История Русской ЦерквиПетров А.А.

ПЕТРОВ А.А. Письма старшей братии Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне епископу Дмитровскому Леониду (Краснопевкову) за 1874–1876 гг.

УДК 271.9 (82-6)

Публикация, предисловие и комментарии А. А. Петрова

Аннотация

Публикуемые семь писем (Макария (Сушкина), духовника иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) и иеромонаха Арсения (Минина)) отражают положение русского братства обители в период конфликта с греками за право обладания монастырем (1874–1875). В письмах также содержатся некоторые сведения об Афонской часовне, открытой 11 февраля 1873 г. при Московском Богоявленском монастыре, а также об основании Ново-Афонского монастыря в Абхазии.

Ключевые слова:

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне (Руссик), Афонская часовня при Московском Богоявленском монастыре, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков), архимандрит Макарий (Сушкин), иеросхимонах Иероним (Соломенцов), иеромонах Арсений (Минин).

Предлагаемые ныне вниманию читателей документы хранятся в отделе письменных источников Государственного исторического музея в фонде Леонида (Краснопевкова), епископа Дмитровского, викария Московской епархии[1]. Следует сказать, что первопрестольная всегда была связана многими нитями с православным Востоком вообще и со Святой Афонской Горой в частности. Неизменное уважение к афонским подвижникам, внимание к их насущным проблемам со стороны православных москвичей можно назвать традиционным. Во время, затрагиваемое настоящей публикацией, епископ Леонид был одним из деятельных участников диалога со святогорским иночеством не только как представитель московского духовенства, но и как один из представителей всей Русской Церкви. Это был симпатичный, душевно и духовно одаренный человек, прошедший большой жизненный путь.

Дворянин по рождению, Лев Васильевич Краснопевков сначала поступил на военно-морскую службу. Однако в 1838 г., в возрасте двадцати одного года, достигнув уже чина лейтенанта флота, он, под влиянием архимандрита Сергиевой пустыни близ Петербурга Игнатия (Брянчанинова), сделал другой жизненный выбор. На пути к монашеству молодой человек обучался сначала в Санкт-Петербургской, а затем в Московской духовной академии. В 1842 г. Лев Васильевич окончил курс со степенью магистра и был определен преподавателем в Вифанскую семинарию. И в годы академического учения, и в последующее время Лев Васильевич находился под духовным окормлением и отеческим попечением митрополита Московского Филарета (Дроздова).

23 сентября 1845 г. вифанский учитель принял иноческий постриг с наречением имени Леонид. Вскоре сам архипастырь рукоположил его в иеромонаха. В 1849 г. он был назначен ректором Вифанской семинарии, а в 1853 г. – ректором Московской семинарии. Во время семинарского послушания особенно явственно проявились многие добрые черты характера отца Леонида: его преданность воле Божией, строгое исполнение уставов Церкви, приветливость и бескорыстное служение людям, любовь к науке и природе. В том же 1849 г. он был поставлен игуменом Московского Златоустовского монастыря, через год переведен в Знаменскую обитель с возведением в сан архимандрита, а в 1854 г. последовало его назначение настоятелем Заиконоспасского монастыря.

Несомненно, мудрый святитель Филарет, под чутким и строгим надзором которого отец Леонид набирался административного и жизненного опыта, постепенно готовил его к более высокому служению. 26 апреля 1859 г. архимандрит Леонид был хиротонисан в Кремлевском Успенском соборе во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с предоставлением ему в управление Саввино-Сторожевского монастыря. На этой должности он стал деятельным помощником митрополита Филарета в разнообразных трудах по управлению Московской епархией. После смерти святителя, в период с 20 ноября 1867 г. по 24 мая 1868 г., до прибытия с Дальнего Востока вновь назначенного митрополита Иннокентия (Вениаминова), владыка Леонид управлял Московской епархией. Под началом нового архипастыря он продолжил служение викарием, поставив своеобразный рекорд нахождения в этой должности.

