Клименко Н.М.РПЦ в XX веке

КЛИМЕНКО Н.М. Из истории Троицкой церкви станицы Филоновской Новоаннинского района

До октябрьской революции 1917 года Церковь осуществля­ла важные политические и идеологические функции. Приход к власти большевиков радикально изменил ее правовое положе­ние, и с этого момента начался новый период в ее истории.

Судьба Троицкой церкви станицы Филоновской является типичной для нашей страны и отражает те катаклизмы, которые происходили с Церковью в этот период.

Декретом СНК РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 г. Церковь отделяется от государства, а школа — от Церкви, и провозглашается невмешательство государства в дело Церкви. Как на практике осуществлялся этот принцип, видно на примере ис­тории Троицкой церкви.

В 1930 г. Троицкая церковь является еще действующей, но уже в этом году она включается в список церквей, подлежащих закрытию, и начиная с этого времени местные органы власти делают неоднократные попытки под любым предлогом прекра­тить ее деятельность.

Вот как это происходило.

10 января 1930 г. Новоаннинский рай юполком рассматрива­ет ходатайство Филоновского сельсовета о закрытии Троицкой церкви и принимает решение со следующей формулировкой: «При­нимая во внимание желание областного большинства верующих коммуны “ДМО” о закрытии церкви, просить окружной испол­нительный комитет о закрытии таковой с передачей здания под культурно-просветительные нужды»1.

Не дождавшись подтверждения Хоперского окрисполкома, местные органы власти уже в январе 1930 г. закрывают Троицкую церковь и используют ее здание под зернохранилище, однако под давлением прихожан и на основании распоряжения райис­полкома вновь возвращают ее верующим.

25 августа 1930 г. выходит постановление НКВД РСФСР о регистрации религиозных объединений до 1 января 1931 г., со­гласно которому религиозные объединения, не представившие в срок необходимые документы, считаются недействительными.

В соответствии с этим постановлением церковно-приходс­кий совет станицы Филоновской составляет списки верующих из 8 хуторов и представляет их для регистрации в Новоаннинский райисполком, который отказывается заключить договор с этой общиной на том основании, что от Троицкой церкви уже был зарегистрирован список обновленческой группы в составе 40 че­ловек. Такая ситуация сложилась из-за того, что до января 1930 г. в ней служили «обновленцы». Но после того как двое из них, находясь па скамье подсудимых, публично отреклись от веры в Бога, по требованию большинства прихожан было принято ре­шение утвержденное Сталинградским архиепископом Арсением 2 июля 1930 г., о разрыве с обновленчеством и возвращении в лоно старой патриаршей Церкви, церковь по-прежнему остается действующей 2.

Новая волна гонений начинается в 1923 году, когда 23 марта местными органами власти были арестованы священно- и цер­ковнослужители и члены церковноприходского совета, в церкви был произведен обыск, изъяты церковные деньги, сама церковь закрыта и опечатана. После жалобы в президиум Нижне-Волжс­кого крайисполкома тот дает указание Новоаннинскому райис­полкому впредь, до его решения, церковь оставить в пользова­нии верующих 3

И тем не менее Троицкую церковь закрывают в 1937 г., продав ее колхозу им. Ворошилова за 33 тыс. рублей, ссылаясь при этом на решение облисполкома4. Однако среди хранящихся в Го­сударственном архиве Волгоградской области постановлений пре­зидиума Сталинградскою облисполкома за 1937 год такого доку­мента нет, а в списке церквей Сталинградской области по состо­янию на 1 июня 1937 года она значится как недействующая, но не закрытая.

Из заявлений верующих прихода Троицкой церкви следует, что до июня 1938 г. она была все еще действующей. После смерти священника в 1938 г. был приглашен новый священник, которого райисполком отказался зарегистрировать на том основании, что ле­том 1934 г. церковь была ограблена на сумму 5 тыс. рублей, и теперь прихожане должны были возместить этот долг. Собрать необходи­мую сумму к I июня 1939 г. не удалось. И это явилось поводом теперь уже окончательного ее закрытия но постановлению президи­ума Сталинградского облисполкома от 19 октября 1939 г.5

В результате такой политики Советской власти в Сталинг­радской области перед началом Великой Отечественной войны остались действующими всего 2 церкви — в пос. Котельниково и г. Урюпинске.

Война способствовала росту религиозности населения. По­становление СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке откры­тия церквей» еще более усилило активность верующих

Одними из самых активных в области по вопросу ходатай­ства об открытии церкви были верующие станицы Филоновской. В 1943 г. ими было подано семь заявлений, в 1944 г. — три; коли­чество посещений по данному делу — пять6.

Вот в каком состоянии к этому времени находилось здание Троицкой церкви: «Церковь внутри освобождена от религиозных убор, ограды не имеется, колокола сняты, дом возле церкви, так называемая караулка, занят под медпункт, в самой церкви в 1944 г. был открыт глубинный ссыпной пункт Саломатинского куста»7. Требовался большой капитальный ремонт, поэтому цер­ковь разрешено было открыть лишь 27 июля 1945 г. по решению Совета по делам Русской Православной Церкви 8.

После Великой Отечественной войны продолжает увеличи­ваться количество верующих. Так, в 1948 г. на Пасху в Троицкой церкви присутствует 2500 человек, это больше, чем в 1945—1947 гг. Среди них 50 человек представителей интеллигенции, 500 че­ловек молодежи и детей9.

Вот как характеризует деятельность Троицкой церкви в 1957 году уполномоченный Совета по делам Русской Православ­ной Церкви при Сталинградском облисполкоме Косицын: «В х. Филоновском посещаемость церкви по воскресеньям составляет 200— 300 человек, а в большие церковные праздники — от 1 до 3 тыс. человек. Кроме жителей х. Филоновского, это жители из г. Новоаниинска и окружающих сел и хуторов Алексеевского, Бу- даринского и Киквидзенского районов. В каждое воскресенье в церкви совершается по 20—25 крестин младенцев и детей дош­кольного возраста. Настоятель церкви Иван Иванович Медведев пользуется авторитетом у детей…»10

О росте влияния Церкви на население ко второй половине 50-х годов свидетельствует значительное увеличение количества церквей в Сталинградской области Такое положение дел не мог­ло не обеспокоить коммунистическое правительство. В конце 50-х — начале 60-х годов центральными и местными органами власти принимается ряд нормативных документов, направленных на ог­раничение активности Церкви, вводятся новые советские обря­ды, комсомольские свадьбы, вечера, посвященные регистрации браков, детей и т д.

С целью дискредитации церковных обрядов в г. Волгограде через Дом санитарною просвещения и санэпидемстанции были сделаны химические и бактериологические анализы воды из цер­ковной купели, использовавшейся при крещении; через детские консультации были проведены проверки состояния здоровья и фактов заболевания некоторых детей после крещения в церкви. Более того, еще раз было подчеркнуто, что Церкви в соответ­ствии с советским законодательством запрещается заниматься благотворительной деятельностью

В итоге в Волгоградской области в течение 1961 — 1962 гг. было закрыто 8 православных церквей, в том числе и Троицкая церковь станицы Филоновской 11.

Закрытая в феврале 1962 г., Троицкая церковь вновь откры­та решением Волгоградского облисполкома о г 31 марта 1965 г.12 и продолжает действовать до сих пор После падения коммунистичес­кою режима в 1991 г. люди открыто пошли в церковь. И таким образом, 73-летняя борьба атеизма с верой человека в Бога, на­чавшаяся с приходом к власти большевиков после Октябрьской революции 1917 г., окончилась поражением атеизма.

Примечания

ГАБО. Ф. 635. On Г Д. 5. Л. 6.

ГА ВО Ф. 2/3. On. Г Д. /90S. Л. 48, 49 об., 49, 49 об.

ГАБО Ф. 3/3. On. I Д. 1875. Л. 218.

ГАБО Ф 2802. On. Г Д. 129. Л. 2.

ГА ВО Ф. 2115. On. 1. Д. 1447. Л. 4, 16, 22, 30 об., 34, 36.

ГАБО. Ф. 6284. On. 2. Д. 8. Л. 22.

ГАБО. Ф. 2802. On. I. Д. 115 Л. 11

ГАБО. Ф. 5284. On. 2. Д. 2. Л. 42.

ГАБО. Ф. 5284. On. 2. Д. 10. Л. 71, 72.

ГАБО. Ф 6284. On. 2. Д 30. Л. 125, 126.

ГАБО. Ф 6284. On. 2 Д. 46 Л. 3.

ГАБО. Ф 6284. On. 2. Д. 46 Л. 53.

Государственно-церковные отношения в первые послевоенные годы (1945-1948 гг.)

КЛИМЕНКО Η.М. Из истории Троицкой церкви станицы Филоновской Новоаннинского района (1917-1965 гг.) // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 3. Волгоград, 2000. С. 179-182.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий