История Вселенской Церкви

Общецерковная история. Курс лекций. Период I-IV вв.

Курс лекций

Период I-IV вв.

По книге: Αναστασίου Ι.Ε. Εκκλησιαστική ιστορία. Θεσσαλονίκη. Τ. 1.

Москва, 2019

Оглавление

Церковь до пришествия Христа, в течение Его земной жизни и после Вознесения. 1

Распространение христианства. 2

Деяния Апостолов. Ап. Павел. Жизнь и его деятельность среди язычников. 5

Первое путешествие ап. Павла. 5

Второе путешествие ап. Павла. 6

Третье путешествие ап. Павла. 6

Апостол Петр. 7

Апостол Иоанн Богослов. 8

Другие апостолы.. 8

Гонения на Древнюю Церковь. 9

Апологеты.. 10

Первые ереси. 11

Докетизм как реакция эллинистического мира против христианской проповеди. Гностицизм.. 11

Догматические столкновения II-III веков. Маркион. 12

Схизмы (расколы): Новационизм. Схизма новациан в Риме и споры в Карфагене. 14

Богословские школы: Александрийская и Антиохийская. 14

Антиохийская школа. 15

 

Церковь до пришествия Христа, в течение Его земной жизни и после Вознесения

Общая картина миссии Церкви в I веке. Апостольские кафедры и организация Церкви в III веках. Мир Средиземноморья. Иудеи и эллины. Языческий синкретизм. Греческая философия. Филон Александрийский. Первые ереси. Докетизм как реакция эллинистического мира против христианской проповеди. Догматические столкновения IIIII веков. Гностицизм. Маркион.

Начало христианство было смиренным, так как оно было похоже на одну из иудейских ересей. Никто из современников тогда не мог и подумать, что за четыре века оно станет религией императоров и большинства народа.

Путь Христу приготовил Иоанн Креститель, которого назвали предтечей, который крестил крещением покаяния, и от этого он стал называться также Крестителем. Это крещение нельзя приравнять ни с крещением прозелитов со стороны иудеев, ни с очищением, которое требовали Иессеи. Некоторые ученики Иоанна остались верны ему, другие последовали за Христом. Группу учеников Иоанна встретил позднее ап. Павел в Эфесе (Деян. 19, 1-6).

Языческие писатели Таций, Плиний Младший и Светоний (писали в промежутке 110-120 гг.) говорили о христианстве как новом феномене и пытались его обьяснить.

Иудей Филон Александрийский писал о Пилате, но ничего не сказал о распятии Христа.

Иосиф Флавий кратко говорит об Иоанне Крестителе и мученической смерти Иакова, а также в его сочинении есть один пассаж, который вызвал много споров о его подлинности: некоторые принимаю за подлинные лишь несколько фраз:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII, 3, 63). Это место цитирует Евсевий Кесарийский в «Demonstratio evangelica» (3, 5, 105) и «Historia ecclesiastica» (1, 11, 7).

Вполне естественно, что в тот период у нас нет другой исторической информации о Христе, так как Палестина была удалена от центра и события подобны жизни Христа случались не впервые: были и другие учителя, осужденные римской властью.

Источники о жизни Христа: Четвероевангелие, Деяния, Послания ап. Павла.

Послания ап. Павла были написаны в промежуток между 49-62 гг.

Евангелие от Марка – около 60 г.

От Матфея – и Луки – около 70 г.

Целое поколение до того, как были написаны Евангелия проповедники христианства пользовались сборниками цитат (Πηγή των Λογίων), историями о делах Иисуса и его страдании. Все это вошло в Евангелия так, что их теперь трудно выделить из основного текста Евангелий.

Евангелия рассказывают о событиях от рождения Христа, до страдания и воскресения. Деяния – о распространении христианства и деле апостолов. Послания – раскрывают христианское учение.  Апокалипсис – пророческая книга.

Хотя Новый Завет – это не систематическое изложение учения Христа и многие его книги были написаны для определенных случаев, тем не менее в нем содержатся все необходимые элементы о новом послании людям: говорит о том, кто такой Иисус из Назарета, Мессия, Который принес спасение людям, и содержит эсхатологическую проповедь о Нем как о Сыне Божием.

Распространение христианства

После распятия Петр и другие ученики отправились в Галилею и вернулись в Иерусалим по повелению Господа. На десятый день после Вознесения, Святой Дух сошел на учеников на Пятидесятницу, сопровождая свой приход сверхъестественными явлениями: огненные языки, глоссолалия (говорения на иностранных языках) и резкое дуновение ветра. Пятидесятница стала считаться днем рождения Церкви, хотя можно говорить о том, что она уже была во время земной жизни Христа. Духовные дары, которые получили ученики сделали для них этот день Днем Господним: они стали свидетелями Христа как Бога, переполнились вдохновения и смелости. Они не потеряли личные особенности своего характера и не освободились от личных слабостей, но приобрели силу и претерпели нравственное и духовное преображение, которое они стали передавать другим и которое стало основанием для распространения христианства.

Во время Пятидесятницы, после схождения Святого Духа Петр проповедовал и обратил 3000 людей иудеев из Палестины и диаспоры. Для новой группы людей было использовано слово εκκλησία (Церковь), известное из греческой истории и Ветхого Завета, и которое означает весь народ Израиля, собрание, народ Божий. Число верующий возрастало и достигло быстра 5000 человек. Основными вероучительными моментами были: покаяние, вера во Христа как Сына Божия и Спасителя, и крещение во имя Господне. Они жили «единым сердцем». В остальном они не отличались от иудеев: каждый день ходили в храм на молитву и соблюдали закон Моисеев. Значимым отличием было то, что они собирались по частным домам, где совершали преложение хлеба, то есть божественную евхаристию и молились.

Несмотря на их соблюдение Закона, на них начались гонения со стороны Синедриона, которые инициировали саддукеи, так как они были противниками проповеди о воскресении. Другой причиной стало то, что иудеи поверили в то, что тема Иисуса уже закрыта, однако появились Его сторонники, которые стали проповедовать о Нем. Они схватили Петра и Иоанна и привели в Синедрион, затем отпустили их и снова схватили. Законоучитель Гамалиил способствовал их освобождению, однако их били и запретили говорить о Христе.

Вскоре случилось гонение на Стефана, вызванная враждебностью эллинизированных иудеев Иерусалима. Обвинения против него были серьезными, так как он обвинялся в том, что Христос разрушит храм и закон Моисеев – самые священные символы иудаизма. Савл, во время побиения камнями Стефана ,сторожил одежды. Смерть первомученика Стефана была не следствием суда над ним, а народным произволом.

Последовало гонение против христиан, поэтому они покинули Иерусалим, в котором остались лишь апостолы.

Христиане стали расходиться по разным городам Палестины, а также пришли в Самарию, Кесарию, Дамаск, Антиохию и достигли даже до Кипра. После этого наступил краткий мир. Но в 43 году царь Ирод Агриппа I, для которого император Клавдий восстановил Израильское Царство, дабы угодить архиереям снова начал гонение на христиан. Он схватил Иакова Зеведеева, брата Иоанна и обезглавил его. Был схвачен также Петр, но его освободили. Теперь и архиереи начали активно участвовать в гонениях на христиан.

После гонения на Стефана христиане распространили свою веру за пределы Иудеи. Филипп, один из семи диаконов, проповедовал в Самарии, жители которой соблюдали закон Моисеев и ждали Мессию, но отличались от иудеев тем, как они совершали служение Богу. Также Филипп крестил евнуха эфиопской царицы Кандакии, бывшего до этого прозелитом.

Все принимали точку зрения о том, что обрезанные безусловно могут быть крещены. Перед ап. Петром возник вопрос о том, может ли он крестить Корнилия (Деян. 2, 17), сотника в Кесарии, который был необрезанным прозелитом. Тогда он увидел видение и его сомнения рассеялись. И когда все увидели, что Дух Святой сходит на Корнилия и его семью, тогда убедились в том, что и язычники могут стать христианами без того, чтобы сперва перейти в иудаизм.

В сирийской столице – Антиохии образовалась группа христиан во главе с Варнавой. Именно здесь последователи Христа стали называться христианами со стороны язычников, тогда как до этого они назывались «святыми», «бедными», «избранными Божьими», «верными», «учениками Господними», а иудеи называли их «галилиянами» и «назореями». Эта община стала центром распространения христианства среди язычников.

Лидером Иерусалимской Церкви был Иаков брат Божий, который не принадлежал к 12 апостолам, но имел огромный авторитет. Павел его сопричислял к трем великим столпам Церкви. Он жил аскетичной жизнью, соблюдал закон, и его называли праведником. В Новом Завете есть послание под его именем. В 62 году архиерей Анан приказал побить его камнями.

В Иерусалиме существовало две партии по отношению к вопросу о том, следует ли бывшим язычникам соблюдать закон Моисеев и обрезываться, то есть становиться сперва иудеями, а потом христианами. Обе партии были согласны в том, что христиане из иудеев были обязаны соблюдать закон Моисеев, но спорили о христианах из язычников. Одни – считали обязательным соблюдение закона, а другие, к которым принадлежал и Иаков – освобождали бывших язычников от этой обязанности. Возникли споры и волнения в Антиохии, куда прибыли представители первой группы и сказали христианам, что им следует принять обрезание и соблюдать закон, дабы спастись. Во внешнем общении также были трудности так как христиане из иудеев на общих трапезах отказывались садиться вместе с христианами из язычников, пскольку считали их нечистыми. Глубина проблемы заключалась в том, может ли христианство само по себе спасти человека или же требуется помощь закона Моисеева. Христиане из иудеев, пришедшие из Иерусалима считали предательством оставление закона Моисеева. От решения этого вопроса зависело станет ли христианство всемирной религией или останется маленькой иудейской ересью.

Из Антиохии в Иерусалим отправились Павел и Варнава, дабы решить этот серьезный вопрос. Они уже совершили первое путешествие по северу Малой Азии, где крестили идолопоклонников, которым они не заповедали соблюдения закона Моисеева, и потому этот вопрос имел для них большое значение. В 49 и 50 собрался так называемый Апостольский Собор (Деян. 15). Присутствовали «столпы» Петр, Иаков, Иоанн, Павел и Варнава, пресвитеры и верующие Иерусалима. Перт и Иаков, как и пришедшие из Антиохии поддержали мнение, что христианам не следует соблюдать закон Моисея и это мнение приняли все после обсуждений. В конце концов они пришли к решению, которое начинается словами «изволися Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28): христианам из язычников не следует соблюдать закон Моисеев, но нужно избегать идоложертвенного и крови, удавленины и блуда. Павел обещал, что христиане из язычников экономически поддержат Иерусалимскую Церковь. Это решение стало разрывом связи между иудаизмом и христианством. Павлу и Варнаве было поручено передать это решение в Антиохию. Однако этот кризис не прошел так быстро, поскольку тот же Петр, когда он пришел в Антиохию, где бывшие иудейские и языческие общины жили раздельно, последовал иудейскому способу жизни, вероятно уступив давлению фанатичных иудео-христиан. Его примеру последовал и Варнава. Павлу пришлось открыто воспротивиться Петру (Гал. 2, 11) за его непоследовательность, которая внесла смятение в сознание христиан. Единственное свидетельство об этом происходит от самого Павла. Несмотря на то, что Павел часто говорит о иудео-христианах, которые с ним полемизировали, тем не менее вопрос о связи новой религии с иудаизмом уже был окончательно решен, особенно после того, как был разрушен Иерусалим в 70 году, когда исчез центр противодействия.

Деяния Апостолов. Ап. Павел. Жизнь и его деятельность среди язычников.

Еврейское имя апостола Павла – Савл или Саул. Он принял латинское имя Павл, так как оно было похоже на предыдущее его имя или по другой неизвестной причине. Он родился в Тарсе Киликийском, принадлежал к колену Вениаминову и был сторонником партии фарисеев. От своего отца он перенял римское гражданство. Тарс был известен как город эллинистической культуры, своими учителями и стоической философией. Неизвестно, учился ли он в греческой школе, однако он выучил греческий язык и разговаривал и на арамейском. По раввинистическому обычаю он отправился в Иерусалим, дабы учиться у Гамалиила закону, который он истолковывал так же, как и фарисеи. Вероятно, он слышал о Христе от своих сотоварищей. Он был предан фарисейскому представлению и традициям.

В Иерусалиме он присутствовал при побиении камнями Стефана. Ему было поручено заняться гонением на христиан в Дамаске.

В видении на пути в Дамаск Павел был уверен, что увидел самого Иисуса, как и другие апостолы. Бог призвал его стать апостолом языков. Это дар от Бога, который не требует подтверждения от людей.

В Дамаске об был научен новой религии. Его изгнали иудеи из Дамаска, он тайно ушел из города и пришел в аравийскую пустыню. Три года спустя он пришел в Иерусалим, где встретился с Петром и Иаковом братом Божиим, которые приняли его по рекомендации Варнавы. Павел вернулся в Сирию, где трудился примерно 10 лет. Об этом периоде его жизни нет сведений.

Варнава привел его в Антиохию, где существовала смешанная Церковь и которая была центром распространения христианства. Оттуда, по божественному повелению Варнава и Павел отправились проповедовать христианство язычникам.

Первое путешествие ап. Павла

Вместе с Марком, племянником Варнавы, они отправились в первое путешествие 45-48 гг. Сначала они отправились на Кипр, оттуда в Пергию Памфилийскую, Антиохию Писсидийскую, Иконию, Листру и Дерви. Это путешествие было весьма результативно, так как были основаны многие Церкви.

Деяния и Послания ап. Павла рассказывают и о других путешествиях ап. Павла.

Второе путешествие ап. Павла

В начале 50 года он отправился из Антиохии, взяв с собой Силу, римского гражданина, которого он встретил в Иерусалиме. Он проходит через Сирию и через Тарс и снова посещает города Севера Малой Азии, где он проповедовал в свое первое путешествие. Оттуда он идет в новые для себя районы – в Галатию, куда берет Тимофея. Потом идет во Фригию, Мисию, где взял с собою Луку.

В Троаде Павел увидел видение: македонца, который сказал ему: «Приди в Македонию, помоги нам (Деян. 16, 19)». Из Троады Павел идет в Самофракию, Неаполь Македонский и оттуда в Филиппы, где основали Церковь.

В Салониках Павел проповедовал в Синагоге и обратил иудеев и язычников, так же, как и в Верии, куда он спрятался от гонения в Салониках. Когда он прибыл в Афины, то говорил в Ареопаге, его приняли холодно и проповедь не была результативной. Одним из обращенных был Дионисий Ареопагит.

Потом он пошел в Коринф, где пробыл 18 месяцев (51-52 гг.) и проповедовал успешно. Тогда он написал два Послания к Фессалоникийцам, дабы их укрепить и рассказать о пришествии Христа. Пройдя через Ефес и Иерусалим Павел вернулся в Антиохию.

Третье путешествие ап. Павла

Весной 53 года началось третье путешествие Павла. Он снова прошел через Галатию и Фригию, добрался до Эфеса, где пробыл два с половиной года (54-57 гг.), Отсюда он написал Послание Галатам и Первое Послание Коринфянам. Из Эфеса он пошел в Македонию, прошел через Грецию, добравшись в конце 57 года до Коринфа. Зимой 57 года он написал Послание к Римлянам.

Из Филипп он дошел до Троады и кораблем отправился в Тир, сделав остановку на Милете. Добрался до Иерусалима он на Пятидесятницу 58 г.

В Иерусалим он пришел дабы принести местной Церкви милостыню от других христиан. Там он встретил Иакова и пресвитеров, которые рассказали ему о жалобах на него других иудеев на то что он проповедует против обрезания и закона и посоветовали ему совершить молитву в иерусалимском храме. Там иудеи узнали его и с великим шумом стали обвинять его, что он ввел в храм язычника, тем самым осквернив храм. Римляне схватили его и правитель Лисий, так как была информация о том, что иудеи убьют его, решил послать его Прокуратору Феликсу в Кесарию. Там его признали невиновным, но поскольку Павел запросил суда у императора в Риме, два года он пробыл в заключении в Кесарии и в 60 году его отправили в Рим.

В Риме, куда он прибыл после трудного путешествия ан корабле весной 61 года он оставался до 63 года под стражей в частном доме и свободно общался и проповедовал. Тогда он написал свои Послания из заключения: Колоссаем, Ефесянам, Филипийцам и Филимону. Здесь оканчивается рассказ книги Деяний.

Вероятно, Павел был освобожден до гонения Нерона в 64 г. и смог осуществить в 64-66 гг. свой план по путешествию в Испанию. Тогда он написал свои пастырские Послания 2 к Тимофею и 1 к Титу и посетил Крит Ефес и Никополь. Потом он снова отправился в Рим. В 66 году началось иудейское восстание в Палестине, и Павел был передан римским властям и снова заключен в темницу. В этот раз он был осужден на смерть через отсечение головы. Его погрели за стенами города, на дороге на Остию, где впоследствии была построена базилика в его честь.

Апостол Петр

Ап. Петр часто упоминается в Евангелиях, где сказано, что он был очень близок к Иисусу. Петр был первенствующим апостолом в первое время распространения христианства в Иерусалиме и потому был изгнан иудеями. Вместе с Иоанном он отправился в Самарию и проповедовал в Кесарии и Иопии. На Апостольском Соборе он поддержал мнение о том, что христиане из язычников не должны соблюдать предписания закона Моисеева. Деяния сообщают, что после гонения Ирода, около 42 года он отправился в иное место (12, 19), которое, однако не указано. Предание говорит о том, что он основал Церковь Антиохии, поэтому вероятно он отправился в Сирию. Вероятно, это не так, и такое мнение утвердилось от того, что Петр много времени провел в Антиохии. После Апостольского Собора он отправился туда и там произошло столкновение с Павлом по теме иудеохристиан. Есть упоминания о партии Кифы в Коринфе, что свидетельствует о том, что он там проповедовал. Его Соборное Послание адресовано христианам Понта, Галатии, Вифинии, Каппадокии, Асии, поэтому считается, что он проповедовал в этих городах.

Протестанты, в пику католикам сомневаются, что Петр был в Риме из-за учения о примате папы. Однако большинство согласны в том, что Петр жил и был замучен в Риме. Его распяли головой вниз в промежутке между 64 и 67 годами у подножия ватиканского холма. На этом месте в эпоху Константина Великого была построена базилика, а сейчас находится храм св. Петра.

О пребывании Петра в Риме согласно пишут все источники на Западе и Востоке, как и том, что там находятся места погребения Петра и Павла. Характерно то, что ни один другой город не попытался сказать, что у него находятся могилы этих апостолов. Об этом пишут Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Климент Александрийский, Дионисий Коринфский, Ириней Лионский и пресвитер Гай, который около 200 года пишет, что может показать могилы обоих апостолов: Петра в Ватикане и Павла на дороге на Остию. Философ-неоплатоник Порфирий свидетельствует о том, что Петр достиг Рима всего за несколько месяцев до гонений Нерона и пострадал во время этого гонения.

Иероним сохранил другое предание о том, что Петр прожил без перерыва в Риме 25 лет с 42 по 67 годы. Эта традиция связана с позднейшим представлением о достоинстве римского епископа и не принимается учеными, так как: 1. Деяния об этом умалчивают, как и Послания Павла; 2. Петр не был ни основателем, ни первым епископом Рима, поскольку апостолы не сидели на одном месте и становолись епископами, а постоянно путешествовали. Первым епископом Рима в самом древнем списке, составленном епископом римским Сотиром (166-174) указан Лин. Уже позже папа Либерий (353-366) в своем списке указывает в качестве первого епископа Петра и говорит, что он пребывал в этом чине 25 лет 1 месяц и 8 дней.

В XIX веке археологи внутри храма святого Петра обнаружили языческие погребения III века. В 1960 г. стали откапывать подвальные помещения храма и обнаружились развалины театра Нерона и местонахождение первой базилики Константина Великого, которая была построена посреди языческого кладбища. Также были обнаружены остатки еще более раннего памятника с надписями в честь Петра. В катакомбах святого Себастьяна за пределами Рима, которые назывались в древности базиликой 29 июля праздновался день памяти св. Петра и Павла. В 1915 там были обнаружены граффити об апостолах. Предполагают, что во время гонения императора Валериана (258 г.) христиане перенесли туда и спрятали мощи обоих апостолов, а потом снова вернули их в эпоху Константина Великого.

Апостол Иоанн Богослов

Его жизнь таинственна, поскольку информация, дошедшая до нас весьма противоречива. Из Деяний мы знаем, что он трудился вместе с Петром и его считали одним из столпов Церкви. С Петром он отправлялся в Самарию. Иоанн оставался в Иерусалиме до успения Девы Марии, как ему заповедал Господь на кресте. Папий Иерапольский (150 г.) в отрывке, который сохранился у Филиппа Сидита (430 г.) пишет, что Иоанн Богослов вместе с братом Иаковом был умервщлен иудеями в Иерусалиме в 44 году. Это мнение нельзя принять так как Церкви Малой Азии сохранили предание о том, что ап. Иоанн жил в Эфесе и его считали главой их Церквей. Они считают, что он назначал епископов в города и в начале царствования Траяна скончался естественной смертью в 100 г. Об этом говорит Ириней Лионский ученик Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником Иоанна. Апостол путешествовал на Патмос (Апок. 1, 9) ради проповеди и там написал Апокалипсис вероятно в эпоху Дометиана. Тертуллиан также озвучивает мифическую версию о том, что Иоанн пострадал в Риме от того, что его казнили в кипящем масле.

Так как существует различие смысловое и филологическое между Евангелием от Иоанна и Апокалипсисом, то появилось мнение, что в Эфесе жил и другой Иоанн – пресвитер. Евсевий ввел это мнение. Также в те времена находилось две гробницы под именем Иоанна.

Иоанн написал Евангелие, Апокалипсис и три Соборных Послания. В этих текстах отображена жизнь христиан после разрушения Иерусалима.

Другие апостолы

О других апостолах нет точной информации.

Андрей брат Петра проповедовал в Скифии, Малой Азии и в Византии, где поставил первым епископом Стахия, затем отправился в Патры, где был распят на кресте Х-образной формы. Существуют также апокрифические Деяния Андрея.

Варфоломей проповедовал в Армении и дошел до Индии.

Матфей – в Эфиопии, Персии и Македонии.

Филипп, один из семи диаконов, – в Иераполе Фригийском, где и находилось место его погребения.

Симон Кананит – Азии, Африке и Бретании.

Фома – в Южной Индии и Парфии.

Иаков Алфеев – в Египте.

Из сотрудников Павла:

Тимофей – в Эфесе.

Тит – на Крите.

Лука, написавший Евангелие и Деяния, оканчивает свой рассказ первым заключением Павла в Риме.

Марк – основал Александрийскую Церковь.

Варнава – был киприотом и проповедовал в Иерусалиме. Вместе с Павлом и Марком ходил в Первое Путешествие Павла, принимал участие в Апостольском Соборе, проповедовал в Антиохии и на Кипре. Некоторые именно ему приписывают Послание к Евреям. Под его именем сохранилось Послание, которое не вошло в канон Нового Завета.

Эти пробелы об апостолах попытались заполнить своей фантазией христиане II века, когда стали появляться апокрифические книги апостольских деяний: Деяния Петра, Павла, Павла и Феклы, Андрея, Иоанна, Фомы, Филиппа, Матфея и т.д. Все оно относятся к народному творчеству назидательного характера и содержат минимум исторической информации, множество описаний чудес и нравственные наставления. Некоторые тексты вышли из среды гностиков, таких как Левкий Харин (V в.).

Гонения на Древнюю Церковь

Наиболее известным из древних гонений является гонение Нерона (54-68), который первым стал гнать христиан.

В 64 г. Нерон сжег половину Рима, дабы построить заново. Народ был разгневан и ему требовалось на кого-то перевались вину.  Тацит 50 лет спустя писал, что Нерон обвинил в пожаре иудеев, а они обвинили христиан. Христиан схватывали, заворачивали в звериные шкуры и бросали на съедение псам, других распинали и сжигали для освещения садов Нерона и его малого амфитеатра. Гонение было только в Риме и продолжалось до конца царствования Нерона (68 г.). В это время были убиты Петр и Павел.

Домициан (81-96) стал называться Господом и Богом и требовал поклонения императору, а всех, кто отказывался осуждали как предателей.

Траян (98-117) возобновляет в 99 году закон о запрете тайных сообществ. Знаем о гонениях из письма Плиния Младшего, епарха Вифинии. Его вопрос «За имя, без преступлений или за преступления, которые неразрывны от имени следует наказывать?». – Схватывать их только после подписанного обвинения в котором указаны их преступления. Пострадали: Игнатий Антиохийский, Климент Римский, Симеон, еп. Иерусалимский.

Адриан (117-138) и Антонин Пий (138-161) продолжали политику Траяна. При последнем в Смирне был замучен епископ Поликарп Смирнский (156 г.). В эту эпоху Иустин Философ написал первую свою апологию.

Марк Аврелий (161-180) – известен как стоический философ и автор слово «О себе самом». В его царствование случились голод и холеры, нападения варваров на границы. Язычники взбунтовались против христиан, считая, что из-за них обрушились беды на империю. Сам Марк Аврелий считал, что христианство переполнено противоречиями. Три апологета послали ему свои апологии (Мелитон Сардийский, Тертуллиан, Иустин). В 176 году после императорского приказа случились на местах гонения. Был обезглавлен Иустин Философ и шесть его друзей.

Коммод (180-192) гонения прекратились и в этот период даже собирались местные соборы.

Септимий Север (193-211) – африканец. Эпоха императоров – философов закончилась. Поначалу он терпимо относился к христианству, но в 200-202 во время войны с парфянами изменил мнение. Он издал закон, в котором запрещал прозелитизм христианам и иудеям, поскольку считал, что они представляют опасность для империи. Гонения прошли по Александрии и Северной Африке, где пострадали Перпетуйя и Филицитата.

При преемниках Септимия Севера гонения ослабли. Начинается эпоха императоро-сирийцев и закат империи. Каракалл в 212 дал право римского гражданина всем подданным, восточные религии еще больше стали распространяться на западе.

Александр Север был благосклонен к христианам до такой степени, что некоторые думали, что он сам христианин. Он дружил с христианскими образованными людьми, такими как Юлий Африкан, и приказал написать «золотое правило» (Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Мф. 7, 12) во дворце и на общественных зданиях. Его мать общалась с Оригеном и Ипполитом Римским. Авторы V века писали, что оноа была христианской.

Мир прекратился, когда после убийства Александра Севера на трон взошел Максимин Фракс (235-238). Своим приказом он начал гонения на клириков и особенно епископов.

Апологеты

Первым апологетом считается Кодрат «священный слушатель апостолов и пророк», который направил апологию Адриану, когда тот был в Афинах (124-125) (сохранился только один отрывок).

Аристид также афинский философ направил апологию Адриану, либо Антонию Пию. Греческий текст утерян, сохранился сирийский перевод.

Иустин Философ, родом из Палестины прибыл в Рим в эпоху Антонина в 150 г. и основал философскую школу. У него были трения с философом-циником Крискентием и был осужден на смерть в 165 году в эпоху Марка Аврелия. Перую апологию он направляет Антонию Пию и его сына Марку Аврелию, а вторую апологию, как дополнение к первой – к римскому народу. Иустин обращается к философским взглядам императоров и их благочестию, утверждая, что христианское учение согласуется с лучшими греческими философами: Сократом, Гераклитом, Платоном. Он порицает идолопоклонство и опровергает учение о богах и их равращенной нравственности.

В диалоге «К Трифону иудею» он опровергает иудейские аргументы против христианства.

Другая группа апологетов связана с гонениями Марка Аврелия (178-180).

Мелитон Сардийский направил апологию, когда Марк Аврелий проходил по Малой Азии. Евсевий сохранил отрывки из этой апологии. В это же время написал апологию Аполлинарий Иерапольский, а также 5 книг «Против эллинов» и 2 «Об Истине».

В Афинах Афинагор направил апологию Марку Аврелию и его сыну Коммоду. Текст сохранился. Апология Мильтиада, родом из Малой Азии, была утеряна.

Феофил еп. Антиохийский написал «К Автолику» доказывая подлинность христианской веры.

Татиан сириец, ученик Иустина, до того, как впал в ересь, написал «Диалог с эллинами».

Тертуллиан из Карфагена, юрист в своей апологии свидетельствовал перед римлянами, что христиане молятся за государство и мир. Доказывал значимость монотеизма, которому симпатизировали и древние философы. Он писал, что римские власти гонят лишь за одно имя христианин.

Первые ереси

Праотцом всех ересей, согласно церковным авторам, является Симон Маг из Самарии (Деян 8, 9). Его считали великой силой Божией. Петр отказался давать ему Духа Святого за деньги (Симония). Основал секту симониан, считая себя явлением неизвестного божества и смешав сиро-финикийскую мифологию, восточный синкретизм и христианство. На деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил её творческой мыслью (έπινοια) верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога как являемого в прошедшем, настоящем и будущем. Псевдоклементины содержат много подробных, но недостоверных сведений о Симоне: о его долгом противоборстве с апостолом Петром в Кесарии и в Риме, о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной – воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым. Согласно апокрифическим деяниям Петра они затем снова встретились в Риме.

Докетизм как реакция эллинистического мира против христианской проповеди. Гностицизм

Гностицизм изначально не был христианской ересью, существовал в Средиземноморье еще до появления христианства и расцвел после его появления, заимствовав от него различные элементы для своего учения.

Гностицизм взял элементы греческой философии (Платон, Пифагор, стоицизм), орфические таинства, сирийские мистические представления, дуализм хорошего бога Аримана и злого – тьмы Ормусда, использовал сиро-халдейскую астрологию и египетскую мифологию. Когда гностицизм соприкоснулся с христианством, он взял от него учение о спасении в Иисусе Христе Сыне Божием и так достиг своей последней стадии развития. Тогда он стал очень привлекательным, потому что его системы приспосабливались к местным условиям и таким образом легко распространялись.

Так появился целый ряд систем, которые пытались отодвинуть христианство и удовлетворить стремление языческого мира, который искал учение о спасении. В реальности гностицизм разрушал всецело само основание веры и учения о спасении.

Во всех гностических системах были одинаковые элементы:

Дуализм – противопоставление доброго бога вечной материи, независимой и злой, не бытию (μη ον), в платоновском понимании. Дабы покрыть разрыв между богом и материей, они принимали множество посредствующих существ – эонов. Их сущность тем ниже, чем дальше они от Бога. Это были лица из греческой мифологии и одушевленные философские понятия. Мир был сотворен низшим эоном – Демиургом, который отождествлен с богом Ветхого Завета. Люди состоят из тела и души, из материи и духа. Они должны быть искуплены и освободить от материи искры света, которые заперты внутри их, дабы войти в полноту, то есть в царство света. Это достигается при помощи высшего Эона – Ума или Логоса, Спасителя Христа, который открыл людям истинного Бога и царство света и научил как победить материю. Спаситель никогда не соприкасался с материей. Он вочеловечился и был распят призрачно. Он имел призрачное тело. Это и есть гностический докетизм. Для спасения необходима аскеза, то есть воздержание от наслаждений, которые ведут человека к контакту с материей. Другие, вместо аскетизма впадали в безнравственность, дабы навредить плоти. Естественно, что докеты отвергали воскресение из мертвых и второе пришествие.

Гностики разделяли людей на: духовных, душевных и материальных.

Духовные – те, кто объединились с Богом и будут спасены в полноте божества. Душевные – это христиане, которые имеют только веру, но не знание и они получат спасение второй категории. Материальные – это обычные люди, которые погибнут вместе с материей.

Самые известные гностики: Сатурнил, Василид, Валентин, Карпократ.

Каиниты впали в безумие до такой степени, что стали считать духовными людьми и мучениками всех, кто осуждается в Ветхом Завете и перый из них – это Каин. Антиномиты были против закона Ветхого Завета, а николаиты в Малой Азии считали себя последователями Николая, одного из семи диаконов (Деян. 6, 5) и учили, что плоть следует портить, дабы устранить страсть и так достичь бесстрастия.

Догматические столкновения II-III веков. Маркион

Маркион родился в 85 году Синопе Понтийском, где его отец был епископом. Из–за его еретических взглядов отец его прогнал. Когда он пришел в Смирну, епископ Поликарп Смирнский обличил его как еретика. Позже он прибыл в Рим как богатый владелец флота и принес Церкви богатое пожертвование, но епископ Пий прекратил с ним общение в 144 году из-за того, что он стал проповедовать свои идеи, у него появились сторонники и он начал возмущать Церковь.

Маркиона нельзя назвать гностиком, хотя именно гностики повлияли на него. Он тоже учил о дуализме, антииудаизме, докетизме и аскетизме. Свои идеи он опубликовал в сочинении «Антитезы», которое не сохранилось.

Он учил, что Церковь исказила Евангелие. Бог Ветхого Завета и иудеев был праведным в жестком понимании этого слова, злым и лукавым. Иисус сказал, что хорошее дерево не может дать плохих плодов, поэтому он говорил, что поскольку этот мир зол, он не может быть творением благого бога. Его сотворил злой бог Ветхого Завета – Демиург. Это слово использовали Платон и гностики. Демиург создал тело и душу человека. Этот Бог приказал приносить кровавые жертвы, инициировал войны, ему нравилось, когда проливалась кровь и он был мстительным. Он дал строгий и безжалостный закон, требовал послушания и выбирал произвольно избранных для себя. Оттого что он имел ограниченное знание и силу, он создал мир из плохой материи, а не из ничего. Мир несовершенен, а люди несчастны и грешны, так как от своего создателя получили блага второго качества. По этим причинам Маркион отвергал Ветхий Завет.

Согласно Маркиону существовал и другой бог, который был скрыт, пока его не открыл Иисус Христос. Этот добрый бог решил спасти людей, хотя и не был ответственен за людей, которых он не создавал. Этот бог был неизвестен и чужд, поэтому учение Маркиона было названо Евангелием о чуждом Боге, а Иисус Христос был его образом и Сыном. Христос имел призрачное тело и появился на земле сразу в синагоге в Капернауме, где и начал свою проповедь. Таков докетизм Маркиона. Христос стал учить о новом царстве, освобождении от закона и спасении. Поэтому сторонники Демиурга его распяли, но тем самым способствовали его победе, так как своей смертью Христос искупил людей у Демиурга и привел их в свое царство. Он освободил тех мертвых из ада, кто не слушался Демиурга и поэтому они считались злыми в Ветхом Завете.

Монтанизм провозглашал консервативность и возвращение к древним церковным формам, производя волнения в Церкви.

Основателем был Монтан, бывший священник из Кибели (156-172) во Фригии. Во Фригии в апостольские времена было много гностических и иудейских элементов, которые переродились в движение Монтана. Монтанизм искал возрождения пророческого движения, которое занимало важное место в первые десятилетия жизни Церкви, но эту эпоху уже угасло. Также проповедовалась строгость жизни и исключение тяжко согрешивших из Церкви. Последователи верили, что приближается конец света и скоро на земле установится Новый Иерусалим.

Монтан говорил на разных языках (глоссолалия), проповедовал и впадал в экстаз, говорил, что его проповеди идут от Параклита, то есть от Святого Духа, Которого Христос обещал послать своим ученикам. Вместе с ним ходили две пророчицы – Приска и Максимилла.

Монтан проповедовал строгий аскетизм в качестве подготовки для принятия Христа, осуждал второбрачие, запрещал есть мясо. Он был против прощения грехов: «Церковь прощает грехи, а я их не прощаю». Он считал, что Церковь не может прощать тяжкие грехи.

На собраниях монтанистов первое место занимали пророки, у них было общее и специальное священство. Главными особенностями их богослужений были пророчества и экстаз. Семь духов Откровения у них представляли семь девиц, которые приходили на их собрания и пророчествовали; Одна их часть совершала евхаристию на хлебе и сыре, поэтому их прозвали арготириты (хлебосырники). Монтанисты искали возможность мученичества и считали отречением от Христа, если человек избегал мученичества. Поэтому у них было много мучеников. Слова пророков они собрали, составив третью книгу Писаний, вместе в Ветхим и Новым Заветом.

Монтанизм широко распространился в Малой Азии, на Востоке и на Западе, в Риме и Карфагене, где их сторонникам стал Тертуллиан (207).

Однако Церковь в целом пришла к заключению, что откровение (пророчества) окончилось апостольской эпохой и приступила к созданию канона Нового Завета. Ириней Лионский был последним автором, который считал, что принадлежит к эсхатологической эпохе с чудесами и пророчествами.

Схизмы (расколы): Новационизм. Схизма новациан в Риме и споры в Карфагене

После окончания гонений при императоре Декии отпавпие просили вернуться в Церковь. Появилась проблема каким образом следует их принять. Этот вопрос вызвал споры в Карфагене и Риме.

Киприан епископ Карфагенский написал в Рим письмо и ему ответил пресвитер Новациан (после смерти епископа Фавиана, пресвитеры по одному году управляли Церковью во время гонений до избрания следующего епископа). Новациан был значимой личностью строгого нрава, богословом, который возможно одним из первых писал на латинском в Риме, был резким и тщеславным. В письме к Киприану он занял умеренную позицию, однако написал, что Римская Церковь ждет избрания епископа и тогда решится вопрос о возвращении отпавших.

Однако, в 251 г. Римским епископом был избран Корнилий, который стал применять большее снисхождение к отпавшим, принимая их после определенного времени покаяния.

Новациан разочаровался в том, что он не был избран епископом, противостал Корнилию, увлек за собой последователей и тоже рукоположился епископом, заняв противоположную строгую позицию к отпавшим. Он считал, что отпавших нельзя принимать обратно в Церковь и оставить их на суд Божий. Также он считал, что Церковь не должна прощать тяжкие грехи, такие как убийство, прелюбодеяние, но молиться о божественном милосердии, которое будет явлено на Страшном Суде. Его Церковь была названа «церковью чистых (катаров)». Новациан считал, что Церковь должна состоять из малого числа христиан, противопоставлять себя миру, и состоять из святых, пророков и мучеников.

Напротив, епископы считали, что Церковь должна собрать всех людей, а в ней найдется место и для аскетов, и для обычных христиан. По этому пути пошло руководство Церкви и таким образом подготовилось к миру, который воцарился в эпоху императора Константина.

Епископ Корнилий в 251 году созвал Собор, на котором осудил и отлучил Новациана и принял позицию по возвращению отпавших через покаяние, которая утвердилась повсюду.

Богословские школы: Александрийская и Антиохийская

Александрия более семи веков была вторым городом древнего мира после Рима, а позднее – после Константинополя. После своего основания в 332 году до н.э. город стал местом притяжения многих греков и евреев, которые занимались торговлей и искусствами. Город имел знаменитую на всю империю библиотеку и имел космополитичный характер, став местом встречи Запада и Востока. Греческая философия, иудаизм и восточные религии, древнеегипетское мышление встречались и оказывали взаимное влияние. Здесь был переведен Ветхий Завет на греческий, а ученый иудей Филон попытался истолковать иудаизм в терминах греческой философии.

Там же появляется и катехизаторская школа, в которой обучались дети и взрослые, и которая стала в дальнейшем богословской школой. Она имела философскую направленность и истолковывала Писание. Основателем ее стал Пантен, бывший стоический философ.

Его преемником стал Климент Александрийский, а после него – Ориген, при котором школа обилась наивысшего расцвета.

Пресвитер Климент Александрийский в 200 г. стал учеником и преемником Пантена, родился в Афинах, стал знаменитым учителем и писателем, попытавшись сформировать духовную науку веры. В сочинении Слово увещательное к эллинам, он опровергает идолопоклонство.

Ориген родился от христианских родителей между 182и 185 годами. Его отец Леонид был замучен в гонение при Септимии Севере в 203 г. и сам Ориген едва не стал мучеником. Климент Александрийский из-за гонений покинул город и Ориген, несмотря на молодость стал главой катехизаторской школы. Написал Гекзаплы, О началах, О душе, О воскресении, Против Цельса.

ПРОКОПЬЕВ С.М. Методологические подходы к разработке проблем исторической концепции Оригена

Антиохийская школа

Для антиохийской школы было характерно буквальное и историческое толкование Священного Писания.

Юлий Африкан (+240) родился в Элии Капитолине.

Главным представителем школы был Лукиан Самосатский (+312). Он он поселился в Антиохии, где стал пресвитером. Он перенял определенные взгляды Павла Самосатского. В его школе учились Арий и его приверженники, которые стали называться силлукианистами. Он хорошо знал Писание и предпринял критический пересмотр перевода 70-ти, который использовался на Востоке в IV веке. Он издал критический текст Нового Завета, который впоследствии использовали значимые толкователи V века. Лукиан не настаивал на идеях Павла Самосатского, но сформировал собственную христологию, которая упрощала проблему происхождения Логоса и повлияла на арианство. Долгое время Лукиан оставался под запрещением, но в конце концов был принял в Церковь и умер мученической смертью в 312 году в гонение Максимина Фракийца.

СИДОРОВ А.И. Становление первохристианской Церкви. Часть I. (От рождения Церкви до первых гонений)

СИДОРОВ А.И. Становление первохристианской Церкви. Часть II. От поставления первых диаконов до завершения апостольского периода

СИДОРОВ А.И. Церковь, Римская империя и языческое общество. Часть III. Столкновение и взаимоотношение двух «градов» (I – II вв.)

СИДОРОВ А.И. Церковь, Римская империя и языческое общество. Часть IV. Столкновение и взаимоотношение двух «градов» (I – II вв.)

Смотреть и скачать курс лекций в формате doc

 

Оставить комментарий