История Русской ЦерквиМакарий (Веретенников) архим.

МАКАРИЙ (ВЕРЕТЕННИКОВ), архим. Деятельность святого митрополита Максима на Русской кафедре (с приложением «Поучения» и «Повести о митрополите Максиме»)

 Аннотация

Публикация представляет собой исторический и биографический очерк, посвященный деятельности святого митрополита Максима, грека по национальности, на Русской кафедре и его вкладу в развитие Русской Церкви. Автор по крупицам собирает всю возможную информацию о личности и митрополичьем служении святителя Максима, особое внимание уделяя его значению в истории Русской Церкви, которое выразилось в его историческом переезде из разоренного Киева во Владимир, что, как известно, положило начало переносу митрополичьей кафедры в Москву. Особо отмечается история Максимовской иконы Богоматери, названной так по имени митр. Максима, а также чудесного омофора, полученного митр. Максимом во время сонного видения ему Божией Матери в момент его прибытия во Владимир. К публикации прилагаются оригинальные тексты на славянском языке – «Поучение» митр. Максима и «Повесть о митрополите Максиме».

Ключевые слова:

митрополит Максим, история Русской Церкви, Максимовская икона Богородицы, омофор митрополита Максима, митрополичья кафедра Владимира, Русская кафедра.

После кончины митрополита Кирилла II в Константинополе был поставлен на Русь грек митрополит Максим[1]. Он родился, очевидно, в середине XIII века и был современником восстановления православной Византии, когда в 1261 году Константинополь был отвоеван греками у латинян. Под 1283 годом говорится в летописи:

«Поставлен бысть Максим гречин на Русь митрофолитом»[2].

В Никоновской летописи пространнее говорится об этом событии:

«В лето 6791. Поставлен бысть на Киев и на всю Русь Максим митрополит, гречин, патриархом Цареградцким»[3].

Несколько ниже читаем в той же летописи о новом первосвятителе:

«Того же лета прииде из Грек, изо Царяграда, на Киев и на всю Русскую землю Пресвященный Максим Митрополит, родом гречин»[4].

В летописи конца XVII века называется имя предстоятеля Византийской Церкви, который посвятил его:

«Просвещен бысть Митрополит Киевский Максим Грек от Георгия Патриарха Константинопольскаго»[5].

Очевидно, имеется в виду патриарх Григорий II Кипрский, занимавший кафедру в 1283–1289 годах[6].

По прибытии на Русь в 1283 году новый первосвятитель совершает путешествие к хану Туда-Менгу.

«Того же лета ходиша во Орду к царю Пресвященный Максим, Митрополит Киевский и всеа Русии, того же лета и прииде изо Орды на Русь»[7].

Очевидно, святитель Максим направился в Орду также и по поручению византийского императора Андроника II Старшего (1282–1328 гг.). В историографии встречаются утверждения о том, что, подобно князьям, и русские митрополиты должны были перед вступлением на кафедру ехать в Орду к хану за ярлыком, подтверждающим их полномочия, с чем не согласен Е. Е. Голубинский[8].

Прибывший новый митрополит Максим собирает в 1284 году на Собор всех русских епископов в Киеве.

«В лето 6792. Позвани быша епископи вси Русскиа в Киев к Максиму, Митрополиту Киевскому и всеа Русии»[9].

О причине созыва иерархов летопись молчит. Святитель мог проинформировать русских иерархов о преимуществах, «которые он испросил у хана для духовенства, и посоветоваться с ними о средствах оградить духовенство навсегда от бедствий и гонений, которые непрестанно постигали прочие сословия государства»[10]. Несомненно, он сообщил о положении дел в православной Византии. Михаил VIII Палеолог (1261–1282 гг.) в 1261 году восстановил Византийскую империю, изгнав латинян из Константинополя[11], но, чтобы обезопасить государство и заручиться поддержкой Запада, он пошел на принятие Лионской унии с католичеством в 1274 году[12]. Уния в Византии не была принята, но лишь вызвала раскол в обществе[13]. Истинные же намерения латинян в отношении православных наглядно показывает событие 1284 года на Афоне, когда в болгарском монастыре Зограф латиняне сожгли двадцать шесть монахов во главе с игуменом[14].

