АскетикаДионисий (Шленов) игумен

ДИОНИСИЙ (ШЛЕНОВ), игум. Добродетель послушания в греческой святоотеческой традиции

Воздержание — введение во всякую добродетель, смиренномудрый равен ангелам, исповедующийся чист, как солнце, а имеющий послушание христоподражателен.

Прп. Феодор Студит1

В настоящем докладе предпринята попытка проанализировать богатое содержание термина «послушание» на примерах из Свя­щенного Писания и греческой святоотеческой традиции путем по­иска характерных мест и их систематизации2. В задачи докладчика входит не столько историческое раскрытие принципа послушания в становлении монастырской дисциплины (о чем писалось достаточно), сколько выявление смысла послушания в жизни каждого христианина — с той целью, чтобы акцентировать внимание на сущ­ности этого явления.

На языках Священного Писания, еврейском и греческом, для определения глаголов «слышать» и «слушать» используется одно и то же слово: «shama» (עמש) и «άκούω» соответственно. Таким об­разом, послушание означает «слышание», готовность «навострить свой слух», внимать кому-то, повиноваться, бдеть и бодрствовать3; т.е. слушаться не столько с целью ознакомления со словом, сколько для его принятия как руководства к действию4. Интересно заметить, что в одном из исихастских текстов поздневизантийской эпохи, содер­жащемся в Синайской рукописи, выделяются два вида послушания: первоначальное — умосозерцательное (όρωμένην) и «продвинутое» — зримое (νοουμένην).

Некоторые полагают, что послушание — это доминантное и обя­зательнейшее понятие в духовной жизни; другие, напротив, избегают употребления этого слова из-за его искаженного и многообразного понимания5. Но следует иметь в виду, что послушание по своей сути является одной из граней на пути нашего Богопознания: оно отража­ет деятельность одного из пяти чувств, которое, как и прочие четыре, призвано разумно и свободно направлять человека к уподоблению своему Первообразу и соединению с Ним.

Как следствием непослушания оказалась духовная смерть чело­века и начался болезненный и мучительный процесс тления вплоть до физической гибели, так в результате послушания стало возможно возвращение в вечную жизнь Эдемского рая6. Так происходит под­линно новое рождение, когда те, кто исполняют его, могут по праву быть названы «чадами послушания»7. По меткому выражению, при­писываемому свт. Иоанну Златоусту: «Послушание есть матерь веч­ной жизни, а непослушание — мать погибели»8. Впрочем, сам термин «послушание» может быть окрашен и негативным смыслом; напри­мер, прп. Феодор Студит в гомилии «На Рождество Богородицы Maрии» пишет: «Послушание змию принесло скорбную смерть»9. Может показаться удивительным и парадоксальным, но путь к новой жизни проходит обязательно через смерть, ибо таков закон греха, в рам­ки которого заключен падший человек. Таинственны и до глубины души поразительны слова св. апостола Павла: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать»10. Свт. Василий Вели­кий в своем сочинении «О Крещении» призывает всех к послушанию даже до смерти11, а прп. Иоанн, игумен Синайский, в своей «Лествице» определяет послушание и как «вольную смерть», и как «жизнь без излишеств»12. В «Житии св. Кирилла Филеота», написанном Нико­лаем Катаскепеном (XII в.), послушанием называется «умерщвление членов в живом рассуждении»13.

Примером такого послушания является, прежде всего, вопло­щенный Логос, вторая Ипостась Святой Троицы. Непослушание первого Адама излечено послушанием второго Адама-Христа14 — не следует впадать в дословную интерпретацию, которая оказывается сродни несторианской доктрине, чрезмерно акцентирующей процесс нравственного совершенствования Спасителя во время Его земной жизни15. Если послушание является жизнью, а Христос есть «истина и жизнь», то, значит, Христос, по слову прп. Варсонофия Великого, и есть послушание16. Впрочем, и Ветхий Завет17, главным образом в законодательных книгах, вполне очевидно говорит о необходимости послушания, однако здесь речь идет не о послушании личному Богу, лица Которого невозможно было увидеть18 даже кротчайшему из людей19, а о слышании голоса Божия, который выражается в Его советах, заповедях и постановлениях20. В книге пророка Исайи можно заме­тить тонкий переход от механистического понимания послушания, которое было необходимо человеку ради благополучной жизни на земле, к почти евангельскому осмыслению, когда Бог призывает к по­слушанию Самому Себе, Рабу Господню, а не закону, вырезанному на камне: «Послушайте Меня… приклоните ухо ко Мне!»21 Гласом Божи­им, слушаться которого предписывала тора, оказывается воплощен­ный ипостасный Логос, Богочеловек. С одной стороны, нам следует слушаться Его22, а с другой — Он лично слышит нас, когда наша воля направляет свой вектор к Богу23. Можно сказать, что благодаря Бого­вочеловечению стало возможно послушание людям: оно нисколько не противоречит первому типу послушания, т.е. по отношению к Богу23 совершенно недостижимому без опытного поводыря, которому не страшно вверить свою волю ради Христа, — ведь научить послуша­нию может только послушный25.

Услышать означает согласиться, почти что выполнить, часто вопреки своим силам, в результате мучительной борьбы со сво­ей волей. Согласно Оригену, послушание — это воздаяние, которое должник должен отдать Богу26; а свт. Кирилл Александрийский пи­сал, что тот, кто слушается, не только должник, но и раб Божий: послушание и рабство Богу — почти синонимы27. На первый взгляд может показаться, что послушание является антиподом свободы, но это противопоставление совершенно нелепо, поскольку подлинное послушание может быть только добровольным и свободным. В еги­петском монашестве IV века послушание ассоциировалось прежде всего с отсечением собственной воли. В 14-й апофтегме аввы Памво послушание описывается как самая большая добродетель, посколь­ку любая добродетель удерживается волей, а послушание приобре­тается отказом от воли28. «Послушание отсекает волю» — предельно кратко формулировался процесс полного христианского самоот­речения. У аввы Дорофея встречается более подробная формула: «удержать послушание и отсечь собственную волю»29. «Послушание без рассуждения», которое проявлял ученик Досифей по отношению к своему учителю, авве Дорофею, стало своеобразным максимумом послушания, воспринимавшимся как одно из высших проявлений святости и совершенства38. В «Отечнике», составленном свт. Игна­тием (Брянчаниновым), содержится пример самопожертвенного по­слушания, требующего от человека отказа не только от своей воли, но и от собственной жизни:

Однажды авва Иоанн с двумя юношами-послушниками по­слал смоквы к некоему заболевшему отшельнику во внутрен­нюю пустыню. Юноши, взяв плоды, пошли к келлии старца, но ввиду сгустившегося тумана потеряли дорогу. Долго ходили они по обширной пустыне, но никак не могли отыскать келлию болящего. Ослабев от усталости и голода, они преклони­ли колена на молитву и предали души свои Господу. Долго ис­кали их по следам, которые остаются в этих песчаных местах.

Юноши были найдены в том положении, в каком они моли­лись, и при них — смоквы, которые они несли, нетронутыми31.

Послушание, названное прп. Иоанном Лествичником «блажен­ным» (μακαρίςΟ32, а прп. Феолиптом Филадельфийским ־ «всесовер­шенной добродетелью» (παντελής άρετή)33, является одним из ключе­вых понятий для христианской этики и аскетики, так же как и для педагогики34. В античной традиции послушание, хотя и было харак­терной приметой прилежного ученика, никогда не входило в число «главных» или «основных» добродетелей, в отличие от «мужества, целомудрия, благоразумия» и проч. В монашеской письменности оно оказывается во главе угла, что связано с тем огромным значением, которое получило общежитие, во многом основывающееся имен­но на послушании. Недаром авва Руф говорил о том, что «сидящий в послушании духовного отца имеет большую награду, нежели тот, кто уединился сам по себе в пустыне». В видении ему было откры­то, что из четырех чинов, пребывавших на небесах: «недугующие и благодарящие Бога», «стремящиеся к гостеприимству и служению», «стремящиеся к пустыне» и «подчиняющиеся отцу о Господе» — имен­но последний «имел большую других славу»35. Послушание предпо­чтительнее «не только рукоделия, чтения и безмолвия в келлье, но и всех добродетелей»36. «Бог нуждается не в трудах, а в послушании»37. По авве Дорофею, послушание позволяет безопасно пройти то, что другим приходится проходить со страхом38. Послушание оказывается отправной точкой на пути к бесстрастию39.

Само послушание является неким аналогом добродетели и ча­сто перечисляется с добродетелью как своеобразное oratio bimembris. Так, в толковании на Бытие свт. Иоанна Златоуста послушание обо­значает добродетель в целом; без послушания заповедям Божиим добродетель немыслима40. В перечне добродетелей послушание зани­мает свое органичное, иногда, как было сказано выше, первое место. В «Малом огласительном слове» прп. Феодора Студита предлагается перечень монашеских добродетелей: «отречение от мира, отречение от отечества, рода, друзей, собственности, подчинение, послушание, само это исповедание…»41. Прп. Симеон Благоговейный поучал: «По­спеши стать примером пользы для всего братства, ко всякой доброде­тели, смирением и кротостью, милостыней и послушанием, вплоть до самых простых, негневливостью и беспристрастием, нестяжательностью и умилением…»42. Прп. Неофит Затворник предлагает следую­щий перечень добродетелей: целомудрие, воздержание, послушание, служение и прочее43; а в «житии Евфимия» указывается, что орудия­ми монаха являются «смирение, целомудрие, занятие, различение и по Богу послушание»44. Совершенно категорично звучит приговор монаху, который не научился послушанию: «Монах, соблюдая пост по указанию духовного отца, но не имея послушания и смирения, не приобрел никакой добродетели и не знает, что такое монах»45.

Одной из самых близких послушанию добродетелей оказывает­ся добродетель смирения или смиренномудрия, которая неоднократ­но перечислялась вместе с послушанием46, особенно в памятниках более поздней аскетической письменности. Одним из авторов, ко­торому свойственно устойчивое сочетание послушания со смирени­ем, оказывается прп. Феодор Студит47: в его перечнях смирение, как правило, приводится после послушания48. В более поздней византий­ской агиографической письменности появилось даже специальное выражение «смиреннонравное послушание» (ταπεινόηθος ύπακοή)49. Такая последовательность не случайна, «ибо послушание рождает смиренномудрие»50. Другой родственной добродетелью оказывается воздержание. Если преслушание и невоздержание приводят ко вся­кой злобе, то, наоборот, воздержание и послушание — ко всякой добродетели51.

В течение веков происходит институционализация послушания, которая имела как положительные, так и отрицательные последствия. Послушание становится одним из трех монашеских обетов, что впол­не согласно духу первого монашества, для устроителей которого одним словом «послушание» можно было обозначить всю совокупность форм монашеской жизни52. Многозначность послушания приводила к потере его ключевого аскетико-богословского значения, когда послушание на­чинало восприниматься по преимуществу как одна из форм обрядового благочестия53. В греческих текстах, приписываемых прп. Ефрему Сири­ну, термин «послушание» используется как указание на формальное пре­бывание в монастыре, которое сочетается с внутренним противлением монастырской дисциплине54, — и это далеко не единичный случай. Есте­ственно, что жизнь вносила свои коррективы и побуждала исправлять монашеское послушание в том случае, если оно пошатнулось или оказа­лось недостаточным. Так, согласно поучению того же прп. Ефрема, само по себе послушание монаха мало что значит, если оно не сочетается с другими добродетелями, в частности с добродетелью милосердия55. Од­нако в целом послушание сохраняет самые положительные коннотации.

Хотя Ж.М.Р. Тиллар, автор статьи о послушании в «Словаре ду­ховности», противопоставляет подлинное «послушание» институцио­нальному и внешнему «подчинению»56, в святоотеческих текстах такое противопоставление встречается крайне редко. В монастырской дис­циплине «послушание» и «подчинение» оказываются синонимичными понятиями57, означающими верность монашескому обету, которая, ко­нечно, по сути тождественна верности Господу58. Чаще и тот и другой термины не только применяются для описания духовного чада с его духовником, но и передают те подлинные чувства, которые должен ис­пытывать рядовой христианин по отношению к своему епископу59.

Хотя монастырь и монастырская дисциплина по своей сути яв­ляются идеальным поприщем для проявления данной добродетели60, без нее едва ли возможно осуществить какое-либо служение в Церк­ви и вообще немыслима жизнь христианина. Хотя в святоотеческой письменности послушание рассматривается, главным образом, в свя­зи с монашеской жизнью и монастырской дисциплиной, тем не ме­нее и в обыкновенной жизни — как любого общественного института, будь то семья или школа, так и конкретного человека — необходимо послушание, основанное на подражании Богочеловеку Христу, Кото­рый проявил совершенное повиновение Богу Отцу до крестной смер­ти. По мысли свт. Григория Нисского, Бог Сын Своим подчинением Богу Отцу через приобщение к человечеству дал пример послушания всем людям61. А прп. Симеон Новый Богослов, рассуждая о всеобщем характере послушания, задает риторический вопрос: «Если необхо­димо иметь подчинение и оказывать честь родившим нас, то сколь более [должно слушаться] Его, сотворившего их и нас Бога?»62

Послушание указывает на взаимные отеческо-сыновние или учительско-ученические отношения между Богом и человеком, с одной стороны, и между людьми — с другой. По определению отец или учи­тель знает больше своих юных сыновей или учеников и обладает мо­ральным правом ожидать от них внимательного и исполнительного отношения к своим требованиям. Подлинно христианское взаимооб­щение возможно только в том случае, если иерархическая лестница отношений между духовным отцом и послушником, наставником и воспитанником будет выстроена по принципу самоумаления и жерт­венности. Послушник не ограничивается в личном познании Бога и не покоряется безликому старцу, как это происходит в случае с гуру, но, по мысли автора корпуса Ареопагитик, «следует за священнослужебными чинами и через них, как ближайший к ним, возводится в благопослу­шании к божественному ведению доступных ему святынь»63.

Послушание Богу — бесспорная и основополагающая истина, без которой жизнь становится безрелигиозной и бесцельной. По мысли Климента Александрийского, «послушание Слову» именуется «верой»64, а прп. Иоанн Лествичник называет послушание «неверием самому себе во всем добром до конца жизни»65. По слову свт. Иоанна Златоуста, послушание происходит от любви66, оно равнозначно любви67, но также и любовь рождает послушание, как написано в «Житии Кирилла Филеота»68. Таким образом, послушание не является жест­ким закосневшим механизмом духовной жизни, это не обуза, мани­пулирующая свободой, не средство порабощения и власти одних над другими и не просто «регулятор» монашеской дисциплины. Послу­шание — это не какой-то слепой обряд, ведь оно призывает к живой и непосредственной личной связи человека с Богом, которая строится на принципе любви, доверия и самоуничижения.

Доклад хотелось бы завершить своего рода кратким гимном до­бродетели послушания:

Послушание — спасение всех верующих!

Послушание — родитель всех добродетелей!

Послушание — находчик Царства!

Послушание отверзает небеса и возводит от земли людей! Послушание — пища всех святых: тобою они, как младенцы, кор­мились и посредством тебя усовершенствовались!69

VI международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи»(Москва, 15-18 ноября 2010 г.). М., 2012.

Литература

  1. Доримедонт (Сухинин), иером. Учение свт. Игнатия (Брянчанинова) о послушании в свете Святоотеческого Предания. М., 2003.
  2. О    трех обетах монашества: девстве, нестяжании и послушании. М., * 1898.
  3. Свобода и послушание: духовничество истинное и ложное / Г. Дублинский, Т. Дублинская, сост. М., 2002.
  4. Αρτέμιος (Γρηγοριάτης), Ιερομ. Ύπακοή καί έλευθερία. Κριτική στά βιβλία «Έπικηρυγμένη Ορθοδοξία» τοϋ μοναχού Μιχαήλ ΧατζηαντωνΙου // Ειπέ τη Έκκλησια 1. Αγιον Όρος: Ιερά Μονή Οσίου Γρηγορίου, 2002.
  5. Amand Ε. Le système cénobitique basilien comparé au système cénobitique pachômien // Revue de l’histoire des religions. Paris, 1957. Vol. 152. P. 31-80.
  6. Camelot T. Obéissance et liberté // La Vie spirituelle. Paris, 1952. Vol. 86. P. 154-168.
  7. Capelle C. Le vœu d’obéissance des origines au Xlle siècle. Paris, 1959.
  8. Frank K.S. Gehorsam // Reallexikon für Antike und Christentum 9. Stuttgart, 1976. Sp. 390-430. Gribomont /. Obéissance et évangile selon s. Basile le Grand. Paris, 1952. (Vie spirituelle Suppl.; 5). P. 192-215.
  9. Haring B. Freiheit oder Gehorsam? // Geist und Lehen. 1948. Bd. 21. S. 108-121.
  10. Holstein H. Le Mystère de l’obéissance // Études. 1953. Vol. 278. P. 145-157.
  11. Mogenet H. L’Obéissance religieuse vertu évangélique et humaine // Revue d’ascétique et de mysti­que. 1951. Vol. 27. P. 75-95.
  12. Olphé-Galliard R.P.M., s.j. Des Pauvres du désert au cénobitisme de saint Basilie et de saint Benoit // L’Obéissance et la religieuse d’aujourd’hui. Paris,71951.
  13. Rousseau O. Obéissance et hiérarchie d’après l’ancienne tradition monastique. Paris, 1953. (Vie spirituelle Suppl.; 6) P. 283-298.
  14. Tillard J.-M.-R. Obéissance // Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et His­toire. Paris, 1981. BT. 11. Col. 535-563.
  15. Truhlar K.V. Obedience // New Catholic Encyclopedia. Washington, 2003־. Vol. 10. P. 503-508. Valentine F. Religious Obedience. London, 1951.
  16. Walther Ch. Gehorsam // Theologische Realenzyklopädie. Berlin; N. Y., 1984. Bd. 12. S. 148-157.

Примечания

  1. Theodor. Studit. Serm. Catech. Magn. 9 / J. Cozza-Luzi, ed. Roma, 1888 (Nova Patnim Bibliotheca; 9/2). P. 25: 8-12 (= TLG 2714/8).
  2. Для доклада были просмотрены по «TLG Online» все места со словами ύπακοή-άρετή, ύπακοή-ύποταγή и другие комбинации.
  3. См.: Brown F., Driver S.R., Briggs C.A. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament with an appendix containing the biblical Aramaic. Oxford, 1907. P. 1033-1035; Штейнберг O.H. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Вильна, 1878. С. 496, 497; Άναγνωστόπουλος Β.Δ. Λεξικό ρημάτων της Αρχαίας’Ελληνικής. Αθήνα, 1999. Σ. 54; Hoffman }.В. ‘Ετυμολογικόν λεξικόν τής Αρχαίας Ελληνικής / Έξελλην. ύπό Αντωνίου Δ. Παπανικολάου. Έν Άθήναις, 1989. Σ. 11; Παπανικόλαος Γ.Ν. Λεξικόν των βημάτων τής Αττικής Πεζογραφίας. 8Αθήνα, 1999. Σ. 94.
  4. Ср., напр., мысль свт. Григория Паламы: «Не тот имеет уши слышать, кто просто слушает, но тот, кто вслушивается и приводит в действие услышанное» (Greg. Нот. 47, 12: 7-8 / RK. Chrestou, ed. Thessalonica, 1986 (ЕРЕ; 79)).
  5. Примером тому может послужить старец Софроний (Сахаров), который редко испольэовал слово «послушание», желая, чтобы те или иные поручения иноками исполнялись только по любви.
  6. «Θεάς δι’ ύπακοής και εύπειθείας άπολαβεϊν ήμάς πάλιν τάν παράδεισον» (Theodor. Studit. Parva Catechesis 111: 36-37 / Auvray, ed. Paris, 1891 (= TLG 2714/9)).
  7. 1 Петр 1:14. Cp.: «…ό υιός τής ύπακοής καί τελειωτής τής ύποταγής» (Theodor. Studit. Parva Catecbesis 82: 43-44), «τέκνα τφ θεώ ύπακοής είσι καί έργάται τής άρετής άληθείς» (Nie. Steth. Vita Simeonis Novi Theologici 50: 13-14 / Hausherr, ed. Roma, 1928 (Orientalia Christiana; 12)).
  8. «Ή γάρ ύπακοή μήτηρ έστί τής αΙωνίου ζωής, ή 6έ παρακοή μήτηρ έστί τής άπωλείας» (Jo. Ep. ad abbat. [Sp.]) 48-49 / P.G. Nicolopoulos, ed. Athens, 1973 (=TLG 2062/421)). Cp.: Ephr. Syr. In sermonem, quem dixit dominus, quod: In hoc mundo pressurant habehitis, et de perfectione hominis / K.G. Phrantzoles, ed. Vol. 4. Thessalonica, 1992 (= TLG 4138/73); Athan. Alex. De virginitate [Sp.]. / E. von der Goltz, hrsg. Leipzig, 1905. (Texte und Untersuchungen, N. E; 14) (= TLG 2035/29).
  9. «’Εκεί ή του δφεως ύπακοή θάνατον τόν άμειδή προεξένησεν» (Theodor. Studit. Нот. in nativitatem Mariae // 96. Col. 688A: 9-10 (= TLG 2714/1).
  10. Рим 11:32.
  11. Bas. M. De baptismo 1 // PG. 31. Col. 1552C: 4-6 (= TLG 2040/52).
  12. «έκούσιος θάνατος, άπερίεργος ζωή» (Jo. Clim. Scala 4 // PG. 88. Col. 680A: 4-5 (= TLG 2907/1)).
  13. «Ύπακοή δέ έστι νέκρωσις μελών έν ζώση διανοίρ» (Nicol. Catascep. Vita s. Cyrilli Phileotae 4, 3: 19/ Ë. Sargologos, ed. Brussels, 1964. (Subsidia hagiographica 39) (= TLG 3264/1)).
  14. Cm.: Sever. Gabal. In incarnationem Domini / R.E Regtuit, ed. Amsterdam, 1992 (= CPG № 4204; TLG 4139/20).
  15. is О том, что величайшее подчинение и послушание Спасителя не означает «прибавления послушания» Сына, см.: Jо. Chrys. In Ер. I ad Corinth. 39, 6 // PG. 61. Col. 341: 18-20 (= TLG 2062/156).
  16. Barsan. Gaz. Kespons. 126: 47 / F. Neyt, P. de Angelis-Noah, ed. Paris, 1998 (= TLG 2851/1).
  17. Авраам — образец подчинения во всем Богу и презрения всего мирского: Исаак — послу­шания духовным отцам вплоть до смерти (Menolog. Imperial. Vita Theodosii coenobiarchae 80: 2-6 / F. Halkin, ed. Brussels, 1985. (Subsidia hagiographica 69) (= TLG 5059/17)).
  18. См.: Исх 33:20
  19. Числ 12:3.
  20. См. ряд сходных мест: Исх 15:26; 18:19; 23:22; 24:7; Втор 4:1, 12 и др.
  21. Ис 51:4; ср.: Ис 50:10:51:1,7.
  22. Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:15 и др.). Ср.: Деян 3:22.
  23. Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас (1 Ин 5:14-15).
  24. Inclus. Liher quinquaginta capitulorum 40, 7: 1-3 /1. Karabidopoulos, C. Oikonomou, D.G. Tsames, N. Zacharopoulos, eds. Paphos, 1996. Vol. 1 (= TLG 3085/5).
  25. Ephr. Syr. Serm. paraenetici ad monach. Aegypti 14: 24-25 / K.G. Phrantzoles, ed. Thessalonica, 1990. Vol. 3 (= TLG 4138/36).
  26. Fragm. in Ps. 36,21: 9-11 / J.B. Pitra, ed. Paris, 1884 (= TLG 2042/44).
  27. Alex. Com. in Jo. / P.E. Pusey, ed. Oxford, 1872 (г1965). P. 619:2-4 (= TLG 4090/2).
  28. «…ούτοςδέ τό θέλημα έαυτοϋ κάψας…» (Apophth. patr. (coll, system.) 14,14: 8-10/J.-C. Guy, ed. Paris, 2003. (SC; 474) (= TLG 2742/5)).
  29. «τό κρατήσαι τήν ύπακοήν καί κόψαι τό Ιδιον θέλημα» (Doroth. Doctrin. 1,21: б / L. Régnault, J. de Préville, eds. Paris, 1963. (SC; 92) (= TLG 2852/1)).
  30. «Δοσίθεον τόν τής άδιακρίτου ύπακοής λαμπτήρα» (Theod. Studit. Μεγάλη κατήχησις, 110 / Papadopoulos-Kerameus, ed. СПб., 1904 (= TLG 2714/7)).
  31. См.: «Юноши, заблудившись в пустыне, ослабели и скончались, но не прикоснулись к смоквам, которые они, по повелению аввы, несли больному старцу» (Отечник, или Крат­кое собрание изречений святых отцов о жизни христианской, составленное на основании трудов еп. Игнатия (Брянчанинова). М., 1991. С. 537. 174).
  32. СНт. Scala 4 // PG. 88. Col. 701: 19.
  33. Philadelph. Orat. monast. 8: 50 / R.E. Sinkewicz, ed. Toronto, 1992 (Studies and Texts; 111)(= TLG 3214/1).
  34. Приведем характерное высказывание византийского императора Феодора II Дуки Ласкаря: «Первейшая добродетель воспитания — послушание, а послушания — смирение, смирения же — любовь к мудрости» (παιδείας γάρ άρετή πρώτιστός έστιν ύπακοή, αυτής 6έ ταπείνωσις, ταύτης δέ φιλία σοφίας). : Theodor. II Duc. Lascar. Ер. 2: 38-39 / N. Festa, ed. Florence, 1898 (= TLG 3205/1).
  35. Apophth. patr. (coll. alphabet.). De abbate Rufo // PG. 65. Col. 389C: 6-392A: 5 (= TLG 2742/1).                                                                                                                                    ·
  36. Athan. Alex. Ер. ad Castorem [Sp.] 1, 5 // PG. 28. Col. 856C: 10-13 (= TLG 2035/85).
  37. «ό θεός ού πόνων δειται, άλλ’ ύπακοής» (/ο. In Matth. 56, 5 // PG. 58. Col. 555: 43-44 (=TLQ 2062/152)).
  38. Gaz. Doctrin. 1, 22: 24-26.
  39. «έξ ύπακοής έλθεϊν είς Απάθειαν διά μέσου τής μετριοφροσύνης» (Масаr; Мает. Encomium in Gabrielem archiepiscopum Thessalonicae 218-219 / A. Argyriou, ed. Thessaloniki, 1996 (Βυζαντινά Κείμενα καί Μελέται; 25) (= TLG 3211/9)).
  40. Cp.: Jo. Chrys. In Genes. 42, 3 // PG. 54. Col. 388: 41-43 (= TLG 2062/112). Cp.: Barsan. Gaz. Respons. ad coenobitas 576: 5-7 / F. Neyt, P. de Angelis-Noah, eds. Paris, 2000. T. 1 (= TLG 2851/2).
  41. «ή άρνησις τού κόσμου, ή άλλοτρίωσις τής πατρίδος, τού γένους, τών φίλων, τών ιδίων, ή ύποταγή, ή ύπακοή, αύτη ή προκειμένη όρολογία» (Theodor: Studit. Parva Catechesis 49:41-43).
  42. Sym. Studit. Orat. ascetic. 23: 1-3 / H. Alfeyev, ed. Paris, 2001. (SC; 460) (= TLG 3117/1).
  43. Neoph. Inclus. Liber catechesium 2, 51: 40-44 /1. Karabidopoulos, C. Oikonomou, D.G. Tsames, N. Zacharopoulos, eds. Paphos, 1998. Vol. 2. (= TLG 3085/7).
  44. «ταπείνωσις, σωφροσύνη, μελέτη, διάκριαις καί ή κατά θεόν ύπακοή» (Menolog. Imperial. Vita abbatis Euthymü 17: 11-12 / F. Halkin, ed. Brussels, 1985. (Subsidia hagiographica; 69) (= TLG 5059/26)).
  45. «Μοναχός ύπό πατέρα ών πνευματικόν καί μή έχων ύπακοήν καί ταπείνωσιν, άλλ’ άφ’ έαυτοΰ νηστεύων ή άλλο τι ποιων τψ δοκειν άγαθόν, ό τοιοϋτος ούδεμίαν άρετήν ού μή κτήσηται ούδέ οίδε τί έστι μοναχός» (Apophth. patr. (coll, system.) 14,8 (= TLG 2742/12). Cp. цитацию у Ни­колая Катасцепена: Nicol. Catascep. Vita s. Cyrilli Phileotae 39, 18: 3-6).
  46. Cp.: Apophth. patr. (coll, system.) 11,51:18.
  47. Cp.: Theodor. Studit. Μεγάλη κατήχησις 35. P. 358: 8; 100. P. 722: 17-18.
  48. Cp.: Theodor. Studit. Serm. Catech. Magn. 49. P. 135: 10-11; 107. P. 135: 3-4.
  49. Vita Nicephori Medicii 17: 22 // Analecta Bollandiana / F. Halkin, ed. 1960. Vol. 78 (= TLG 5113/1).
  50. «H γάρ ταπεινοφροσύνη καί τό τίκτον αύτήν ύπακοή έστι» {Nicol. Catascep. Vita s. Cyrilli Phileotae 39, 20: 12-13).
  51. Cm.: Neoph. Inclus. Liher catechesium 2, 52: 21-23.
  52. Vitae Pachomii: Sancti Pachomii vita quarta / F. Halkin. ed. Brussels, 1932. (Suhsidia hagiographica; 19). P. 441: 22-23 (= TLG 4373/7).
  53. См., как послушание упоминается в перечне из восьми добродетелей: «έν νηστείςι καί άγρυπνία καί ψαλμψδία καί εύχή καί ύπακοή και ήσυχία καί ταπεινοφροσύνη καί ακτημοσύνη» (Callinic. Vita sancti Hypatii 3, 12: 4-8 / J.M. Bartelink, ed. Paris, 1971. (SC; 177) (= TLG 2770/1)).
  54. «έν ύποταγή γόγγυσος, έν ύπακοή αντίλογος» (в подчинении ворчун, в послушании прекословник). См.: Syr. Sermo animae utilis / K.G. Phrantzoles, ed. Thessalonica, 1994. Vol. 5. P. 110: 1-3 (= TLG 4138/77).
  55. Ephr. Syr. De perfectione monachi / K. G. Phrantzoles, ed. Thessalonica, 1990 Vol. 3. P. 376: 5-8 (= TLG 4138/47).
  56. Tillard J.-M.-R. Obéissance // Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire. Paris, 1981. T. 11. Col. 535-563, 557.
  57. Cp.: Theodor. Studit. Ep. 62: 21 / G. Fatouros, ed. Berlin, 1992 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis; 31) (= TLG 2714/2); Theolept. Philadelph. Oratio, monastic. 13: 41-42 (здесь говорится о том, что подчинение и послушание игуменье является необхо­димым элементом монашеского служения делом: «Тогда ты, — обращается преподобный к монахине, — воплощаешь логос добродетели»),
  58. Ps.-Gregent. Vita sancti Gregentii 9: 80-82 / A. Berger, ed. Berlin; N. Y., 2006 (= TLG 2833/1).
  59. См.: Nicol. Andidaeus. Oratio contra eos qui azyma offerunt 1-5 // Revue des études byzantines / J. Darrouzès, ed. 1974. VoL 32 (= TLG 3122/1).
  60. Очевидно, послушание может быть приобретено и прежде вступления в монастырь: Vita Euthymii Junioris 7: 35-38 // Revue de l’Orient chrétien / L. Petit, ed. 1903. Vol. 8 (= TLG 5094/1).
  61. Cm.: Greg. Nyss. Contra Eunom. 1, 1, 193: 7-11 / W. Jaeger, ed. Leiden, 1960 (= TLG 2017/30).
  62. «…ει πρός τούς γεννήσαντας ήμάς άναγκαία έστίν ή υποταγή καί τιμή, πόσω μάλλον ή πρός αυτόν, τόν αυτούς καί ήμάς πεποιηκότα Θεόν» (Sym. Neotheolog. Cateches. 7: 332­334 / B. Rrivochéine, J. Paramelle, eds. Paris, 1963. (SC; 96) (= TLG 3116/9)).
  63. Dionys. Areopag. De eccl. hierarch. / G. Heil, A.M. Ritter, eds. Berlin, 1991. S. 117: 20-22 (Patristische Texte und Studien; 36) (= TLG 2798/2).
  64. «ή τού λόγου ύπακοή, ήν δή πίστιν φαμέν» (Clem. Alex. Paedagog. 1, 13, 101, 1: 7 / Μ. Harl, H.-L Marrou, C. Matray, С. Mondésert, eds. Paris, 1960. (SC; 70) (= TLG 555/2).
  65. «Ύπακοή γάρ έστιν άπιστία έαυτφ έν τοϊς καλοϊς ϋπασι μέχρι τέλους ζωής» (Jo. Clim. Scala 4 // PG. 88. Col. 680: 33-34).
  66. Jo. Chrys. In Cenes. 7, 1 // PG. 54. Col. 610: 34.
  67. Cp.: «άντιρροπον τής ύπακοής είσαγέτω τήν άγάπην» (Jo. Chrys. ln ep. ad Ephes. 20, 4 // PG. 62. Col. 140: 56).
  68. Nicol. Catascep. Vita s. Cyrilli Phileotae 38, 3: 11-12.
  69. Apophth. patr. (coll. alphabet.) // PG. 65. Col. 392A: 6-11.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий