Клименко Н.М.РПЦ в XX веке

КЛИМЕНКО Н.М. История Троицкой церкви станицы Филоновской Хоперского округа Области Войска Донского (1728 — 1917 гг.)

Первое упоминание о церкви в станице Филоновской относится к 1728 г., когда по грамоте епископа Льва была ос­вящена деревянная церковь во имя св. великомученицы Пара­скевы (Пятницы).

Около 1790 г. из-за наводнений станица была перемеще­на на 1 версту выше по течению реки, 13 мая 1793 г. здесь была заложена новая каменная церковь св. Троицы.

В церкви было установлено два престола. Первый, при­дельный, во имя св. великомученицы Параскевы, был освящен в 1795 г., второй, главный, Троицкий престол — в 1798 г.

В 1795 г. была построена каменная колокольня при церк­ви имелись деревянная богадельня на 15 человек и четыре ка­менные лавки, крытые железом, сдававшиеся в наем. Ограда тоже была каменной.

Церковь имела богатую утварь: «замечательное по массив­ности четырехъярусное, в сорок свечей, медное, посеребренное паникадило весом 22 пуда (1 пуд — около 16,38 кг.), а также древние книги — Творения св. отец 1666 г., Служебник 1699 г., Постная Триодь 1704 г., Минея месячная 1741 г. (из описи цер­ковного имущества за 1853 г.)» [1]. В память об Отечественной вой­не 1812 года хранится святой крест, малый, серебряный, глад­кий с черновым изображением распятого Христа, с частицами мощей св. Иоанна Милостивого, принесенный казаками в 1812 г. (из описи церковного имущества за 1897 г.).

Приход Троицкой церкви входил в состав благочиннического округа (благочиния), который до 1897 г. назывался по-разному, в зависимости от месторасположения возглавляюще­го его благочинного. С 1897 г. по 1917 г. благочинными назнача­ются священники Троицкой церкви и благочиние называется Филоновским.

Начиная с 1803 г. (более ранних сведений не имеется) Троицкая церковь в своем благочинническом округе имела наи­больший приход и число священников и церковнослужителей.

В 1803 г. к ней относились ст. Филоновская и четыре селения (320 дворов, 1631 мужчина и 1716 женщин) [2].

В 1861 г. Троицкий приход состоял уже из 28 хуторов (3996 мужчин и 4445 женщин) [3].

Среди прихожан не всегда были только православные. В 1803 — 1829 гг. здесь проживали также «защитники старой веры» — раскольники (всего 1 двор, в разные годы от 9 до 14 чело­век), в 1914 — 1917 гг. — баптисты (в среднем 20 человек), 30 мая 1895 г Указом Донской духовной консистории к Троицко­му приходу были причислены 2 немецких поселения.

Первыми священниками Троицкой церкви, о которых имеются сведения в клировых ведомостях за 1803 год, были Иоанн Романов, Филипп Максимов и Нестер Васильев [4].

Для определения состава духовного сословия правитель­ство в 1718 — 1722 гг. создало штаты. В 1803 г. Троицкой церкви по штату было положено 3 священника, 1 дьякон, 3 дьячка и 3 пономаря.

До 1837 г. в Троицкой церкви служили священники, знав­шие грамоту, но не имевшие специального духовного образо­вания, так как в XVIII веке почти не было школ, обучавших кандидатов на священнические места грамоте, церковному пению и «налойному чтению».

В 1837 г. в связи с увеличением в Троицком приходе жи­телей, а также с потребностью в грамотном законоучителе для открытого в 1836 г. приходского училища, в штат введена дол­жность 4-го священника и впервые в Троицкой церкви появился священнослужитель, имеющий специальное духовное образо­вание. Им был Алексей Федорович Трояновский, окончивший курс Воронежской духовной семинарии [5].

Помимо службы в церкви, священники Троицкой церк­ви вели акты гражданского состояния, были непременными членами церковноприходского попечительства, основывали учреждения, преследующие благотворительные цели (богадель­ни, школы), принимали участие в переписи населения, соби­рали сведения о климате для Русского географического обще­ства, заведовали церковноприходскими школами, преподава­ли Закон Божий и т.д.

Как знак отличия сана священникам предоставлялось право носить серебряный наперсный крест. За ревностное ис­полнение своих обязанностей они получали духовные отличия (набедренники, скуфьи, камилавки и др.), ордена (за исклю­чением ев. Станислава) и медали (для причетников).

За все проступки по должности и против образа жизни, приличествующего духовному лицу, они подвергались различ­ным дисциплинарным взысканиям Это могло быть замечание епархиального начальства, простой и строгий выговор, денеж­ный штраф, временное испытание священнослужителя с епитимией, которую священники и церковнослужители Троиц­кой церкви отбывали, как правило, в Кременском Вознесенс­ком мужском монастыре. В истории Троицкой церкви бывали случаи исключения из духовного звания «за неодобрительное поведение», а также увольнения из духовного звания по соб­ственному желанию.

В 1897 г. епархиальным начальством благочинным назна­чается настоятель Троицкой церкви ст. Филоновской Федор Иванович Ильинский, и она становится центром Филоновского благочиннического округа. Федор Иванович Ильинский, 1851 года рождения, дьяконский сын, окончил Воронежскую духовную семинарию. Должность благочинного занимал 12 лет до 14 августа 1909 г., за что ему было пожаловано почетное звание протоиерея [6].

В 1764 г была произведена секуляризация церковных име­ний, поэтому Троицкая церковь своих земельных угодий не имела, и причт пользовался посевными казачьими наделами наравне с казаками.

Доходы церкви состояли из церковных и причтовых ка­питалов. Церковные суммы образовывались от продажи свечей и огарочного воска, кошелькового сбора, пожертвований в пользу храма. В 1905 г. появляются сведения о том, что оба ка­питала церкви — церковный и причтовый — хранятся в госу­дарственной сберегательной кассе, а проценты с них идут со­ответственно на церковные нужды и в братские доходы при­чта [7].

Причт Троицкой церкви считался сравнительно обеспе­ченным. Священники здесь получали из местных средств до 900 рублей, дьаконы до 600 рублей, псаломщики до 300 рублей; кроме того, за законоучительство в министерских школах — до 150 рублей и зерновой хлеб. Поэтому казенного жалованья они не получали. Хотя, по мнению епархиального съезда, состояв­шегося в 1909 г., «вследствие общего воздорожания жизнен­ных продуктов» все приходы, в которых священники получали менее 1200 рублей, следовало бы поставить на дополнительное казенное содержание.

Забота об обеспечении причта отчасти возлагалась и на приходские попечительства, главной целью которых по Поло­жению 1864 г. было благоустройство и приумножение благосо­стояния церкви и причта, организация обучения детей и бла­готворительность.

В Троицком приходе попечительство было образовано в 1875 г. Его первым представителем был избран есаул Алексей Евдокимович Ежов. Попечительство выделяло деньги на ремонт церкви, церковноприходских школ, на содержание заштатных и странствующих, на свои средства построило дом для Филоновской церковноприходской школы и т.д.

Одной из сторон деятельности церкви была забота о на­родном просвещении. Кроме специальных школ для подготов­ки служителей культа Священному Синоду непосредственно были подчинены школы грамоты, церковноприходские шко­лы, епархиальные училища.

В Троицком приходе церковноприходская школа была открыта в 1902 г. вместо двухлассной, переведенной в том же году на X. Привокзальный. Заведующим и законоучителем в ней был священник Иван Афиногенович Печерский, а учителем — дьякон Алексей Александрович Благовещенский.

Кроме того, в приходе имелось две школы грамоты — в хуторах Роговском и Саломатииском. Церковные школы дава­ли начальное образование в духе «православной веры и Церк­ви».

До 1915 г. в Филоновской церковноприходской школе обучались только мальчики: в 1912 г. — 47 мальчиков, а в 1915 г. — 28 мальчиков и 2 девочки. На ее содержание выделялись средства Хоперским окружным отделением епархиального учи­лищного совета, из государственного казначейства, оказывало помощь церковноприходское попечительство. Священнослужи­тели преподавали в церковных школах бесплатно, получая день­ги за законоучительство только в министерских школах.

В 1902 г. появляются сведения о том, что Троицкая цер­ковь является единственной в Филоновском благочинии четы­рехклирной церковью. Число ее прихожан достигает 11883 че­ловек, и она становится «не поместительной». В связи с этим открываются новые церкви: в 1904 г. — в х. Саломатинском, в 1917 г. — в X. Громковском. И в 1917 г. в Троицком приходе остается 10 хуторов, 1125 дворов, 4280 мужчин и 4457 женщин. И соответственно уменьшается штат Троицкой церкви Теперь здесь служат 3 священника, 1 дьякон и 3 пономаря.

Из имеющихся на хранении клировых ведомостей извес­тно, что в 1885 г. Троицкую церковь посетил Донской викарий Флавиан, литургировавший здесь 28 июня, а в 1912 г. ее посе­тил Донской викарий Гермоген.

Последним благочинным из Троицкой церкви с 14 авгу­ста 1909 г. по 30 июня 1917 г. был священник Сергей Иванович Архипов, 1869 года рождения, сын псаломщика, окончивший Донскую духовную семинарию.

С 1 июля 1917 г. Филоновским благочинным становится священник приходской церкви х. Громковского Александр Алек­сеев.

Таков краткий очерк дооктябрьского периода истории Троицкой церкви станицы Филоновской Хоперского округа.

Примечания

[1] Донские епархиальные ведомости. Донская типография. 1895. С. 332.

[2] ГАБО. Ф. 14. On. 1. Д. 61. Л. 34 об.

[3] ГАБО.   Ф. 14. On. 1. Д. 9. Л. 11 об.

ГАБО.   Ф. 14.  On. 1. Д. 61. Л. 32 об, 33.

Там же. Л. 32.

[4] ГАВО Ф. 14. On. 1. Д. 1. л. 43.

[5] ГАБО.   Ф.  14. On. 1. Д. 13. Л. 2 об.

[6] ГАБО.   Ф. 14. On. 1. Д. 19. Л. 1, 1 об.

[7] ГАБО.   Ф. 13. On. 1. Д. 4.

КЛИМЕНКО Η.М. История Троицкой церкви станицы Филоновской Хоперского округа Области Войска Донского (1728 — 1917 гг.) // Мир Православия. Сборник статей. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 59-63.

Оставить комментарий