По своим дарованиям он давно уже заслуживал назначения на самостоятельную кафедру, но долго отвергал подобные предложения, будучи чужд всякого честолюбия и ценя расположение к себе москвичей. Однако так не могло продолжаться всегда. 15 мая 1876 г. по воле императора Александра II владыка Леонид был назначен на самостоятельную Ярославскую кафедру в сане архиепископа. К сожалению, замечательный архипастырь скоропостижно скончался 15 декабря 1876 г. во время поездки по обозрению отдаленных церквей своей епархии[2].

Благорасположение Преосвященного Леонида к нуждам Афонского Пантелеимонова монастыря наиболее явственно проявилось в его содействии открытию в Москве монастырской часовни. Об этом свидетельствует хранящееся в фонде владыки и приводимое нами полностью письмо к нему русского посла в Константинополе Николая Павловича Игнатьева.

Буюкдере. 19 сентября 1872 года

Высокопреосвященнейший Владыко[3],

Милостивый Архипастырь

Вследствие благосклонного участия, принятого Вашим Высокопреосвященством в деле учреждения в Москве подворья Афонского монастыря Святого Пантелеймона, вопрос этот получил наконец желаемое окончание: на основании разрешения, полученного от Св. Синода, Пантелеймоновская обитель отправляет ныне в Москву иеромонаха Арсения и монаха Прокла, назначенных состоять при часовне, которая будет учреждена при Богоявленском монастыре, согласно словесным объяснениям моим с Вашим Высокопреосвященством и переписке моей с митрополитом Московским.

Принося Вам, Милостивый Архипастырь, искреннюю мою признательность за содействие, оказанное мне в этом благом деле, и за советы Ваши, благодаря которым были устранены возникшие в Петербурге затруднения, я не сомневаюсь, что Ваше Высокопреосвященство и ныне не откажете в своем покровительстве учреждаемому в Москве подворью Русской обители Святого Пантелеймона. В этой надежде честь имею поручить Вашему благосклонному вниманию отправляющихся сегодня в Москву иеромонаха Арсения и монаха Прокла и покорнейше просить Вас преподать им нужные советы и наставления ввиду успешного исполнения ими обязанностей, возложенных на них Пантелеймоновским монастырем.

Поручая себя святым молитвам Вашего Высокопреосвященства, покорнейше прошу Вас, Милостивый Архипастырь, принять уверение в глубоком моем уважении и совершенной преданности, с коими имею честь быть

Вашим преданнейшим слугою

Н. Игнатьев[4]

И в дальнейшем, как явствует из публикуемых ниже писем, положение русских насельников Пантелеимоновской обители живо волновало отзывчивого архипастыря. Корни этого сочувственного интереса уходят, конечно, в более ранний период. Упоминаемый в письме русского посла представитель монастыря иеромонах Арсений[5] познакомился с Преосвященным Леонидом еще в 1860-е годы, когда ездил по России для сбора пожертвований. Афонские святыни, с которыми он ездил: крест с частицей Животворящего древа Креста Господня, часть от камня Гроба Господня, часть мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, – с 1867 г. находились в Московском Богоявленском монастыре. Для размещения священных реликвий в 1870 г. при этой обители начала строится особая часовня, которая могла бы обеспечивать постоянные сборы на Пантелеимонов монастырь. В том же году иеромонах Арсений совершил паломничество в Святую Землю, которое описал в послании епископу Леониду. Этот документ – свидетельство добрых отношений двух церковных деятелей – также считаем нелишним привести полностью.

Ваше Преосвященство,

Милостивейший Владыко,

святительски благословите!

Господь сподобил меня посетить св. град Иерусалим и окрестности его, путешествие это продолжалось 2 месяца. Посещение святых мест ныне стало очень удобно по случаю усовершенствованных путей сообщения. Сподобился я служить литургии на гробе Господнем, на гробе Божией Матери, на Голгофе, в Назарете, Вифлееме и даже на Иордане во временно устроенной церкви и в обители Св. Саввы Освященного. Во святая святых ныне вход без затруднения, там от Храма Соломонова уцелели только внизу своды из больших камней и очень большой камень, лежащий в Омаровой мечети, на коем приносились ветхозаветные жертвы. На Сионе хотя и указывают горницу, в коей была Тайная вечеря, но полагать надобно, что тут только место, где была Тайная вечеря. Был я на Елеоне, сподобился приложиться к отпечатленной на камне Божественной стопе Спасителя, посещал гробницы пророков и царей Иудейских, был на Мертвом море, месте гнева Божия, там всё как бы смертию поражено. Был я и у Мамврийского дуба на месте благословения Божия, там обильная растительность, святыня эта куплена ныне Русскою миссиею.

