История Русской ЦерквиКлимент Римский еп.Палицын А.В.Церковное искусство

ПАЛИЦЫН А.В. Св. Климент Римский — символ единства христиан в памятниках церковной архитектуры Москвы

Палицын Александр Викторович — аспирант Отдела философии ИНИОН РАН.

Мало кто из более двухсот римских первосвященников удостоился тако­го почитания на Руси как св. Климент I, папа Римский[1]. Его жизнь и деяния на папском престоле в 92-101 гг. восходят к истокам апостольского времени (14); он принадлежит к «мужам апостольским» (13) и самым чтимым (не только католиками, но и православными) личностям из первых христиан.

По свидетельству св. Иринея Лионского (f ок. 202) он видел апостолов Петра и Павла, общался с ними и слушал их проповеди (8). Находясь с ними в близком общении, Климент унаследовал их учение и опыт духовной жизни, стал прямым продолжателем Петра и Павла «в истинном слове благовествования» (Кол. 1: 5). Об этом свидетельствует написанное ок. 95-96 гг. от име­ни Римской церкви (12, с. 39) аутентичное «Первое послание св. Климента Римского к Коринфянам» (15). Это Послание является частью Нового Завета в Александрийском кодексе Библии (12), оно принадлежит к каноническим новозаветным текстам в Коптской Церкви (21, с. 117-118).

Непосредственным поводом к его написанию стали серьезные проблемы, возникшие в Церкви Коринфа в 90-е годы, как и при апостоле Павле (1 Кор. 1: 10-12), верующие раскололись на партии, и только немногие остались верны канонической церковной иерархии. В этой ситуации церковного раскола Кли­мент стал символом единства христиан — и это, несомненно, стало импониро­вать впоследствии православным людям, стремившимся соблюсти собственное единство на основе ортодоксального понимания канонов христианства.

В Послании Климент говорит о необходимости церковной иерархии и призывает коринфян к единству, примирению, восстановлению мира и по­рядка:  «Итак, будучи уделом Святого… будем делать все относящееся к свя­тости: …присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать. Облечемся в единомыслие, будем смиренны, воздержны, далеки от всякой клеветы и зло­речия, оправдывая себя делами, а не словами» (15, с. 154-155).

Климент назван в Новом Завете, в Послании к Филиппийцам, одним из «сотрудников» апостола Павла, «которых имена — в книге жизни» (Флп. 4: 3); он помогал Павлу, вместе с ним трудился, проповедовал и с равной ответст­венностью заботился о единстве христиан. Подробнее о жизни и деятельно­сти Климента сообщают «Климентйны», относящиеся к апокрифам (9). Воз­никнув с целью дополнить Священное Писание, они рассказывают о путешествии Климента, встрече с родителями и братьями, разлученными с ним в детстве. В жанровом отношении этот рассказ является «первым хри­стианским романом», он стоит в одном ряду с апокрифическими деяниями Петра, Павла, Иоанна, Андрея и Фомы, составленными в первые века н. э.

Но только ли следование наставлениям первых апостолов, забота о единстве христиан сближают Климента I c православной Россией? Нет, не только это.

Как римский первосвященник Климент был одним из самых влиятельных лиц в Риме, он влиял на духовность и культуру римлян, от рабов до членов императорской семьи. Проповедью и святостью своей жизни он обратил в христианскую веру Флавия Климента, двоюродного брата императора Доми­циана. Противники христиан донесли об этом императору: Климент, говори­ли они, «развращает народ наш» (Лк. 23: 2) и поступает «против повелений кесаря» (Деян. 17: 7), уча не приносить жертвы языческим богам.

Последовали репрессии, и Домициан в 96 г. казнит брата за веру во Хри­ста (5, с. 18), а епископа ссылает на каторжные работы в каменоломни Херсонеса Таврического. В ссылке Климент продолжал проповедовать, он обра­тил в христианство многих язычников. Об этом донесли в Рим, и в 101 г. при императоре Траяне Климент был утоплен в море с якорем на шее (4, с. 657). Тело мученика, вынесенное волнами к берегу, христиане погребли на полуза­топленном островке недалеко от берега (20). Каждый год вода отступала, от­крывая доступ к мощам Климента. Народ шел «среди моря по суше» (Исх. 14: 22) к этой святыне молиться; было много чудес от мощей (17, с. 5)[2].

Почитание Климента с годами возрастало все больше, распространив­шись «даже до края земли» (Деян. 1: 8). Он стал первым почитаемым Русской православной церковью святым, пострадавшим за Христа в Херсонесе — ко­лыбели христианства на Руси.

В IX в. мощи Климента переносятся с островка, все более разрушавше­гося морем, непосредственно в Херсонес. Это святое дело было совершено в январе 861 г. равноапостольными Кириллом и Мефодием, просветителями славян (1). Направляясь из Византии с церковно-политической миссией в Хазарский каганат для диспута с евреями и мусульманами об «истинной вере», они остановились в Херсонесе. Узнав, что мощи Климента до сих пор находятся в море, Кирилл и Мефодий провели раскопки на острове и нашли их (28, с. 557).

Обретение мощей Климента, одной из величайших святынь христианско­го мира, сыграет ключевую роль во введении славянского языка в качестве богослужебного у славянских народов. Во времена Кирилла и Мефодия в подчиненных Римскому престолу землях богослужение можно было совер­шать только на латинском, греческом и еврейском, так как именно на этих сакральных языках была сделана надпись на кресте Господнем «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19: 19). На Востоке же христианского мира — у коптов в Египте, сирийцев, грузин, армян и других народов — богослужение совершалось на национальных языках. Это навело Кирилла на мысль о при­менении в богослужении и славянского языка. Для осуществления этой мыс­ли, Кирилл и Мефодий, взяв из Херсонеса часть мощей Климента, отправи­лись в свое дальнейшее миссионерское служение. Когда же мощи были принесены в Рим (27, с. 475), папа Римский Адриан II с клиром и массой ве­рующих вышел встречать их с зажженными свечами за пределы городских стен. Восприняв принесение мощей своего предшественника на Римской ка­федре как знамение Божией благодати на Кирилле и Мефодии, Адриан II в присутствии духовенства и римского народа освятил на престоле литургиче­ские тексты на славянском языке и благословил совершать по ним богослу­жения. Это событие стало днем рождения славянского языка в качестве бого­служебного у славянских народов.

В 988 г. св. равноапостольный князь Владимир, крестившись и обвен­чавшись с византийской принцессой Анной в Херсонесе, взял с собой в Киев саркофаг с мощами (главой) Климента и св. Фива, его ученика. Мощи Кли­мента стали первой государственной святыней Руси. В возведенном в Киеве первом государственном храме — Церкви Богородицы Десятинной — был уст­роен придел св. Климента Римского. В этом приделе Владимир положил сар­кофаг с мощами этих святых. После перенесения мощей Климента в собор Софии Киевской в этом саркофаге в XI в. был погребен св. князь Ярослав Мудрый (11, с. 33).

Климент стал первым небесным покровителем Руси. Заботясь о единстве христиан своей жизнью и трудами, он оказался духовно близким русскому  православию. В XI в. ему было посвящено первое русское духовное произве­дение — «Слово на обновление Десятинной Церкви»[3]. Первый каменный храм св. Климента Римского был построен в 1153 г. в Старой Ладоге св. Нифон­том, епископом Новгородским.

В настоящее время святыня — глава Климента — покоится рядом с други­ми мироточивыми главами в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево­-Печерской лавры (16, с. 26). В 2007 г. на средства благотворителей для нее был изготовлен драгоценный мощевик[4]. По благословению Святейшего Пат­риарха Московского и всея Руси Алексия II эту святыню ежегодно будут торжественно переносить из Киево-Печерской лавры в Москву для молит­венного поклонения в «День славянской письменности и культуры» 24 мая (цит. по: 25, с. 28). Этот праздник приобретает все большее значение для ду­ховной, культурной жизни России и единства славянских народов.

Климент своей жизнью и трудами соединил прошлое и настоящее, Запад и Восток. В деяниях св. равноапостольных Кирилла, Мефодия и князя Вла­димира прослеживается его влияние на укрепление единства и духовное раз­витие православных людей. Он объединил в едином духовном пространстве Руси православный народ, которому дороги идея единства и взаимной под­держки, что особенно актуально в нынешний непростой период мировой ис­тории, когда предпринимаются попытки разделить и россиян, и славянский мир по социокультурному и конфессиональному признакам, по принципу политических и геополитических ориентаций.

Ярким подтверждением роли Климента в духовной и культурной жизни России являются московские храмы, носящие его имя. Напоминая о заветах Климента хранить христианское единство, они исторически воплощали стремление к объединению россиян, считающих своим долгом защищать православную веру и Отечество.

В Москве память о св. Клименте воплощают два православных храма, расположенных в центре города (25; 10, с. 57); придел св. Климента Римского есть в Церкви пророка Ильи на Ильинке в Китай-городе (26). Но был и храм (возможно, даже храмы), который не сохранился — в 1676 г. он сгорел.

Храм св. Климента Римского. В центре Москвы стоял деревянный храм священномученика Климента Римского — уникальный памятник русской ис­тории и культуры. Он был построен на берегу речки Неглинная, на месте ны­нешней Трубной площади, недалеко от здания «Петровка, 38». С 1625 г. свя­щеннику, диакону и просфорнице храма выдавалось царское жалованье; в 1631-1632 гг. в приходе было 508 дворов; в 1635 г. здесь жили стрельцы пол­ка Михаила Рчинова, т.е. «государевы люди». Они защищали государство от внешних и внутренних врагов, охраняя правопорядок и борясь с преступно­стью. В 1650 г. в его приходе уже насчитывалось 500 человек (19, с. 4-5). Важно отметить, что стрельцы помогали содержать на свои средства храм, где поминались синодики «о здравии» и «о упокоении» с их именами.

Память Климента и почитание его самым непосредственным образом влияли на культуру и духовность самих стрельцов. Увы, опустошительные пожары, неоднократно обрушивавшиеся на Москву, наносили непоправимый ущерб архитектуре деревянной столицы. Храм св. Климента Римского сгорел во время одного из таких пожаров (1676).

Как правило, на месте сгоравших храмов скоро отстраивали новые. Но этого не произошло с храмом св. Климента. Вместо него 1 июня 1679 г. при государе Федоре Алексеевиче и Патриархе всея Руси Иоакиме был заложен поблизости каменный храм Знамения иконы Божией Матери (ныне — Храм Знамения иконы Божией Матери на Петровке, в Колобовском переулке). Тем не менее один из его приделов был посвящен Клименту Римскому — в память сгоревшего деревянного храма. Храм Знамения иконы Божией Матери был построен стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова и с момен­та его открытия являлся полковым, воинским храмом. Три года собирали стрельцы средства, чтобы начать строительство храма Пресвятой Богороди­цы, и за год воздвигли его. Участие в его постройке принимал сам государь Федор Алексеевич. Именно к нему обратились за помощью стрельцы, по­строившие храм своим «иждивением». Вот подлинные строки «челобитной» грамоты: «Царю государю и великому князю Федору Алексеевичу, всея Великия и Малая и Белая России самодержцу, бьют челом холопы твои столь­ника и полковника Никифора Ивановича Колобова пятидесятники и десятни­ки и рядовые всего приказу стрельцы. Твоим великого государя жалованием, а нашим, холопей твоих, обещанием построена у нас церковь каменная во имя Знамения Пресвятой Богородицы да в приделе священномученика Кли­мента, папы Римского, а Божия милосердия образов построить нам, холопем твоим нечем…» (24).

Таким образом, очевидна синтагма духовного и государственного служе­ния у русских людей этого времени. В 1680 г. по приказу из казны Оружей­ной палаты в Знаменский храм были переданы 41 икона праотцев, пророков и апостолов, а также южная дверь иконостаса. Позднее главный купол был увенчан крестом с короной, что свидетельствует о его посещении царствен­ными особами и их попечения о нем. Во время пожара 1812 г. храм пострадал меньше других московских святынь: сгорела крыша, были повреждены двери и окна, хотя из главного придела был похищен антиминс. В 1815 г. по прось­бе прихожан храм Знамения иконы Божией Матери был вновь освящен, оста­вался неосвященным только придел св. Климента Римского. Однако когда он был приуготовлен, прихожане заявили, что они в память о 1812 г. желают посвятить его имени св. преподобного Сергия Радонежского — игумена земли русской. Их желание было исполнено священноначалием. В 1819 г. Климен­товский придел храма был переосвящен во имя преподобного Сергия Радо­нежского и стал называться Сергиевским (19, с. 16). Можем ли мы надеяться, что наследники стрельцов — «Петровка, 38», московская милиция — восстано­вят почитание Климента, возродив посвященный ему храм, являвшийся на протяжении истории средоточием культурных и духовных ценностей охра­нителей порядка в Москве? Вопрос пока без ответа.

Храм священномученика Климента, папы Римского (действующий). Возле станции метро «Третьяковская», в Климентовском переулке, находится этот храм — один из самых больших и красивых храмов в столице, уникаль­ный памятник истории и культуры Москвы и всей России. Он введен в куль­турную программу «Золотого кольца Москвы» как единственный полностью сохранившийся (уже будучи перестроенным) памятник церковной архитек­туры XVIII в.

Храм св. Климента Римского является объектом культурного наследия федерального значения; он находится на балансе Комитета по культурному наследию города Москвы. Входит святыня и в пешеходный маршрут «По достопримечательным местам Замоскворечья». Храм хорошо виден из распо­ложенного напротив Кремля, который в 1339 г. был вновь заложен после страшного пожара и наводнения при Иване Калите — «месяца ноября в 25 день, на память святого мученика Климента» (цит. по: 25, с. 4). Эффектно воздвигнутое здание храма при низкой застройке этого района в XVIII в. сво­им мощным силуэтом создавало красивую перспективу. Сильное впечатление производят интерьеры, напоминающие императорские дворцы. Центр здания открыт на всю высоту, от пола до свода широкого центрального барабана. Совершенство плана и вида храма свидетельствует о незаурядном даровании архитектора. Авторство проекта приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Большое величественное здание, его пятиглавый и пятистолбный ансамбль в четком квадрате не имеет аналогов в московской архитектуре. Не нашел их в своих экскурсах и главный советский реставратор академик И.Э. Грабарь, написавший: «По своему облику храм выпадает из круга московских памят­ников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архи­тектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой анало­гии с творчеством ведущих мастеров Петербурга» (цит. по: 6, с. 98).

При осмотре храма поражает великолепная кованая решетка ограды, вос­становленная в 1957 г. по сохранившемуся образцу XVIII в. Еще в первой по­ловине XX в. ограда стояла на некотором расстоянии от храма, чтобы крест­ный ход мог пройти по церковной территории. Небольшой сквер у восточного фасада церкви, выходящий на Пятницкую улицу, относился раньше к церков­ному участку и был окружен такой же пышной барочной решеткой. Здесь сто­ял павильон-ворота, построенный в XVIII в. в стиле храма. Это было редкое произведение архитектуры со сложным планом в форме трапеции. Рядом с па­вильоном находились небольшой бассейн-источник и еще один павильон, увенчанный главой с крестом, который играл роль прикладезной часовни и был уничтожен в 1930-е годы (23). Остается только надеяться, что появится возможность восстановить входной павильон с оградой вокруг сквера и тем самым воссоздать во всей полноте уникальный ансамбль храма св. Климента, тем более что есть чертежи и фотографии разрушенного шедевра[5].

Храм св. Климента имеет древнюю историю. В 1612 г. он был свидете­лем веры, мужества и героизма московских ополченцев в сражении с отрядом польско-литовских захватчиков под командованием гетмана Я.К. Ходкевича. У Свято-Климентовского храма, где располагался Климентовский острожек, 12 августа (по ст. стилю, по новому — 24 августа) 1612 г. началось освобож­дение Москвы от польско-литовских захватчиков. Об этом писал церковный историк Смутного времени, келарь Троице-Сергиевой Лавры, Авраамий Палицын. Посланный князем Д.М. Пожарским воодушевить русских воинов, он нашел их уже победившими неприятеля и готовыми сражаться до полной по­беды. В «Кратком историческом описании московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви», составленном, видимо, настоятелем А.С. Парусниковым, справедливо отмечено, что «сражение при Климентовском ост­рожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как сви­детель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества» (25, с. 4-6). Драматург А.Н. Островский посвятил этому истори­ческому событию одну из сцен пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (цит. по: 2, с. 219).

В апреле 1756 г. священник Климентовского храма Симеон Васильев и прихожане обратились с челобитной к императрице Елизавете Петровне. Они просили разрешения переделать придел святых Климента Римского и Петра Александрийского и трапезу «за их ветхость». Восшествие на престол Елиза­веты Петровны совпало с днем памяти Климента — 25 ноября 1741 г. И 31 мая 1756 г. последовал указ «Ея Императорского Величества…», разрешавший строительство. В 1758 г. были построены два придела: 1) Свв. Климента Рим­ского и Петра Александрийского и 2) Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». К храму были пристроены существующие и по сей день трапезная и трехъярусная колокольня, размеры которой соответствовали небольшому старому храму. Все расходы принял на себя К.М. Матвеев — богатый пред­приниматель и прихожанин храма св. Климента, в приходе которого он имел большую усадьбу (ныне — дом № 31 на Пятницкой улице).

В мае 1762 г. священник Климентовского храма Симеон Васильев и К.М. Матвеев написали прошение на имя Московского и Севского митропо­лита Тимофея (Щербацкого, f 1767 г. ) о перестройке старого обветшавшего храма и построении нового. 25 мая 1762 г. прихожане получили разрешение на слом старого храма, и к 1770 г. на его месте возникло существующее зда­ние с главным приделом Преображения Господня (22, с. 3). Долгое время святыня являлась храмом Императорского Преображенского полка, во время богослужений он вмещал весь офицерский корпус. Закрытый в начале 1930-х годов и переданный в аренду Государственной библиотеке имени В.И. Ленина, храм был переоборудован под нужды ее книгохранилища.

31 августа 1990 г. исполком Моссовета удовлетворил ходатайство Свя­тейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возвращении храма верующим, но служить в нем было нельзя: библиотеке некуда было вывезти книги. В течение нескольких лет верующие молились у церковной ограды, и никакие погодные условия не мешали им. Возрождению духовной жизни был дан новый импульс после того, как в 2004 г. храму была передана из Италии частица мощей Климента Римского, которую поместили в храмовую икону святого. В марте 2005 г. удалось освободить северный придел. Этот год стал в истории храма ключевым: 7 марта (по ст. стилю, по новому — 20 марта), в День Торжества Православия, в северном приделе иконы Божией Матери «Знамение» при огромном стечении прихожан была отслужена первая за дол­гие годы «безмолвия» Божественная литургия (23; 25, с. 3).

В 2005 г. священник-францисканец из Болоньи Томмазо Тоски, вице­президент Международной ассоциации выставок-ярмарок сенатор Данте Стефани и член комитета «Мост дружбы» Лучано Кики, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, создали в 2005 г. специальный Комитет «UN PONTE D’AMICIZIA» для помощи воссозданию храма св. Климента и укреплению русско-итальянских связей, в том числе паломнических поездок религиозного направления, обменов хоровыми коллективами и церковными выставками. При содействии этого комитета приход храма, выполняя Перво­святительское благословение, осуществляет издательский проект «Священ- номученик Климент, папа Римский, в истории христианства». До начала фи­нансово-экономического кризиса комитет также взял на себя обязательство по сбору средств на восстановление и реставрацию Никольского (святителя Николая) придела храма св. Климента и по переговорам о передаче из Италии (архиепископия г. Римини) частицы мощей святителя в этот придел. В свою очередь Правительство Москвы приступило к комплексной работе по ремон­ту и реставрации храма.

16 февраля 2008 г. после посещения храма св. Климента, папы Римского, мэр Москвы Ю.М. Лужков провел совещание по вопросам вывоза в кратчай­шие сроки книгохранилища и проведения ремонтно-реставрационных работ. Отвечая на вопросы журналистов, в том числе обозревателя «Тверской, 13», он отметил, что «восстановление всех храмов как святынь, как памятников истории и жемчужин архитектуры — стратегическое направление работы Правительства Москвы. Мы считаем этот фактор важнейшим стимулом возвращения духовности российского народа, придания ему силы, обеспече­ния благочестивого образа жизни, укрепления общей морали, как в Москве, так и во всей стране. В ряду такой работы храм священномученика Кли­мента, папы Римского, занимает, конечно, особое место. Это одна из самых значимых святынь России, настоящая жемчужина архитектуры, которая напоминает нам о самых ярких страницах истории Москвы и всей страны. Не скрою — к церкви Климента у меня свое особое, даже личное отношение. Я ее помню и почитаю с глубокого детства. Ведь здесь рядом есть средняя школа № 129, которую я заканчивал. Вообще Замоскворечье — моя малая Ро­дина, и все, что с ним связано, для меня очень дорого. Я думаю, не только для меня, но и для всех москвичей. Этот храм обладает огромным духовным по­тенциалом, архитектурным и внутренним богатством. И это уникальное богатство, наша святыня, пока находится в жутком состоянии. Богослу­жение здесь идет лишь в маленьком отреставрированном помещении, что, конечно, создает большие проблемы многочисленным прихожанам. Прави­тельство Москвы поставило себе задачу полностью восстановить храм, вернуть его былое архитектурное величие, красоту внутреннего убранства, ощущение внутреннего величия, предоставить возможность москвичам здесь умиротворяться, обогащаться духовно. Как это лучше сделать — мы сейчас предметно говорили на совещании, где наметили ряд серьезных на­правлений работы. Когда эти работы закончим, то возродим один из самых уникальных храмов России и всего православного мира, вернем верующим од­ну из самых значимых святынь. Храм будет невероятно красивым. Но глав­ное, конечно, не его красота, а духовная потребность в нем огромного числа прихожан» (3, с. 3). Ю.М. Лужков сдержал свое обещание: вскоре после его визита развернулась комплексная работа по обустройству храма.

Библиотека к июню 2008 г. освободила храмовое помещение и началась долгожданная полномасштабная реставрация (23). Комитет по культурному наследию города Москвы добился включения храма св. Климента в програм­му реставрационных работ за счет средств столичного бюджета. Как намече­но планом комплексных работ, Свято-Климентовский храм должен быть от­реставрирован к концу 2012 г. (об этом сообщило агентство ИТАР-ТАСС 29 сентября 2008 г.). На его реставрацию из городского бюджета Правитель­ство Москвы выделяет около 2 млрд руб.

В отремонтированных и освобожденных от книг помещениях идет бого­служебная деятельность. Храм св. Климента, папы Римского, стал собирать под своими сводами множество прихожан. В нем совершил свое первое бого­служение (всенощное бдение, 24 января 2009 г.) в храмах Московского Пат­риархата Первоиерарх Русской зарубежной православной церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (18).

Храм Рождества св. Иоанна Предтечи на Варварке (недействующий). Он расположен на ул. Варварка, 15, возле памятника Кириллу и Мефодию. Имеет три придела: 1) главный — Рождества св. Иоанна Предтечи; 2) север­ный — Свв. Климента Римского и Петра Александрийского; 3) южный — Ико­ны Божией Матери «Боголюбская».

Храм был построен 24 июня 1619 г. Патриархом Московским и всея Руси Филаретом в память своего посвящения в Предстоятели Русской православ­ной церкви — в праздник Рождества св. Иоанна Предтечи. И хотя он был ос­вящен во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, в народе он устойчиво имено­вался церковью папы Климента у Варварских ворот по посвященному ему приделу (10, с. 57). Доживший до наших дней каменный храм был перестроен из старого в 1741 г. фабрикантом Федором Подсевальщиковым в честь вос­шествия в этот год на российский престол Елизаветы Петровны, совпавшее (как уже упоминалось раннее) с днем празднования памяти Климента (25 но­ября), — почему Ф.С. Подсевальщиков и взялся за перестройку именно этого храма в Китай-городе. Ныне существующий северный придел был построен в 1822 г. (5, с. 75).

В 1920 г. храм закрыли. После разрушения купола, колокольни, ворот и ограды в нем устроили детский сад, затем в изувеченном здании размещались жилой дом, склад и другие учреждения. В 1991 г. московские власти вернули его Русской православной церкви.

В настоящее время храм входит в состав Патриаршего подворья «Зарядье», но совершать в нем богослужения нельзя, он нуждается в срочном про­ведении ремонтно-реставрационных работ. Остается надеется, что Прави­тельство Москвы и специалисты Москомнаследия проведут эти работы.

Как часть духовного наследия Москвы и, следовательно, как часть одной из основных составляющих ее культуры православные храмы св. Климента, папы Римского, олицетворяют союз глубокой веры, высокой профессиональ­ной деятельности и истинной гражданственности.

Роль Климента I в духовной культуре столицы, как и за рубежом, осо­бенно в католических странах, по-прежнему значительна. Как было подчерк­нуто вначале, Климент Римский еще при жизни стал символом единства хри­стиан; его жизнь и труды и сейчас призваны укрепить духовное единение православных людей России, всех народов православного мира.

Литература

  1. Беляев С. А. В какой храм в Херсонесе равноапостольные братья Кирилл и Мефодий поло­жили святые мощи Климента I, папы Римского // Светильник’ъ: Церковное искусство и археология. — М., 2001. — Вып. 1. — С. 23-39.
  2. Вострышев М.Н. Москва: Все улицы, площади, бульвары, переулки. — М., 2009. — 688 с.
  3. Дергилев А. Жемчужина в переулке — храм священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье // Тверская, 13 — Газета Правительства Москвы. — М., 2008. — № 23 (19 февраля, вторник). — C. 1, 3.
  4. Древнейший славянский богослужебный сборник «Ильина книга». Факсимильное воспро­изведение рукописи. Билинеарно-спатическое издание источника с филолого-богословским ком­ментарием. — М., 2006. — 978 с.
  5. Задворный В.Л. История Римских пап: от св. Петра до св. Симплиция. — М., 1995. — Т. I. — 346 с.
  6. Замоскворечье: путеводитель. — М., 2007. — 327 с.
  7. Иннокентий (Павлов), игумен. Александрийский кодекс // Православная энциклопедия. — М, 2000. — Т. I. — С. 594-595.
  8. Ириней Лионский, священномученик. Пять книг против ересей. Книга III. — Режим доступа: http://khazarzar. skeptik. net/books/irenaeus/ah/index. html
  9. Касьян М., Задворный В. Климентйны // Католическая энциклопедия. — М., 2005. — Т. II. — С. 1104-1106.
  10. Колодный Л.Е. Китай-город. — М., 2004. — 528 с.
  11. Латышева А. В. Мемориальный и мартириальный культ в ранневизантийском Херсоне. — Режим доступа: http://nbuv. gov. ua/porta]/natural/VKhNU/Istor/816/Latysheva_A_V. pdf
  12. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета: Возникновение, развитие, значение / Пер. с англ. — М., 2006. — 342 с.
  13. О святом Клименте Римском и его первом послании к Коринфянам // Писание мужей апо­стольских. -М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. — С. 119-134.
  14. Палицын А.В. Климент I // Большая Российская энциклопедия. — М., 2009. — Т. 14. — С. 288-289.
  15. Первое послание св. Климента Римского к Коринфянам // Писание мужей апостольских. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. — С. 135-172, 501-504.
  16. Пещеры Киево-Печерской Лавры. — К. : Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006. — 56 с.
  17. Помяловский И.В. Феодосий и его сочинение «О местоположении Святой Земли» начала VI в. — Режим доступа: http://www. krotov. info/acts/06/1/feodos. htm
  18. Православная Москва: храм священномученика Климента, папы Римского. — Режим дос­тупа: http://www. patriarchia. ru/db/text/566073. html
  19. Скворцов Н.А., священник. Храм Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воро­тами, в Никитском сороке города Москвы. — М., 1911. — 34 с.
  1. Смирнов Р.П. Трехмерная компьютерная реконструкция археологического объекта в Ка­зачьей бухте Севастополя. — Режим доступа: http://conf.cpic.ru/eva2007/rus/reports/report_1302. html
  2. Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. — М., 2003. — 248 с.
  3. Фролов А. Что таил внутри храм Климента? // Вестник Замоскворечья. — М., 2008. — № 14. — С. 3, 5.
  1. Фролов А., Востриков А. Климентовский переулок: Церковь священноученика Климента, папы Римского // Вестник Замоскворечья. — М., 2008. — № 16 а. — С. 5.
  2. Храм Знамения иконы Божией Матери на Петровке. — Режим доступа: http://hramzna- meniya.ru/history/
  3. Церковь во имя священномученика Климента папы Римского, что на Пятницкой улице в Замоскворечье. — М.: Издательский отдел храма во имя священномученика Климента, папы Рим­ского, в Замоскворечье, 2008. — 32 с.
  4. Церковь Ильи пророка на Ильинке. — Режим доступа: http://www.hramilias.ru/temple/throne_description
  5. Devos P. Cyril (Constantine) and Methodius, saints // The New Catholic Encyclopedia. — Washing­ton, 2003. — Vol. 4. — Р. 474-477.
  6. Stichel Die «Hohe Rede»: Zum Verständnis eines Begriffs in der Predigt auf die Auffindung der Gebeine des hl. Clemens // Symposium Methodianum. — Neuried, 1988. — S. 557-561.

ПАЛИЦЫН А.В. Священномученик Климент, папа Римский, и создание славянской письменности в Херсонесе

Примечания

[1] День его памяти Римско-католической церковью отмечается 23 ноября, Русской православной — 25 ноября (по ст. стилю, по новому — 8 декабря).

[2]  См. об этом документальный фильм «Паломничество в вечный город» (третья серия «Идущие на смерть», посвященная истории гонений на христианство в I—IV вв. Ведущий — народный артист России Юрий Соломин). — Режим доступа: http://www. pravmedia. com/video/docfilms/290-palomnichestvo-v-vechnyy-gorod-5-filmov

[3] Это название тексту дано князем М. А. Оболенским. На самом деле текст име­ет название — «Месяца ноембрия в 25 день. Мучение святаго священномученика епи­скопа Климента».

[4]    Частица мироточивой главы Климента Римского, привезенная из Киево­Печерской лавры, хранится в специальном для нее изготовленном мощевике в Кресто- воздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре (с. Лукино, Домодедовский район, Московская область).

[5] Заслуживает внимания стоящий рядом дом № 28 — это надстроенный дом причта Кли­ментовского храма. Сейчас в нем 76 жилых квартир; дом известен тем, что в нем в 1960-х годах жил выдающийся актер и кинорежиссер Ролан Быков с супругой, известной актрисой, — Еленой Санаевой и сыном Елены Всеволодовны Павлом Санаевым.

ПАЛИЦЫН А.В. Св. Климент Римский — символ единства христиан в памятниках церковной архитектуры Москвы // Россия и современный мир. 2010. С. 148-159.

 

Оставить комментарий