Казинов В.А.Новозаветная экзегетика

КАЗИНОВ В.А. Идея апостола Павла о новом творении (καινὴ κτίσις) во Христе в Послании к Галатам

УДК 22.06

Аннотация

Автор излагает трактовку апостольского понятия нового творения святыми отцами и отечественными исследователями-библеистами, затем обращается к осмыслению этой идеи западными исследователями. Приводится несколько интерпретаций апостольской фразы καινὴ κτίσις, которые появлялись в трудах основных представителей западной экзегетики, предлагавших собственный взгляд на ее понимание. Первая интерпретация, антропологическая, имевшая распространение среди ранних зарубежных библеистов и согласная с мнением раннехристианской святоотеческой традиции, сводится к трактовке нового творения как нового существа, когда во Христе благодатное состояние нового творения становится непреложной реальностью. Вторая интерпретация видит в этом понятии возвращение всего творения в исходное благое состояние, в новое небо и в новую землю, описанные еще пророком Исаией. Третья рассматривает καινὴ κτίσις как новое общество, новую церковную общину, в которую включены и иудеи, и язычники, как воскрешение и преображение праведных. В итоге автор заключает, что эти интерпретации не противоречат святоотеческим комментариям, и нет необходимости выбирать только одно толкование, исключив остальные, поскольку их можно признать отдельными аспектами богословия апостола Павла[1].

Ключевые слова: экзегетика Нового Завета, Послание к Галатам, новое творение (καινὴ κτίσις), новозаветная эсхатология, иудейская апокалиптика.

Тема нового творения (καινὴ κτίσις) встречается в Писаниях как Ветхого, так и Нового Завета, пронизывая всю Библию. В Послании апостола Павла к Галатам она занимает ключевое место[2]. По замечанию ряда исследователей, эта тема суммирует положения всего послания, завершает его богословскую аргументацию[3]. Данное понятие является продолжением или завершением учения святого Павла о благодатном усыновлении верующих Богу, является дальнейшим раскрытием учения о спасении людей, то есть другим важным аспектом сотериологии. «Под другим углом зрения, – пишет епископ Кассиан, – спасение для апостола Павла было жизнью и славой: жизнью в полноте ее эсхатологического выражения и славою в смысле иного бытия той светоносной славы, которую человек утратил через грехопадение и которая загорелась и снова погасла на лице Моисея как отблеск преходящего богообщения»[4]. Н. Н. Глубоковский говорит о христианском бытии как о прочном результате[5] «творческого созидания… в сложившемся благодатном творении, которое является новым по своему возникновению и оригинальным по отличительному характеру»[6]. Отечественный исследователь отмечает, что «все это бывает через Иисуса Христа[7], по своему эссенциальному сыновству и нас усыновляющего Богу»[8]. А. А. Иванов определяет «новое творение» как «состояние просвещенного Духом Святым крещеного человека, в котором он живет только для Бога, в Боге и Богом»[9]. В. Муравьев, рассматривая учение апостола Павла о новом человеке (καινὸς ἄνθρωπος), следующим образом описывает такое состояние: «Это человек, уверовавший во Христа и через живое, реальное соединение с Ним получивший новую силу к самоусовершенствованию до Богоуподобления»[10]. Это определение можно отнести и к положению верующих во Христа, о которых в послании к Галатам говорится как о καινὴ κτίσις.

Рассматриваемая тема апостола раскрывается в Гал. 6, 15: Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (οὔτε γὰρ περιτομή τί ἐστιν οὔτε ἀκροβυστία ἀλλὰ καινὴ κτίσις). Для выражения нового обновленного состояния верующих во Христа, которые стали в Нем сынами Божиими и, следовательно, получили сыновнюю свободу, так что ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, апостол Павел использует выражение καινὴ κτίσις. Термин употребляется им и во Втором послании к Коринфянам: Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое[11]. Исследователи отмечают тесную связь с ним выражения «новый человек» (καινὸς ἄνθρωπος)[12] и говорят, что данные понятия имеют иудейское ветхозаветное происхождение. «Это выражение, – пишет Джон Левисон относительно καινὴ κτίσις, – не принадлежит Павлу: оно, как и связанные с ним мотивы, встречаются в нескольких иудейских текстах эпохи Второго Храма»[13]. Апостол, как и многие раннеиудейские интерпретаторы, утверждает, что грех разрушил совершенное творение Божие и обрек человечество на смерть[14], а природный мир на тление[15]. «Разочарование в нынешнем состоянии мира, – продолжает тот же исследователь, – влекло многих иудейских богословов к ожиданию нового творения в грядущем веке, когда весь тварный мир освободится от тленности и вернется к изначальному благому состоянию»[16]. В Послании к Галатам сущность благовестия апостола Павла о спасении людей крестной смертью Господа Иисуса Христа как раз и выражается в учении о новом облагодатствованном состоянии верующих, которое именуется καινὴ κτίσις[17].

Для обозначения этого положения апостол употребляет прилагательное «новое» (καινὴ). В. Муравьев пишет о филологическом значении слова следующее: «Как у классиков, так и в Священном Писании Ветхого и Нового Завета оно одинаково обозначает собою все новое, которое заменяет собой старое, вытесняет это последнее. В этом отличие слова καινὸς от синонимического νέος: καινὸς = еще не бывшее, совершенно новое; νέος = еще недавно бывшее (νέος означает “еще молодой, свежий”)… Сообразно такому значению слово καινὸς также обозначает собою все новое неожиданное, чему трудно поверить… Такое же почти значение за словом καινὸς осталось и в посланиях апостола Павла… Правда, апостол Павел придает несколько своеобразный оттенок этому понятию… он хочет выразить такую перемену в человеке, которая возвращает его первобытное состояние»[18].

Ранее было сказано, что усыновление Богу имеет «настоящую» и «чаемую» степень реализации. Такое же разделение на степени можно приложить и к облагодатствованному состоянию верующих во Христа, которые стали новым творением. На первую из них человек вступает в момент святого Крещения, когда он духовно преображается и уже становится совершенно преображенным созданием. Н. Н. Глубоковский пишет об этом следующее: «Христианин бывает совершенно новым творением, созданным по Богу в правде и преподобии истины[19], поелику во Христа крестившись, все они во Христа облеклись[20]. В итоге получается, что облагодатствованный отделяется от всего космического миротечения и живет вне зависимости от него необычными ресурсами, для которых нам нет ни источника, ни подобия. Со всех этих сторон человек возрожденный есть всецелое воплощенное чудо исторического миробытия»[21]. Блж. Иероним Стридонский так поясняет это учение апостола в Послании к Галатам: «Мы уже ныне воскресли со Христом в крещении, возрожденные в нового человека»[22]. О следующей же степени данного состояния апостол Иоанн Богослов говорит о следующем: Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть[23]. После всеобщего воскресения мертвых верующие во Христа будут новым творением, не подверженным тлению. Блж. Феодорит Кирский видит в Гал. 6, 15 указание на «будущую по воскресении из мертвых перемену вещей»[24]. Свт. Иоанн Златоуст выражает общее святоотеческое мнение, говоря, что здесь имеется в виду, как нынешнее состояние христиан, так и будущее. Он пишет: «Новою тварью он называет нашу жизнь как в отношении к совершившемуся, так и в отношении к еще имеющему совершиться. В отношении к совершившемуся – потому, что душа наша, состарившаяся во грехе, чрез крещение вдруг обновилась, как бы созданная вновь, почему и требуется от нас также образ жизни новый и небесный; в отношении же к будущему – потому, что небо и земля и вся, наконец, тварь вместе с нашими телами должны перейти в состояние нетления»[25].

Представляется интересным для нашей работы, после того как мы изложили интерпретацию «нового творения» апостола Павла святыми отцами, обратиться к осмыслению этой идеи современными исследователями.

Выражение καινὴ κτίσις, встречающееся у апостола Павла, по мнению зарубежных авторов, допускает несколько различных толкований: новое существо, новое творение, новое общество[26].

Рассмотрим его первую интерпретацию – «новое существо». В любом историческом обзоре идеи нового творения в наследии апостола Павла значительное место занимает антропологическая интерпретация, а именно: для тех, кто во Христе, состояние нового творения стало реальностью. При таком понимании благодатное состояние распространяется на отдельные личности, которые уверовали в Сына Божия.

Дж. Левисон приводит свидетельство иудейской традиции такого понимания из Талмуда[27], где язычник, обращенный в иудаизм, рассматриватся как вновь сотворенный: «Тот, кто приводит язычника к Богу и обращает его, подобен сотворившему его»[28].

Такое антропологическое прочтение находит поддержку в сочинениях многих раннехристианских отцов и учителей Церкви: Климента Александрийского, Тертуллиана, Иеронима, Августина и многих других[29].

Комментарии Кальвина и Лютера, наряду с Лютеровским переводом Библии, подтвердили подобное антропологическое прочтение καινὴ κτίσις, которое было общепринятой интерпретацией во многих немецких исследованиях XIX – начала XX вв.[30]

При рассмотрении данной идеи отсылка к определенному еврейскому фону делалась редко, хотя Адольф Гарнак является в этом отношении исключением. Последний рассматривал выражение καινὴ κτίσις наряду с прочими новыми терминами лексики апостола Павла и предположил, что Павел использует традиционный раввинистический мотив, незнакомый его читателям. Согласно этому немецкому автору, несмотря на то, что раввинистическое понятие «нового творения» подразумевало указание только на новое положение прозелита, этот акцент в Посланиях к Коринфянам и Галатам утерян, так что читатели понимали Павла буквально: во Христе они были заново созданы[31].

Антропологическая интерпретация мотива нового творения, встречающегося у апостола Павла, преобладала в комментариях и монографиях до второй половины XX столетия[32]. Однако уже Гарнак поставил ее под сомнение.

Второй интерпретацией, предложенной современными библеистами, является понимание καινὴ κτίσις как «нового творения». Известно, что многие иудейские авторы развивали картину нового неба и новой земли, описанную пророком Исаией[33]. Джон Левисон пишет: «Основной мыслью их описания могло быть возрождение Израиля[34], воскрешение и преображение праведных[35], освобождение природы[36] и возвращение всего творения в исходное благое состояние[37]. Постоянным остается убеждение, что новый век принесет с собой иное – и существенно лучшее – состояние мира, чем нынешний»[38].

В 1935 году вышел комментарий Штрахана (R. H. Strachan) на Второе послание к Коринфянам. Его интерпретация 2 Кор. 5, 17 стала основополагающей для ряда последующих толкователей. Исследователь делал ссылку на апокалиптическое воззрение апостола Павла, отражающее еврейскую космологию, и считал, что апостол воспринял язык современного ему еврейского мышления. Исходя из этого автор определяет ἐν Χριστῷ[39] как бытие в «новом мире» или в «новом творении». Применяя это определение и к фрагменту 2 Кор. 5, 17, и к фрагменту Гал. 6, 15, Штрахан определяет καινὴ κτίσις в сотериологическо-космологическом плане как наступление нового возраста. «Новое творение происходит всякий раз, – переводит указанный автор отрывок 2 Кор. 5, 17, – когда человек приходит, чтобы быть во Христе»[40]. Такое понимание распространяет новое благодатное состояние верующих за пределы индивидуального преображения на вселенную, космос.

Разработка и популяризация «апокалиптического Павла» связана с Эрнстом Кеземаном. В своем комментарии на Рим. 4, 16–17 он определяет оправдание как «восстановление творения», которое он предлагает рассматривать как «решающий мотив сотериологии апостола Павла»[41].

Антропологическая интерпретация мотива нового творения, встречающегося у апостола, до сих пор имеет серьезных сторонников, однако видна четкая тенденция недавних монографий и комментариев в продвижении указанной сотериологическо-космологической интерпретации καινὴ κτίσις[42].

Третьей интерпретацией, предложенной зарубежными библеистами, является понимание καινὴ κτίσις как «нового общества». Делая акцент на интерпретации общих тем в письмах апостола Павла, ряд исследователей высказывает мнение о том, что καινὴ κτίσις в Гал. 6, 15 выражает «Gemeindewirklichkeit» или что идея нового творения у св. Павла говорит о новом обществе[43]. Вольфганг Краус считал, что св. Павел заимствовал эту тему от пророка Исаии[44], у которого возрождение этнического Иерусалима и его жителей сравнивается с новым творением вселенной: Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше[45]. Здесь исследователь усматривает, что вселенная и общество плавно сочетаются с эсхатологическими воззрениями пророка. В таком понимании новое творение рассматривается как общая реальность, в него включены как иудеи, так и язычники, то есть это церковная община, новый Израиль[46].

На сегодняшний день имеется согласие критиков расценивать раннюю иудейскую апокалиптику как богословскую матрицу, из которой Павел получил и развил свою идею нового творения. Некоторые пошли даже дальше и определили καινὴ κτίσις как terminus technicus апокалиптически направленного иудаизма. Рассматриваемое сотериологическо-космологическое прочтение понимает эту фразу как аллюзию на наступление нового возраста[47].

Два наиболее выдающихся исследователя, принадлежащие к направлению «новой перспективы» относительно апостола Павла, Э. П. Сандерс и Д. Данн, предложили совершенно различные прочтения καινὴ κτίσις. Исследования, которые затрагивают риторический анализ, помогли более четко осознать важность заключительных комментариев апостола, а также несколько добавили к пониманию καινὴ κτίσις. Важно отметить, что ценность заключительных фраз Павла в Послании к Галатам[48] отмечались уже исследователями XIX столетия: Лайфутом (Lighfoot), Шефертом (Sieffert) и Цаном (Zahn). Фрагмент Гал. 6, 11–18 принадлежит к группе текстов, которые Джефри Вейма (J. Weima) определил как «забытые окончания» апостола Павла[49]. В отличиe от фрагмента 2 Кор. 5, 17, отрывок Гал. 6, 15 обычно цитируют только из-за заключительного утверждения: ни обрезание, ни необрезание.

Следует отметить, что даже в пределах «апокалиптической структуры» идея нового творения приводит к различным интерпретациям. Эрнст Кеземан, например, мог понимать эту идею как антропологически («преобразование нашего человеческого существа… происшедшее в результате крещения»), так и эклезиологически («Церковь как общество покорных, которые… стоят в преемственности послушания Адама»), и сотериологическо-космологически (начало новой вечности) и богословски (как параллельное выражение с καινὴ διαθήκη)[50]. Даже при условии, что Э. Кеземан использует эту фразу как богословскую конструкцию с кратким упоминанием ее эпистолярно-экзегетического значения, у него присутствует большая свобода в манере толкования καινὴ κτίσις.

***

После рассмотрения основных интерпретаций καινὴ κτίσις современными исследователями необходимо отметить, что все они имеют основания в иудейской традиции, в которой был воспитан автор послания. Эти толкования не противоречат святоотеческим комментариям, которые подробно не разбирали понятное по своей сути положение о новом творении, и их можно признать отдельными аспектами глубокого учения апостола Павла. По замечанию Дж. Левисона, «едва ли необходимо выбирать одну и исключать все остальные: они дополняют и оттеняют друг друга»[51]. Христианин как отдельная личность, пребывая «во Христе», получает усыновление Богу и истинную свободу, благодатное водительство Святого Духа, которое для него выражается в новом состоянии бытия. Одновременно такой человек становится членом Церкви Христовой, в Которой входит в единство с подобными себе спасаемыми Богом через единение всех во Христе. А также в силу единства с Господом участвует в процессе нового творения вселенной, который начался с момента Христова Воскресения и завершится Его Вторым пришествием. Прот. Иаков Галахов следующим образом описывает представление апостола Павла о человеке, ставшего в христианстве новым творением: «В нем живет Христос[52]; он облекся во Христа[53] и живет деятельной верой, обнаруживающейся в служении ближним[54]. Призванный к исполнению добрых дел[55], к соблюдению заповедей Божиих[56], христианин стал свободным от закона греховного и смерти[57], сделался сыном и наследником Божиим[58], живя надеждой воскресения[59]»[60].

БОНДАЧ Л.Г. Νόμοι καί κανόνες в византийском церковном праве

Библиография

Галахов 1897 – Галахов И. И., прот. Послание св. апостола Павла к Галатам. Казань, 1897. [Galakhov I. I., prot. Poslanie sv. apostola Pavla k Galatam. Kazan, 1897.]

Глубоковский 1935 – Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. апостола Павла к Галатам. Сжатый обзор. София, 1935. [Glubokovskii N. N. Blagovestie khristianskoi svobody v poslanii sv. apostola Pavla k Galatam. Szhatyi obzor. Sophia, 1935.]

Глубоковский 1904 – Глубоковский Н. Н. Учение св. апостола Павла о христианской жизни «в Духе» и его самобытная независимость // ХЧ. 1904. № 6. С. 751-787. [Glubokovskii N. N. Uchenie sv. apostola Pavla o khristianskoi zhizni «v Dukhe» i ego samobytnaia nezavisimost’ // Khristianskoe chtenie. 1904. № 6. P. 751-787.]

Иванов 2008 – Иванов А. В. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний Апостольских, Апостольских посланий и Апокалипсиса. М., 2008. [Ivanov A. V. Rukovodstvo k izucheniiu Sviashchennogo Pisaniia Novogo Zaveta. Obozrenie Chetveroevangeliia, knigi Deianii Apostol’skikh, Apostol’skikh poslanii i Apokalipsisa. Moscow, 2008.]

Казинов 2014 – Казинов В. А. Идея «нового творения» в послании ап. Павла к Галатам // Россия, Запад и Восток: диалог культур: сб. статей Первой Международной молодежной научно-практической конференции / С. К. Гураль, ред. Томск, 2014. [Kazinov V. A. Ideia «novogo tvoreniia» v poslanii ap. Pavla k Galatam // Rossiia, Zapad i Vostok: dialog kul’tur: sb. statei Pervoi Mezhdunarodnoi molodezhnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / S. K. Gural’, red. Tomsk, 2014.]

Казинов 2015 – Казинов В. А. Учение о богосыновстве и «новом творении» как ключевые аспекты сотериологии апостола Павла на примере его Послания к Галатам // Труды Коломенской духовной семинарии. Т. 10. / еп. Константин Зарайский, гл. ред. Коломна, 2015. []

Кассиан 1954 – Кассиан (Безобразов), еп. Сыны Божии // Вестник русского студенческого христианского движения. 1954. № 31.1. С. 4-11. [Kassian (Bezobrazov), ep. Syny Bozhii // Vestnik russkogo studencheskogo khristianskogo dvizheniia. 1954. № 31.1. P. 4-11.]

Левисон 2010 – Левисон Дж. Творение, новое творение // Словарь Нового Завета / К. Эванс, Р. Мартин, Д. Рейд, ред. М., 2010. Т. 2: Мир Нового Завета. [Levison Dzh. Tvorenie, novoe tvorenie // Slovar’ Novogo Zaveta. / K. Evans, R. Martin, D. Reid, red. Moscow, 2010. T. 2: Mir Novogo Zaveta.]

Муравьев 1904 – Муравьев В. Новый человек – καινὸς ἄνθρωπος – по учению ап. Павла // Вера и Разум. 1904. № 22. С. 519-528; № 23. С. 613-622. [Muravev V. Novyi chelovek – καινὸς ἄνθρωπος – po ucheniiu ap. Pavla // Vera i Razum. 1904. № 22. P. 519-528; № 23. P. 613-622.]

Caird 1994 – Caird G. B., Hurst L. D. New Testament Theology. Oxford, 1994.

Dunn 1993 – Dunn J. D. G. A Commentary on the Epistle to the Galatians. L., 1993.

Hubbard 2004 – Hubbard M. V. New Creation in Paul’s Letters and Thought. Cambridge, 2004.

 Переводы

Иероним Стридонский, блж. Творения… – Иероним Стридонский, блж. Творения блаженного Иеронима Стридонского: в 17 ч. К., 1903. Ч. 17. [Ieronim Stridonskii, blzh. Tvoreniia blazhennogo Ieronima Stridonskogo: v 17 ch. K., 1903. Ch. 17.]

Иоанн Златоуст, свт. Творения… – Иоанн Златоуст, свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: в 12 т. СПб., 1904. Т. 10: в 2 кн. [Ioann Zlatoust, svt. Tvoreniia sviatogo ottsa nashego Ioanna Zlatousta, arkhiepiskopa Konstantinopol’skogo, v russkom perevode: v 12 t. Saint Petersburg, 1904. T. 10: v 2 kn.]

Феодорит Кирский, блж. Творения… – Феодорит Кирский, блж. Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. М., 2003. [Feodorit Kirskii, blzh. Tvoreniia blazhennogo Feodorita episkopa Kirskogo. M., 2003.]

Феофилакт Болгарский, блж. Толкование… – Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: в 2-х ч. Минск, 2006. Ч. 2: Толкование на Апостол. [Feofilakt Bolgarskii, blzh. Blagovestnik: v 2-kh ch. Minsk, 2006. Ch. 2: Tolkovanie na Apostol.]

ЛИЗГУНОВ П. свящ. Смирение и смиренномудрие. О соотношении понятий и причинах создания нового термина

An abstract

Kazinov V. A. Ap. Paul’s idea about the new creation (καινὴ κτίσις) in Christ in the epistle to the Galatians

After explaining the understanding of the apostolic concept of “new creation” in the tradition of the Holy Fathers and in our own biblical researchers, the author returns to the understanding of this idea among Western researchers. A few instances of apostolic interpretation of the phrase καινὴ κτίσις are examined, which appeared in the works of the main Western exegesis, which offered their own view on the understanding of this phrase. The first interpretation – an anthropological one, which was common among foreign biblical scholars and is in accordance with the Early Christian tradition of the Holy Fathers, comes down to interpreting the new creation as a «new being», when in Christ the grace filled condition of the new creation becomes an immutable reality. The second interpretation sees in καινὴ κτίσις (new creation) a return of all creation to a original blessed state, to a new heaven and new earth, which were described by the Prophet Isiah. The third regards καινὴ κτίσις as «new community», a new church community, which consists of both Jews and gentiles, a resurrection and a transfiguration of the righteous. Finally, the author concludes, that these interpretations do not contradict the commentaries of the Holy Fathers, and there is no need to choose only one, having excluded the rest, because they can be seen as individual aspects of St. Paul’s theology.

Keywords: exegesis of the New Testament, Epistle to the Galatians, new creation (καινὴ κτίσις), New Testament eschatology, Judaic apocalyptic literature.

Примечания

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-34-01304.

[2] Гал. 6, 15. В. Муравьев в статье, посвященной понятию καινὸς ἄνθρωπος, которое имеет непосредственное отношение к καινὴ κτίσις, говорит о том, что «учение о новом человеке является центральным пунктом всего учения апостла Павла» (Муравьев 1904. С. 619).

[3] Мойер Хуббарт отмечает, что мотив нового творения у Павла получил скудное внимание во вторичной литературе, посвященной Посланию к Галатам, а оценка этой идеи в Гал. 6, 15 является более краткой, нежели в 2 Кор. 5, 17. Для анализа выражения καινὴ κτίσις указанный автор выдвигает на первый план один аспект из риторическо-критического анализа послания: Гал. 6, 12–18 как вывод (recapitulatio) послания (см.: Hubbard 2004. P. 189–190).

[4] Кассиан 1954. С. 6.

[5] Ср. Иак. 1, 18; Рим 1, 25; Евр. 4, 13.

[6] Глубоковский 1935. С. 190–191.

[7] Ср. 2 Кор. 5, 17.

[8] Там же.

[9] Иванов 2008. С. 710.

[10] Муравьев 1904. С. 617.

[11] 2 Кор. 5, 17.

[12] Еф. 2, 15; 4, 23–24; Кол. 3, 9–10.

[13] Левисон 2010. С. 278.

[14] Рим. 5, 12–14; 1 Кор. 15, 21–22. Ср. 3 Ездр. 7, 116–131, 2 Вар. 54, 13–19.

[15] См.: Рим. 8, 19–22. Ср. 3 Ездр. 7, 11–14; 2 Вар. 56, 6–10.

[16] Левисон 2010. С. 278. См.: 3 Ездр. 7, 75, 2 Вар. 73-74.

[17] Ср. Муравьев 1904. С. 519–520.

[18] Муравьев 1904. С. 520.

[19] Еф. 6, 24.

[20] Гал. 3, 27.

[21] Глубоковский 1904. С. 754.

[22] Иероним Стридонский, блж. Творения… С. 210.

[23] 1 Ин. 3, 2.

[24] Феодорит Кирский, блж. Творения… С. 392.

[25] Иоанн Златоуст, свт. Творения… С. 814; Феофилакт Болгарский пишет подобное: «Жизнь во Христе – новая тварь, потому что души ваши, обветшавшие грехом, теперь обновились крещением и потому что в будущем веке, обновившись телом и сделавшись нетленными, мы удостоимся нетления и славы» (Феофилакт Болгарский, блж. Толкование… С. 534).

[26] Ниже приводится материал, частично опубликованный ранее в статьях автора: Казинов 2014. С. 21–23; Казинов 2015. С. 56–60.

[27] Рабба на Быт. 39, 4.

[28] Левисон 2010. С. 278. Здесь же автор приводит пример из иудейской легенды об Иосифе и Асенефе, в которой человек с небес говорит Асенефе, готовой обратиться в иудаизм: «Будешь ты обновлена и создана заново (Иосиф и Асенефа 15, 4)».

[29] Hubbard 2004. P. 2.

[30] Подр. см.: Hubbard 2004. P. 2.

[31] Приведено по работе: Hubbard 2004. P. 3.

[32] Hubbard 2004. P. 3.

[33] Ис. 55–56.

[34] Кн. Юбил. IV, 26; 1 Ен. 45, 4–5.

[35] 2 Вар. 51, 1–16.

[36] 1 Ен. 51, 4–5.

[37] 2 Вар. 73–74.

[38] Левисон 2010. С. 278–279.

[39] В 2 Кор. 5, 17.

[40] Hubbard 2004. P. 4.

[41] Цит. по: Hubbard 2004. P. 4.

[42] См., напр.: Dunn 1993. P. 342–343; Caird 1994. P. 161.

[43] Hubbard 2004. P. 5.

[44] Ис. 66, 18–23.

[45] Ис. 66, 22.

[46] Ibid; Левисон 2010. С. 279.

[47] См.: Hubbard 2004. P. 5.

[48] Гал. 6, 11–18.

[49] Цит. по: Hubbard 2004. P.189.

[50] Цит. по: Hubbard 2004. P.189.

[51] Левисон 2010. С. 279.

[52] Гал. 2, 20.

[53] Гал. 3, 27.

[54] Гал. 5, 6.22–26.

[55] Еф. 2, 10.

[56] 1 Кор. 7, 19.

[57] Рим. 8, 2.

[58] Рим. 8, 16.

[59] Рим. 6, 5.

[60] Галахов 1897. С. 364.

МАКАРОВ Д.И. Учение Григория Паламы об очищении человека (По трактату «Три главы о молитве и чистоте сердца») и некоторые параллели в поздневизантийской мистике

КАЗИНОВ В. А. Идея апостола Павла о новом творении (καινὴ κτίσις) во Христе в Послании к Галатам // Богословский вестник. 20–21 2016. № 1 январь–март, № 2 апрель–июнь. С. 60-72.

Оставить комментарий