РецензииСтанков Н. свящ.

СТАНКОВ Н., свящ. Рец. нa кн.: Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (20-40-Е гг. XX века). – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. – 287 с.

Книга В.И. Косика — первое в отечественной историогра­фии исследование по истории Русской Православной Церкви в Югославии.

Вводная глава посвящена истории русско-сербских связей. Особое внимание в ней автор уделил вкладу Русской и Сербс­кой Православных Церквей в развитие духовных, культурных, общественных и межгосударственных отношений.

В главе «Споры, ссоры, истины» рассматривается история возникновения гак называемого Карловацкого раскола. Значи­тельное внимание исследователем уделено разногласиям, возник­шим за границей в среде русской церковной иерархии между митрополитами Антонием и Евлогием, между Сремскими Карловцами и русскими правящими епископами в Западной Европе и в Северном Америке. По мнению В.И. Косика, эти разногла­сия свидетельствовали о «политизации Церкви» (с. 44). «Ситуа­ция вокруг и внутри Русской Православной Церкви За Грани­цей была далеко не свободна от “политики” и “политичности” ее иерархов и их светских пасомых. Правда, не всегда понятно, кто кем руководил», — подчеркивает автор (с. 45).

В.И. Косик отмечает, что в середине 30-х годов состоялось примирение между митрополитами Антонием и Евлогием и что важную роль в преодолении раскола внутри Русской Православ­ной Церкви За Границей сыграл сербский патриарх Варнава (с. 46).

На страницах книги приводится много фактов доброжела­тельного отношения сербских патриархов и югославских властей к Русской Православной Церкви, к русскому духовенству. В.И. Ко­сик пишет, что обустройство русского духовенства в Югославии происходило сравнительно легко (с. 62). Сербская Православная Церковь испытывала недостаток в пастырях и «охотно принима­ла русских священников на свои приходы, особенно сельские» (с. 62). Автор сообщает, что за годы Первой мировой войны Сер­бская Православная Церковь потеряла более тысячи священни­ков, т. е. свыше одной трети от довоенного количества. Кроме того, с образованием Королевства сербов, хорватов и словенцев в него вошли новые территории с православным населением, например, Македония. Исследователь отмечает, что нередкими были случаи, когда русское духовенство возглавляло сербские приходы и монастыри и наоборот, когда сербский священник был настоятелем русского прихода.

В.И. Косик рассматривает деятельность русских священни­ков по организации приходов Русской Православной Церкви За Границей. Подробно освещено создание первого русского право­славного прихода в Белграде в 1920 г., строительство храма св. Тро­ицы, ставшего центром церковной жизни русской эмиграции (с.63—68). Наряду с храмом в Белграде, в Югославии были и другие русские церкви. Но, как отмечает В.И. Косик, дело со­здания русских приходов «подвигалось с трудом» (с. 63). Во всей Югославии было менее десяти русских приходов; кроме Белгра­да, русские церкви были в Земуне, Панчево, Новом Саде, Са­раево, Белой Церкви, Кикинде, Загребе, Сремских Карловцах.

Большое внимание исследователь уделяет деятельности рус­ских зодчих, скульпторов, иконописцев, возводивших и укра­шавших югославские храмы (с. 70—73). Русский иконописец и реставратор П.М. Сафронов по просьбе патриарха Варнавы со­здал в 1934 г. в монастыре Раковица синодальную иконописную школу. Широкую известность в Югославии получило русское хоровое искусство (с. 73—74).

В книге приводится множество интересных свидетельств о деятельности в Югославии русских архиереев и священников, братств, сестричеств, православных союзов, обществ, кружков и др. Автор не скрывает тех трудностей и проблем Русской Право­славной Церкви в Югославии, которые были порождены как вне­шними обстоятельствами, так и разногласиями внутри собственно эмигрантской среды (глава «Церковь, общество, политика»).

Заключительсная глава книги посвящена сложной судьбе русского духовенства в Югославии в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы, когда к власти пришли коммунисты.

Воссоздать столь широкую и правдивую панораму церков­ной жизни русской эмиграции в Югославии В.И Косику уда­лось благодаря исследованию широкого круга источников. Авто­ром, кроме опубликованных документов и эмигрантской прес­сы, были использованы материалы Государственного архива Рос­сийской Федерации, Архива внешней политики Российской империи, воспоминания участников событий: епископа Василия (Родзянко), выдающегося ученого-слависта протоирея Владими­ра Мошина, профессора Белградского университета А.В. Тарасьева — сына настоятеля Свято-Троицкого храма в Белграде о. Ва­силия Тарасьева. Значительные фрагменты из воспоминаний епис­копа Василия (Родзянко) и академика протоирея Владимира Мошина опубликованы В.И. Косиком в приложениях.

К сожалению, В.И. Косик свое исследование посвятил по­чти исключительно деятельности русского духовенства в сербс­ких землях, хотя заглавие книги обязывало автора отразить со­бытия во всех частях королевской Югославии.

Священник Николай Станков

Станков Н., свящ. Рец. нa кн.: Косик В.И. Русская Церковь в Югосла­вии (20-40-е гг. XX века). – М.: Православный Свято-­тихоновский богословский институт, 2000. – 287 с. // Мир Православия: Сборник научных статей. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 396-398.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий