Византийская агиографияИстория Вселенской ЦерквиКлимент Римский еп.Палицын А.В.

ПАЛИЦЫН А.В.  К вопросу о мученичестве св. Климента Римского. По данным «Церковной истории» Евсевия Кесарийского

Епископ-мученик Климент Римский (91/92–100/101 гг.[1]), ученик апостола Петра — один из тех немногих святых и отцов Церкви, которые пользуются авторитетом и одинаково почитаются как на Западе, так и на Востоке[2]. Это засвидетельствовано не только древними мозаиками, фресками, иконами и храмами[3], но и письменными источниками. Так, на Западе в конце IV в. пресвитер Руфин Аквилейский в сочинении «О порче книг Оригена» пишет:

«Климент — ученик апостольский, который после апостолов был епископом и мучеником (martyr) Римской Церкви»[4].

На Востоке свидетельство о Клименте оставил Евсевий Кесарийский в «Церковной истории»[5]:

«…в третий год царствования упомянутого римского императора (Траяна) Климент, епископ Римский, скончался (αναλύει τον ßiov  — букв. умирает), передав свое епископское служение Эваресту. В течение девяти лет он (Климент) возглавлял обучение Божественному слову (της διδασκαλίας τοΰ θείου λόγου)»[6].

При чтении этой фразы возникает вопрос: Как, согласно Евсевию Кесарийскому, скончался (αναλύει τον βίον) епископ Римский Климент, т. е. была ли его смерть мученической.

Заметим, что на основании этого фрагмента вплоть до наших дней в научной и христианской литературе сохранялось мнение о том, что Евсевий, во-первых, пишет о мирной кончине Климента[7]; во-вторых, сообщая о смерти Климента, он не указывает на ее мученический характер[8]; в-третьих, говоря о смерти Климента, Евсевий ни единым словом не намекает на его мученичество[9].

Так делается вывод: Евсевий Кесарийский ничего не говорит ни о мученической кончине Климента, ни о том, что он мученик. Поддержкой этому заключению служит как то, что у автора упомянутого фрагмента отсутствует существительное τό μαρτύριον («мученичество») или ὁ μάρτυς («мученик», букв.«свидетель жизни и воскресения Иисуса Христа»), так и то, что Евсевий употребляет глагол αναλύω (αναλύει τον βίον), который имеет значения: «умирать», «скончаться», «прекратить свое существование» или «окончить свою земную жизнь» (согласно законам человеческой природы), «уйти из жизни», «завершить жизнь» и т.п.[10].

Однако подчеркнем, что в научной[11] и христианской[12] литературе вплоть до настоящего времени указанный фрагмент рассматривался как самостоятельное сообщение, вне контекста «Церковной истории». И это, пожалуй, главная причина того, что подобные представления сохраняются[13]. Логичное, но неверное по существу следствие состоит в том, чтобы в Греческо-русском словаре (не учитывающем по большей части греческого текста Евсевия) найти глагол αναλύω и присвоить ему одно из словарных значений: «умирать», «скончаться», «завершить жизнь или уйти из жизни» и т. п. В результате «работал» упрощенный и механический способ интерпретации столь важного сообщения о Клименте Римском, оставленного Евсевием Кесарийским. С учетом контекста «Церковной истории», можно иначе представить кончину Климента. С этой целью необходимо ответить на три важных вопроса:

  • Во-первых,что имел в виду Евсевий, когда употребил выражение αναλύει τον βίον в адрес Климента.
  • Во-вторых, почему Евсевий, говоря о Клименте, не использовал существительного το μαρτύριον или о μάρτυς.
  • В-третьих,из каких доступных Евсевию источников он мог подробно узнать и почерпнуть такие точные сведения из жизни Климента, как дату его восшествия на римский престол, число лет понтификата и год кончины.

В ракурсе ответа на первый вопрос важно помнить, что при переводе всегда используется словарное значение конкретного слова без контекстуального учета смысловых импликаций; и это относится не только к выражению Евсевия ἀναλύει τον βίον, но и другим греческим словам, например, существительному женского рода ή άνάλυσις, которое встречается в Новом Завете, во Втором послании к Тимофею (2 Тим 4:6) у апостола Павла:

«Ибо я (Павел) уже становлюсь жертвою (σπένδομαι — букв. возливаюсь как вино на жертвенник), и время моего отшествия (της άναλύσεως μου) настало»[14].

Хотя лексема ή άνάλυσις обозначает естественную смерть или кончину, уход из жизни и т.п.[15], можно говорить о том, что словами «моего отшествия или моей кончины (της άναλύσεως μου)» апостол Павел предсказывает свою мученическую кончину, которая в скором времени произошла в Риме. Именно так истолковывает новозаветные слова апостола Павла Евсевий Кесарийский[16]:

«Находясь в темнице, он (апостол Павел) составил Второе послание к Тимофею, где говорит и (4:16-17) о своем первом ответе (перед судом), и (4:18) о близкой кончине. Выслушай его собственное свидетельство: (4:16-17) «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей»… (4:18) «(И) избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства», указывая на близкое мученичество. Еще яснее предсказывает он [его] в этом же Послании, говоря: (4:6)

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало».

«Εν ω δεσμοΐς επόμενος, την προς Τιμόθεον δευτέραν επιστολήν συντάττει, όμου σημαίνων (4:16-17) την τε προτέραν αντω γενομένην άπολογίαν, και (4:18) την παραπόδας τελείωσιν. Λέγου δη και τούτων τας αντου μαρτυρίας·(4:16-17) «Εν τη πρωτη μου, φησιν, άπολογία ονδεις μοι συμπαρεγένετο, άλλα πάντες με εγκατέλιπον. Μη αντοις λογισθείη. ’Ο δε Κύριός μοι παρέστη και ενεδυνάμωσέ με, ίνα δι εμοΰ το κήρυγμα πληροφορηθη, και άκούσωσι πάντα τα έθνη. Και ερρύσθην εκ στόματος λέοντος»… (4:18) «Ρύσεταί με ο Κύριος άπο παντος έργου πονηρου, και σώσει εις την βασιλείαν αύτου την επουράνιον», σημαίνων το παραυτίκά μαρτύριον, ο και σαφέστερον εν τη αύτη προλέγει γραφη φάσκων· (4:6)

Εγω γαρ ήδη σπενδομαι, και ο καιρος της αναλύσεώς μον εφέστηκεν».

Употребленное апостолом Павлом существительное ή ανάλυσις (2 Тим 4:6) Евсевий истолковывает как мученическую кончину. Можно предположить, что и глагол ¢nalÚw в определенных контекстах у него имеет то же значение, и что, когда Евсевий в адрес Климента Римского употребил выражение αναλύει τον βίον, он имел в виду: «скончался мученически». Такое заключение подтверждает и то обстоятельство, что для обозначения естественной смерти как таковой Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» использует не αναλύει τον βίον, а выражение τελεντα τον βίον:

«…император Констанций, оставив после себя императором и августом родного сына Константина, скончался по общему для всех закону природы… (βασιλεύς Κωνστάντιος… κοινω φύσεως νόμω τελεντα τον βίον…)»[17].

Отвечая на второй вопрос, заметим: Евсевий лишь дважды употребляет в «Церковной истории» глагол αναλύω. Так, он пишет, что при римском императоре Траяне (98–117):

1. Климент, епископ Римский, скончался (…αναλύει τον βίον)…[18]. 2. Симеон, епископ Иерусалимский, завершил жизнь мученической смертью (μαρτυρίω τον βίον αναλύσαι…)[19].

Рассмотрев оба свидетельства, можно допустить, что существительное το μαρτύριον во второй фразе о Симеоне Иерусалимском эксплицирует уже содержащийся смысл в глаголе αναλύω, что позволяет не только прояснить мысль Евсевия, но и указать на то, что речь идет о мученической кончине Климента. Соответственно, вполне вероятен вывод о том, что Евсевий в первом сообщении о Клименте просто опустил такое лексическое уточнение — το μαρτύριον или ο μάρτυς.

Более того, в «Церковной истории» подобный прием встречается и в сентенциях о других римских епископах-мучениках — Телесфоре и Фабиане. Так, упомянув о мученической смерти Телесфора («μαρτυρίω την τελευτήν διαπρεφαι» — «славно отметил конец своей жизни мученичеством» и «ενδόξως εμαρτύρησεν» — «со славой, как мученик, скончавшийся»)[20], Евсевий уже специально не отмечает его мученичества лексически, т. е. опускает τό μαρτύριον или о μάρτυς:

«В первый же год его (римского императора Антонина) царствования ушел из жизни [τό μαρτύριον или о μάρτυς] Телесфор, на одиннадцатом году своего епископского служения…»[21].

То же самое происходит и в случае упоминания Евсевием о смерти Фабиана. Говоря о его мученической кончине («μαρτυρίω τελειωθεντος» — «мученической смертью скончался»)[22], он также специально не отмечает лексически его мученичества, т. е. не употребляет слов τό μαρτύριον или о μάρτυς:

«…после (епископа Римской Церкви) Антерота, несшего свое служение только месяц, — (епископом Римской Церкви) стал [τό μαρτύριον или о μάρτυς] Фабиан»[23].

Похоже, Евсевий делает это намеренно. Дело в том, что в списках (каталогах) римских епископов (пап) могли фигурировать лишь хронологические данные, а именно: А. — дата восшествия епископа на Римский престол, В. — число лет его понтификата и С. — год кончины. Главной и единственной в то время задачей Евсевия было продемонстрировать непрерывность идущей еще от апостолов преемственности епископского служения. Для ее выполнения Евсевий, пользуясь достаточно точными хронологическими сведениями, сознательно опускает важные подробности о жизни или смерти того или иного лица, за исключением факта смены одного представителя другим, что и демонстрирует его текст:

  1. I.[24] На втором году его (римского императора Тита) царствования Лин, епископ Римской Церкви, двенадцать лет служивший ей, передал ее Анаклету[25].
  2. II.На двенадцатом году царствования римского императора Домициана Анаклета, бывшего двенадцать лет епископом Римской Церкви, сменил Климент[26].

III. Климент, епископ Римский, скончался (αναλύει τον ßiov) в третий год царствования упомянутого римского императора (Траяна), передав свое епископское служение Эваресту [мученическая смерть св. Климента лексически специально не отмечена]. В течение девяти лет он (Климент) возглавлял обучение Божественному слову[27].

  1. IV.В этом же году (около двенадцатого года царствования римского императора Траяна) в Риме Эвареста, скончавшегося на восьмом году своего епископства, сменил Александр, пятый преемник апостолов Петра и Павла (πέμπτην από Πέτρου καί Παύλου διαδοχήν)[28].
  2. V.В третий год того же (римского императора Адриана) царствования скончался епископ Александр, управлявший десять лет Римской Церковью; преемником его стал Ксист[29].
  3. VI.В двенадцатый год правления римского императора Адриана Ксист, десять лет управлявший Римской Церковью, скончался. Приемником его стал Телесфор, седьмой преемник апостолов (έβδομος από των αποστόλων διαδέχεται)[30].

VII. В первый же год его (римского императора Антонина) царствования ушел из жизни Телесфор, на одиннадцатом году своего епископского служения, и жребий римского епископства выпал Гигину [мученическая смерть св. Телесфора лексически специально тоже не отмечена]…[31].

XIX. После (епископа Римской Церкви) Антерота, несшего свое служение только месяц, — (епископом Римской Церкви) стал Фабиан [мученическая смерть св. Фабиана лексически специально также не отмечена!][32].

При ответе на третий вопрос следует учитывать, что Евсевию, как человеку блестяще образованному, были доступны самые разнообразные по тематике и жанру письменные источники (их число в «Церковной истории» по подсчетам современных ученых достигает 250 единиц). Это и отрывки из апологетических, теологических, экзегетических сочинений, и императорские указы, и послания отдельных христианских общин или их лидеров, и материалы обширной переписки церковных и светских деятелей, и документы церковных соборов, и сочинения римских и греческих историков (как христианских, так и языческих), и выдержки из Ветхого и Нового Заветов. В распоряжении Евсевия находились свидетельства из архивов и материалы церковных библиотек (особенно из Иерусалимской и Кесарийской)[33]. Ему были доступны различные церковные календари, в которых перечислялись имена мучеников, местных епископов с упоминаем дня их поминовения, имена епископов других епархий, священников и мирян; подлинные древнейшие «Сборники известий о мучениках» («Акты мученические» или «Жития святых») в форме официальных судебных протоколов, посланий, назидательных рассказов и писем (или их копии) от разных христианских общин. Все эти свидетельства постоянно и целенаправленно собирались Евсевием в более подробный «Сборник известий о мучениках» как в целях назидания, так и для чествования и памятования мучеников. Потребность в таких «Сборниках» была вызвана еще и тем обстоятельством, что с течением времени «Календари» Церквей пополнялись новой информацией: появлялись одноименные святые, которых необходимо было отличить по роду жизни и кончине, сану, месту жительства и пр.[34]. Сам Евсевий в своей «Церковной истории» так рассказывает об этом:

«…мучеников было неисчислимое множество… потомству сообщено о них в записи, и они воистину достойны остаться незабвенными. Сочинение, в котором они полностью изложены, мы (Евсевий) целиком поместили в «Сборнике известий о мучениках» (τή συναγωγή των μαρτύρων), целью которого был не только рассказ, но и поучение…»[35].

«Зачем приводить список мучеников из их послания? …Кто захочет, тот с исчерпывающей полнотой узнает об этом, взяв в руки эту запись, которую я (Евсевий), как говорил, вставил в свой «Сборник известий о мучениках» (τή συναγωγή των μαρτύρων)»[36].

Основываясь на таком богатом собрании письменных источников (в первую очередь, вероятно, церковных календарей и «Сборников известий о мучениках»), Евсевий обладал весьма точными хронологическими данными относительно жизни Климента. Он знал:

А. дату восшествия Климента на Римский престол,

B число лет понтификата и

  1. C. год его кончины.

Еще раз подчеркнем, что для перечня сведений А, В и С (см. выше список римских епископов) Евсевий, весьма осторожно выбирает необходимые слова и лексические обороты; он никак не отмечает лексически мученическую кончину и избегает употребления существительных το μαρτύριον или ο μάρτυς:

  1. A.«на двенадцатом году царствования римского императора Домициана (81–96 гг.) Анаклета, бывшего двенадцать лет епископом Римской Церкви, сменил Климент», т. е. в 92 г.
  2. B.«в течение девяти лет Климент возглавлял обучение Божественному слову», т. е. с 92–101 гг.
  3. CКлимент, епископ Римский, [το μαρτύριον или ο μάρτυς] скончался (αναλύει τον βίον) в третий год царствования упомянутого римского императора (Траяна, 98–117 гг.)», т. е. в 101 г.

Таким образом, рассмотрение фрагмента о Клименте Римском в контексте «Церковной истории» Евсевия Кесарийского не позволяет однозначно заключить, какого рода была смерть Климента. Тем не менее, на основании употребления Евсевием глагола ¢nalÚw и выражения αναλύει τον βίον, мы склоняемся к мнению о мученической кончине Климента.

ПРЖЕГОРЛИНСКИЙ А.А. Аскетика св. Феолипта, митрополита Филадельфийского, и традиция поздневизантийского исихазма

Примечания

[1] Hofmann J. Unser heiliger Vater Klemens. Ein römischer Bischof im Kalender der griechischen Kirche // Trierer theologische Studien. Trier, 1992. Bd. 54. S. 20, 68; Hofmann J. Clemens von Rom // Lexicon der antiken christlichen Literatur. Freiburg im Breisgau; Basel; Wien; Herder, 1998. S. 131; О том, что Климент занимал Римскую кафедру c 92–101 гг. см., напр.: Zannoni G. Clemente, papa, santo // Bibliotheca Sanctorum. Roma, 1964. Vol. IV. P. 38; Quasten J. Patrology. Westminster (Maryland), 1986. Vol. I. P. 42; Сагарда Н. И., Сагарда АИ. Полный курс лекций по патрологии. СПб., 2004. С. 148, 159.

[2] День его памяти Католической Церковью отмечается 23 ноября, Русской Православной — 25 ноября (по ст. стилю, по новому — 8 декабря).

[3] См., напр.: Salamito J.-M. Clemente da Roma // Storia dei Santi e della santità christiana. Milano, 1991. Vol. II. P. 112-117; Седова Р. А. Иконы Климента, папы Римского, в вотчинах именитых людей Строгановых // Искусство средневековой Руси. М., 1999. Вып. XII. С. 139-149; Царевская Т. Ю. Образ св. Климента Римского в новгородском искусстве XIII в. // Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь. СПб., 1999. С. 260-273; Задворный В. Л. Почитание Климента в России // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. II. С. 1074-1075; Языкова И. Климент I. Иконография // Там же. С. 1076.

[4] Rufinus. De adulteratione librorum Origenis // Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series Latina. Paris, 1845 (далее — PL). Vol. 23. Col. 439А.

[5] Евсевий писал свое сочинение в течение многих лет и даже десятилетий, постоянно переделывая его под влиянием меняющейся исторической ситуации и связанных с нею жизненных обстоятельств. В своем окончательном виде «Церковная история» появилась около 325 г. См. об этом: Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. С. 11-12.

[6] Ευσεβίου τοΰ Παμφίλου Εκκλησιαστικής ιστορίας βιβλία δέκα. Λόγος Ε’ // Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Paris, 1857 (далее — PG). Vol. 20. Col. 285, 288; Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique. Libres I-IV // Sources Chrétiennes. Paris, 1952. № 31. P. 146-147.

[7] Уханова Е. В. Дипломатическая миссия Константина Философа (обретение мощей св. Климента, папы Римского) // Новая книга России. М., 1999. № 5. С. 41; Она же. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в. // Византийский временник. М., 2000. Т. 59. С. 116.

[8] Диатроптов П. Д. Предания о мученичестве Климента, папы Римского, в Херсонесе Таврическом // Россия и христианский Восток. М., 2004. Вып. II-III. С. 14.

[9] Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный курс лекций… С. 149.

[10] αναλύω // Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т. 1. С. 123; Liddell H. G., Scott R. A Greek-Englisch Lexicon. Oxford, 1996. P. 112.

[11] Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского… С. 116; Диатроптов П. Д. Предания о мученичестве Климента… С. 14.

[12] Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный курс лекций… С. 149.

[13] О том, что Евсевий пишет о мирной кончине Климента, см.: Уханова Е. В. Дипломатическая миссия Константина Философа (обретение мощей св. Климента, папы Римского). С. 41; Она же. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в. С. 116. О смерти Климента без указаний на ее мученический характер, см. Диатроптов П. Д. Предания о мученичестве Климента, папы Римского, в Херсонесе Таврическом. С. 14. О смерти Климента без упоминания (или намека) о его мученичестве, см. Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Указ. соч. С. 149.

[14] Синодальный перевод 2 Тим. 4:6.

[15] άνάλυσις ή // Греческо-русский словарь Нового Завета. М., 2006. С. 23; Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1. С. 123; Liddell HG., Scott R. A Greek-Englisch Lexicon. P. 112.

[16] Ευσεβίου τοὺ Παμφίλου ’Εκκλησιαστικής ιστορίας βιβλία δέκα Λόγος Η’. — Σ. 193, 196; О том, что ап. Павел предсказывает в этом стихе (2 Тим. 4:6) свою скорую мученическую кончину, пишет и на Западе в IV в. Амвросиастр — автор комментариев 13 посланий ап. Павла: «Apostolus enim sciens passionem suam imminire… (Апостол, зная, что приближается его мученическая кончина…)». См. об этом: Ambrosiaster. Commentaria in Epistolam ad Timotheum Secundam. Caput IV // PL 17. Col. 495.

[17] Ευσεβίου τοὺ Παμφίλου ’Εκκλησιαστικής ιστορίας βιβλία δέκα Λόγος Η. — Σ. 780.

[18] Λόγος Γ’ . — Σ. 288.

[19] Λόγος Γ’ . — Σ. 281.

[20] Λόγος Δ’ . — Σ. 328 и Λόγος Ε’. — Σ. 445.

[21] Λόγος Δ’ . — Σ. 328.

[22] Λόγος Ζ’ . — Σ. 600.

[23] Λόγος Ζ ‘. — Σ. 588.

[24] Список римских епископов Евсевий Кесарийский доводит до Мильтиада (311–314 гг.), XXIX по счету римского епископа. См. об этом: ORDO EPISCOPORUM. Episcopi urbis Romæ juxta Eusebium // PG. Vol. 20. Col. 1549.

[25] Ευσεβίου τοΰ Παμφίλου Εκκλησιαστικής ιστορίας βιβλία δέκα. Λόγος Γ’. — Σ. 248.

[26] Λόγος Γ’ . — Σ. 249.

[27] Λόγος Γ’ . — Σ. 285, 288.

[28] Λόγος Δ’ . — Σ. 303.

[29] Λόγος Δ’ . — Σ. 308.

[30]  Λόγος Δ’ . — Σ. 309.

[31] Λόγος Δ’ . — Σ.328.

[32] Λόγος Ζ’ . — Σ. 588.

[33] Из «Церковной истории» следует, считает И. Ю. Ващева, что «Евсевий Кесарийский лично был в библиотеках города Элии, некоторое время провел в Антиохии, Палестине, Тире, Египте и т. д.». См.: Ващева И. Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. СПб., 2006. С. 13. Многие исследователи, детально анализировавшие «Церковную историю», Preparatio Evangelica и другие сочинения Евсевия, отмечали, что для их написания ему «необходимо было перерыть все библиотеки Египта, Финикии и Греции». См. Там же. С. 13-14.

[34] Подробнее см.: Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. С. 13-14; Ващева И. Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. С. 183-207; Марков Н. Диптихи // Православная богословская энциклопедия. Пг., 1903. Т. IV. Стб. 1059-1060; Троицкий С. Евсевий, епископ кесарийский // Православная богословская энциклопедия. Пг., 1904. Т. V. Стб. 227-231; Троицкий С. Жития святых // Там же. Стб. 582-584.

[35] Ευσεβίου τοΰ Παμφίλου Εκκλησιαστικής ιστορίας βιβλία δέκα. Λόγος Ε’.— Σ. 408.

[36] Λόγος Ε’ . — Σ. 440.

ПАЛИЦЫН А.В. Священномученик Климент, папа Римский, и создание славянской письменности в Херсонесе

ПАЛИЦЫН А. В.  К вопросу о мученичестве св. Климента Римского. По данным «Церковной истории» Евсевия Кесарийского // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 28. М.: Красанд, 2009.  С. 187-195.

Оставить комментарий