НАНУ Ф. 103. № 556/Уа № 165 ЛЛ. 209-209 об.

Копия А. Гиршберга — в ОР ЛНБ НАНУ Ф. 5. № 5998 /III. Л. 346—346 об.

№ 3

15 (25) января 1609 г. Письмо Лжедмитрия II Я.П. Сапеге
с приказом запретить солдатам грабить вотчины тушинского
«патриарха» Филарета Романова

Оригинал письма хранится в OR BPAN. Ms. № 345. № 66. Л. 131. Написан тем же, что и предыдущее письмо, четким по­черком коричневыми чернилами на одном листе, который был вчетверо пакетом. Подписан документ рукой самозванца. На ли­цевой стороне в правом верхнем углу почерком XIX в. зачеркну­ты пометы, сделанные металлическим пером, — «66» и «4». Ниже карандашом — цифры новой пагинации «131».

На оборотной стороне листа во втором левом прямоуголь­нике, образованном сгибами листа, горизонтально тем же по­черком, что и письмо, написан адрес, на втором правом прямо­угольнике просматриваются следы большой круглой печати. Ад­рес, по-видимому, был частично написан поверх склейки под печать, которая была утрачена при вскрытии письма.

Копия А. Прохазки — в ОР ЛНБ НАНУ Ф. 103. № 556/Уа № 166 Л. 209.

Копия А. Гиршберга — в ОР ЛНБ НАНУ Ф. 5. № 5998 /111. Л. 346-346 об., 347-347 об.

№ 4

23 марта (2 апреля) 1608 г. Грамота Лжедмитрия II
Я.П. Сапеге с запретом собирать кормовые припасы с вотчин
Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря

Отъ царя и великого князя Дмитрея Ивановича, всеа PycÏH, къ Троицы Живоначалныя Сергеева монастыря, его милости пану Яну Петрови Павловичи» Соп’Ьги, пр1ятелю нашему люби­мому. Билъ намъ челомъ богомолецъ нашъ изъ Суздаля Спаса Еуфимьева монастыря архиморитъ 1евъ хш с братьею, а сказалъ: npi-Ьзжаютъ де къ нимъ въ Суздоль изъ-подъ Троицы наши ратныя полсюя, литовски! люди и рохмисты, а праветь де съ нихъ кормовъ своихъ и конскихъ; и они де имъ по се М’кстъ кормъ ихъ всяки и конск1Я давали съ сохи по ста рублевъ и по двадцати алтынъ; и всего де они заплотили нашимъ ратнымъ полскимъ, литовскимъ людемъ, за кормы ихъ и за конскш по дв’ЬстЬ по сороку рублевъ съ сохи, и отписи де у нихъ въ гЬхъ во всякихъ столовыхъ запасехъ и въ конскихъ кормахъ за ихъ панскими руками есть; а отчины де ихъ от нашихъ ратных полскихъ, литовскихъ загонныхъ людей всЬ розграблены, и женъ де ихъ и дочерей къ себ-Ь въ таборы емлютъ, и отъ того де имъ учинилася шкота великое и отчины де ихъ отъ того запустили. И намъ бы ихъ пожаловати, не вел’Ьти съ нихъ нашимъ ратнымъ полскимъ, литовскимъ и рускимъ людемъ кормовъ своихъ и конскихъ имати. — И какъ къ тоб’Ь ся наша грамота придетъ и ты бъ Спасо- Еуфимьева монастыря съ вотчинъ кормовъ своихъ и конскихъ нашимъ ратнымъ полскимъ и литовскимъ и рускимъ людемъ впредь сбирати не вел’Ьлъ и въ’Ьзжати въ ихъ вотчины не по кок1я сборы не вел’Ьти же, и отъ наших ратныхъ полскихъ и литовскихъ и рускихь людей вел’Ьлъ оберегати, и вел’Ьлъ бы имъ отъ себя дати листъ для береженья, чтобы къ нимъ и въ ихъ вотчины не въ’Ьзжали и носилства имъ никакого не чинили. Писона нашего царского величества у Москвы, л’Ьта 7117, Марта въ 23 день.

Подлинник хранится в АСПбФ ИРИ РАН. 23.03.1609—145. On. 1 Кар. 368. № 59. Собр. кн. Хилкова… Написан на двух листках. На обороте адрес: «Къ Троиц’Ь Живоначалной Серпева монасты­ря, его мости пану Яну Петрови Павловичю. Соп’ЬгЬ, пр1ятелю нашему любимому». По склейке скрепа: «Д1акъ Яковъ Акак1евъ»Х1У.

Первая публикация в Сборнике кн. Хилкова. СПб., 1879. № 12.49.

№ 5

1608-1609 гг. Грамота «нареченного патриарха» Филарета
Романова Яну Сапеге с просьбой дозволить освятить храм
в Киржачском монастыре

Благословеше великаго господина преосвященнаго Филаре­та, Митрополита Ростовского и Ярославского, нареченнаго Патр1арха Московскаго и всеа PyciH, великому господину пану Яну Петру Павловичю Сап’ЬгЬ, каштеляновичю Киевскому, ста­рост-t Усвятцкому и Керепецкому. Писать ты, господине, къ намъ, что въ нашемъ патршршеств-к, въ Переславскомъ у-кзд-k, въ монастыр-t на Киржач-t храмъ Благовещена! Пресвяткй Вла­дычицы нашея Богородицы и Приснод-Ьвы Марш xv, и тотъдеи храмъ оть воинскихъ людей разоренъ, и престолъ порушенъ и оскверненъ, и сосуды церьковные пойманы, и ныне деи въ томъ храму божественые литургки служити нельзе, и православнымъ хрестьяномъ прибегну™ негде, и мнопе деи боли умираютъ безъ причястья; и намъ бы дати на освящеше тому храму святый антимисъ и благословити тотъ храмъ освящати. И мы о антимисе писали, въ Ростовъ, къ протопопу съ браДею, а велели имъ ждати оть тебя присылки; и какъ ты, великш господинъ, при­шлешь къ нимъ, въ Ростовъ, священника или дьякона, и мы тотъ святый антимисъ вел-кли протопопу съ братьею дати тому священнику или дьякону, которого пришлешь, безпошпинно, тотчасъ, не замотчавъ; а о освяшеше писали есмя, въ Юрьевъ Полской, къ протопопу Моисею съ братьею, и грамоту свою къ нему о томъ послали за нашею печятью, и тотъ храмъ Благовещешя Святей Богородицы вел-кли имъ освящати и божественую литоргею соборне служити, по правиломъ святыхъ Апостолъ и святыхъ Отецъ; и тое грамоту послали мы къ тебе жъ великому господину пану Яну Петру Павловичю Con-krt, каштеляновичю Ьлевскому, старост-t Усвятцкому и Керепецкому, и ты бъ, господине, тое нашу грамоту, въ Юрьевъ, къ соборному протопопу Моисею4»1 с братьею послалъ, а святый антимисъ, которой къ тебе привезутъ изъ Ростова, послалъ на Киржачъ и велелъ его отдать священникомътое церкви. А какъ изъ Юрьева протопопъ Моисей съ братьею, по нашей грамот-k, попа да дья­кона на Киржачъ пришлють, и они тотъ храмъ освятятъ по пра­виломъ святыхъ Апостолъ и святыхъ Отецъ и по нашему благословешю и по указу. А милость Бож1Я и Пречистые Богоро­дицы и великихъ Святителей Петра и Алексея и 1оны Московскихъ Чюдотворцовъ, и Леонпя и Иса|я и Игназзя и Якова Епископовъ Ростовскихъ Чюдотворцовъ, и нашего смирешя благословеше, да есть и будетъ на тебе великомъ господине.

Подлинник хранится в АСПбФ ИРИ РАН. К. 124. Собр. С.В. Соловьева. On. 1. К. 2. № 194. Написан столбцом, на двух вместе склеенных листках, со скрепою по склейке: «Д1якъ Григорей Ильинъ Терпигорев»Х¥«. Был сложен пакетом и запечатан, имеет на обороте адрес: «Великому господину пану Яну Петру Павловичю Соп’Ьгк, каштеляновичю Невскому, старость Усвяцкому и Керепецкому».

ТЮМЕНЦЕВ И.О. Увещевательные послания 1608-1609 годов из русского архива Я. Сапеги

ТЮМЕНЦЕВ И.О. Письма защитников Троице-Сергиева монастыря, расспросные речи пленных и перебежчиков из архива Яна Сапеги 1607—1610 годов

УЛЬЯНОВСКИЙ В.И. Духовник самозванца архимандрит Исайя: миссия молчания

Примечания

  1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант № 00-01-00044а).
  2. Тюменцев И. О. Смута в России в начале XVII столетия: движе­ние Лжедмитрия II. Волгоград, 1999.
  3. См. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка Репр. изд. II. Ч. I. М., 1989. Стб. 318; Словарь древнерусского языка (XI—XIVвв.). T. VI. М., 2000. С. 359; Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 334.
  4. Sapieha J.P. Dziennik 1608—1611 // Hirschberg A. Polska a Moskwa. Lwow, 1901. S. 194—195; Палицын A. Сказание M.; Л., 1955.
  5. Палицын А. Указ. соч. С. 123.
  6. Sapieha P. Op. cit. S. 197, 210; АИ. T. 2. Ns 99; Новый летописец. С. 82; Палицын А. Указ. соч. С. 123.
  7. Сборник Хилкова(СХ). СПб., 1879. Ns 12.
  8. Масса И Краткое известие о Московии // О начале войн и смут в Московии. М., 1997. С. 147—148; Отписка вологодских городовых при­казчиков Т. Лягушкина с товарищами тотемцам 29 ноября (9 декабря) 1608 г. о восстании против тушинцев в Вологде // Акты, собранные в библиотеках и архивах Археографической экспедицией (ААЭ). СПб., 1836. Т. 2. Ns 2. С. 185—186; Отписка вологодских воевод П.М. Пушкина и Р. Воронова устюжанам в декабре 1608 г. о событиях в Замосковье // Там же. Ns 94.2. С. 192 и др.
  9. Грамота Сигизмунда «патриарху» Филарету и Ответ Филаре­та Сигизмунду в феврале 1610 г. // Временник Московского общества истории и древностей Российских (ВМОИДР). 1849. Кн. 1. С. 35—39.
  10. Словарь древнерусского языка (XI— XIVвв.). II. М., 1989. С. 473.
  11. Отдел рукописей Львовской научной библиотеки Национальной академии наук Украины (ОРЛНБ НАНУ). Ф. 5. Ns 5998/111. Л. 347—347 об.; Oddziat rçkopisôw Biblioteki Polskiej Akademii Naukowej w Krakowie (OP EPAN). №Ns 65, 91; Riksarkivet. Stokholm. Skoklostersamlingen(RSS). Ryska brev. E 8610.1. NsNs 15,18, 23/91, 108; Акты исторические, издавае­мые Археографической комиссией (АИ). Т. 2. NsNs 119, 137; Русская ис­торическая библиотека, издаваемая Археографической комиссией (РИБ). СПб, 1875. Т 2. Ns 171 Стб. 696-697.
  12. АИ. Т 2. № 121; Архив Санкт-Петербургского отделения инсти­тута российской истории РАН (АС116Ф ПРИ РАН). К. 124. 1. Ед. хр. 181, 220; К. 174. On. 2. 288; ОРЛНБ НАНУ. Ф. 103. On. 1. Ns 45.

Комментарии к письмам

  1. Лжедмитрий II — бывший школьный учитель из окрестностей Шклова в Белоруссии, который за прелюбодеяние лишился работы и стал бродягой. Его подобрали несколько белорусских шляхтичей и вместе с русскими повстанцами заставили играть роль чудом спасше­гося «царя Дмитрия» — убитого 17(27) мая в Москве Лжедмитрия I. Самозванец объявился в 12 (22) июля 1607 г. и последующие гри года гражданской войны был игрушкой в руках разл ичных сил, разрушив­ших государственный порядок и открывших дорогу для иноземного вторжения в Россию. Бежавший в Калугу Лжедмитрий II был убит ногайским князем Петром Урусовым 11 (21) декабря 1610 г. во время загородной прогулки. (Тюменцев И.О. Смута в России в начале XVII ст.: движение Лжедмитрия И. Волгоград, 1999).
  2. Ян Петр Сапега — сын литовского магната Павла Сапеги и Ганны Ходкевич, получил образование в Италии. В чине ротмистра Я. Сапега участвовал в Валашском, Инфляндском походах корон­ных войск и в подавлении рокоша — восстания шляхты против коро­ля Сигизмунда III Вазы в 1606—1607 гг. Летом 1608 г. он возглавил поход в Россию взбунтовавшихся солдат инфляндской армии. Новый гетман самозванца и его воины захватили Замосковье и часть Помо­рья. С сентября 1608 по январь 1610 гг. они безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь. В начале 1610 г. правительственные войска под предводительством кн. Михаила Скопина-Шуйского и Федора Ивано­вича Шереметьева отогнали остатки отрядов Яна Сапеги к западным границам страны. Летом 1610 г. Ян Сапега и его солдаты вернулись к Лжедмитрию II и гетман совершил поход на Москву. После бегства самозванца из-под Москвы Ян Сапега и наемники перешли на служ­бу московскому правительству и, получив жалованье, отправились в Заокские города и Северскую землю. Со второй половины 1610 г. до начала 1611 г. они грабили мирное население захваченных уездов и вели переговоры с Лжедмитрием II, московским правительством, Сигизмундом III и руководством земского ополчения, стремясь по­дороже продать свои сабли. Только в июле 1611 г. они поступили на службу Сигизмунду III и приняли участие в операциях по снабжению польского гарнизона в Москве. Во время одного из рейдов в Замоско­вье Ян Сапега заболел горячкой и умер 4(14) сентября 1611 г. в осаж­денном ополченцами Кремле. См.: SPb., 1860. T. 1. S. 198.
  3. Архимандрит Олимпий управлял Переяславским Горицким мо­настырем в 1608—1609 гг. См.: Строев И. Списки российских иерархов и настоятелей монастырей. СПб., 1877. Стб. 697.
  4. Иона Архангельский был архимандритом Данилова монасты­ря в 1589—1609 гг. В 1613 г. рукоположен в митрополиты Саарские и Подонские. С 1613 по 1619 гг. местоблюститель патриаршего престола.
  5. Организовал собор, который осудил исправления богослужебных книг, сделанные архимандритом Троиие-Сергиева монастыря Дио­нисием Зобинковски, старцем Арсением Глухим и попом Иваном Наседкой. По возвращении Филарета Романова из плена осужденные были оправданы, а Иона был вынужден покаяться И отойти от дел. См.. Строев П. Указ. соч. Стб. 667; Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. 2. С. 89—98.
  6. Леонтий был архимандритом Переяславского Никитского мо­настыря в 1608—1609 гг. См.: Строев П. Указ. соч. Стб. 677.
  7. Тихон упоминается в качестве архимандрита Переяславского Федоровского монастыря только в 1608 г. См.: Строев П. Указ. соч. С. 693.
  8. Давыд упоминается в качестве архимандрита Переяславского Борисоглебского монастыря только в 1608 г. Монастырь был создан только в конце XVI в. Не случайно предшественник Давида Гермоген был «строителем». См.: Строев П. Указ. соч. С. 712.
  9. Кто был паном Александром, нам установить не удалось.
  10. Пахолик пана Сколковича, который объявил себя ротмист­ром и вместе с другими пахоликами около 9(19) октября 1608 г. огра­бил духовенство Александровой слободы. Вскоре был схвачен. Осуж­ден на войсковом собрании и повешен. Распоряжение Лжедмитрия II явно запоздало. См.: Si.pieha J.P. Op. cit. S. 192—193.
  11. A. Юшизыцкий был участником захвата Ростова. На современ­ников произвело сильное впечатление разграбление кафедрального собора, когда наемники и казаки взяли добычей много золота, се­ребра и драгоценностей. Поручик, нарушивший четкие инструкции начальника, в своем письме попытался объяснить, почему вместо богатой добычи отправил в лагерь сапежинцев довольно скромные «дары». Возложив, как водится в таких случаях, ответственность за грабежи и насилия на других, А. Юшизыцкий сообщил важные под­робности, которые позволяют сушественно уточнить наши представ­ления об обстоятельствах взятия Ростова, сформировавшиеся на ос­нове сведений поздних мемуаристов.
  12. Лопухин Федор (Нехороший) Васильевич — видимо, из выбор­ных дворян по Мешевску. Осенью 1608 г. думный дьяк Лжедмитрия II, в начале 1609 г. посол из Тушина на польский сейм. В начале 1610 г. в письме наемному войску самозванец назвал его изменником, тем не менее летом 1610 г. был доверенным лицом Вора в Калуге. В июне 1611 г. посол П. Ляпунова к Я. Сапеге. В январе 1612 г. вместе с Казарином Бегичевым ездил в Псков опознавать Лжедмитрия II (См.: СХ 12. 18; РИБ.T. I. Стб. 150,179,254; СГГи Д. Ч. 2. SapiehaJ.P. Op. cit. S. 271; 310).
  13. Архиепископ Галактион Суздальский был рукоположен в эту должность Лжедмитрием 1 в 1609 г. В 1606—1608 гг. активно боролся с «ворами», о чем свидетельствует отрывок увещевательной грамоты пастве. Осенью 1и08 г. вместе с суздальцами присягнул Лжедмитрию И, дважды бывал в Тушине. Умер летом 1609 г., у Троице-Сергиева монастыря. (См.: Строев П. Указ. соч. ; АСПбФ ИРИ РАН К. 174. Оп. 2. Ед. хр. 250, 301—302).
  14. В 1605—1608 гг. монастырем управлял архимандрит Герасим, ко­торый в 1612 г. был рукоположен в Казани в архиепископы Суздальс­кие на место Галактиона. Архимандрит Иов, по всей видимости, был поставлен тушинцами и управлял монастырем в 1608—1609 гг. Любо­пытно, что в октябре 1608 г. на должность архимандрита Спасского монастыря претендовал еще один инок Л. Самгин, однако эта просьба не была выполнена. В апреле 1609 г. Иов упоминается в прежней долж­ности. (См.: Строев П. Указ. соч. Стб. 665; АИ. Т. 2. № 128. С. 154—155; АСПбФ ИРИ РАН К. 174. Оп. 2. Ед. хр. 301).
  15. Яков Акакиев служил при Борисе Годунове в 1604 г. дьяком Га­лицкой чети с окладом 50 руб. До появления в Тушине в источниках о нем сведений нет. (См.: Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975. С. 11).
  16. В архиве Я. Сапеги имеется целый комплекс челобитных архи­мандрита, служек и крестьян из Киржачского монастыря, которые мы планируем в ближайшее время опубликовагь. (См.: РИБ. Т. 2. № 171.1. Стб. 693—694; Riksarkivet. Stokholm. Skoklostersamlingen (RSS). Ryskabrev. E 8610.1. №№ 108, 18, 150).
  17. Иных сведений о соборном священнике Моисее нами не об­наружено.
  18. Иных сведений об этом дьяке нами не обнаружено.

ТУПИКОВА Н.А., ТЮМЕНЦЕВА И.Е., ТЮМЕНЦЕВ И.О. Письма по церковным делам из русского архива Яна Сапеги 1607-1611 годов // Мир Православия: Сборник научных статей. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 167-180.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий