Дубаков А.В.История Русской Церкви

ДУБАКОВ A.B. Образование Астраханской митрополии

Во второй половине XVII в. в жизни Астраханской епархии произошли значительные изменения. Она была преобразована в митрополию. Руководство государства и Церкви всерьез рассмат­ривало проекты открытия подвластных митрополиту епископс­ких кафедр. Архиереи отдаленного от центра государства, пус­тынного, малозаселенного и в то же время неспокойного края заняли третье место среди митрополитов в российской церковной иерархии.

Вопрос об открытии в Астрахани митрополии в историчес­кой литературе специально не рассматривался. Доминирующими темами в исследованиях по российской церковной истории XVII в. были отношения между светской и духовной властями, дея­тельность патриарха Никона, церковные соборы, повлекшие за собой раскол в русской Церкви, борьба за церковные земли и привилегии. Эти яркие и драматические события в масштабах всей страны заслонили собой проблемы развития Церкви, носившие локальный характер. Казалось бы, тут самое время обратиться к работам местных исследователей. Однако открытие митрополии ими рассматривалось просто как случившийся факт, вне анализа причинно-следственных связей, исключительно как результат случайного стечения обстоятельств. К примеру, астраханские ис­торики С. Матвеев, М. Благонравов, И. Саввинский считали, что главной причиной посвящения Иосифа в митрополиты было хо­датайство восточных патриархов Пансия и Макария, которые яко­бы были восхищены качествами характера астраханского влады­ки. Основное внимание они сосредоточили на описании мучени­ческой гибели первого митрополита во время восстания С. Разина. Причины открытия митрополии, отводившаяся ей при этом роль, подоплека скорого сведения местных архиереев с митрополитов до епископов остаются пока невыясненными.

Анализ развития Астраханской епархии в первой половине XVII в. показал, что объективные условия для преобразования епископии в митрополию не вызрели. В регионе действовало только восемь небольших монастырей и около двадцати церквей, которые содержались, главным образом, за счет руги. Роль, отводимая Ас­траханской епархии в сношениях с казаками, постепенно стала ею утрачиваться. Документы указывают, что на Дону появились свои церкви. В.Г. Дружинин, ссылаясь на материалы патриарших прика­зов, отмечал, что в начале второй половины XVII в. донские каза­ки в церковном отношении стали управляться патриархом. В этой ситуации акт образования митрополии, действительно, выглядит как результат случайного стечения обстоите тьств. Но это впечатле­ние обманчиво. Чтобы разобраться, необходимо взглянуть на эти события в контексте основных эпизодов русской истории второй половины XVII в.

В 50-х годах XVII в патриарх Никои и царь Алексей Михай­лович начали церковные реформы, которые должны были пре­вратить Русскую Православную Церковь в одну из пяти право­славных Церквей и решить разногласия, возникшие между гре­ческим, русским и украинским православием. Проведение реформ совпало с окончательным утверждением крепостного права в стране. Это привело к тому, что антикрепостническое движение народа быстро приобрело характер борьбы за старую веру и прежние порядки. В сложившихся условиях многое зависело от ситуации в епархиях и от позиции, занятой местным духовенством.

В мае 1656 г. патриарх Никон поставил на астраханскую кафедру архимандрита Иосифа, который принял активное участие в работе собора об исправлении церковных книг. До хиротонии он управлял старейшим и наиболее влиятельным в Астраханской епар­хии Троицким монастырем. Архиерей был назначен из местных настоятелей, а не прислан, как это было раньше, из другого горо­да. Жизнь Иосифа была связана с Астраханью с малолетства. Здесь же он прошел путь от инока до архимандрита. Это давало ему особые преимущества. Прожив здесь десятилетия, он не мог не знать реальную ситуацию в регионе, местные традиции. Будучи архимандритом, он часто принимал казаков для моления в особо почитаемый ими Троицкий монастырь и пользовался авторитетом в казачьей среде. Власти не просчитались. Иосиф быстро стал од­ной из наиболее крупных и деятельных фигур среди астраханских архиереев.

Астраханский край, расположенный вдали от духовного и гражданского начальства, служил надежным пристанищем для старообрядцев. Раскольники проникали в Астрахань и другие при­волжские города и села на торговых судах, иногда в числе рабо­чих и ссыльных. Много приверженцев «старой веры» было среди стрельцов и казаков. Среди документов Астраханской приказной палаты сохранилось большое число воеводских отписок о приня­тии в Астрахань и Терек ссыльных из разных городов. Как свиде­тельствуют документы, пик ссылок на Нижнюю Волгу прихо­дится на 1659—1661 гг. По распоряжению правительства сюда были отправлены многие опальные лица духовного звания. Рас­кольники находили в крае широкое поле для распространения своих убеждений. Особенно быстро их идеи получили поддержку среди казачества. Документы показывают, насколько легко мог распространяться дух старообрядчества в среде астраханского ду­ховенства. Если светская и духовная власть еще могли насаждать взгляды официальной Церкви в центральных районах государ­ства, то на отдаленных окраинах наблюдалась совсем иная карти­на. Здесь духовенство, придерживающееся обрядовых нововведе­ний, было в меньшинстве. Примечательно, что источники не со­хранили каких-либо фактов относительно личного участия Иосифа или местного духовенства в борьбе с раскольниками

В конце 50-х годов XVII в. между царем и патриархом вспых­нул острый конфликт. Архиепископ Иосиф решительно встал на сторону Алексея Михайловича и оказал ему неоценимые услуги. Он участвовал в работе, комиссии кн. Н.И. Одоевского, которая от имени царя ездила к Никону в Воскресенский Ново-Иеруса­лимский монастырь. В эту комиссию помимо Иосифа входили только два духовных лица: Газский митрополит Паисий и архи­мандрит московского Богоявленского монастыря. Никон наотрез отказался разговаривать с Паисием, и переговоры от духовных лиц пришлось вести Иосифу

Для участия в суде над Никоном в Москву были приглаше­ны вселенские патриархи. В апреле 1666 г. Иосиф встретил их в Астрахани и сопровождал в Москву. Как свидетельствует «На­стольная грамота Патриархов, Александрийского Паисия, Анти­охийского Макария и Московского Иосафа, Астраханскому ар­хиепископу Иосифу на митрополию», восточные патриархи ото­звались об Астрахани как о «царственном» городе. Статус Астра­хани — в прошлом государственного центра — стал, вероятно, одним из важнейших аргументов в открытии митрополии. Это подтверждают употребляемые патриархами обороты: «преименитый град», «возвысися убой почтеся град Астраханский саном митропольим, ибо и прежде бяше царствующий град Скифов».

Дорога заняла почти три месяца. За время путешествия Иосиф оказывал патриархам всевозможные почести, заботу, попечение и произвел на них хорошее впечатление. Они писали о нем, ис­пользуя такие обороты, как «преблагой сей архиереови», «аки светлейшая звезда», «всякая служения любочеловечества и странноприимства являя, утешения в скорбех, в бедствах пособьствия, в неудобопроходимых местех руковождения, словом и делом явствуяся доброслужеи рачитель теплый и во всяких нуждных всщех, творя велие попечение и прилежность». Находясь в Москве, Иосиф вместе с другими русскими иерархами присутствовал при низложении Никона. Под «Известительной Грамотой Патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и прочих Российских и Греческих Властей: о низвержении Московского Патриарха Никона с Святительского престола» Иосиф поставил свою подпись четвертым среди архиепископов

В мае 1667 г. на соборе обсуждался вопрос «об учреждениях в российской церкви» митрополичьих округов и увеличении числа епископий в России. Его инициатором был царь. Согласно царско­му проекту предполагалось назначить ко всем митрополитам вспо­могательных архиереев. Особое внимание уделялось Астраханской епархии. Ее архиерей здесь же был возведен в сан митрополита. Царь, как следует из грамоты на доставление митрополита, ис­пользовал для решения этого вопроса авторитет присутствовавших на соборе восточных патриархов. Их сильное влияние прослежива­ется в выражениях грамоты об учреждении митрополии: «Иосиф, аки светлейшая звезда показася нам Вселенским Патриархом», «в память и подражание: да и прочий наставятся верно последовлти и покоритися Вселенским Патриархам». В качестве причины учреж­дения в Астрахани митрополии патриархи называют в первую оче­редь заслуги Иосифа «…за те и тем подобные его труды и истиннаго усердия теплейшая показания, достойно быти судихом долж­ное сотворити его благодетельству воздояние, во еже бы и прочим подражаги». Нетрудно заметить, что не симпатии восточных иерар­хов, а активная позиция Иосифа в деле Никона явилась главной причиной его возвышения. Царь щедро отблагодарил одного из немногих русских иерархов, поддержавших его в тяжелую минуту. Важным было, вероятно, желание царя поднять статус Астрахани — бывшей столицы царства. Восточным иерархам отводилась лишь почетная роль ходатаев за отличившеюся владыку.

Глава одной из самых бедных и необустроенных епархий занял третье место среди российских митрополитов. Под собор­ным постановлением Иосиф подписался третьим, после Новго­родского и Казанского митрополитов. Он стал именоваться мит­рополитом Астраханским и Терским.

Проведенный анализ показывает, что развитие Астраханс­кой епархии во второй половине XVII в. протекало в сложных условиях. Ее территории оставались обширными и малозаселен­ными. Города и крепости росли медленно, сохраняя военный ха­рактер. Преобразования епархии носили прежде всего политичес­кий характер.

ТРЕТЬЯКОВ С.В., диак. Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря монах Иосиф (Шорин) и его духовное наследие

ДУБАКОВ A.B. Образование Астраханской митрополии // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 3. Волгоград, 2000. С. 129-133.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

 

Оставить комментарий