Византийская агиографияГригорий Палама свт.Медведев И.П.

МЕДВЕДЕВ И.П. Канонизация св. Григория Паламы: исторический контекст

I. Убедительная, казалось бы, победа Паламы над его иде­ологическими противниками на константинопольских соборах 1341, 1347, и особенно 1351 гг., на самом деле отнюдь не озна­чала еще торжества паламизма в церковной и общественной идеологии христианского Востока. Противников его было еще немало не только на периферии православного мира, не толь­ко в Константинополе, но и в самом сердце Православия — на Афоне монашеском. В этих условиях после смерти Паламы (1359 г.) одной из форм борьбы вокруг его идейного наследия стало движение за его канонизацию, что и было блестяще осуществ­лено в 1368 г. патриархом Филофеем Коккиносом. Сточки зре­ния канонической грамотности случай канонизации св. Григо­рия Паламы может считаться образцовым, и заслуга в этом принадлежит именно патриарху Филофею, ученику и спод­вижнику святого, обеспечившему почти протокольную фикса­цию всех необходимых элементов канонизации.

  1. Задачи и цель канонизации.
  2. Наличие спонтанной народной инициативы (vox populi) в почитании Григория Паламы в качестве святого как необхо­димая предпосылка официальной канонизации. Широкое раз­витие народного культа святого непосредственно после его смерти в Фессалонике, Кастории, Верии, Константинополе и в других местах, сопровождаемое проведением всенародных празднеств в день кончины святого (14 ноября), возведением храмов его имени и созданием икон святого (под иконами могли пониматься собственно иконы, настенные фресковые или мо­заичные изображения).
  3. Констатация несомненного дара чудотворения у Григо­рия Паламы в качестве основания канонизации; синодальное расследование (по указу патриархов Каллиста 1 и Филофея), сбор свидетельских показаний о многочисленных чудесных ис­целениях у святого чудотворного гроба Паламы в св. Софии Фессалоникской, составление реестра чудес, включенных Фи­лофеем в житие святого.
  4. Составление в 1361 — 1364 гг. патриархом Филофеем пространного жития святого (критическое издание опублико­вано в 1 томе сочинений Филофея Коккиноса. Фессалоники, 1985).
  5. Составление им же специальной службы святому — аколуфии, а также молитвенного канона, порученное Филофеем некому Григорию.
  6. Рассмотрение специальной комиссией Синода всех ма­териалов по делу о предстоящей канонизации и, наконец, об­щее постановление о провозглашении Паламы святым право­славной Церкви (апрель 1368 г.), дошедшее до нас в форме «инсерата», в тексте синодального «Томоса» 1368 г. с осужде­нием очередного противника паламизма — афонского монаха Прохора Кидониса, отрицавшего правомочность канонизации Григория Паламы.
  7. Включение в церковный календарь специального празд­ника святому — во второе воскресенье Великого поста (с со­хранением установившегося в народе празднования по дню смерти, но не 14, а 13 ноября, совместно с празднованием памяти св. Иоанна Хрисостома).

II. Исследования самых ранних из сохранившихся порт­ретных изображений Паламы подтверждают факт зарождения культа святого непосредственно после его смерти. Чаще всего он изображался в архиерейском одеянии, реже — в монашес­ком, как правило, с так называемой папалифрой на голове, всегда узнаваемый, с ярко выраженными портретными харак­теристиками, что свидетельствует о том, что иконописцы-ху­дожники вполне могли еще помнить его земной живой облик. Выбор места для помещения изображения Паламы в декоре храмов, его включение в триаду великих богословов православ­ной Церкви (в часовне Влатадского монастыря), его изображе­ние в ряду не только солунских или афонских, но и общецер­ковных святых, наиболее авторитетных отцов церкви и мона­шества свидетельствуют об устойчивом и широком почитании его как святого, притом святого канонизированного.

МЕДВЕДЕВ И.П. Канонизация св. Григория Паламы: исторический контекст // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 2. Волгоград, 1998. С. 18-19.

Оставить комментарий