Имею честь при сем препроводить Вам на память об Иерусалиме тамошних изделий.

Вы, Ваше Преосвященство, имели намерение посетить Восток. Смиреннейше просим и к нам на св. Афон погостить. У нас очень уединенно, мы как бы совершенно отделены от мира.

Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, имею счастие быть

Вашего Преосвященства

недостойный послушник

иеромонах Арсений

Имею честь препроводить листочек. Хотя и давнишнее событие описано, но приятно прочитать.

1870 г. Июля 15 ч[исла]

Св. Афонская Гора

Русский Пантел[еимонов] монастырь[6]

 

Период с 1874 по 1875 год был для Афонской обители Святого Пантелеимона очень непростым. Раздор посеянный среди ее многонациональной братии недоброжелателями был связан с увеличением удельного веса в ней русских насельников и, как следствие, с выдвижением в настоятели, впервые после череды греков, русского по национальности архимандрита Макария (Сушкина)[7], строгого аскета и духоносного старца, заслужившего большой авторитет на Святой Горе.

Заметное усиление русского влияния на Афоне подало повод грекам подозревать русских насельников в панславизме и возбудить процесс в Константинопольской патриархии об отобрании монастыря, издревле принадлежавшего русским и носившего имя Руссик. Именно к этому драматическому моменту и относится большая часть публикуемых писем. Они ярко передают настроение в среде монашествующих. Три из них подписаны старшей братией русской общины обители: архимандритом Макарием (Сушкиным), духовником иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцовым) и иеромонахом Арсением (Мининым). Еще три письма написаны или подписаны только отцом Арсением. Особенности стилистики первых трех писем позволяют заключить, что их автором-составителем был тоже иеромонах Арсений. Только письмо с известием о формальном разрешении конфликта между русскими и греками, подписанное одним архимандритом Макарием, имеет другую стилистику и, очевидно, было подготовлено им самим.

Письма публикуются в современной орфографии и пунктуации при сохранении стилистических особенностей оригинала. Сокращения раскрываются в квадратных скобках.

1.

Ваше Преосвященство,

Милостивейший Владыко,

святительски благословите!

Просим принять наше смиренное поздравление с исполнением пятнадцатилетнего архиерейского Вашего служения на кафедре богоспасаемого града Москвы. Позвольте пожелать Вам, Милостивейший Владыко, да продлит Господь лета Вашей жизни в многополезном служении Вашем Церкви и Отечеству и во спасение богохранимой паствы Вашей.

На полученное нами Ваше любвеобильнейшее к нам послание мы имели честь ответствовать Вам и искреннейше благодарили и благодарим Ваше Преосвященство за многие милости Ваши и снисходительное участие, приемлемое Вами в положении удаленной обители нашей.

Припадая к стопам Вашим и испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, имеем честь быть

Вашего Преосвященства

смиренные послушники и богомольцы

архимандрит Макарий,

духовник Иероним,

иеромонах Арсений

Св. Афон

Русский Пантелеимонов монастырь

1874 г. мая 20 дня

Помета рукою еп. Леонида: пол[учено] июня 3.

ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 1. Л. 73. Подлинник, рукопись писарским почерком на почтовой бумаге с изображением Покрова Пресвятой Богородицы, подписи – автографы.

 2.

Ваше Преосвященство,

Милостивейший Владыко,

святительски благословите!

По участию, приемлемому Вами в положении обители нашей, позвольте сообщить Вам о настоящем ходе дел наших.

Чем далее, тем более и более ощущают греки лишение финансовое по случаю отделения от них болгар, приписываемое ими русским. К довершению сего секвестр[8] имений их, находящихся в Бессарабии, еще более возбудил их против нас, и они порешили между собою всячески вытеснить русских с Св. Афона, вследствие чего из среды мирских греков выбрались 19 адвокатов добле[9] действовать против нас. Это напоминает нашествие на Россию 20 языков! Как тогда, так и теперь все наше упование на милость Божию. Греческие газеты выдумывают всякие небылицы на нас, это уже им свойственно, но очень неприятно, что некоторые наши русские газеты (кроме Моск[овских] ведом[остей]) перепечатывают эти клеветы и распространяют их в публике, которая подобные вещи охотно читает. Вздумали напечатать, что распри наши с греками начались вследствие доходов от часовни и со времени прибытия моего из Москвы на Афон, то и другое совершенно несправедливо: о доходах от часовни греки даже не поминали, ибо часовня дана русским, а распри у нас с греками в обители начались месяца за два до выезда моего из Москвы. Потом еще присовокупили, что я посеял раздоры в русских на Афоне скитах. Прочитав это, подивился я, как решаются люди на такие вымыслы, положительно ни на чем не основанные, ибо я с скитами этими всегда находился и нахожусь в братских отношениях. Они самостоятельные, и общего с ними обитель наша ничего не имеет!

Такое настало время, отвсюду искушения. Что будет далее, Бог весть, но до сего времени Констант[инопольский] патриарх стоит за нас, видя нашу правоту, за что греки уже начали в газетах выражать свое на него неудовольствие. Дело наше рассматривается в Констант[инопольской] патриархии в общем заседании с мирскими, которые выказывают к нам непримиримую вражду. Защитник наш боголюбивый Н. П. Игнатьев, вероятно, уже возвратился из России, о чем сведения еще не имеем.

Нужно б мне быть в Москве, но отсюда нельзя уехать, не дождавшись какой-либо развязки.

Припадая к стопам Вашим и смиренно испрашивая себе и всему во Христе братству нашему Ваших святительских молитв и благословения, имею счастие быть

Вашего Преосвященства

недостойный послушник

иеромонах Арсений

1874. Сентября 27 дня

Русский на Св. Афоне

Пантел[еимонов] монастырь

ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 1. Л. 74–75. Подлинник, автограф на почтовой бумаге с изображением св. великомученика и целителя Пантелеимона.

3.

Ваше Преосвященство,

Милостивейший Владыко и Архипастырь,

святительски благословите!

Имеем честь смиреннейше поздравить Вас с наступающим великим праздником Рождества Христова и Новым годом при душевном желании, да длится на многая лета святая жизнь ваша в славу Божию и во спасение духовной Вашей паствы.

Дела наши с греками, к сожалению, тихо подвигаются, мы должны жаловаться грекам на притеснения от греков, оттого и не видим никакого успеха, хотя все права на нашей стороне, но власти местные не входят в рассмотрения их под разными предлогами, и так дело наше стоит неподвижно. Теперь у греков между собою начались большие нестроения, враждебный нам, русским, Афонский протат восстал против своего патриарха, отказывается повиноваться ему. Бог весть, чем все это кончится. Вся наша надежда на милость Божию, очень тяжело наше положение, но и выйти из него нет возможности нам самим, должны ожидать решения от Великой Церкви, в делах которой имеют большое значение мирские греки, участвующие в заседаниях Патриархии. Они – главные виновники всех возникших здесь раздоров и, пользуясь настоящей неурядицей, хотят забрать в ведение Патриархии, т. е. в свои руки, доходы всех афонских греческих монастырей.

Греки издавна не любят русских, хотя постоянно получали и получают от них помощь, но, к сожалению, нисколько не ценят это. Посол наш усердно старается о защите нас, ему обещают успокоить нас, но на самом деле пока не видим ничего.

Припадая к стопам Вашим и испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, имеем счастие быть

Вашего Преосвященства

смиренные послушники

архимандрит Макарий,

духовник Иероним,

иеромонах Арсений

1874 г. Декабря 23 дня

Св. Афонская Гора

Руссик

ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 1. Л. 76–77. Подлинник, рукопись писарским почерком на почтовой бумаге с изображением св. великомученика и целителя Пантелеимона, подписи – автографы.

4.

Ваше Преосвященство,

Милостивейший Владыко,

святительски благословите!

Сегодня, 11 февраля, исполнилось 2 года, как открыта наша в Москве часовня. Открытие это совершено Вашим Преосвященством, а потому мы священным своим долгом сочли вознести ко Господу смиренные наши моления о Вашем благоденствии и о продлении Вашей святой жизни. День этот у нас установлено ежегодно праздновать и молиться о благодетельных лицах, содействовавших открытию часовни.

Дело наше с греками все еще в неопределенном положении. Мы утверждаем, что монастырь наш издревле русский, на что имеем акты XII века. Греки хотя и не могут опровергнуть наше право, но под разными предлогами не решают наше дело. Остается ждать с упованием на милосердие Божие. В обители же у нас, благодарение Богу, все идет чинно и в должном порядке.

Припадая к стопам Вашим и испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, имею счастие быть

Вашего Преосвященства

недостойный послушник

иеромонах Арсений

1875 г. Февраля 11 д[ня]

Св. Афон

Руссик

ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 1. Л. 80. Подлинник, рукопись писарским почерком на почтовой бумаге с изображением Св. Афонской горы, подпись – автограф.

5.

Ваше Преосвященство,

Милостивейший Архипастырь,

святительски благословите!

Имеем честь поздравить Вас с наступающим великим праздником Воскресения Спасителя нашего. Позвольте пожелать Вам всех благ и милостей от Многомилостивого Господа.

Прежде мы торжественно духовно встречали этот пресветлый праздник; не знаем, как ныне Господь сподобит нас сретить сей великий день. Хотя патриарх Константинопольский и обещал дело наше кончить к сему празднику, но и доселе ничего не видно, кроме одних обещаний. Вот уже другой год, как длится наше неприятное дело; и как началось, так и теперь в одном положении. Наши неоспоримые права на монастырь как будто и не существуют! Одна наша надежда на милость Божию и Царицы Небесной.

В обители у нас, благодаря Богу, все тихо и чинно.

Затем, испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, имеем честь быть

Вашего Преосвященства

смиренные послушники

архимандрит Макарий,

духовник Иероним,

иеромонах Арсений

Св. Афонская Гора

Русский Пантелеимонов монастырь

1875 г. Апреля 2 д[ня]

ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 1. Л. 81. Подлинник, рукопись писарским почерком на почтовой бумаге с изображением св. великомученика и целителя Пантелеимона, подписи – автографы.

6.

Ваше Преосвященство,

Милостивый Отец и Архипастырь,

святительски мя благословите!

При Вашем благомилостивом расположении к обители нашей, при благотворительном внимании к нуждам и сердечном сочувствии к скорбям нашим не неприятно будет знать Вашему Преосвященству об окончании известного Вам дела обители нашей, которое после двухгодичного тяжко-скорбного и почти безвыходного положения нашего русского братства приняло благополучный исход.

Его Святейшество патриарх Иоаким[10] с Синодом своим и Смешанным Советом решил дело наше по справедливости и утвердил избрание моего недостоинства во игумена Русского на Афоне монастыря по большинству братских голосов. 26-го числа сентября я, грешный, поставлен по чину святогорскому на оную должность в присутствии двух патриарших экзархов и членов Афонского протата.

Много пришлось потерпеть нам, русским, в минувшие два года; немало потребуется и на будущее время терпения в достодолжном прохождении порученной мне должности. Поэтому, припадая заочно к святительским стопам Вашим, усерднейше прошу и умоляю Вас: помолитесь о мне и о братстве обители нашей к Небесному Пастыреначальнику, дабы благодатию Своею, «немощная врачующею и оскудевающая восполняющею»[11], Он укрепил меня благодушно понести крест настоятельства, просветил и вразумил в водительстве большой иноческой семьи по спасительным пажитям, чтоб разноплеменное братство хранил в мире и любви и помог всем нам ходити достойно звания своего.

Поручая себя и вверенную мне братию святительским молитвам Вашим, честь имею оставаться

Вашего Преосвященства

недостойный богомолец и нижайший послушник

архимандрит Макарий и игумен священной киновии Русской

Св. Гора Афонская

Русский монастырь

7 ноября 1875 года

ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 4. Л. 289–290. Подлинник, рукопись писарским почерком на почтовой бумаге с изображением св. великомученика и целителя Пантелеимона, подпись – автограф.

7.

Ваше Высокопреосвященство,

Милостивейший Владыко и Архипастырь,

святительски благословите!

Известившись, что благоизволением Божиим Вы изволили получить высшее назначение на служение Церкви и отечеству, я приятным долгом себе поставляю принести Вам мое смиренное поздравление при искреннейшем желании: да продлит Всеблагий Господь лета Вашей св. жизни во спасение Вашей паствы.

О себе имею честь уведомить, что я в настоящее время нахожусь на Кавказе, в Абхазии, хлопочу об устроении дарованной нам св. обители, наименованной Ново-Афонскою. Дело при помощи Божией идет успешно, от всех встречаю сочувственное внимание и содействие, при обители устроиваем духовное училище. Данное нам место, можно сказать, со всеми удобствами, на восточном берегу Черного моря, почва самая плодородная, множество дикорастущих разных фруктовых деревьев, климат здоровый, особенно полезный для слабогрудых, вода легкая родниковая, есть и речка тут, виды живописные и разнообразные. Милости просим, Ваше Преосвященство, к нам пожаловать подышать чистым горным воздухом, укрепиться силами. Место здесь уединенное, жители здешние – древние христиане и частию магометане, народ полудикий.

Очень меня заботит настоящее положение Афонской обители нашей по случаю неурядицы на Востоке. Спаси и сохрани нас, Небесная Покровительница наша!

Припадая к святительским стопам Вашим и испрашивая Вашего архипастырского благословения и св. молитв, имею честь быть

Вашего Высокопреосвященства

недостойный послушник

иеромонах Арсений

1876. Июня 12 ч[исла]

Сухум-кале

ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 1. Л. 82–83. Подлинник, автограф.

Богословский вестник. 18–19. 2015. № 3 июль–сентябрь, № 4 октябрь–декабрь. С. 466-481.

Библиография

Андроник (Трубачев), игум. 2001 – Андроник (Трубачев), игум. Арсений (Минин) // ПЭ. 2001. Т. 3. С. 403–404. [Andronik (Trubachev), igum. Arsenij (Minin) (Arsenius (Minin)) // Pravoslavnaja jenciklopedija (Orthodox Encyclopedia). Moscow, 2001. T. 3. P. 403–404.]

Барсов 1896 – Барсов Н. И. Макарий (Сушкин) // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, изд. СПб., 1896. Т. 18. С. 400. [Barsov N. I. Makarij (Sushkin) (Macarius (Sushkin)) // Jenciklopedicheskij slovar’ (Ecyclopedic Dictionary) / F. A. Brokgauz, I. A. Efron, ed. Saint Petersburg, 1896. T. 18. P. 400.]

Герд 2010 – Герд Л. А. Иоаким II (Коккодис) // ПЭ. 2010. Т. 23. С. 156–157. [Gerd L. A. Ioakim II (Kokkodis) (Joachim II (Kokkodis)) // Pravoslavnaja jenciklopedija (Orthodox Encyclopedia). Moscow, 2010. T. 23. P. 156–157.]

Петров 2009 – Петров А. А. Из переписки викария Московской епархии епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова): Письма наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония (Медведева). 1859–1869 гг. // Филаретовский альманах. М., 2009. Т. 5. С. 23–26. [Petrov A. A. Iz perepiski vikarija Moskovskoj eparhii episkopa Dmitrovskogo Leonida (Krasnopevkova): Pis’ma namestnika Troice-Sergievoj lavry arhimandrita Antonija (Medvedeva). 1859–1869 gg. (From the correspondence of a vicar of the Moscow diocese Bishop of Dmitrov Leonidas (Krasnopevkov): Letters of the vicar of Trinity-Sergius Lavra Archbishop Anthony (Medvedev). 1859–1869) // Filaretovskij al’manah (Philaretine Almanach). Moscow, 2009. T. 5. P. 23–26.]

Abstract

Letters of the Brotherhood of the Russian Panteleimon Monastery on Mount Athos to the Bishop of Dmitrov Leonidas (Krasnopevkov) from 1874 to 1876 (Publication, forward and commentary of A. A. Petrov)

The seven published letters of the elder brothers of the Russian Panteleimon Monastery on Mount Athos (Macarius (Sushkin), confessor Hieroschemamonk Jerome (Solomentsov) and Hieromonk Arsenius (Minin)), addressed to the Bishop of Dmitrov Leonidas (Krasnopevkov), reflect the position of the Russian brotherhood of the monastery during the conflict with the Greeks for the right of possession of the monastery (1874–1875). The letters also contained some information about the Athos chapel, opened February 11, 1873 at Moscow’s Epiphany Monastery, and about the New Athos Monastery in Abkhazia.

Keywords:

Russian Panteleimon Monastery on Mount Athos (Russika), Athos chapel at Moscow’s Epiphany Monastery, New Athos Monastery, Simon the Zealot, Bishop of Dmitrov, Leonidas (Krasnopevkov), Archimandrite Makarius (Sushkin), Hieromonk Arsenius (Minin).

Примечания

[1] За номером 194.

[2] Петров 2009. С. 23–26.

[3] Н. П. Игнатьев ошибается здесь и далее в титулатуре, повышая ранг епископа Леонида до архиепископа.

[4] ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 7. Л. 43–44. Подлинник, рукопись писарским почерком, приписка и подпись – автограф.

[5] Арсений (в миру Александр Иванович Минин, 1823–1879) родился в купеческой семье в Новоторжском уезде Тверской губернии, начал службу в Санкт-Петербурге в конторе дяди, где обучался бухгалтерии, затем работал бухгалтером на золотых приисках в Енисейске. После смерти отца открыл в Чистопольском уезде Казанской губернии мыловаренный и свечной завод. После неудачного сватовства стал тяготиться светским образом жизни и решил оставить мир. В 1857 г. отправился на Афон и поступил в число послушников Пантелеимонова монастыря. После продажи своего завода сделал значительный вклад в обитель. 6 марта 1859 г. был пострижен в монашество с именем Арсений, 11 июня 1861 г. рукоположен во иеромонаха. 28 августа 1862 г. он выехал в Россию для сбора пожертвований на монастырь с монастырскими реликвиями. С 1867 г. пребывал в Московском Богоявленском монастыре. В 1870 г. совершил паломничество в Иерусалим. В 1873 г. и затем с 1875 г. отправлял службу в Афонской часовне при Московском Богоявленском монастыре. В это же время по благословению духовника Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) подыскал место в Абхазии для Ново-Афонского монастыря, коего стал первым настоятелем (в должности строителя) с 1 августа 1875 г. (Андроник (Трубачев), игум. 2001. С. 403–404).

[6] ОПИ ГИМ. Ф. 194. Ед. хр. 1н. Л. 1–2. Подлинник, автограф на почтовой бумаге с аппликацией изображения иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (фото, альбуминовый отпечаток).

[7] Макарий (в миру Михаил Иванович Сушкин, 1821–1889) родился в Туле в купеческой семье. Сначала помогал отцу в торговых делах, затем, предприняв путешествие по святым местам Востока, в 1851 г. прибыл в Пантелеимонов монастырь на Афоне. Почти сразу же, во время тяжелой болезни, принял схиму. Выздоровев, стал вести строгую подвижническую жизнь. В 1856 г. был рукоположен во иеромонаха, в 1875 г. избран игуменом обители, во время своего настоятельства значительно улучшил материальное положение вверенного ему монастыря, увеличил число братии, устроил множество подворий и скитов своей обители в России, умиротворил сложные взаимоотношения русских и греков на Афоне. Стараниями отца Макария в Пантелеимоновом монастыре, имевшем с 1865 г. свою типографию, было издано множество печатных листов и брошюр, а также большое число книг, разошедшихся в России общим тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров (Барсов 1896. С. 400).

[8] Арест имущества и отдача его на хранение другому лицу. – Примеч. ред.

[9] Добле — доблестно. – Примеч. ред.

[10] Иоаким II (в миру Иоанн Коккодис, 1802–1878), епископ с декабря 1827 г. Был избран Константинопольским патриархом 4 октября 1860 г. Боролся с движением болгар к автокефалии. 18 августа 1863 г. был вынужден под давлением членов своего Синода отречься от престола. Вторично был избран патриархом 23 ноября 1873 г. (Герд 2010. С. 156–157).

[11] Такие слова произносит епископ, возлагая при рукоположении руки на будущего диакона или священника. – Примеч. ред.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий