Арчебасова Н.А.История Русской Церкви

АРЧЕБАСОВА Н.А. К истории духовного образования в России во второй половине XIX века

(ПО МАТЕРИАЛАМ «САРАТОВСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ» (1865—1869 годы)

Правительственная программа развития светского народно­го образования начала разворачиваться со второй половины XIX в. под контролем православной церкви. К началу XX в. она достигла значительных результатов *. В этой связи представляется важным проанализировать состояние духовного образования в тот же пе­риод как имевшего более давние традиции, опыт и поддержку государства2. Региональная направленность исследования позво­ляет рассмотреть положение дел в одной из наиболее сложных в религиозном отношении епархий — Саратовской.

3 ноября 1828 г. во главе с епископом Саратовским и Цари­цынским была образована Саратовская епархия, находившаяся на первых порах под опекой Пензенской епархии и имевшая статус третьеразрядной3. На момент создания православная па­ства епархии состояла из 540 580 душ мужского пола и 564 729 душ женского пола4. Дальнейшее увеличение численности православ­ного населения Саратовской епархии представляют данные, от­раженные в приложении 1.

Лиц духовного звания при образовании Саратовской епар­хии насчитывалось 2519 человек, а вместе с женами и деть­ми— 11 812 душ, из них: 37 протоиереев, 693 священника, 495 дьяконов и 1294 причетника. Рост православного населе­ния создавал потребность в увеличении численности церковносвященнослужителей и в повышении уровня их профессио­нального образования. Так, из всех протоиереев и священни­ков в 1829 г. только 140 получили полное богословское образо­вание5 (19,2 %), 243 учились в семинарии, но не кончили кур­са (33,3 %) и 347 (47,5 %) не получили семинарского образо­вания 6. Эти и другие проблемы должна была решать местная епархиальная власть.

Одним из ярких источников сведений о деятельности епар­хиальной власти в Саратовской епархии и подведомственных ей учреждений являются «Саратовские епархиальные ведомости» (СЕВ), печатавшиеся по решению Саратовской духовной конси­стории с июня 1865 по май 1915 года.

Во второй половине 60-х гг. XIX в. СЕВ выходили по втор­никам сначала еженедельно, а с пятого номера 1867 г. два раза в месяц. Каждый номер делился на официальный и неофициаль­ный разделы и содержал около 30 страниц. С 1867 г. была введена сквозная нумерация страниц всех номеров за год. Сведения о тираже издания сохранились не полностью. Известно, что в 1867 г. было выпущено 800 экземпляров7. Годовая подписка с достав­кой и пересылкой стоила 5 руб. серебром.

Период с 1865 г. по 1869 г. считается наиболее удачным для данного периодического издания по целому ряду причин. Во- первых, оно было хорошо известно духовным лицам, так как подписка на СЕВ для причтов была обязательной, «о чем духо­венством епархии было поставлено в известность циркулярным указом Саратовской духовной консистории от 30 апреля 1865 года и особым извещением Правления семинарии от 28 апреля того же года»8. Во-вторых, официальный отдел СЕВ содержал, кроме распоряжений высшей духовной и светской административной власти, епархиальной власти и местной духовной консистории, весь спектр местных новостей, благодаря участию редакции в епархиальном правлении и регулярному общению со своими чи­тателями. К ним относились, например, сведения о вакантных местах при церквах, назначениях священников и церковных ста­рост и пр., денежных наказаниях нерадивых церковнослужите­лей, разрешении отлить колокол взамен разбитого или изгото­вить посеребренные ризы для икон иконостаса и т. д. В-третьих, редактировали СЕВ и являлись авторами наиболее удавшихся ста­тей неофициального отдела9 члены правления и преподаватели Саратовской духовной семинарии (СДС), лучше, чем кто-либо осведомленные о состоянии дел в епархии. Поэтому в ведомостях второй половины 60-х гг. XIX в. отложился богатый эмпиричес­кий материал о деятельности окружных благочинных, количе­стве учебных заведений и средствах их содержания; численности и успехах учащихся и т. д.

С 1 января 1870 г. СЕВ стали издаваться под редакцией пред­седателя Совета братства Святого Креста, священника, потом протоиерея Иакова Васильевича Груздева10. Считается, что епар­хиальная власть хотела придать им большую миссионерскую на­правленность. Однако качество издания пострадало. Не изменило в целом положения и привлечение в 1877 г. на должность редак­тора официального отдела А.М. Правдина, которого называли «прокурором духовенства епархии»11. В конце 1879 г. по распоря­жению преосвященного Тихона редакция СЕВ опять вернулась в СДС. В результате в 70-е гг. в СЕВ отложилось мало полезной информации об учреждениях образования в епархии, что можно считать серьезной потерей, лишь частично компенсируемой зем­ской статистикой.

Наиболее полные сведения СЕВ содержат по следующим темам: управление духовными учебными заведениями и их фи­нансирование; СДС, окружные духовные училища: содержа­ние, правила и качество обучения, дисциплинарные поощре­ния и наказания; исключенные ученики и выпускники учеб­ных заведений; переход духовных лиц в гражданское ведомство и в учителя, переход учителей в духовное ведомство; приходс­кие попечительства.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

Господствующий статус православной церкви в Российс­ком государстве держался не только на силе и могуществе ее главы, но и, не в последнюю очередь, на способностях регио­нальных представителей, особенно тех, кто занимался миссио­нерской деятельностью на окраинах государства. При этом сни­жение объема и качества знаний и умений лиц духовного звания от центра к периферии было закономерным и плохо поддавалось административному влиянию.

В XIX в. массовыми учебными заведениями, обеспечивав­шими потребность в грамотных церковносвященнослужителях, стали семинарии и духовные училища, неразрывно связанные между собой сложившейся системой управления духовного об­разования и учебными дисциплинами. Их деятельность регла­ментировали уставы, принятые в 1830 г. и измененные в 1867 году12. При этом следует сказать, что духовные училища и семинарии не являлись закрытыми учебными заведениями пра­вославного духовенства 13, так как их заканчивали люди разных сословий м.

Реформирование системы учреждений духовного образова­ния продолжалось поэтапно на протяжении всего XIX века. Во второй половине 60-х гг. реформы проводились под руковод­ством обер-прокурора Святейшего синода графа Д.А. Толстого, назначенного 23 июня 1865 г., и министров народного просве­щения А.В. Головнина (1861—1866) и того же графа Д.А. Толсто­го (1866—1880). Совмещение двух должностей представляло Д.А. Толстому наиболее благоприятные условия для преобразо­вания духовных учебных заведений.

Существовавшее с 1839 г. при Святейшем синоде Духовное учебное управление по указу Синода от 26 мая 1867 г. преобразо­вали в Учебный комитет15. Он уполномочен был обсуждать сле­дующие проблемы:

  1. вопросы по проведению в действие новых уставов ду­ховных училищ и семинарий;
  2. предложения к усовершенствованию сих заведений по учебно-педагогической части;
  3. программы преподавания предметов в духовных учили­щах и семинариях;
  4. учебное руководство для означенных заведений;
  5. книги, сочинения и педагогические издания, предлага­емые для распространения в тех заведения (контроль за учебны­ми пособиями. — Н.А.)
  6. годовые отчеты о состоянии сих заведений в учебно­педагогическом отношении;
  7. отчеты по ревизиям духовных учебных заведений;
  8. меры, которые могут оказываться нужными по содер­жанию тех и других отчетов;
  9. вопросы и предложения но устройству училищ девиц духовного звания»16.

По мнению Д. Тихомирова, Учебный комитет был бюрок­ратическим органом управления, который в основном занимался ревизией духовных семинарий. Однако ревизоры комитета17 в своих отчетах приводили лишь общеевропейскую статистику и привозили из разных кондов России отрывочный статистичес­кий материал |8.

В 1867 г. административно-территориальное деление Рос­сийской империи на духовно-учебные округа (Санкт-Петер­бургский, Московский, Казанский и Киевский), введенные в 1808 г. и возглавляемые духовными академиями, было отмене­но. Духовные учебные заведения перешли в номинальное под­чинение попечителей учебных округов19. Зависимость семина­рий от духовных академий уменьшилась20, а от епархиальных властей увеличилась.

Управление Саратовской епархией состояло из епархиаль­ного правления (архиерей и члены духовной консистории21); прав­лений семинарии и духовных училищ; благочинных, отчитывав- шиехся перед епархиальным правлением за состояние дел в сво­ем духовном округе22; причтбв приходских церквей. Структуру епархиального управления определял Устав духовных консисто­рий, введенный обер-прокурором Н.А. Протасовым в 1840 году. По мнению А.В. Мендюкова, в 40-х гт. XIX в. «…консисторская система окончательно сложилась в основных чертах, просуще­ствовав без кардинальных изменений до 1917 года*23.

До открытия СДС уровень образования местного духовен­ства оставлял желать лучшего: «Православное духовенство губер­нии состояло большей частью из лиц малообразованных, часто не бывших ни в каких учебных заведениях»24. Так, «в самом городе Саратове из всех служащих священников числом 16 вмес­те со штатным протоиереем в 1799 и 1800 годах были только трое учащихся в семинарии до богословского курса, затем один в 1799 и двое в 1800 году до риторического класса. Остальные 12 в 1799 и 11 в 1800 годах священников не были ни в каких училищах. Вообще же из 48 наличных членов городского причта, то есть священников, дьяконов и причетников, в 1799 году не учившихся в училище было 36, или 25%, а в 1800 году из 47 членов — 32»25. В данный период на территории обширного региона от Пензы до Астрахани духовные школы существовали только в этих городах26. Не все дети духовных лиц Саратовской губернии могли поехать учиться в далекую (от многих населен­ных пунктов более 500 верст) Пензенскую семинарию, Поэтому «большая часть священнических мест по-прежнему замещалась или не окончившими полного семинарского курса, или же диа­конами и причетниками, вовсе не бывшими в семинарии»27. Чрез­вычайно низкий уровень общего и профессионального образова­ния церковносвященнослужителей епархии в 40-х гг. XIX в. под­черкивает и В.П. Соколов: «духовенство… в огромном большин­стве было в то время или полуобразовано, учившееся лишь в низших уездных училищах духовного ведомства, или же не по­лучившее даже и такого “образования”, заменяя его “домашним образованием”, то есть умением (иногда “с грехом пополам”) читать по-славянски и петь положенное в церквах»28. Через 20 лет после открытия епархии 58 % священнослужителей в ней имели семинарское образование29 благодаря развитию сети ду­ховных учебных заведений.

При образовании Саратовской епархии сразу же последова­ло обращение епископа в комиссию духовных училищ Святей­шего синода с просьбой об открытии в ней семинарии, для повышения уровня общей и профессиональной грамотности церковносвященнослужителей. Следовательно, можно сказать, что семинария являлась столпом епархии. Приказ об учреждении Са­ратовской третьеразрядной духовной семинарии, причисленной к Казанскому учебному округу, последовал 5 августа 1830 года30. Учебные занятия в СДС начались 27 октября 1830 г. Штат ее составляли ректор, инспектор, эконом, секретарь епархиального правления, библиотекарь, лекарь, 3 письмоводителя и 6 про­фессоров.

Духовные училища на территории будущей Саратовской епархии начали открываться с 20-х годов XIX века. Саратовское уездно-приходское духовное училище начало свою работу в 1820 г., Камышинское уездное духовное училище — в 1821 г., Петровское — в 1822 году31. В 60—70-х гг. XIX в. в Саратовской епархии было пять духовных училищ: Саратовское, Камышинс­кое, Петровское, Балашовское и Волгское.

Информацию о личном составе СДС и духовных училищ в 1865/66 учебном году можно получить из публикаций в СЕВ (см. прил. 2).

В 1867 г. внутри епархий были выделены училищные округа во главе с духовными училищами (см. прил. 3). Передача массо­вых духовных учебных заведений под контроль епархиального архиерея, по мнению реформаторов, должна была улучшить ка­чество подготовки церковносвященнослужителей.

Непосредственное управление делами в семинариях и ду­ховных училищах возлагалось теперь на правления и ректора (смотрителя для училищ. — Η. Л.) (см. прил. 4). Училищные прав­ления состояли из смотрителя (председатель правления), его помощника и двух членов правления, выбранных из местного духовенства. Смотритель училища назначался епископом из кан­дидатов, отобранных на съезде духовенства или семинарским правлением32.

Штат причта каждой самостоятельной приходской церкви обязательно состоял из настоятеля, одного причетника в звании псаломщика, помощника настоятеля, внештатного диакона на средства прихожан и просвирни33. Под общим термином «причет­ник» подразумевался служитель, исполнявший множество обя­занностей: дьячка, пономаря м, звонаря35, скорее всего по бедно­сти приходов. В крупных приходах штат причта увеличивался за счет разграничения обязанностей церковнослужителей.

При замещении вакантных должностей в приходах и цер­ковных принтах соблюдались следующие правила. На места млад­ших священников или помощников настоятеля рекомендова­лось назначать только прослуживших некоторое время в звании псаломщиков или диаконов, на места псаломщиков — выпуск­ников семинарий или лиц, которые не окончили семинарию, но проработали не менее трех лет учителями в начальных шко­лах. Последние принимались как исполняющие обязанности пса­ломщиков.

Существовали и возрастные ограничения. Так, дьяконами и псаломщиками должны были служить люди старше 25 лет,, а священниками по возможности не моложе 30 лет36.

Настоятелями и священниками церквей в епархиях первой категории могли быть только выпускники духовных академий. В церкви епархий второй категории священниками становились выпускники духовных семинарий со свидетельством «студента^1. Выпускники семинарий без такого свидетельства получали мес­то священника в церковной епархии третьей категории. Семина­риям присваивали разряд соответствующей епархии38. Этот по­рядок определял и размеры финансирования39.

СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

На содержание семинарии с подведомственными ей пятью училищами в 1866 г. поступили средства из казны, прибыль от епархиального свечного завода и из других источников на об­щую сумму 38 229,72 руб. Расходы составили 36 836,34 руб. Ос­новные статьи расходов представлены в таблице 1.

Статьи доходов и расходов на содержание
Саратовской духовной семинарии и духовных училищ
Саратовской епархии за 1866 год, руб.40

Таблица 1

Штатные

суммы

Епархиальное

пособие

Всего
Доходы
Содержание СДС и духовных училищ епархии [ 29 576,11 1 8653,61 | 38 229,72
Расходы
1 Содержание училищ41 и жалование лицам управления и преподавателям 5621,66

9329,50

2086,76

1107,56

7708,42

10437.06

2. Содержание воспитанников СДС и саратов­ского духовного училища (СДУ) 5649,94 1480,41 7130,35
3 Содержание учеников других четырех училищ 1943,92 524,34 2468,26
4. Ремонт и содержание домов и прислуги, ото­пление, освещение и др. по СДС и СДУ 42 2373,18 2444,23 4817,41
5. Библиотека семинарии 150,52 200,00 350,52
6. Училищные библиотеки —. 350,00 350,00
7. Семинарская больница 321,25 223,93 545,18 “
8. Канцелярия и экстраординарные расходы 998,47 998t47«
9. Пенне и классные оклады 2030,55 2030,55
Итого 28 419,10 8417,24 36 83634
Остаток 236,37

Заработная плата руководителям и преподавателям духов­ных учебных заведений фиксировалась в штатном расписании (см. табл. 2), что не позволяет говорить о возможности увеличе­ния ее за счет выслуги лет и пр. Заработная плата преподавателей духовных учебных заведений была значительно выше жалования приходского духовенства, сильно зависимого от размера прихо­да и благосостояния паствы. Например, в 1865 г. среднее жалова­ние священника составляло 25—140 руб. в год, диакона — 100 руб., дьячка 40—50 руб., пономаря — 32—40 руб.45 Увеличение дохо­дов членов причта за счет платы населения за требоисправления также варьировалось в широких пределах.

При всех различиях в размерах доходов служащих духовных учебных заведений и служителей в приходах недовольны своим материальным положением были и те, и другие. Например, в юбилейной статье о двадцатипятилетней службе наставника СДС Михаила Ивановича Смирнова отмечалось, что работа препода­вателя семинарии — это «труд неблагодарный по своему вознаг­раждению и в связи с ним гнетущая бедность, никакого движе­ния, никакой перспективы, никаких прочных надежд на улуч­шение своего положения»48.

Заработная плата руководителей и преподавателей духовных учебных заведений Саратовской епархии

Таблица 2

Должность Заработная плата
1865 г. * 1867 г.”
Саратовская духовна* семика) шя
Ректор 257,40 2000
Инспектор 128,70 1500
Помощник инспектора 100,00 700
Эконом 128,70 450
Секретарь правления 85,80 400
Библиотекарь 71,50 120
Наставники по 257,40 Преподаватели наук и древних языков 900 ( за каждый допол­нительный свыше 12 часов в неделю урок — 60 руб. в год)
Лекарь как преподаватель медицины и вран семинарской больницы 286,00 300
Учителя пения и искусств Нет све­дений 400
Преподаватель татарского языка 128,70 50 рублей за годовой урок
Преподаватели еврейского, французского, немецкого языков по 85,80 50 рублей за годовой урок
Духовные училища
Ректор (с 1867 г. — смотритель) 150,15 900 (включая 6 обязательных уроков в неделю)
Инспектор (с 1867 г. — помощник смотри­теля) 57,20 600 (включая 6 обязательных

уроков в неделю)

Первый и второй учителя по 150,15 Каждому по 420 (не менее 12 уроков в неделю) и по 20 руб. в год за каждый дополнительный урок в неделю
Третий и четвертый учителя по 128,70
Пятый учитель 85,80
Учитель подготовительного класса при СДУ 71,50 Нет сведений

Постоянные жалобы на тяжелое материальное положение не мешали лицам духовного звания работать безвозмездно в сель­ских церковно-приходских школах и школах грамоты49. Кроме профессионального долга, ими двигало желание получить необ­ходимый преподавательский стаж для дальнейшего продвиже­ния по службе: получение сана священника, занятие должности смотрителя духовного училища и пр.50

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Корпоративная поддержка бедных из числа лиц духовного зва­ния осуществлялась в основном через приходские попечительства51. Они открывались при церквах после разрешения епархиального начальсгва и на основании положения 2 августа 1864 года. Приходские попечительства организовывались из числа наиболее уважаемых при­хожан, именной список которых публиковался в СЕВ52.

Деятельность приходских попечительств осуществлялась в следующих направлениях:

  1. Хозяйственное благоустройство приходских церквей.
  2. Всесторонняя помощь духовным училищам и семинариям.

Предоставление детям духовенства возможности получить

бесплатное начальное и среднее специальное образование рас­сматривалось государством и православной церковью как одна из главных попечительских задач. В программных документах ре­формы 1867 г. еще раз подчеркивалось, что «духовные учили­ща… назначаются для начального и потом бесплатного образова­ния детей православного духовенства, которое при своем крайне необеспеченном состоянии особенно нуждается в подобном вспо­моществовании»53. Кроме того, при наличии резервных мест в учебные заведения разрешалось принимать платных учеников. Размер платы за обучение определялся местным духовенством, а полученные доходы шли на развитие духовного образования54.

Некоторые ученики и служители духовных учебных заведе­ний содержались частично или полностью за казенный счет (обес­печение пищей, одеждой, обувью, постельными принадлежнос­тями и канцелярскими товарами). Во второй половине 60-х гг. в СДС насчитывалось от 150 до 186 учеников (из них 78 «полнока­зенных»), в СДУ — от 80 до 90 учеников и от 26 до 29 служите­лей (40 «полноказенных»)55. В 1867 г. на содержание каждого из казенных воспитанников СДС расходовалось по 90 руб.56

Первоначально льготы полагались сиротам и детям бедных родителей, которые хорошо учились (первый и второй разряды) и примерно себя вели. С 1867 г. по новому семинарскому уставу казенное содержание полагалось уже только ученикам первого раз­ряда, причем количество бюджетных мест предоставлялось Свя­тейшим синодом соответственно потребностям каждой епархии57.

Преподаватели СДС выступили с резкой критикой сокра­щения льгот учащимся, за что подверглись опале (редактирова­ние СЕВ передали в другие руки).

Существенной помощью малоимущим учащимся служила также практика закрепления за ними церковных должностей в приходах. Тогда часть приходских доходов шла на их содержание.

В начале XIX в. в семинариях России таким способом содержалось от 50 до 200 человек м. В результате преобразований 60-х гг. дан­ная практика стала изживаться.

  1. Финансовая помощь «призреваемым» попечительством се­мьям. Попечительство о бедных духовного звания в 1864 г. рас­полагало суммой в 16 440,99 руб., которую необходимо было распределить среди призреваемых попечительством 356 семейств Саратовской епархии. На каждую семью в среднем Приходилось расходов по 46,18 руб.59
  2. Выплата пенсий заштатному и сиротствующему духо­венству.

Существовала практика «наследования» священнослужитель­ских мест: «…на места престарелых или умерших священноцерковнослужителей… определять, преимущественно перед други­ми, детей их или родственников, а также и посторонних с обя­зательством содержать уволенных за штат или вдов и сирот»60. Вдов и сирот женского пола определяли в просвирни при церк­вах, а сирот мужского пола зачисляли на духовные места, «ос­тавляемые за несовершенолетием их, на некоторое время неза­мещенными»61.

Реформа 1867 г. отменила эти правила как препятствовав­шие эффективной работе приходского духовенства. Прежде всего страдало качество подготовки церковносвященнослужителей, так как лица, получившие место в качестве социальной помощи, не видели необходимости получать соответствующее должности об­разование. На низкий культурный уровень православного духо­венства жаловались даже крестьяне62. С середины 60-х гг. XIX в. начали, работу над составлением пенсионного законодательства для лиц духовного звания.

ПЕРЕХОД ЛИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОЕ ВЕДОМСТВО

Замкнутость духовного сословия и корпоративная солидар­ность приводили к тому, что «скоплялась масса людей, ненуж­ных для этого сословия, которые содержались на его средства, понижали и без того невысокий уровень его благосостояния»64. С середины XIX в. законодательным порядком разрешалось ос­тавшимся без места детям духовного звания переходить в граж­данское ведомство после рассмотрения их прошения. По данным, опубликованным в СЕВ, такое право получили, например:

  1. исключенный из низшего отделения Балашовского ду­ховного училища ученик Дмитрий Голубев (СЕВ. 1865. № 18. С.   11—12);
  2. ученик высшего отделения Петровского духовного училища Иван Внуковский, причетнический сын (СЕВ. 1865. № 21. С. 12);
  3. окончивший семинарский курс воспитанник Федор Coфинский (СЕВ. 1865. № 31. С. 4);
  4. окончивший курс СДС воспитанник Михаил Квитковский и исключенный из среднего отделения Балашовского духов­ного училища ученик Василий Сергиевский (СЕВ. 1867. № 5. Офиц. отдел. С. 133);
  5. исключенный из среднего отделения СДС ученик Кон­стантин Беляев (СЕВ. 1867. № 11. С. 505).

Подобный переход, как видно, не зависел от уровня обра­зования. Мало того, из-за недостаточного понимания образова­ния как важной составной части своей профессии некоторые священноцерковнослужители не видели необходимости обучать своих детей. Для примера, неграмотные дети немецких колонис­тов Сарепты по постановлению Саратовской консистории от 1822 г. не допускались до конфирмации, а по правилам 1840 г. должны были обязательно учиться в церковно-приходских школах65. Од­нако таких жестких правил для детей православного духовенства не существовало, сказывались недостаточное количество началь­ных и средних учебных заведений в стране и, соответственно, низкий уровень образования в провинции и отсутствие необхо­димых условий для занятия самообразованием.

СЕВ в 1867 г. подчеркивали, что священноцерковнослужи­тели «не обязываются непременно отдавать своих детей для пер­воначального образования в училище своего округа; они могут помещать их как в училище другого округа, так и в училище другого ведомства»66. Нигде не обучавшиеся дети лиц духовного звания также не были редкостью. В СЕВ этот факт обычно фик­сировался в качестве мотива перехода их в гражданское ведом­ство. Например, были уволены из духовного в гражданское ве­домство: «Хвалынского уезда с. Шмалака дьячка Петра Боголю­бова сын Алексей, нигде не обучавшийся, согласно прошению его отца»67; «не обучавшийся в учебных заведения причетничес­кие дети: Александр Тихомолов и Петр Покровский согласно их прошению»68.

Важно подчеркнуть, что уволенные по прошениям могли вернуться в духовное звание для рукоположения в священниче­ство по согласованию с Епархиальным архиереем и правлением духовной семинарии. Прежде всего это касалось учителей69.

Учителям законодательно предоставлялось право занимать ме­ста диаконов и причетников в штатах причтов при недостатке лиц с полным богословским образованием как до реформы 60-х гг., так и после Судя по регулярным сообщениям на эту тему в СЕВ, переход учителей в духовное ведомство был обычным явлением, косвенно указывавшим на недостаточный уровень профессиональ­ной подготовки церковносвященнослужителей (см. прил. 5).

Предоставление детям духовенства в 1869 г. полной свободы выбора профессии завершило церковную реформу 60-х гг. и позво­лило значительно сократить епархиальные штаты. За 1828—1878 гг. они уменьшились в Саратовской епархии почти на одну треть71.

ПРАВИЛА И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Уровень обучения складывается из целого ряда показате­лей, среди которых не последнее место занимают профессио­нальные способности руководителей и преподавателей. СЕВ пре­доставляют лишь косвенные сведения о кадровом потенциале духовных учебных заведений Саратовской губернии.

Духовных учебных заведений в стране было мало. В 1866 г. работали четыре духовные академии и пятьдесят духовных семи­нарий 72. Это позволяло следить за профессиональным ростом их сотрудников и проводить необходимую ротацию кадров, в том числе назначать их на руководящие должности в столице. Так, в 1865 г. в Санкт-Петербург был переведен ректор СДС профессор богословских наук архимандрит Никанор73.

На должность ректора назначали только остепененных (канди­дат духовной академии или профессор богословских наук) и имею­щих солидный преподавательский стаж (не менее шести лег) лиц. Например, статья «Покойный протоиерей Василий Павлович По­лянский (1800—1865 гт.)» содержит биографические сведения о вы­соком уровне, образования одного из ректоров СДС14. Он родился в семье священника, окончил в 1824 г. курс Вологодской семинарии и как один из лучших воспитанников поступил в Московскую духов­ную академию, которую закончил в 1828 г. со степенью кандидата духовной академии. В 1828 г. В.П. Полянский был рукоположен в священника в Вологодской епархии. С 1830 г. по 1834 г. он являлся инспектором СДС и преподавал греческий язык в высшем отделе­нии семинарии; в 1831—1833 гг. служил ректором СДС; в 1834 г. был определен экзаменатором ставленников и членом попечительства о бедных духовного звания; в конце своей жизни являлся протоиереем Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря.

Каждый из профессоров семинарии преподавал, кроме спе­циальных учебных предметов, иностранный язык. Причем ос­новные предметы семинарского курса — богословие, философия и риторика — преподавались на латинском языке.

Требования к уровню образования смотрителя духовных училищ также были достаточно высоки: степень магистра или кандидата духовной академии. Лишь в экстренных случаях до­пускалось назначение на эту должность студента семинарии, «не менее 6 лет одобрительно проходившего должность учителя в духовном училище или законоучителя в гражданском»75.

Учителя СДС и духовных училищ должны были строго сле­довать утвержденной программе обучения, определенному учеб­нику, не использовать «без особой нужды письменных дополне­ний» к учебнику и не стремиться объяснить ученикам как мож­но больше, а заботиться, «чтобы преподанное им было сколь возможно отчетливее усвоено учащимися»76.

Обучение в СДС продолжалось шесть лет, в духовных учи­лищах до 1867 г. — шесть лет, после — четыре года. До реформы 1867 г. ученики занимались последовательно в младшем и стар­шем двухгодичных отделениях (для семинарии в младшем, сред­нем и старшем отделениях). После реформы процесс обучения был разделен на одногодичные классы, число которых соответ­ствовало количеству лет обучения.

В первый класс духовного училища принимали детей в воз­расте 10—12 лет, которые умели читать и писать по-русски, чи­тать по-славянски, знали общеупотребительные молитвы, азы христианского учения и первые четыре действия арифметики71.

На практике заявленные требования были нередко выше уровня первоначальной подготовки детей. Для плохо подготов­ленных детей церковносвященнослужителей по распоряжению СДС при Саратовском духовном училище был открыт в 1865 г. подготовительный класс.

Проповедованию родителям необходимости дошкольной подготовки учеников и поддержанию тесной связи с учебным заведением в период обучения ребенка уделялось большое вни­мание на страницах СЕВ. Особенно показательна в этом отноше­нии обширная статья «По поводу отношений духовенства к ду­ховным учебным заведениям», изданная в 1865 году79*

Прием учащихся продолжался и в последующие классы учи­лища с учетом уровня знаний и возраста. В 1—3 классы СДС принимали детей в возрасте 14—19 лет, в 4—6 классы — в возра­сте 17—21 года.

Переводные и выпускные экзамены проводились до рефор­мы 1867 г. каждые два года при переходе в следующее отделение, после реформы — каждый год перед летними каникулами. Кани­кулярное время учеников духовных учебных заведений состав­ляло всего два месяца в году: с 15 июля по 1 сентября и с 23 декабря по 8 января.

В духовных училищах обязательным являлось изучение один­надцати учебных дисциплин при общей недельной нагрузке в 22 урока. Каждый урок длился 1 час или 1 час 20 минут.

Образование в духовной семинарии было нацелено на уг­лубление знаний, полученных в духовном училище. Сохранялась общая концепция преподавания: блок богословских дисциплин, блок теоретических наук и языковой блок. При этом обязатель­ная еженедельная нагрузка чуть сокращалась (до 20—21 часов в неделю) для того, чтобы предоставить учащимся возможность изучать дисциплины по выбору (иконописание, еврейский язык, церковное пение и др.) (см. прил. 6).

С каждым годом обучения в семинарии все более увеличи­вался объем специальных богословских дисциплин. В пятом и шестом классах в основном преподавали специальные богословс­кие дисциплины, в том числе в качестве обязательного компо­нента включали изучение педагогики (1 час в неделю). Теория педагогики сопровождалась практическими занятиями в воскрес­ных школах, учреждаемых при семинариях.

Кафедра педагогики и воскресная школа при СДС откры­лись в 1867 году80. Ученики старших классов семинарии вели занятия с постоянно менявшимся пестрым составом слушателей воскресной школы. Так, в сентябре 1866/67 учебного года в нее ходили 43 мальчика, 4 взрослых мужчины, 8 девочек и около 50 учеников Саратовского духовного училища (не постоянно)81.

В каждом классе духовного училища по нормам должно было учиться не более 40 человек, в СДС — не более 50—55 человек. Нормы часто превышались. Статистика по духовным училищам сохранилась фрагментарно. Например, из опубликованного отче­та об окружном духовном училище Саратовского уезда в с. Вязовке за 1867 г. видно, что обучалось в нем всего 6 детей церковно-священнослужителей82 :

  1. Константин Лапухин, 12 лет, сын умершего причетника Сретенской церкви г. Саратова Павла Лапухина;
  2. Павел Смирнов, 12 лет, сын пономаря с. Шумейки Са­марской епархии, Новоузенского уезда, Федора Смирнова;
  3. Григорий Вязовский, 9 лет, сын священника с. Вязовс­кого Саратовского уезда Григория Вязовского;
  4. Петр Петров, 9 лет и Степан Петров, 7 лет, дети свя­щенника Саратовской Крестовой церкви Ивана Петрова;
  5. Василий Волоцкий, 10 лет, сын дьячка с. Новонатальина Саратовского уезда Николая Волоцкого.

В Саратовской семинарии было воспитанников и выпуск­ников в 1856 г. — 392 и 91, 1861 г. — 369 и 80, 1866 г. — 355 и 81, 1871 г. — 219 и 31 человек соответственно83.

В 1865 г. в СЕВ опубликованы разрядные списки учащихся духовных училищ Саратовской епархии. Они содержат именные данные о количестве учащихся и исключаемых, уровне успевае­мости. Первый разряд составляли лучшие ученики, второй — средние, третий — посредственные (см. прил. 7)84. Судя по приве­денной статистике, большая часть учащихся духовных училищ обучалась хорошо, а покидали учебные заведения по разным причинам единицы. Намного скромнее картина выглядела в СДС, хотя профессиональный уровень преподавательского состава был относительно высоким, а объем учебных дисциплин большим.

Таким образом, несмотря на поддержку государства и мно­говековой опыт, духовное образование в России являлось при­вилегией наиболее сознательных церковносвященнослужителей, так как напрямую не было связано с уровнем заработной платы и возможностью получить престижную должность85.

Материальное обеспечение духовных учебных заведений и штатов принтов было низким. Широкомасштабная корпоративная поддержка малоимущих лиц духовного звания тормозила профес­сиональный и образовательный рост приходского духовенства.

В результате реформы 1867 г. началась реорганизация духов­ного сословия, позволившая сделать его более открытым и зави­симым от конкуренции на рынке труда. Но на развитии духовно­го образования это заметно не сказалось из-за давления на уча­щихся «среды обитания».

ВЛАДИМИР (ПЕРЕВЕРТАЙЛО) игум. Богословское образование в Волгограде в 1993-2003 гг.: ступень развития

ТИНИНА З.П. Рец. на кн.: Никулин, М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). — М.: Изд-во Ипполитова, 2006. — 288 с.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. См. об этом, напр.: Арчебасова Н.А. Начальное народное обра­зование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861—1914 гг.: Дис…. канд. ист. наук. Волгоград, 2000.
  2. Краткие сведения об образовательной политике русской пра­вославной церкви содержатся в обобщающих работах (см., напр.: Ма- лицкий П.И. Руководство по истории русской церкви. 4-е изд. М., 2000; СмоличИ.К. История русской церкви. 1700—1917. М., 1996. Ч. 1—2.
  3. Историческая записка о Саратовской епархии (за пятидесяти­летие 1828—1879 гг.) / Сост. А. Праддин. Саратов, 1879. С. 5—6.
  4. Там же. С 14.
  5. Данный термин обозначает законченное семинарское образо­вание.
  6. Историческая записка… С. 14.
  7. Там же. С. 35.
  8. Соколов В.П. Саратовские епархиальные ведомости за 50 лет их существования. Июнь 1865 — май 1915 г. Исторический очерк. Саратов, 1915; С 6.
  9. Неофициальный отдел СЕВ содержал статьи, посвященные ду­ховно-нравственным проблемам православия, основным праздникам, борьбе с расколом и пр.
  10. Списки всех редакторов СЕВ и периоды подчинения издания см.: Соколов В.П. Указ. соч. С. 31—32.
  11. Там же.
  12. См: Высочайше утвержденный проект Устава духовной семи­нарии // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-1). СПб., 1830. XXXII. Ст. 25674. С. 955; Высочайше утвержденный проект устава духовных приходских училищ. СПб., 1830//Там же. Ст. 25675. С. 993.
  13. Обратное доказывает, например, Л.М. Артамонов [см.: Арта­монов Л.М. Просвещение, власть и общество в русской провинции XVIÏI — начала XIX в. (Юго-Восточные губернии Европейской Рос­сии): Автореф. дис…. д-ра ист. наук. Самара, 2002. С. 25].
  14. Например, учились в духовных семинариях русские писатели: Гусев-Оренбургский (1867 г. р.) — сын зажиточного оренбургского казака; А.А. Богданов (1874 г. р.) — из бедной интеллигентной семьи; К А. Тренев (1876 г. р.) — сын крестьянин а-бедняка, бывшего кре­постного; П.П. Бажов (1879 г. р.) — из семьи горнозаводского масте­ра; Р.П. Кумов (1883 г. р.) — из донских казаков и др. (см.: Русские писатели. Библиогр. слов. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. М., 1990; Русские писатели, XX век. Библиогр. слов. В 2 ч. / Под ред. Н.Н. С Катко­ва. М., 1998).
  15. Указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 мая 1867 года об упразднении духовного учебного управления и об учреж­дении Учебного комитета при Святейшем Синоде с приложением экземпляра Положения о сем Комитете и штата оного // СЕВ. 1867. № 16. Офиц. отдел. С. 812—817.
  16. Там же. С 814.
  17. См., напр.: Зинченко И. Отчет о ревизии духовных учебных за­ведений Саратовской епархии. Саратов, 1873.
  18. Тихомиров Д. Об Учебном комитете при Святейшем Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений. СПб., 1908. С. 14,43.
  19. Духовные учебные заведения Саратовской епархии относились к Казанскому учебному округу.
  20. Малицкий П.И. Указ. соч. С. 406.
  21. Консистория (лат.) — епархиальное присутственное место, под началом архиерея (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорус­ского языка: В 4т. Μ, Т. 2. С. 152).
  22. Должностные обязанности благочинных см.: Выборы благочин­ных в Саратовской епархии // СЕВ. 1865. № 12. Неофиц. отдел. С. 23—28; № 13. Неофиц. отдел. С. 16—17. В том числе благочинные должны были составлять ведомости об исключенных учениках духовных училищ (см.: Распоряжения епархиального начальства// СЕВ. 1867. № 17. С. 820—821).
  23. Мендюков А.В. Русская православная церковь в Среднем По­волжье в 1894—1914 гт.: Автореф. дис…. канд. ист. наук. Самара, 2001. С. 12.
  24. Открытие Саратовской губернии // СЕВ. 1865. № 1. Офиц. отдел. С. 3.
  25. Известия Ц СЕВ. 1872. № 7. Офиц. отдел. С. 315.
  26. Историческая записка… С. 4.
  27. Там же. С. 10—11
  28. Соколов В.П. Указ. соч. С. 3—4.
  29. Историческая записка… С. 19.
  30. Там же. С. 11.
  31. Там же. С 10—И.
  32. Малицкий П.И. Указ. соч. С. 657.
  33. О составе приходов и церковных причтов // ПСЗ. 1869. XLIV. Ст. 46974. С.321—324. См. также: Даль В. Указ. соч.
  34. Пономарь — причетник, церковнослужитель, который зажи­гает света в церкви, готовит кадило, вообще прислуживает в церкви и звонит в колокола (см.: Даль В. Указ. соч. Т. 3. С. 281).
  35. Там же. С 460.
  36. О составе приходов и церковных причтов // ПСЗ. 1869. XLIV. Ст. 46974. С.323-324.
  37. В нормативных документах 60-х гг. XIX в. получение звания «сту­дент» не прописано.
  38. Саратовская духовная семинария принадлежала третьеразряд­ной Саратовской епархии.
  39. Тинина З.П. Самодержавие и русская православная церковь в пер­вой четверги XIX века: Автореф. дис…. кацц. ист. наук. Волгоград, 1998. С. 15.
  40. Отчет о приходе и расходе сумм штатных и епархиальных, ас­сигнованных на содержание саратовской семинарии и училищ за 1866 год//СЕВ. 1867. № 26. Офиц. отдел. С. 1384-1389.
  41. С 1867 г. основным источником финансирования духовных учи­лищ стали епархиальные средства и пособия от Святейшего Синода (см.: Известия // СЕВ. 1867. № 13. Офиц. отдал. С. 651).
  42. Отапливались духовные училища Саратовской епархии с помо­щью 47 унтр-маркских печей, 55 голландских, 113 русских и 7 кухон­ных (см.: СЕВ. 1867. № 26. Офиц. отдел. С. 1388).
  43. В 1867 г. на содержание больницы при СДС было заложено в бюджете семинарии 600 руб. (см.: О действиях комитета Высочайше учрежденного для преобразований духовных учебных заведений // СЕВ. 1867. N° Офиц. отдел. С 607).
  44. В 1867 г. на канцелярские расходы и наем писцов потратили 400 руб. (см.: О действиях комитета Высочайше учрежденного для преобразова­ний духовных учебных заведений // СЕВ. 1867. № 12. Офиц. отдел. С. 607).
  45. Известия // СЕВ. 1865. № 28. Офиц. отдел. С. 7.
  46. Личный состав СДС и подведомственных ей училищ // СЕВ. 1865. N° Офиц. отдел. С. 1—5.
  47. О действиях комитета Высочайше учрежденного… С. 607; Изве­стия // СЕВ. 1867. № 13. Офиц. отдел. С. 665.
  48. Хитровский А. Юбилей двадцатипятилетней службы наставни­ка Саратовской духовной семинарии Михаила Ивановича Смирнова //СЕВ. 1866. № 9. Неофиц. отдел. С. 315—331.
  49. См. подробнее об этом: Арчебасова Н.А. Указ. соч.
  50. См. напр.: Известия // СЕВ. 1867. № 13. Офиц. отдел. С. 656; О соста­ве приходов и церковных причтов // ПСЗ. 1869. T Ст. 46974. С. 321.
  51. Более подробную информацию о приходских попечительствах см.: Троицкий П. Несколько слов о приходских попечительствах //СЕВ. 1865. № 10. Неофиц. отдел. С. 15—25.
  52. См., напр.: Известия // СЕВ. 1865. № 12. Офиц. отдел. С. 2—3.
  53. О действиях комитета, высочайше утвержденного для преоб­разования духовных учебных заведений // СЕВ. 1867. № 13. Офиц. отдел. С 649.
  54. Там же.
  55. Известия // СЕВ. 1867. № 26. Офиц. отдел. С. 1386-1387.
  56. См.: О действиях комитета Высочайше учрежденного… С. 607.
  57. См. подробную критику данного устава в работе: Соколов В.П. Указ. соч.
  58. Малицкий П.И. Указ. соч. С. 403.
  59. Состояние сумм попечительства о бедных духовного звания // СЕВ. 1865. № 6. Офиц. отдел. С6; Известия // Там же. № 20. Офиц. отдел. С2
  60. Указ Святейшего правительствующего Синода от 27 мая 1867 года о порядке приведения в действие Высочайше утвержденных уставов и штатов Духовных семинарий и училищ // СЕВ. 1867. № 14. С. 674.
  61. Там же. С. 675,677.
  62. С.I.A. Открытие священнических съездов в благочинных окру­гах Саратовской епархии // СЕВ. 1865. № 13 С. 22—23.
  63. Там же. С. 19—20.
  64. Малицкий П.И. Указ. Соч. С. 387.
  65. Вашкау Н.Э. Школа в немецких колониях Поволжья. 1764— 1917 гг. Волгоград, 1998. С. 36,41.
  66. СЕВ. 1867. № 13. Офиц. отел. С 652.
  67. Известия И СЕВ 1865. № 18. Офиц. отдел. С. 11—12.
  68. Там же. 1867. № 11. Офиц. отдел. С 505.
  69. Указ Саратовской духовной семинарии от 5 ноября 1865 года по делу о сокращении переписки // СЕВ. 1865. № 28. Офиц: отдел. С. 2—3.
  70. О составе приходов и церковных причтов // ПСЗ. 1869. XLIV. Сг. 46 974. С 324.
  71. Историческая записка… С.26.
  72. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/1841 по 1890/1891 гг. СПб., 1901. С. 180—181.
  73. Личный состав Саратовской духовной семинарии и подведом­ственных ей училищ // СЕВ. 1865. № 13. Офиц. отдел. С. 1.
  74. С.А.Ф. Покойный протоиерей Василий Павлович Полянский //СЕВ. 1865. № 20. Неофиц. отдел. С. 24—28.
  75. СЕВ. 1867. Ns 13. Офиц. отдел. С. 656.
  76. Там же. С. 660.
  77. Там же. С. 658.
  78. СЕВ. 1865. № 4. Офиц. отдел. С. 8.
  79. По поводу отношений духовенства к духовным учебным заве­дениям // СЕВ. 1865. № 4. Неофиц. отдел. С. 17—*31-
  80. СЕВ. 1867. № 1. Неофиц. отдел. С. 13—28.
  81. Извлечения из отчета о хода обучения в Воскресной школе при Саратовской духовной семинарии и о средствах школы за сентябрьскую треть 1866—1867 учебного года//СЕВ. 1867. № 2. Офид. отдел. С. 37—42.
  82. Отчет о числе учащихся, предметах обучения и успехах учени­ков окружного духовного училища, находящегося в с. Вязовке Сара­товского уезда во втором благочинно округе 6 июля 1867 г. // СЕВ. 1867. № 18. Офиц. отдел. С. 930—932.
  83. Историческая записка… С. 25—26.
  84. Разрядный список учеников духовных училищ //СЕВ. 1865. № 18. Офиц. отдел. С14—16; Ns Офиц. отдал. С. 5—8; № 21. Офиц. отдал. С 15—17.
  85. Анализу трудоустройства выпускников духовных учебных заве­дений и исключенных из них посвящена отдельная статья автора.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Движение православного населения Саратовской епархии. 1837-1877 годы[*]

Года Мужчины Женщины
1837 644 572 671 165
1847 805 751 894 493
1857 615 009 665 961
1867 705 532 749 318
1877 795 778 852 601
  1. Личный состав Саратовской духовной семинарии и духовных училищ Саратовской епархии в 1865/66 учебном году [†]:

Саратовская духовная семинария:

Члены семинарского правления; исправляющий должность рек­тора архимандрит Александр, исправляющий должность инспекто­ра учитель Гавриил Симонович Рыбаков, экономсвященник Иоанн Васильевич Смельский, секретарь Федор Васильевич Гурьев. Начальники и наставники семинарии:

Ректор и профессор богословских наук архимандрит Ника­нор, находившийся на службе в Санкт-Петербурге; исправляю­щий должность ректора инспектор и учитель по священному пи­санию архимандрит Александр; помощник ректора по препода­ванию богословских наук, профессор протоиерей Алексей Тимо­феевич Петровский; учитель церковной и библейской истории Гавриил Симонович Рыбаков; профессор всеобщей гражданской истории с соединенными предметами в среднем и низшем отде­лении первого класса Дмитрий Васильевич Ракитин; профессор всеобщей гражданской истории в среднем и низшем отделении второго класса и преподаватель немецкого языка священник Иоанн Васильевич Смельский; профессор логики и психологии с со­единенными предметами в среднем отделении первого класса и преподаватель французского языка Андрей Михайлович Хитров- ский; учитель логики и психологии с соединенными предметами в среднем отделении второго класса Григорий Петрович Михай­ловский; помощник инспектора, преподаватель татарского язы­ка и учитель словесности в нижнем отделении первого класса Александр Яковлевич Леопольдов; профессор словесности в ниж­нем отделении второго класса и преподаватель еврейского языка Федор Васильевич Гурьев; учителя физико-математических наук в среднем и нижнем отделении Михаил Иванович Смирнов и Федор Дмитриевич Малаховский. ;

Саратовское училище:

Ректор протоиерей магистр Павел Никитич Смирнов, инс­пектор и первый учитель надворный советник Иван Николаевич Виноградов [‡], второй учитель священник Аркадий Васильевич Серебряков, третий учитель Василий Гаврилович Еланский, по­мощник инспектора и четвертый учитель Николай Александро­вич Соловьев, пятый учитель Яков Никанорович Робустов.

Петровское училище:

Смотритель и первый учитель, кандидат Петр Алексеевич Никольский, инспектор и второй учитель Степан Ильич Солянс­кий, третий учитель Александр Капитоныч Образцов, четвертый учитель Алексей Алексеевич Лунин, исправляющий должность пятого учителя священник Александр Григорьевич Магнусов.

Волгское училище:

Исправляющий должность смотрителя священник Иоанн Данилович Краснов, исправляющий должность инспектора тре­тий учитель Федор Алексеевич Богословский, второй учитель Михаил Васильевич Молчанов, четвертый учитель Иван Дмит­риевич Казанский, исправляющий должность пятого учителя священник Алексей Иванович Веселовский.

Балашовское училище:

Смотритель и первый учитель, кандидат Егор Антипович Кошлаков, инспектор и второй учитель Василий Захарович Аг- ринский, помощник инспектора и третий учитель Алексей Васи­льевич Смирнов, четвертый учитель Тимофей Иванович Кашин­ский; исправляющий должность пятого учителя диакон Иван Тимофеевич Живописцев.

Камышинское училище:

Смотритель и первый учитель кандидат Иван Васильевич Ершов, инспектор и второй учитель надворный советник Иван Семенович Архаров, третий учитель Иван Васильевич Архан­гельский, четвертый учитель священник Василий Андреевич Крепкогорский, пятый учитель Евгений Иванович Лавров.

  1. Училищные округа Саратовской епархии в 1867 году [§]:
  2. Саратовский училищный округ: Саратовский уезд, Аткарский уезд, за исключением ведомства благочинного Адриана Протоклитова и ведомства благочинного священника Василия Лю­бимого, Сердобский уезд. Всего — 155 приходов.
  3. Петровский училищный округ: Петровский уезд, Кузнец­кий уезд, за исключением ведомства благочинного священника Василия Серебрякова и ведомства Сердобского уезда благочин­ных священников Иоанна Волконского и Тимофея Виноградова. Всего — 143 прихода.
  4. Балашовский училищный округ: Балашовский уезд и ве­домства благочинных Сердобского уезда священников Покровс­кой, Архангельской, Новопавловской и Софийской церквей. Все­го — 123 прихода.
  5. Волгский училищный округ: Волгский уезд, Хвалынский уезд и ведомства благочинного Кузнецкого уезда священника Василия Серебрякова. Всего — ПО приходов.
  6. Камышинский училищный округ: Камышинский уезд, Ца­рицынский уезд и ведомство благочинного Аткарского уезда свя­щенника Адриана Протоклитова. Всего — 104 прихода.

4. Состав семинарского и училищных правлений Саратовской епархии в 1867 году [**]

Резолюциями Его Преосвященства от 31 августа, 18, 26 и 28 сентября, утверждены избираемые уполномоченные от духовной епархии на съезде, бывшем в Саратове 18 августа, в должности членов правлений: семинарского — священники г. Саратова Иль­инской церкви Иаков Груздев, Троицкой — Иоанн Алфионов и Никольской — Степан Соколов; училищних правлений: а) Сара­товского — г. Саратова Кресто Воздвиженского женского монастыря священник Александр Фиолетов и с. У века Саратовского уезда свя­щенник Александр Дроздов; б) Петровского — священники г. Петровска Петр Мраморное и Геннадий Дроздов; в) Камышинского — священник г. Камышина Игнатий Петропавловский и священ­ник с. Липовки Камышинского уезда Сергий Румянцев; г) Волгского — священник г. Волгска Евгений Тихомиров и д) Балашовского — г. Балашова спяще ник Иоанн Гибралтарский.

  1. Переход учителей в духовное ведомство:

  • сельский учитель Петровского уезда с. Козловки Василий Ястребов 18 июля рукоположен в дьякона в с. Водяное Цари­цынского уезда (СЕВ. 1865. № 11.);
  • сельский учитель Балашовского уезда с. Репного Виссари­он Кашинский 27 июля рукоположен в диакона в с. Большая Ольшанка Аткарского уезда (СЕВ. 1865. N° С. 6);
  • учителю Саратовского уезда с. Алексеевка Василию Кадиксову предоставлено диаконовское место в с. Никольской Пяти Сердобского уезда (СЕВ. 1865. № 23. С. 9);
  • учителю Волгского уезда с. Донгуза Василию Митчкину пре­доставлено священническое место при вновь устроенной церкви в деревне Чухоностовка Камышинского уезда (СЕВ. 1865. № 23. С. 9);
  • учитель Шатки! юкого сельского училища Кузнецкого уезда Павел Покровский 23 декабря определен на причетническое ме­сто в с. Идолгу Саратовского уезда (СЕВ. 1865. № 31. С. 35);
  • помощник учителя Самойловского сельского училища Балашовскош уезда Дмитрий Любимов 13 февраля определен в дьячки к Камышинской Дмитриевской церкви (СЕВ. 1866. № 9. С. 304);
  • учитель Камышинского училища Иван Попов 4 апреля опре­делен к Камышинской Троицкой церкви (СЕВ. 1867. № С. 507);
  • учитель Шалкинского сельского училища Николай Лебе­дев 24 августа определен к Саратовской Троицкой церкви на причетническое место (СЕВ. 1867. № 21. С. 1064);
  • учитель приходского училища с. Вязовки Саратовского уезда Сков Целлеров 31 января определен в с. Макарово Балашовского уезда на причетническое место (СЕВ. 1868. № 4. С. 50);
  • учитель с. Сосновки Волгского уезда Степан Иров 23 ап­реля определен на причетническое место в с. Новые Выселки Аткарского уезда (СЕВ. 1868. №11.).

6.    Предметы преподавания в духовных училищах и семинариях *

Духовное училище Количество часов в неделю по классам
Предметы: 1 2 3 4
Священная история Ветхого завета 3
Священная история Нового завета 3
Катехизис
Русский язык с церковно-славянским 4 3 3 2
Латынь 8 5 5 4
Греческий 4 5 9
Арифметика 3 3 3 2
Чистописание 2 2
Церковное пение 2 2
География 3 2
Всего по 22 часа
Духовная семинария **
Предметы: 1 2 3 4 5 6
Обозрение исторических книг Ветхого завета 2 2
Обозрение учительских книг Ветхого завета 3
Обозрение Четвероевангелия и книг деяний апостольских 3
Обозрение святых книг Нового завета: посланий апостольских и Апокалипсиса 3
Практическое руководство пастырей 3
* СЕВ. 1867. № 13. Офиц. отдел. С. 659.

** О действиях комитета Высочайше утвержденного для преобразо­вания духовных учебных заведений // СЕВ. 1967. № 11. Неофиц. отдел. С. 543-545.

Продолжение N. 6

Духовная семинария Количество часов в неделю по классам
Предметы 1 2 3 4 5 6
Основы богословия 3
Догматическое богословие б
Нравственное богословие 2
Обзор философских учений 4
Литургика 3
Гомилетика 4
Всеобщая церковная история 6
История русской церкви 2
Всеобщая история 3 3
Русская гражданская история 2
Словесность и история русской литературы 3 3
Алгебра 3
Геометрия 4
Тригонометрия (плоская) и начала пасхалии 4
Физика 4
Логика _ 2
Психология 2
Педагогика 1 1
Греческий язык 5 5 5 5 1 2
Латынь 4 2 4 4
Французский или немецкий язык 2 2 2
Церковное ленке вне классного времени
Иконописанне по желанию
Еврейский язык по желанию
Всего 22 21 21 21 21 20
  1. Разрядные списки учащихся духовных уездных училищ Саратовской епархии, составленные по результатам летних экзаменов 1865 года [††]

Низшее отделение Среднее отделение Высшее отделение
ί

разряд

2

разряд

3

разряд

уво­

лены

1

разряд

2

разряд

3

разряд

уво­

лены

1

разряд

2

разряд.

3

разряд

уво­

лены

Бапашовское училище (73 + 53 + 41 “ 167)
23 38 10 2 13 30 5  5 13 18 з 7
Петровское училище (82 + 91 + 65 = 238)
25 48 6 3 1 28 52 8 з 21 —30__ * 10
Камышинское училище (42 + 43 + 27 = 112)
12 1 23 1 6___ 1 10 25 7 1 …………. 7 …. 14 з 3

Сноски

[*] Историческая записка о Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828—1879 гг.) / Сост. А. Правдин. Саратов, 1879. С. 47.

[†] Личный состав Саратовской духовной семинарии и подведомствен­ных ей училищ // СЕВ. 1865. № 13. Офиц. отдел. С. 1—5.

[‡] По решению комитета министров за «отлично-усердную и полезную службу» 18 июня 1865 г. И. Виноградов был пожалован орденом Св. Анны третьей степени и переведен на должность инспектора СДУ (см.: СЕВ. 1865. № 13. Офиц. отдел. С. 5.).

[§] Известия // СЕВ. 1867. № 22. С. 1113.

[**] Состав семинарского и училищных правлений // СЕВ. 1867. № 22. С. 1111-1112.

[††] Разрядный список учеников духовных училищ // СЕВ. 1865. № 18. Офиц. отдел. С. 14—16; № 19. Офиц. отдел. С. 5—8.; № 21. Офиц. отдел. С. 15—17.

 

Арчебасова Н.А. К истории духовного образования в России во второй половине XIX века // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 259-284.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий