История Русской ЦерквиСеребряная В.В.

СЕРЕБРЯНАЯ В.В. Отделение Балашовского Покровского женского монастыря в Царицыне

На территории Волгоградской области[*] в ее нынешних гра­ницах до 1917 г. известно 12 монастырей. Десять из них находи­лось в Саратовской губернии и два — в Войске Донском. Декре­том 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» русские монастыри оказались вне закона. Монастыри закрывали, а на их месте создавались различные учреждения. Церкви и другие постройки разбирались, и их материал исполь­зовался для строительства разл.ичных сооружений. Не обошла эта судьба и монастыри нашего региона. От одних не осталось и следа, другие сохранились в полуразрушенном состоянии. Среди них самая маленькая женская обитель (к ее закрытию в 1913 г. в ней было шесть монахинь и 58 послушниц) была в Царицыне, приписанная к Покровском девичьему монастырю в г. Балашове.

Обнаружить иллюстративный материал по данному монас­тырю не удалось. Сведения о нем довольно скудны. Упоминания о монастыре встречаются у А.Н. Минха Основным источником является краткий очерк об истории обители, написанный ее свя­щенником Иоанном Райским2. Монастырь располагается в Зацарицынском фориггадте в 117 квартале по ул. Каширской (Циол­ковской) 3. «На берегу Волги, в уединенном уголке города, при­ютилась женская обитель. Не славна она ни роскошными палата­ми, ни угодьями, ни капиталами. Бедно и скромно кругом, но обитель эта известна русскому народу»4.

Монастырское подворье было устроено в том месте, где на­ходилась часовня. Часовня строилась на средства купца И.В. Кали­нина, известного в Царицыне жертвователя на строительство хра­мов, принимавшего в их возведении самое активное участие5.

И.В. Калинин задумал построить часовню-памятник в честь императора Александра II, на которого 4 апреля 1866 г. было совер­шено покушение. И. Райский посвятил часовне и ее строителю кант:

О,   ты наш памятник священный, Часовня-церковь, храм святой!

Кому обязан освященьем?

Кто строил здесь? Какой казной?

Купцом построена часовня Любимому царю в помин,

И, дар, блестящий, как святыня,

Иконостас поставлен им.

Разрешение на строительство часовни В.И. Калинин полу­чил 28 августа 1866 года. Закончено строительство в 1868 году. Указом Саратовской Духовной консистории от 21.05.1868 г. ча­совню приписали к Вознесенской церкви.

Из-за этой постройки у И.В. Калинина возник конфликт с духовенством. Духовенство Вознесенской церкви отказывалось вести в часовне службы, ссылаясь на занятость, а также на то, что стены часовни снаружи и внутри не были оштукатурены, не покрашены двери, мало церковной утвари. 16 апреля 1870 г. про­тоиерей Росницкий пожаловался Саратовскому преосвященному на И. В. Калинина за то, что при строительстве тот значительно отступил от плана. Проверить это указом Саратовской консисто­рии было поручено младшему архитектору Лаврентьеву. Доку­ментов о результатах этой проверки не обнаружено. До 1873 г. часовня оставалась в прежнем состоянии. Вопрос о дальнейшей судьбе часовни Саратовский губернатор поручил решить Цари­цынской думе. 13 июня 1873 г. она постановила: «Принимая во внимание, что построенная купцом Калининым в память 4 апре­ля 1866 г. часовня, за что объявлена ему уже Высочайшая благо­дарность, до сих пор еще не отделана и что такая медленность в приведении в благолепие памятника, который своим существо­ванием на вечные времена должен будет сохранить в память по­томства о великой милости к сохранению жизни нашего монар­ха, не соответствует величию цели, отнестись к г. Калинину с предложением немедленно заняться приведением построенной им часовни в надлежащий вид, для чего и определить ему срок пятимесячный со дня получения предложения. Но если Калинин и за сим уклонится от исполнения принятого на себя обязатель­ства относительно постройки часовни, в таком случае поручить управе принять часовню в неоконченном Виде в ведение города и составить смету на ее отделку с переносом на другое, более приличное место, предоставить таковую на рассмотрение думы»6.

И В. Калинин Хотел расширить часовню, превратить ее в цер­ковь, таккак Вознесенский храм стал мал для прихожан Задарицынскош форштадта. Но средств на это ему не хватало, а официаль­ные власти брались только отделать часовню. Не предпринимало ни­каких мер по ее благоустройству попечительство Вознесенской церк­ви. Такими образом1, до 1877 г. часовня оставалась незаконченной и совсем заброшенной. Возможно, она перестала бы существовать со­всем, если бы не священник Троицкой церкви П.Ф. Строков.

В сторожке своего храма П.Ф. Строков приютил в качестве просфорниц несколько сестер Покровского женского монастыря в Балашове7.

П.Ф. Строков решил создать для сестер обитель. Место для подворья он выбрал там, где была часовня, построенная И.В. Ка­лининым. И.В. Калинин по просьбе П.Ф. Строкова передал часов­ню Покровскому девичьему монастырю. Саратовская консистория указом от 7 ноября 1887 г. за № 168 82 приписала часовню к Балашовскому монастырю. Впоследствии часовня была приспо­соблена в храм Рождества Богородицы. Он явился ядром форми­рующегося здесь монастыря. Для этого П.Ф. Строков прикладывал много усилий. 26 января 1888 г. он обратился с письмом в Царицынскую думу об отводе земли для расширения часовни. Необхо­димо было увеличить западную часть часовни на 4 сажени, устро­ить с северной и южной сторон паперти. Разрешение было полу­чено 2 мая 1888 года. Царицынская дума отвела под обитель 1144 са­жени. Генплан и план часовни составил городской техник Эр­фурт, который вел наблюдения за всеми постройками в Царицы­не. Но поручению И.В. Калинина за строительством храма следила богомолка Василиса. 30 июля 1888 г. храм освятил преосвящен­ный Павел, который специально прибыл для этого в Царицын из Балашова. Храму он подарил икону Ктиторской Божьей Maтери. Это была копия иконы в Афоне из обители Ватопедского, написанная на кипарисовой доске размером 1 аршин в высоту, 6,5 верш и 15 верш в ширину. Эта икона была выписана из Афона и преподнесена преосвященному Павлу в 1882 году.

Купец А.М. Шлыков на свои средства в 1889 г. расширил храм каменной пристройкой. Пристройка увеличила храм по длине на 21 аршин, а по ширине на 14 % аршина. Несколько позже А.М. Шлыков выстроил колокольню и пожертвовал колокол ве­сом 52 пуда 3 фунта. Колокольня занимала три сажени.

Кроме храма, обители были необходимы другие постройки: кельи, дом для священника. Пока же сестры жили в доме купца Треумова, а священник проживал в деревянном флигеле, отдан­ном И.В. Калининым. Кроме того, к флигелю он прирезал часть своего дворового участка.

Из-за строительства монастырских зданий между монасты­рем и жителями возник конфликт, так как на земле, где они должны были быть, находились частные владения. Сносу подле­жали поместья Д.К. Кузьмина, В.К. Григорьевой, Ф.Е. Еремина, Е.Ф. Пречестенской, О.И. Пречистенской, С.Ф. Филиппова.

В разрешении спора принимали участие Владыка Павел и священник Строков. Преосвященный Павел предложил Цари­цынской думе выделить новые места жителям, постройки кото­рых подлежали сносу. Кроме того, монастырь оплатил перенос построек по их действительной стоимости.

На своем заседании 10 января 1889 г. Дума постановила отвести под монастырь в И7-м квартале города по улице Ка­ширской до 40 сажень, а в глубину квартала — 27 сажен; жите­лям, чьи постройки подлежали сносу, выделить дворовые участ­ки в кварталах 227 (б) и 227 (в) близ солдатской слободы. 28 ап­реля 1890 г. император подписал указ, по которому выделенная Царицынской думой под монастырское подворье земля закреп­лялся за Бапашовским Покровским девичьим монастырем.

Несмотря на это, тяжба между жителями и монастырем про­должалась долгое время. Особенно упорствовала Ольга Пречистенс­кая и ее родственники, которые ни за какие тысячи не отдавали свои поместья. С большим трудом только через двенадцать лет о. Петру Строкову удалось выкупить усадьбу по Каширской улице купчихи Е.И. Сусоколовой. Ее дом был передан священнику храма Рожде­ства Богородицы. К этому времени уже был двухэтажный келей­ный корпус, к которому сделали обширную пристройку. В храме обновили иконостас. Купцами В.М. Зининым, А.М. Лебедевой по­жертвована церковная утварь. Купец Вербин кроме двух икон в киотах пожертвовал монастырю кирпичный завод. Особенно много обители помогал почетный гражданин Царицына Н.С. Турин.

Какова была архитектура храма и монастырских зданий, представить нет возможности. У И. Райского имеется замечание, касающееся келий, что они были очень высокие и светлые.

Первым священником в монастыре был о. Григорий, после него о. Алексей Фатцев, а с 1899 г. — о. Иоанн Райский. Из игу­мений монастыря известна лишь Мария.

Монастырь просуществовал всего 25 лет и был закрыт из-за крайней бедности.

К 25-летнему юбилею Царицынского отделения Балашовекого Покровского девичьего монастыря священник Иоанн Рай­ский написал кант:

Торжествуй, наша обитель,

В юбилей церковный твой,

Приснопамятный святитель

Дал сестрам очаг святой.

30 июля 1913 год

РЕДЬКИНА О.Ю., САВИНА Т.А. Православные приходы Урюпинского и Правоторовского благочиний Донской епархии во второй половине XIX — XX веке: по страницам клировых ведомостей 

Примечания

  1. Минх А.Н. Историко-географический словарь. Аткарск, 1902. Вып. 4. Т. 1. С. 1299.
  2. Райский И. Краткий исторический очерк Царицынского отде­ления Балашовского Покровского женского монастыря в период двад­цатипятилетнего существования с 1888 г. по 1913 г. Царицын, 1918.
  3. При строительстве жилого дома по улице Циолковской в 2001 г. были вскрыты фундаменты монастырских построек.
  4. Райский И. Указ. соч. С. 3.
  5. В1864 г. благодаря стараниям и средствам И.В. Калинина на Зацарицынской площади возведена деревянная церковь Вознесения Господня.
  6. Райский И. Указ. соч. С. 7.
  7. Женская обитель в г. Балашове была открыта в 1862 г. на сред­ства купца Иллариона Иванова и утверждена епархиальным началь­ством в 1871 году. В степень общежительного девичьего монастыря возведен в 1884 году. В г. Царицыне монастырь имел свое отделение, к которому была приписана церковь Всех Святых, находящаяся в с. Верхне-Ахтубинском Астраханской губернии. В этом селе было две мона­хини и двадцать пять послушниц.

[*] Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант N> 04-04-2002а/В и администрации Волгоградской области.

НИКУЛИН И.А. Обзор жизни и деятельности митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) до поставления на Тобольскую кафедру

ВЛАСОВ А.В. Недоуменные вопросы авторам «первого систематического описания Истории нашей епархии» от рядового читателя. Рец. на кн.: Иванов С.М. Супрун В.И. Православие на Волгоградской земле: епархии и епископы: в 2 ч. — Волгоград, 2002. — Ч. 1. — 148 с. // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 556-563.

 

Серебряная В.В. Отделение Балашовского Покровского женского монастыря в Царицыне // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 313-317.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий