Патрин В.Г.РПЦ в XX веке

ПАТРИН В.Г. Научная жизнь на Богословском факультете Царицынского православного университета

Начало Волгоградской духовной школы, как и современная история Волгоградской епархии в целом, связано с приходом на вновь воссозданную Волгоградскую кафедру Его Высокопреос­вященства Высокопреосвященнейшего архиепископа Германа1. Через несколько месяцев после его назначения, а именно 4 но­ября 1991 г., в Волгограде было открыто Духовное училище, являющееся в данный момент подготовительным отделением Царицынского Православного университета. С этого дня началась история Волгоградской духовной школы.

Созданию университета способствовала церковно-научная конференция «Преподобный Сергий Радонежский и современ­ный Православный университет», проведенная в Волгограде 22-26 сентября 1992 г., в юбилейный год 600-летия кончины пре­подобного Сергия Радонежского, носившая статус международ­ной (в ноябре этого же года по инициативе профессора А.И. Половинкина при поддержке православной волгоградской профес­суры и по указу владыки Германа, с благословения Святейшего Патриарха Алексия II произошло создание Царицынского Православного университета имени преподобного Сергия Радонежс­кого)2. Официальное открытие Царицынского Православного уни­верситета в составе трех факультетов: богословского, пастырско-педагогического и экологического — произошло 14 октября 1993 г., на праздник Покрова Божьей Матери, но занятия на факультетах велись уже с сентября этого года3. Ректором нового учебного заведения 22 октября 1996 г. Указом Патриарха Алек­сия II был назначен архиепископ Герман.

Богословский факультет имеет перед собой задачу подго­товки специалистов по церковным дисциплинам, из которых в дальнейшем составлялись бы кадры священнослужителей и пре­подавателей для служения в лоне Русской Православной Церкви. Этот процесс обучения многогранен, но одно из важнейших мест в нем занимает приобщение студентов к той научной жизни, которой живет наша Волгоградская духовная школа4.

Конференции, проводившиеся на базе богословского факуль­тета, способствовали становлению Царицынскою Православного университета, консолидируя вокруг него православных ученых. Более того, как уже выше было отмечено, в основании Царицын­ского Православного университета лежит научная конференция, проведенная в 1992 г. Главной темой, обсуждаемой на этой кон­ференции, было религиозное образование: преподавание религи­озных дисциплин в школах и вузах, создание православных учеб­ных заведений. Работа конференции проходила по трем секциям: в первый день — «Страницы истории и культурно-духовное на­следие России» (секция была посвящена церковно-исторической и филологической проблематике), во второй день — «Педагогика христианского воспитания и развития личности», в третий день — «Гармоничное социально-экономическое развитие региона и пра­вославный университет». Основная часть докладов была сделана учеными, представителями образования и культуры Волгограда, свои доклады представили также приглашенные из Волжского, Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Махачкалы, Тирасполя, Киева, Гилфорда (Коннектикут, США).

Уже в июне (13 июня) 1995 г. на богословском факультете университета состоялась первая межвузовская научная конфе­ренция, посвященная 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. В ее работе приняли участие преподаватели богословского факультета Царицынского Право­славного университета, Волгоградского государственного уни­верситета, Волгоградского педагогического университета. Мате­риалы выступлений были опубликованы в сборнике «Христиан­ство: вехи истории»5.

В дальнейшем подобные конференции стали проводиться практически ежегодно, и следующая конференция состоялась 25 сентября 1996 г., в день памяти преставления преподобного Сергия Радонежского. Свои доклады зачитали преподаватели бо­гословского факультета ЦПУ и преподаватели исторического и филологического факультетов ВолГУ; материалы этих выступле­ний были опубликованы в первом выпуске сборника «Мир Пра­вославия», который с этого времени является совместным науч­ным изданием богословского факультета ЦПУ, исторического и филологического факультетов ВолГУ при поддержке Волгоград­ской епархии.

1 декабря 1997 г. состоялась очередная межвузовская науч­ная конференция, на которой студенты и преподаватели ознако­мились с новыми исследованиями в области церковной истории и филологии. Материалы этой конференции были опубликованы в следующем выпуске сборника «Мир Православия».

Подобного же рода конференция, посвященная 10-летию епархии, состоялась 12 февраля 2001 г., на ней свои доклады представили преподаватели ЦПУ, ВолГУ. Так же, как в преды­дущих случаях, материалы этой конференции были напечатаны в очередном сборнике «Мир Православия».

Помимо научных конференций, на богословском факуль­тете в конце года, во время защиты курсовых работ, проводятся ежегодные студенческие конференции, в основе которых лежат уже курсовые и дипломные работы студентов богословского фа­культета ЦПУ и исторического факультета ВолГУ. В основном темы работ посвящены церковно-исторической тематике (исто­рии Вселенской Церкви, Русской Православной Церкви), но, кроме этого, были доклады по богословию и филологии. Прежде всего такие конференции приносят пользу самим студентам бо­гословского факультета ЦПУ, так как позволяют ознакомиться с конкретными церковно-историческими вопросами и при этом дают возможность увидеть, как работают над курсовыми и дип­ломными в государственных вузах, а также оценить подход к церковным темам в светских учебных заведениях.

Дипломные работы, которые защищают студенты богослов­ского факультета на последнем курсе, отражают то, чему они успели научиться за четыре года своего обучения в ЦПУ, и пред­ставляют собой их собственную небольшую научную работу. За пять выпусков, которые состоялись на нашем факультете, были защищены следующие дипломные работы:

  1. Лебедева О.И. Император Михаил VIII Палеолог й визан­тийское духовенство (политика унии и оппозиционное движе­ние). Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д’. Ба­рабанов.
  2. и/м Серапион (Очертный С.Г.). Монашеский подвиг свя­тителя Игнатия Брянчининова и его аскетика. Руководитель: кан­дидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  3. Панов Н.А. Патриарх Николай Мистик и византийская Церковь его времени. Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.

2000 г.

  1. Перепелицын Д.А. Григорий Кипрский как богослов. Ру­ководитель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  2. Комлев В.М. Преподобный Симеон новый Богослов. Руко­водитель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  3. Горин Н.А. Византийское православие и война. Руководи­тель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  4. Пржегорлинский АА. Жизнь и учение святителя Феолипта Филадельфийского. Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  5. и/д Никифор (Казаков Д.А.). Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий как богословы. Руководитель: кандидат ис­торических наук, доцент Н.Н. Станков.
  6. Копейкин А.В. Истоки православной мариологии. Руково­дитель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  7. Сазонов А.Н. Патриарх Тихон и его время, 1917— 1925 годы. Руководитель: кандидат исторических наук, доцент В.А. Поляков.
  1. Михайлишин А.Р. Имяславие на Афоне и в России (на­чало XX века) в свете исихастской традиции. Руководитель: кан­дидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.

2001 г.

  1. Акимов В.В. История Русской Православной Церкви в г. Сталинграде в конце 20—30-х гг. XX века. Руководитель: кан­дидат исторических наук А. В. Дубаков.
  2. Родин А.В. Исихазм и русское монашество во второй половине XIV — нач. XV века, руководитель: доктор историчес­ких наук, профессор И. О. Тюменцев.
  3. Яценко М.Н. Преподобный Иустин (Попович) и тради­ции Святых Отцов Церкви. Руководитель: кандидат историчес­ких наук, доцент Н.Н. Станков.

2002 г.

  1. Алферов С.А. Иосиф митрополит Астраханский и Терс­кий (конец XVI в. — 1651 г.). Руководитель: кандидат историчес­ких наук А.В. Дубаков.
  2. Ермаков Б.В. Учреждение Волгоградской епархии, руко­водитель: кандидат исторических наук А.В. Дубаков.
  3. Кардаева С.В. Научно-методическое исследование «Ос­новы православной культуры» в светских общеобразовательных учебных заведениях, руководитель: доктор филологических наук, профессор В. И. Супрун.
  4. Куксенко С.А. Церковная организация Царицына и Ка­мышина с 1799 по 1910 г. Руководитель: кандидат исторических наук А.В. Дубаков.
  5. Лисовой А.Д. Русская Православная Церковь в 1917— 1918 гг. Руководитель: кандидат исторических наук А.В. Дубаков.
  6. Тупиков В.А. Византийское монашество XI—XII вв. (по данным монастырских уставов), руководитель: кандидат исто­рических наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  7. Чепурной А.В. Церковь и государство в Византии на ру­беже XIII—XIV вв. Метаморфозы взаимоотношений патриарха Афанасия I и императора Андроника II Палеолога. Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.

2003 г.

  1. Величко М.С. Христианская концепция Логоса. Руково­дитель: доктор философских наук, профессор Н.В. Омельченко.
  2. и/м Геронтий (Потапов Ю.В.). Патриарх Фотий и его богословские взгляды. Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  3. Ермолов С.М. Евхаристическая экклизиология. Руково­дитель: кандидат богословия А.А. Пржегорлинский.
  4. Жилин А.А. Сталинградская епархия в 40—50-х годах XX века. Руководитель: кандидат исторических наук А.В. Дубаков.
  5. Казанцев Д.А. Возможность христианской философии. Ру­ководитель: доктор философских наук, профессор Н.В. Омельченко.
  6. Патрин В.Г. Практика «Умного делания». История «Мо­литвы Иисусовой» (ГУ—X вв.). Руководитель: кандидат истори­ческих наук, доцент Н.Д. Барабанов.
  7. Руденко В.С. Филипп (Ставицкий), архиепископ Сталин­градский. Руководитель: кандидат исторических наук А.В. Дубаков.
  8. Тарасенко Ю.Б. Русская Православная Церковь в Смутное время. Руководитель: кандидат исторических наук А.В. Дубаков.
  9. Терпугов И.М. Русская Церковь во время правления Екатерины II. Руководитель: кандидат исторических наук А.В. Дубаков.
  10. Хайдин С.Н. Педагогические воззрения святителей Иоанна Златоуста и Тихона Задонского: воспитание и обучение. Руково­дитель: доктор филологических наук, профессор В.И. Супрун.

Библиотека богословского факультета — это хранительни­ца многих ценных знаний, занимающая важное место в научной жизни нашей духовной школы, поскольку написание курсовых и дипломных работ и образовательный процесс в целом требу­ют, как известно, большой работы с научной литературой.

По воспоминаниям и/м Евстафия, в 1995 г. библиотека бо­гословского факультета вмещалась в шкаф с книгами, который находился в деканате. В 1996 г. под библиотеку уже отвели одну из комнат на 2-м этаже монастырского корпуса (то есть там, где располагаются аудитории и деканат богословского факультета), ее библиотекарем был назначен и/м Евстафий, которому в по­мощники были даны еще два монаха. Фонд библиотеки попол­нился за счет включения в него книг из монашеской библиоте­ки, а также книг из Фундаментальной библиотеки ЦПУ. При этом с самого начала большие усилия по комплектации библио­теки богословского факультета литературой прикладывал декан богословского факультета иерей Николай (Станков), закупав­ший книги на средства прихода св. Никиты Исповедника, и преподаватель Церковной истории Н.Д. Барабанов. Со временем благодаря их стараниям в библиотеке был создан богатый фонд литературы по византиноведению, истории Греко-Восточной, Русской Православной Церкви, философии, богословию. Вскоре библиотека стала пользоваться популярностью среди студентов других вузов Волгограда. В 1996—1997 гг. старшим библиотекарем был поставлен й/м Ростислав, который в качестве помощников взял к себе несколько студентов 1 — го курса богословского фа­культета. В 1997 г., после возвращения в Свято-Духов монас­тырь, о. Евстафий был снова назначен заведовать библиотекой богословского факультета, при этом архиепископ Герман поста­вил перед ним задачу произвести инвентаризацию книг и со­здать алфавитный и предметный каталог. В феврале 1998 г. для работы в библиотеке пригласили В.В. Вершкову, имеющую соот­ветствующее образование и большой опыт работы библиотекарем. С сентября этого же года она стала штатным библиотекарем биб­лиотеки богословского факультета. В 1999 г. была завершена ин­вентаризация книг и создание каталогов, после чего и/м Евста­фию Владыка разрешил оставить должность заведующего библио­текой. На его место был назначен и/м Геронтия, остающийся на этом посту до сих пор.

Осенью 2002 г. библиотека была переведена в новое поме­щение, находящееся в здании регентского факультета. Теперь она имеет отдельное книгохранилище, читальный зал и рабочее помещение библиотекаря. Фонд библиотеки составлял к этому времени уже около 7 тыс. книг. Когда библиотека была переме­щена и обустроена, митрополит Герман передал ей книги, со­бранные профессором Евгением Алексеевичем Кармановым, из­вестным богословом и библиофилом. Теперь фонд библиотеки богословского факультета обладает редкими и уникальными кни­гами (в общей сложности библиотека профессора Е.А. Карманова составляет 5 тыс. экземпляров).

В начале 2003 г. библиотека богословского факультета при­обрела еще 12 тыс. книг из библиотеки профкома тракторного завода, которые оплатил фонд Николая Чудотворца, поэтому в общей сложности за эти восемь лет библиотека богословского факультета выросла до более чем 20 тыс. книг.

С весны текущего года в библиотеке в должности библиоте­каря читального зала работает Л.М. Белова. В данный момент ее стараниями* создается электронный каталог книг, который по­зволит в недалеком будущем полностью автоматизировать рабо­ту библиотеки. Также с 2002 г. неофициально, с согласия Влады­ки Германа, свою помощь библиотеке оказывает монах Силуан.

Сотрудничество с другими государственными и церковны­ми вузами в виду молодости нашей богословской школы и при недостатке в своих собственных специалистах составляет важный элемент в ее системе образования, так как позволяет студентам получать достаточно высокие знания от ведущих специалистов. Так в 1999/2000 учебном году провел курс лекций по «Канони­ческому праву» и принял экзамен у студентов богословского факультета профессор МДА, протоиерей В. А. Цыпин. В этом же учебном году прочел курс «Сектоведения» зав. кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского института профессор А.Л. Дворкин, который затем также принял экзамен. В 1995 г. проводил занятия на богословском факультете профессор того же института дья­кон А. Кураев и несколько лекций по курсу истории Русской Православной Церкви прочитал известный петербургский про­фессор Р.Г. Скрынниковб. Немало потрудился в первые годы су­ществования университета В.М. Лурье, прочитавший в 1995— 1997 гг. несколько курсов по богословским церковным дисцип­линам. Весной 2003 г. провел несколько лекций по «Церковной археологии» один из известных отечественных археологов, спе­циалист по памятникам Херсонеса С.А. Беляев. В 1999/2000 учеб­ном году приезжал преподаватель Смоленской семинарии, кан­дидат богословия протоирей Г. Урбанович, который прочитал студентам богословского факультета курс «Нравственное бого­словие», с последующим принятием экзамена. Но наибольшую

Поддержку богословскому факультету ЦПУ оказывают препода­ватели Волгоградского государственного и педагогического уни­верситетов, которые ведут большую часть предметов.

Также нужно отметить, что преподаватели Царицынского Православного университета участвуют в создании «Православ­ной энциклопедии». При Волгоградской епархии создано ее пред­ставительство7.

Учебный процесс для ряда студентов, показавших в ходе уче­бы хорошие способности, не прекращается и после окончания на­шего университета. Их в качестве стажеров направляют в Московс­кую духовную академию, где нашим выпускникам предстоит сда­ча экзаменов, написание и защита кандидатской диссертации. В 2001 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Богословие св. Феолипта Филадельфийского и поздневизантийский исихазм» выпускник богословского факультета А.А. Прже горл и иски й, кото­рый после этого вернулся в ЦПУ и уже преподает церковно-бого­словские дисциплины. В 2003 г. защитил диссертацию другой вы­пускник Волгоградской духовной школы и/д Никифор (Каза­ков). Тема его работы — «Жизнь, труды и богословские воззрения патриарха Григория II Кипрского». О. Алексей Михайлищин, еще один бывший студент богословского факультета ЦПУ, проходив­ший ствддювку в МДА, написал работу по теме «Афино-констан­тинопольская редакция иерусалимского устава и ее распростране­ние в славянских странах». Он преподает сейчас «Историческую Литургику» и еще ряд богословских дисциплин, ожидая предстоя­щей защиты своей диссертации. Трое выпускников (В.М. Комлев, В.А. Тупиков, А.В. Чепурной) в данный момент трудятся в МДА над кандидатскими диссертациями.

Для написания своих курсовых и дипломных работ студен­там приходится часто обращаться к фондам библиотек г. Моск­вы, МДА, СПбДА, а также тем, кто занимается историей Церк­ви в Поволжье, к фондам волгоградских и саратовских архивов.

Огромную роль в научной жизни Волгоградской духовной школы играет ее ректор — митрополит Волгоградский и Камы­шинский Герман, который всячески поддерживает в ней дыха­ние научной жизни.

Публикации. Выше уже были названы два научных сборника («Христианство: вехи истории», «Мир Православия»), в издании которых самое непосредственное участие принимает Волгоградекая духовная школа совместно с Волгоградским государствен­ным университетом и при поддержке Волгоградской епархии, кроме них также вышло два выпуска сборника «Средневековое православие от прихода до Патриархата». В этих сборниках опуб­ликованы статьи российских и зарубежных ученых, занимаю­щихся исследованием истории Церкви. Вот перечень работ, напе­чатанных в данных изданиях.

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ

Алимов Д.Е. Первое крещение хорватов // Мир Правосла­вия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Выл. 4. С. 3—21.

Асташин В.В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и шведский канцлер Оксеншерна // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 25—27.

Асташин В.В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис о положении греческой Церкви в первой трети XVII в. // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Выл. 3. С. 73—86.

Барабанов Н.Д. Приходское Православие и народная рели­гиозность византийцев в полемической литературе XII века // Христианство: вехи истории: Материалы научной конферен­ции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины свя­того равноапостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 8—12.

Барабанов Н.Д. Византийское православие и война: некото­рые аспекты отношений // Мир Православия: Сб. науч. сг. Вол­гоград, 1997. Вып. 1. С. 22—31.

Барабанов Н.Д. Мир византийского прихода в полемичес­ком трактате XII в. // Средневековое Православие от прихода До Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 65—84.

Барабанов Н.Д. От Гилу до вурколаков. Демонология и при­ходское Православие в Византии // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С 81-97.

Барабанов Н.Д. Приходское Православие в Византии по ка­нонам Трулльского собора // Мир Православия: Сб. науч. -сг. Вол­гоград, 1998. Вып. 2. С. 9—13.

Барабанов Н.Д. Гилу (Гелло). К реконструкции византийс­кого народного верования // Мир Православия:1 Сб. науч. ст. Вол­гоград, 2000. Вып. 3. С. 37—45.

Барабанов Н.Д. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии VI—VII вв. // Мир Пра­вославия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 22—50.

Бармин А.В. Языковые сложности споров XI—XII вв. о «Filioque» // Средневековое Православие от прихода до Патриар­хата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 51—63.

Коновалов А.А. «Мессалианин» Григорий Палама и «право­славный» Григорий Акиндин: святой глазами еретика // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 113—124.

Красиков С.В. Григорий Палама как защитник аристотелев­ских силлогизмов в теологии // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 125—130.

Кривушин И.В. Евагрий Схоластик: закат церковно-истори­ографического жанра // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 29—51.

Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной докт­рины: истоки и эволюция // Средневековое Православие от при­хода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 45—65.

Леонтьевский А.В. Церковь и светская власть в сочинении немецкого каноника XIV века // Христианство: вехи истории: Материалы научной конференции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 12-17.

Леонтьевский А.В. Церковный деятель XIV в. Конрад Мегенберг о неурядицах в обществе // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 40—46.

Лобовикова К.И. Георгий Лапиф в контексте исихастской дискуссии // Мир Православия: Сб. науч. сг. Волгоград, 2002. Вып. 4. С.   103-112.

Лурье В.М. Некоторые замечания но поводу шамбезийских документов 1993 года// Христианство: вехи истории: Материа­лы научной конференции, посвященной 11 Ю-летию со дня бла­женной кончины святого равноапостольного Мефодия. Волгог­рад, 1996. С. 5-8.

Лурье В.М. Славянское «Сказание о 12 снах Шахаиши». Си­рийский оригинал, пехлевийский прототип (в связи с пробле­мой ранних сирийско-славянских контактов) // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 5-45.

Лурье В. М. Святая Чаша в раннехристианском чинопоследовании домашнего причащения (с приложением заметки о коп­тском чине Исполнения Чаши) // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С.   4-29.

Лобова-Костогрызова Л.Ю. Духовное наставничество в Ви­зантии: Феолипт Филадельфийский и Ирина-Евлогия Хумнена // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 46—60.

Макаров Д.И. Создание и организация мироздания в интерпре­тации Григория Паламы (по материалам шестой гомилии) // Сред­невековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 1998. Вып. 2. С. 97—108.

Макаров Д.И. Учение Григория Паламы об очищении Чело­века (по трактату «Три главы о молитве и чистоте серДца») и некоторые параллели в поздневизантийской мистике //Мир Пра­вославия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 61—72. ‘ ’ !

Макаров Д .И. О значении слова «космос» в гомилиях ев. Гри­гория Паламы // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 131-140.

Малахов С.Н. О греческой письменной традиции у народов Северного Кавказа в X—XVII вв. // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 32—39.

Малахов С.Н. К истории Аланской митрополии Константи­нопольского патриархата (местонахождение византийской Ахохии) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998: Вып. 2. С. 20—24.

Малахов С.Н. Новый мир ислама в письмах патриарха Ни­колая Мистика // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 63—80.

Малахов С.Н. Христианизация Алании в 912—922 гг. (по письмам Николая Мистика) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 28—36.

Медведев И.П. Канонизация св. Григория Паламы: истори­ческий контекст // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С 18-19.

Михайленко С. В. Роль арсенитов в политической жизни Византии в начале XIV в. // Мир Православия: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 2002. Вып. 4. С. 77—102.

Пржегорлинский А.А. Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 51—76.

Прокопьев С.М. Историческая концепция Оригена в отече­ственной и зарубежной литературе // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 9—13.

Николай (Станков), священник. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в публицистике Басила Априлова // Хрис­тианство: вехи истории: Материалы научной конференции, по­священной 1110-летию со дня блаженной кончины святого рав­ноапостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 21—23.

Николай (Станков), священник. Новейшие исследования о деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 14—21.

Николай (Станков), священник. Современные исследователи о литературной деятельности св. Кирилла — первоучителя славян // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 14—17.

Николай (Станков), священник. Споры в историографии о целях хазарской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С.   21-27.

Тюленев В.М. История церкви в описании Лактанция («De mortibus persecutonim») // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгог­рад, 1997. Вып. 1. С. 5—8.

Тюленев В.М. Рассказы Лактанция о битвах и проблема станов­ления церковной историографии // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С 3—8.

Шевченко В.В. Томизм и богословские воззрения Иосифа Вриенния (к постановке проблемы) // Христианство: вехи исто­рии: Материалы научной конференции, посвященной 1110-ле­тию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Ме­фодия. Волгоград, 1996. С. 17—21.

Шевченко В.В. «Спасен заступничеством Богородицы…» (Иосиф Вриенний об осаде Константинополя в 1422 г.) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 47—56.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Акимов В.В. Сталинградский архиепископ Петр (Соколов) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С 319—321.4ii

Алексеев А. И. Заметки о пересмотре эсхатологической кон­цепции на Руси в конце XV века // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1.

С.   11—126.

Алексеев А.И. «Трифоновский» сборник как источник для изучения русской религиозности конца XIV—XV вв. // Средне­вековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 1998. Вып, 2. С. 129—145.

Арчебасова Н.А. Начальные учебные заведения духовного ведомства во второй половине XIX — начале XX в. (на примере Царицынского уезда Саратовской губернии) // Мир Правосла­вия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 216—254.

Белоненко В.С. Материалы для истории новгородского мо­настыря Рождества Богородицы на Лисьей горке // Средневеко­вое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгог­рад, 1998. Вып. 2. С. 108—129.

Иеромонах Владимир (Перевертайло В. В.). Прошлое и буду­щее (к вопросу об историческом и религиозном призваний Рос­сии) // Христианство: вехи истории: Материалы научнЬй кон­ференции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 50—52.

Вишленкова Е.А. Концепции духовного образования в Рос­сии начала XIX века // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 44-48.

Говорун М.А. Вопросы о церкви и вере в русско-польских переговорах 1610 года // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 168—192.

Дорина М.М. Религиозная политика Советской власти в Ниж­неволжском крае в 30-е годы // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып’. 1. С. 85—93.

Дубаков А.В. История Русской Православной^ Церкви в Царицыне XVIII — нач. XIX в. // Христианстве: веки истории: Материалы научной конференции, посвященной ШО-летйФ’Со дня блаженной кончины святого равноапостЬльного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 32—37.

Дубаков AB. Первый астраханский архиепископ Феодосии // Мир Православия: Сб. науч. сг. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 57—60.

Дубаков А. В. Образование Астраханской митрополии // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 129—133.

Заливалова Л. Н. К вопросу об историческом наследии Ива­на Егоровича Троицкого // Мир Православия: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 2002. Вып. 4. С. 192—215.

Клименко Н.М. История Троицкой Церкви станицы Филоновской Хоперского округа области Войска Донского (1728— 1917 гг.) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2.

С.   59-63.

Клименко Н.М. Из истории Троицкой церкви станицы Филоновской Новоаннинского района (1917—1965 гг.) // Мир Пра­вославия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 179—182.

Колова Ю.В. Утилитаризм в православном обучении (пер­вая половина XIX века) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 2000..Вып. 3. С. 134—141.

Красник Л.Г., Лопушанская С.П. Герман (Тимофеев), мит­рополит Волгоградский и Камышинский // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 5—20.

Кузнецова Н.В. Государственно-церковные отношения в пер­вые послевоенные годы (1945—1948 гг.) (на материале Сталинг­радской области) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 226-237.

Лезик Е.В. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона в отечественной историографии // Средневековое Право­славие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 85-102.

Лурье В.М. Три эсхатологии. Русская эсхатология до и пос­ле великого раскола// Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып, 3. С. 150-178.

Малышев А.Б. Политические отношения золотоордынских ханов и Русской Православной Церкви // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 141—166.

Материкин А.В. Царицынский Алексацдро-Невский собор: его прошлое, настоящее и будущее // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 225—276.

Мельникова В.В. Духовные учебные заведения области до революции 1917 года // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгог­рад, 1997. Вып. 1. С. 74—78.

Мельникова В.В. Усть-Медведицкий Преображенский жен­ский монастырь и его настоятельница игуменья Арсения (Анна

Себрякова) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Выл. 2. С. 53—58.

Поляков В.А. Ленинский «нэп» — атеистический удар по нравственным силам народа // Христианство: вехи истории: Ма­териалы научной конференции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. Вол­гоград, 1996. С. 42—46.

Поляков В.А. Советская власть и Русская Православная Цер­ковь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 79-84.

Поляков В.А. Советская власть и голод в 1920-е годы: реак­ция народных масс (на примере Урюпинской Христорождественской Церкви) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 76-82.

Поляков В.А. Русская Православная Церковь и международная помощь во время первого советского голода в 1920-е годы // Мир Православия: Сб. науч. сг. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 183-193.

Редькина О.Ю. Русская Православная Церковь в 1944— 1949 гг. на Нижней Волге (по материалам фонда Уполномоченно­го Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР в Сталинградской области) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 64—75.

Редькина О.Ю. Религиозные организации и голод в Цари­цынской губернии 1921—1922 гг. (по материалам местной перио­дической печати) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С 194-225.

Римский С.В. Проблемы обеспечения землей слободских причтов области Войска Донского (конец XIX —начало XX в.) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 142—149.

Романова А.Л. Епископ Пермский и Вологодский Филофей и атрибутируемое ему предисловие к пасхалии // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 103-110.

Скрынников Р.Г. Нестяжатели и иосифляне на соборе 1503 г. // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 126—142.

Синельников С.П. «Великий перелом» в борьбе Советской власти с Русской Православной Церковью и верою в 1929—1930 гг. (по материалам Сталинградского округа Нижневолжского края)’ // Христианство: вехи истории: Материалы научной конферен­ции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины свято­го равноапостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 46—50.

Стефанов П. Св. Арсений Ростовский и Климент Търновски — сравнителен портрет // Мир Православия: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 2002. Вып. 4. С. 181—191.

Тинина З.П. Духовное образование в России (Особый ко­митет Александра I) // Христианство: вехи истории: Материалы научной конференции, посвященной 1110-летию со дня бла­женной кончины святого равноапостольного Мефодия. Волгог­рад, 1996. С. 38-41.

Тинина З.П. Министерство Духовных дел и Народного Про­свещения в управлении греко-российским исповеданием // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 68—73.

Тинина З.П. Церковное и епархиальное управление в Рос­сии первой четверти XIX века // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 49—52.

Тинина З.П. Дневник архиепископа Царицынского Дамиа­на 1919—1922 годов // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 277-318.

Тупикова Н.А., Тюменцева Н.Е., Тюменцев И.О. Письма по церковным делам из русского архива Яна Сапеги 1607—1611 годов // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 167—180.

Тюменцев И.О. Преемники преподобного Сергия Радонеж­ского в Смутное время в начале XVII века: архимандрит Иоасаф III // Христианство: вехи истории: Материалы научной конферен­ции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины свя­того равноапостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 23—32.

Тюменцев И.О. Государство и церковь в России в 1608— 1610 гг. // Средневековое Православие от прихода до Патриарха­та: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 142—168.

Тюменцев И.О. Иосифо-Волоколамский монастырь в Смут­ное время в России начала XVII столетия // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 61—67.

Тюменцев И.О. Первое известие о Церкви в Царицыне // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 28—34.

Тюменцев И.О. Авраамий Палицын — портрет писателя и цер­ковного деятеля Смутного времени // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 101—128.

Ульяновский В.И. Реалии и миф в житийной легенде об архиепископе Феодосии // Мир Православия: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 1998. Был. 2. С. 35—43.

Ульяновский В.И. Духовник Самозванца архимандрит Исайя: миссия молчания // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вьш. 3. С. 87-100.

ФИЛОЛОГИЯ

Алефиренко Н.Ф. Фразеологическая репрезентация христи­анского мировосприятия (на материале восточнославянских язы­ков) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Вол го [рад, 1998. Вып. 2. С. 126-131.

Буланов А.М. Преподобный Сергий Радонежский и тради­ция исихазма в русской литературе // Христианство: вехи исто­рии: Материалы научной конференции, посвященной 1110-ле­тию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 70—74.

Гашева Л.П. Библейские фразеологизмы в контексте рус­ской лингвокультуры // Мйр Православия: Сб. науч. ст. Волгог­рад, 1998. Вып. 2. С. 132—136.

Горбань О.А. Варианты старославянского текста Евангелия от Матфея в русских изводах // Христианство: вехи истории: Материалы научной конференций, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 62—65.

Горбань О А Глагольная лексика в церковнославянском тексте // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вьш. 1. С. 107—П1.

Горбань О А. Префиксальные образования глаголов движе­ния в старославянском и русском церковнославянском языках // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вьш. 2. С. 91—96.

Горбань О А. Деривационные изменения в смысловой струк­туре русских церкоёнославянских глаголов движения // Мир Пра­вославия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вьш. 3. С. 273—279.

Ковалев Н.С. Этико-эстетические константы в текстах кирилло-мефодиевского и древнерусского периодов // Христиан­ство: вехи истории: Материалы научной конференции, посвя­щенной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равно­апостольного Мефодия. Волгоград, 1996. С. 65—70.

Ковалев Н.С. Типы текстов проповеди в древнерусском ли­тературном языке XI—XIII вв. в аспекте эволюции // Мир Пра­вославия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 120—126.

Лопушанская С.П. Лексико-текстологические параллели раз­личных евангельских текстов как источник изучения кирилло-мефодиевской традиции // Христианство: вехи истории: Мате­риалы научной конференции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. Вол­гоград, 1996. С. 59—61.

Лопушанская С.П. Лингвокультурологический аспект сопостав­ления старославянского и русского церковнославянского языков // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 100—106.

Лопушанская С.П. Древнерусский список Азбучной молит­вы // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 83-90.

Лопушанская С.П. Похвальное слово Кириллу и Мефодию как источник развития языковой и духовной культуры восточ­ных славян // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 322-327.

Прохватилова О.А. О ритмо-мелодической организации пра­вославной молитвы и проповеди // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 112—119.

Прохватилова О.А. Внешняя диалогичность звучащей пра­вославной проповеди // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгог­рад, 1998. Вып. 2. С. 97—108.

Прохватилова О.А. О гиперкоммуникации в современной духовной речи // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 280-295.

Прохватилова О.А. Композиционно-речевая структура совре­менной православной проповеди // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Выл. 4. С. 335—351.

Рудыкина Е.С. Функции глаголов речи в житийных текстах // Мир Православия: Сб. науч. сг. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 328—334.

Свиридонова В.П. Сравнительное описание русского и фран­цузских переводов Господней молитвы Отче наш // Мир Право­славия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып, 2. С. 119—125.

Свиридонова В.П., Бухонкина А.С. Фразеологические едини­цы религиозного содержания в свете лингвокультурологии // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 352—358.

СтанковаТ.Ю. Структурные особенности словосочетаний типа «St. Paul» в английском языке // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 127—130.

Станкова Т.Ю. К вопросу об именах святых и их идентифи­кации в английском языке // Мир Православия: Сб. науч. сг. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 296—299.

Супрун В. И. Христианизация русского именника (по мате­риалам «Повести временных лет») // Христианство: вехи исто­рии: Материалы научной конференции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Meфодия. Волгоград, 1996. С. 53—58.

Супрун В.И. Принципы новоцерковнославянской орфогра­фии // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 94-99.

Супрун В.И. Методика преподавания церковнославянского языка. Глагол // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 109-113.

Туиикова Н.А. Значение переводов Житий Константина и Мефодия для истории польского литературного языка // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 114—118.

Шестак Л.А. Проблемы тезауруса: религиозное мировидение, мироощущение, философия, языковая образность // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 131—135.

РЕЦЕНЗИИ

Михайленко С.В. Рец. накн.: Кривушин И В. Ранневизан­тийская церковная историография. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. — 255 с. — (Серия «Византийская библиотека», раздел «Ис­следования») // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С 388-395.

Николай (Станков), священник. Рец. на кн.: Косик В.И. Рус­ская церковь в Югославии (20—40-е гг. XX века). М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. — 287 с. // Мир Православия: Сб. науч. сг. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 396—398.

Тинина З.П. Рец. накн.: Римский С В. Православная Церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к насто­ящему. Ростов-на-Дону, 1998 // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 266—272.

МАТЕРИАЛЫ К ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

Дубаков А. В. Астраханская епархия // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Выл. 3. С. 238—246.

Дубаков А. В. Авраам (Алексей Шумилин), архиепископ Ас­траханский и Кавказский // Мир Православия: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 2000. Вып. 3. С. 246.

Дубаков А.В. Анастасий (Андрей Братановский-Романенко), архиепископ Астраханский и Кавказский // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 247—248.

Дубаков А. В. Анатолий (Соколов), епископ Царевский // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 377—379.

Дубаков А. В. Антоний (Румовский), архиепископ Астра­ханский и Ставропольский // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 248—249.

Дубаков А.В. Астраханский Троицкий мужской монастырь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 249—252.

Дубаков А.В. Астраханский Преображенский мужской мо­настырь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 252-254.

Дубаков А.В. Астраханский Вознесенский мужской монас­тырь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 254-255.

Дубаков А. В. Астраханский Благовещенский женский мона­стырь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 255-257.

Дубаков А.В. Астраханский Сретения Господня мужской монастырь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 257.

Дубаков А.В. Астраханский мужской монастырь во имя Св. Предтечи и Крестителя Иоанна // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 257—261.

Дубаков А.В. Астраханский Покровский мужской монас­тырь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 261-263.

Дубаков А.В. Астраханский Воскресенский мужской мона­стырь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 263.

Дубаков AB. Афанасий (Дроздов), архйёпископ Астраханский и Енотаевский (1856—1870 гг.) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 379—380.

Дубаков А.В. Иона (Карпухин), епископ Астраханский и Енотаевский // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С 373-375.

Дубаков А.В. Николаевская Чуркинская Высокогорская пу­стынь // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 264-265.

Дубаков A.B. Усть-Медведицкий мужской монастырь в честь Преображения Господня // Мир Православия: Сб. науч. ст. Вол­гоград, 2002. Вып. 4. С. 380—383.

Дубаков А.В. Гаий (Токаов), архиепископ Астраханский и Кавказский // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 375-377.

Лиценбергер О.А. Гюпферы // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 383—385.

Марков А. С. Астраханский Успенский кафедральный собор // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 369—373.

Полева Ю.В. Свято-Троицкий Белогорский мужской мона­стырь // Мир Православия: Сб. науч. сг. Волгоград, 2002, Вып. 4. С. 385-387.

Саввин А.В. Астраханская область // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 360—369.

ФИЛОЛОГИЯ

Лопугпанская С.П. Азбучные молитвы // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 300.

Лопушанская С.П. Азбучные стихиры славянские // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 301.

Лопушанская С.П. Акростих // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 302.

ВЛАДИМИР (ПЕРЕВЕРТАЙЛО), игум. Волгоградская духовная школа в 1991-2001 годах: период становления

ВЛАДИМИР (ПЕРЕВЕРТАЙЛО) игум. Богословское образование в Волгограде в 1993-2003 гг.: ступень развития

АРЧЕБАСОВА Н.А. Начальные учебные заведения духовного ведомства во второй половине XIX – начале XX в. (на примере Царицынского уезда Саратовской губернии)

Примечания

  1. Подробно о Владыке Германе и его деятельности в Волгоград­ской епархии см.: Красник Л.Г., Лопушанская С.П. Герман (Тимофе­ев), митрополит Волгоградский и Камышинский // Мир Правосла­вия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Выл. 4. С. 5—20.
  2. См.: Чернова М. Университет открыт // Православное слово. 1993. №6 (13). С. 2.
  3. См.: Станков Николай, иерей. Становление Волгоградской епар­хии. Исторический очерк. Волгоград, 2001. С. 8. Библиотека ЦПУ.
  4. Игумен Владимир (Перевертайло) отмечает также важность богослужебного элемента в системе образования на богословском факультете ЦПУ. Единство храма, монастыря и духовной школы от­личает Волгоградскую духовную школу от Свято-Тихоновского бо­гословского института [см.: Владимир (Перевертайло), игумен . Вол­гоградская духовная школа в 1991—2001 гг.: период становления: Кур­совая работа. Волгоград, 2003. С. 7—8. Библиотека ЦПУ].
  5. См.: Станков Николай, иерей. Указ. соч. С. 10.
  6. Станков Николай, иерей. Указ. соч. С. 9.
  7. Станков Николай, иерей. Указ. соч. С. 10.

ЛУРЬЕ В.М. Мир Православия: сборник научных статей. — Выпуск 5. — Волгоград: издательство Волгоградского государственного университета, 2004. — 570 с.

Патрин В.Г. Научная жизнь на Богословском факультете Царицынского православного университета // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 398-420.

Оставить комментарий