В 1285 году святитель Максим начинает путешествия по Северной Руси: во Владимир, Новгород, Псков. Никоновская летопись сообщает о деятельности святителя Максима, который, подобно митрополиту Кириллу, «по обычяю своему хожаше по всей земли Русстей, учяше и наказуяше, управляше»[15]. На миниатюре Лицевого свода он изображен четыре раза: служащим в саккосе, беседующим в мантии и дважды – путешествующим на коне со свитою[16]. В Лаврентьевской летописи читаем:

«В лето… 6793 приеха митрополит Максим Суздалю, того же лета заложена бысть церкви Святаго Спаса на Тфери»[17].

Заслуга построения каменного кафедрального собора принадлежит князю Михаилу, его матери княгине Ксении и первому Тверскому епископу Симеону. «Посвящение собора Спасу, по мнению Воронина, “повторяло посвящение собора в Переславле-Залесском и, видимо, отражало значение Переяславля, к обладанию которым стремились Тверские князья”»[18]. Митрополит Максим посетил неразоренный завоевателями древний Новгород.

«В лето 6793 [1285 г.]. Прииде в Новъгород митрополит Максим Киевъскы и всея Руси; владыка же и новгородци сотвориша ему честь велику»[19].

Не названный в летописи Новгородский архиепископ Климент был избран в 1274, а его хиротония состоялась в 1276 году († 1299 г.).

Летопись сообщает об архиерейских хиротониях, совершенных митрополитом Максимом.

«В лето 6796 [1288 г.]… поставлен бысть Яков епископом Володимерю[20], того же лета преставися Игнатеи епископ Ростовскыи[21], того же лета поставлен бысть Тарасии епископом Ростову»[22].

«В лето 6797 [1289 г.]. Преставися Семион епископ Тферьскыи; князь же Михаило Ярославичь посла на Киев игумена Ондрея Пречистыя из общего манастыря на епископью к митрополиту Максиму, и постави его. Бе же сеи Андреи родом литвин, сын Ерьденев Литовъскаго князя»[23].

Таким образом, после кончины первого Тверского иерарха, который был переведен из Полоцка святителем Кириллом, был поставлен преемник ему по кафедре. Новый тверской владыка был двоюродным братом благоверного князя Довмонта Псковского[24] († 1299 г., память 20 мая). В 1295 году:

«…приеха Максимъ митрополитъ ис Киева, Якова владыку Володимерьскаго свед с епископьи… того же лета поставленъ бысть Семенъ епископомъ Володимерю»[25].

Второй митрополит данного периода так же, как и святитель Кирилл, посещал и южнорусские епархии, побывав в Галицко-Волынской области. Это явствует из «Жития митрополита Петра». Последний, будучи игуменом монастыря на реке Рате, подарил прибывшему митрополиту икону Богоматери, им самим написанную[26]. В клейме житийной иконы святителя Петра начала XVII века изображено, как игумен «Петр подносит написанную им икону митрополиту Максиму»[27].

Каково было положение Русской земли в конце XIII века? Летописи сообщают о многих татарских набегах. В 1273 году приходили «царевы татары» и разоряли города Северо-Восточной Руси. В 1275 году татарская рать громила на обратном пути из Литвы южнорусские города[28]. В 1281 году приходили татары во главе с Кавгадыем и Алчедеем на Северо-Восточную Русь. В 1282 году ордынская рать Турантемира и Алыни опустошила землю вокруг Владимира-на-Клязьме и Переславля. В 1288 году ходила татарская рать по Рязанской и Муромской земле. В 1293 году приходила Дюденева рать, названная так по имени ханского брата Тудана[29]. Погром «дюденевой рати», согласно летописи, был ничуть не меньше, чем при нашествии Батыя. В какой-то мере ситуация ухудшилась, так как ордынцы к тому времени научились вылавливать людей, прятавшихся в лесах, о чем свидетельствует летопись: «Людей из лесов изведоша»[30]. Орда использовала распри среди русских князей в своих целях, направляя свои тумены[31] для разорения Русских земель. В 1289 году восставшие ростовчане изгнали ордынцев. Это положило начало уничтожению баскаческой[32] системы на Руси[33]. Таков исторический фон бедствий в стране, на котором проходила деятельность митрополита-грека.

В связи с этим в 1299 году происходит важное церковно-историческое событие. Об этом читаем в Лаврентьевской летописи: «Того же лета митрополит Максим, не терпя татарьско насилья, оставя митрополью и збежа ис Кыева и весь розбежался. А митрополит иде ко Бряньску и оттоле иде в Суждальскую землю и со всем своим житьем»[34]. Никоновская летопись продолжает и развивает тему перехода первосвятителя на север: «…и сяде в Володимери, и в Суздале, и в Новегороде в Нижнем и прочая тамо прилежащая места. А Симеона Володимерскаго посла в Ростов, и даде ему Ростовскую епископью»[35]. Н. Г. Бережков отмечает: «Точная дата прибытия его во Владимир остается неизвестной; читаемое в летописях (Софийская I, Воскресенская) сообщение, что Максим “седе во Владимире” 18 апреля, явно ошибочно»[36]. Можно сказать, что проблема оставления своего города коснулась не только Киева, но и, например, Чернигова. В «Житии святителя Алексия» говорится:

«Случися судом Божиим на град Чернигов часта варварьская нахождениа, грех ради человечьскых быващих, тем же и мнози мужи благочестивыи по различным странам нужди ради преселениа творяху»[37].

Таким образом, в 1299 году Киев был в очередной раз разрушен и все жители его разбежались. «Татарское насилие над Киевом явно связано с происходившей в 1299 году войной между Тохтой и Ногаем… Киев входил в сферу влияния Ногая и стал жертвой похода войск Тохты»[38]. Новым местом пребывания митрополичьей кафедры становится Владимир-на-Клязьме. В летописи конца XVII века говорится, что митрополичья кафедра «пренесеся с Киева в Москву ради татарския обиды и непокоя. И оттоле начаша митрополиты Киевстии в Москве жити, а в Киеве токмо намесники бяху, по свидетельству харатейных древних летописцов»[39].

Впрочем, Успенский собор во Владимире в то время был в разоренном состоянии после нашествия дуденевой рати в 1293 году. Прибыв во Владимир, Максим перевел епископа Владимирского Симеона (1295–1299 гг.) в Ростов (1299–1311 гг., † 1314 г.), а сам стал управлять Владимирской епархией, но и о Киевской заботился, оставив там своего наместника. Начавшаяся ранее тенденция к перенесению жизни на север, таким образом, продолжилась. Если предшественник святителя Максима в конце своей жизни поставил епископа во Владимир, то святитель Максим перевел владимирского иерарха в Ростов.

Для переноса митрополичьей кафедры, несомненно, нужны были должные исторические обстоятельства и канонические обоснования. Во-вторых, требовалось утверждение Собором перенесения кафедры. Соборное утверждение было сделано позже, в 1354 году. В 1299 году было соблюдено только первое условие, что объяснялось разорением Киева татарами. Но митрополит по-прежнему имел титул Киевского. Б. А. Успенский проводит параллель между византийской Никеей и русским Владимиром.

«Перенос Киевской Митрополии во Владимир после татаро-монгольского нашествия (в 1299 г.) в целом ряде отношений напоминает перенос Константинопольской Патриархии в Никею после завоевания Константинополя (в 1208 г.), и это сходство является не случайным: надо полагать, что Киевская Митрополия была перенесена во Владимир именно ввиду прецедента, созданного в Никейской империи. Соответственно, русские митрополиты во Владимире (а затем в Москве) продолжают именовать себя Киевскими, подобно тому, как византийские патриархи, оказавшись в Никее, продолжали именовать себя Константинопольскими»[40].

Событием, подтверждающим промыслительность перенесения первосвятительской кафедры во Владимир, было чудесное явление Богоматери святителю Максиму. Как некогда Пречистая Дева явилась князю Андрею Боголюбскому[41], таким же образом Она явилась и митрополиту Максиму. Это событие нашло отражение в русской иконографии. Известна Максимовская икона Божией Матери[42], написанная в 1299 году и изображающая видение[43], бывшее святителю Максиму. В службе чудотворному образу говорится, что митрополит Максим учредил празднование в честь Максимовской иконы:

«Воистинну священное ныне, Богомати, сие торжество, егоже святитель Максим учреди во свидетельство всем неусыпнаго Твоего о стаде Твоем промышления»[44].

Сохранилось свидетельство о пастырском попечении святителя. В Кормчих книгах встречается Правило митрополита Максима. В конце текста читаем: «Си вся глаголю Вам, учя вас, чяда моя». Поэтому целесообразнее данный текст называть проповедью, с которой митрополит Максим обратился в Успенском соборе Владимира к молящимся. Проблема соблюдения или несоблюдения поста в среду и пятницу волновала владимирскую паству в XIII веке. В этом поучении святитель говорит о соблюдении поста в среду и пяток в зависимости от времени церковного года. Скоромной является пасхальная седмица.

«Аще и въсхотят человеци и въ среду Препловения, и се не есть удръжано». Скоромной также является неделя после Троицы, перед началом поста апостолов Петра и Павла, «но и в сю среду и пяток, иже ли суть благочестивии от человек, сии не ядять мяса, аще ли ядят сии, несть удръжанно». Если начало Рождественского поста, праздник апостола Филиппа, придется на среду или пятницу, то «не подобно ясти мяс християном».

С наступлением праздника Рождества Христова вкушается мясо «и до Васильева дни». В Рождественский сочельник мясо и рыба не вкушаются, а если в субботу или в воскресенье – «хлеб и вино да ядять по вечерни». Если Крещенский сочельник прилучится в субботу или воскресенье, то «по службе Иоанна Златоустаго, хлеб и вино да ядять дондеже по вечерни». На праздник Крещения, и в среду и в пяток, «подобает ясти мясо». «В иную среду и пятницу не ясти мяса и до недели, иже пред мясопусты, и сию всю неделю неудържанно ясти мясо про ересь арьменьскую»[45].

Заключительная мысль первосвятительского поучения посвящена браку: «Жена спасения ради человечьскаго бысть»[46]. Невенчанные супружеские пары он благословляет непременно венчаться в храме. «И аще послушаете мене, пастуха душ ваших, – благодать Богу; аще ли ни, то мы вне греха есмы». Заключительная фраза: «Благодать Божия и благословение мое будет с всеми правоверными христианы, молитвами Пречистыя и Пресвятыя Владычицы нашея Богородици и всех святых, всегда и ныне и присно и в векы веком, аминь»[47]. Указание на молитвы Пречистой Девы, возможно, подтверждает произнесение слова в Успенском соборе. Данное творение святителя Максима датировалось 1283–1305 годами[48]. Теперь же можно сузить его хронологические рамки: 1299–1305 годы. Пробыв более двадцати лет на Руси, митрополит Максим, очевидно, вполне мог обращаться к пастве на родном для нее языке.

С перенесением кафедры Владимирская епархия становится митрополичьей областью. Предполагается, что из нее был выделен Суздаль, а первым владыкой Суздальским стал епископ Иоанн[49].

«Митрополит всея России, приняв кафедру и земли после владимирских епископов, принял вместе с тем и монастыри, которые находились на землях кафедры. Поэтому такие монастыри назывались еще в XIV в. “извечными митрополичьими”»[50].

Успенский собор города, где теперь пребывал глава Церкви, был отреставрирован, при этом в юго-западном углу был устроен придел Великомученика Пантелеимона[51]. Хотя русские князья в то время, получая титул Великого князя, жили в своих стольных городах, тем не менее прибытие митрополита Русского во Владимир содействовало возвышению этого града[52].

В то же время следствием перенесения кафедры во Владимир явилось первое в истории разделение единой Русской Митрополии. В то время существовало два Великих княжества: Владимирское на севере страны и Галицко-Волынское – на западе. Первоначально митрополит, находясь в Киеве, пребывал географически между двумя этими княжествами. С перенесением же кафедры во Владимир, он оказался в столице северного князя, т.е. в удалении от южного. С этим не захотел смириться князь Галицкий, которым в то время был Юрий Львович (1301–1308 гг.), внук Даниила Романовича. Он стал добиваться от Константинопольского Патриарха назначения в Галицию отдельного митрополита. В результате этого при византийском императоре Андронике II Палеологе Старшем (1282–1328 гг.) и патриархе Афанасии (1289–1293 гг., 1303–1311 гг.) была учреждена Галицкая Митрополия. Первым митрополитом был Нифонт (1303–1305 гг.), который, очевидно, был галичским уроженцем[53]. Ему были подчинены шесть южных епархий: Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Туровская[54]. После смерти митрополита Нифонта в 1305 году тот же князь Юрий Львович посылает в Константинополь для поставления митрополитом игумена Ратского монастыря Петра.

Под 1300 годом летопись сообщает:

«В лето 6808. Приеха Максим митрополитъ в Новъгородъ, и Ростовьскыи епископъ Семенъ, и Тферьскыи епископъ Андреи, и поставиша архиепископа Новугороду Феоктиста; знаменаша его въ церкви святою Бориса и Глеба, месяца июля 29; того же месяца и поставиша его въ святои Софьи, на память святою апостолу Петра и Павля; и бысть радость Новугороду о своемь владыце»[55].

В другой летописи говорится о предшествовавшем избрании иерарха на вече, затем «посадиша его на владычном дворе, дондеже оуведают, где митрофолит»[56]. В Новгороде еще не знали о местопребывании главы Церкви в связи с оставлением им разоренного Киева. О новгородском владыке известно, что он управлял епархией «лет 8, и иде въ манастырь Святыя Богородиця къ Благовещению; и бысть 3 лета, и преставися декемврия въ 23, и положенъ бе въ церкви Святыя Богородиця»[57]. В службе архиепископу Новгородскому Феоктисту[58] говорится, что он был рукоположен «крайняго святителя рукоположением»[59].

При святителе Максиме получила продолжение деятельность Владимирского Собора 1273 года и митрополита Кирилла по распространению канонической письменности на Руси. Митрополит Максим послал Кормчую книгу епископу Рязанскому Ефрему, с нее в 1284 году была сделана копия, получившая именование Ефремовская Кормчая[60]. К деятельности митрополита Максима и времени его пребывания в Киеве Я. Н. Щапов относит создание протографа Лукашевичской Кормчей книги[61]. Летописи, сообщая о рождении митрополита Алексия[62], называют среди исторических лиц того времени и митрополита Максима[63].

Несомненно, что на протяжении своего служения святитель Максим выдавал различные грамоты, но нам известно только одно упоминание о его грамоте: оно содержится в позднейшем документе. В грамоте митрополита Феогноста упоминается грамота святителя Максима епископу Рязанскому, в которой он требует, чтобы в ведении «Рязанской епархии были все земли по Великую Ворону»[64] реку.

Имеются некоторые сведения об участии митрополита в государственных делах. В 1302 году почил, не оставив наследника, Переяславский князь Иван Дмитриевич, завещав свой удел князю Московскому Даниилу († 1303 г., память 4 марта). Великий князь Андрей, однако, направил в Переяславль своих наместников, которых затем изгоняет князь Даниил. После кончины последнего «на княжении в Переяславле остается его сын Юрий»[65]. Великий князь Андрей ездил в Орду. И о дальнейших событиях 1304 года читаем в Симеоновской летописи:

«Того же лета на осень князь Великии Андреи вышел из Орды с послы и с пожалованием царевым, и съехашася на съезд в Переяславль вси князи и митрополит Максим, князь Михаило Ярославич Тферскыи, князь Юрьи Даниловичь Московскыи с братьею своею; и ту чли грамоты, царевы ярлыки, и князь Юрьи Даниловичь приат любовь и взял себе Переяславль, и разъехашася раздно»[66].

После кончины Великого князя Андрея Александровича в 1304 г. Великим князем стал князь Тверской Михаил[67], получивший ярлык в Золотой Орде. Вслед за князем Тверским туда собирается его двоюродный племянник, князь Юрий Данилович Московский[68]. «Когда Юрий был во Владимире, блаженный приснопамятный митрополит Максим со многою мольбою запрещал ему идти в Орду, говоря:

”Я обещаю тебе с княгинею, матерью князя Михаила, чего хочешь из отчины вашей, то тебе даст”[69].

Он же, обещаясь, говорил:

“Хотя, отче, пойду в Орду, но не ищу княжения великого”»[70].

Далее в «Житии» тверского князя говорится:

«Но милостью Пречистой Богородицы и всех святых пришел благоверный великий князь Михайло на Русь и посажен был на престоле деда и отца своего у Святей Богородицы во Владимире блаженным и преподобным Максимом, митрополитом всея Руси»[71].

Таким образом, наследие князя Андрея Боголюбского – стольный град Владимир и его Успенский собор – занимает в то время первенствующее положение в Русской земле. Князь Юрий Московский, однако, не сдержал своего слова[72]. Так началась борьба Москвы с Тверью за великое княжение, развернувшаяся уже после служения митрополита Максима.

Предстоятель Русской Церкви скончался в декабре 1305 года и нашел место упокоения во Владимире[73], о чем говорится в летописи:

«Того же лета преставися Пресвященный Максим, Митрополит Киевский и всеа Русии, в Филипово говение, месяца декабра в 6 день, на память святаго чюдотворца Николы, и положен бысть в Володимери в церкви Пречистыа Богородици»[74], в приделе Великомученика Пантелеимона. В Новгородской летописи указана другая дата его кончины:

«Тоя же зимы Максим Митрофолит преставися, декабря 16»[75].

Предпочтение следует отдать первой дате. В Успенском соборе творилась память-поминовение почившего первосвятителя:

«По Максиме Митрополите пети в год 2 панихиды, одна на преставление его декабря в 6 день, другая августа в 13 день»[76].

Поскольку тринадцатого августа Церковь чтит память византийского богослова, преподобного Максима Исповедника[77], постольку эта дата является днем именин, а не кончины святителя Максима.

В XVII–XVIII веках над погребением митрополита Максима во Владимирском соборе помещалась древняя Максимовская икона Богоматери, ныне находящаяся в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. На ней имелась следующая надпись:

«Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299 г.) по видению Максима Митрополита Киевского, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путнаго шествия в келлии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и не обычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица держащи на руку Превечнаго Младенца, и рекла: Рабе мой Максиме! Добре сотвори, яко пришел еси семо посетити град мой. И подав ему омофор, рекла, приими сей омофор и паси в граде Моем словесныя овцы. Он же прием, возбудися от сна и в келии никого не виде, а омофор обретеся в руце его; он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине; и повеле князь написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим. Омофор же, во время безбожнаго царевича Талича, егда плени град и разори, где скончася, не известно»[78].

Омофор, врученный Божией Матерью, хранился более ста лет в Успенском соборе Владимира. В 1410 году, во время нашествия врагов на этот город, омофор был сокрыт ключарем Успенского собора, священником Патрикием, которого затем замучили татары[79].

Сохранилась поздняя «Повесть о Митрополите Максиме» – памятник владимирской агиографии XVII века. Повесть известна в единственном списке конца XVII–начала XVIII века и имеет следующее заглавие: «Месяца декабря в 15 день сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии»[80]. Во введении повести говорится о том, сколь спасительно слушать сказания о святых святителях. Затем говорится о вручении святителю Максиму игуменом Петром написанной им иконы Пресвятой Богородицы, что было взято автором из «Жития святителя Петра»[81]. Говоря о первосвятительской деятельности, неизвестный автор сообщает о поставлении им трех иерархов на вдовствующие кафедры, о том, что перенесение Русской кафедры митрополитом Максимом из Киева во Владимир завершилось чудесным явлением Пречистой Девы святителю, о том, что явившаяся Богоматерь вручила ему омофор. В «Повести» также говорится о написании иконы, которая стала известна как Максимовская. В конце рассказывается о кончине и погребении митрополита Максима в Успенском соборе Владимира, где находились Максимовская икона и омофор. Завершается «Повесть» сообщением об утрате омофора в 1410 году, во время нашествия на Владимир татарского царевича Талычи.

В «Повести» содержатся уникальные сведения: омофор был багряновидный, для него был изготовлен драгоценный ковчег, в котором он и хранился в Успенском соборе. Над ковчегом была устроена сень – «небо чюдное меденое». Текст в рукописи имеет некоторую редакторскую правку, усиливающую местное своеобразие. Если в «Повести» говорится о событии во Владимире, то сверху над строкой всегда подчеркнуто – «зде»; называется в «Повести» соборный храм – на полях имеется вставка:

«Успения Пресвятыя Богородицы златоверхия» и т. д. В основе этого произведения лежит повествование Воскресенской летописи, автор также использовал надпись на Максимовской иконе и Степенную книгу. Исследователь А. В. Сиренов отмечает, что в конце XVI века Вологодский епископ Иона (Думин) дал вкладом во Владимирский Рождественский монастырь Воскресенскую летопись и Степенную книгу. Можно предположить, что автор «Повести о митрополите Максиме» использовал эти письменные памятники; значит, «она была написана в стенах Рождественского монастыря»[82].

В Иконописном подлиннике приводятся такие данные об облике первосвятителя: «Блаженны Митрополитъ Максимъ, родомъ грекъ, пас Церковь 22 лет. А подоб(ием) рус, брада Златоустаго, в беломъ клобуке и сак лазорь киноварь, испод голубецъ, амфор и Еуангелие. Инде[83] надсед[84], брада Николина»[85]. Изображение митрополитов Максима и Феогноста с нимбами имеется на воздухе 1389 года в деисисной композиции предстоящих Нерукотворному образу[86].

В литийном прошении службы Всем святым в земли Российстей просиявшим называется имя «Максима, Митрополита Киевскаго и всея Руси, Владимирскаго»[87]. В службе святителю говорится, что он «повелением Божия Матере, ему явившейся, укрепився, пребывание Всероссийских владык в град Владимир пренесе. В немже благочестно пожив и паству свою рукою крепкою и любвеобильною к вечному Отечеству управив, на веки в доме Пресвятыя Богородицы упокоился»[88]. Главное деяние митрополита Максима – перенесение кафедры из Киева во Владимир, что определило последующее развитие церковной жизни на Руси. Митрополит Максим – избранный сосуд Божией Матери, удостоенный Ее видения.

ПОУЧЕНИЕ

Благословение Максима, Митрополита всея Руси, к всем христианом прововерным.

Ведомо буди вам, чяда: святии Апостоли и вселеньская Церкви святая не преда нам в всяку среду и пяток ясти мяс, или сыр, или молоко, но всяку крепость сътворишя и епитимию велику положишя про си два дни. Но и святая вселеньская Церкви Божия пресвятое Въскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преда нам, и до Фомины недели, сию всю неделю ясти мяс. Аще и въсхотять человеци и въ среду Препловления, и се не есть удръжано. О сем же и по Пянтикостие празднуем неделя едину происхожение Святаго и Животворящаго Духа, и есть си вся неделя неудръжанно до недели всех святыих, но и в сю среду и пяток, иже ли суть благочьстивии от человек, сии не ядять мяса; аще ли ядят сии, несть удръжанно[89].

И по семъ предаша святии Събори говения святыих Апостол, и говением и се[м], якоже повелешя святии Отци, аще и причтется праздник святыих Апостол в среду или в пятницу, не достоит христианом мяс ясти, но праздновати Святый день и ясти рыбу; аще не причтется в среду или в пятницу, то несть удръжано ясти мяс. По сем же уставишя и говение августа месяца до Успения святыя Богородиця, а в первый [день] августа не ясти мяса, в который день причтется, не ясти ни рыбы. Больше же сущем христианом, аще и причтется праздник святыя Богородица в среду или в пятницу, не ясти мяса, но Пресвятыя ради Богородиця ямы рыбу. Межу святым говением есть и святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: в который день причтется, не ясти мяс. И сию 15 дни не ясти мяса августа месяца, говение велико уставишя святии Отци, и порушивая и ядя мяс, всех праздник святыих Отець отрицяется.

И постави говение по сем 40 дний: в сем есть святаго и великаго страшнаго смотръения и таиньства Божия смотрения, иже быша земная с небесными съвокупление, средоградие стен разорися, и празднуем по плоти рождьству Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аще причтется праздник святаго Филиппа в среду или в пятницу, не подобно ясти мяс христианом, но ясти рыба в ты дни, святаго ради Филиппа, а мяс пустити прежде, в который день причтеться, опроче среды и пятка. Аще же и праздник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа иже по плоти Божественаго Рождьства, в кый день причтется, в той день да ядят мясо, дондеже и до Васильева дни, не удръжимо есть. А иже канон Рождьства в кый день причтется, не достоит ясти мяса, ни рыбы право говеющим. Аще ли причтется канон в суботу или в неделю, устава не раздрешяюща, хлеб и вино да ядять по вечерни.

Пакы пристигнет канон Просвещению в суботу, или в неделю, и якоже и прежде, по службе Иоанна Златоустаго, хлеб и вино да ядять дондеже по вечерни. Аще ли прилучится в ин день канон Рождеству и Просвещению, опроче суботы и недели, бывает служба Васильева, не подобно оставити: аще и не служат на каноне, и заутра подобает служити. Аще и причтется Просвещению святый праздник в среду или в пяток, той день подобает ясти мясо. В иную среду и пятницу не ясти мяса и до недели, иже пред мясопусты, и сию всю неделю неудръжанно ясти мясо про ересь арьменьскую. Си токмо дни, иже суть предане среде и пятнице учтом[90], их же преда святая Церкви, в иныя же среды и пятнице не подобает ясти мяса, ни на Рождьство святыя Богородиця, ни на иный же ни на который праздник, опроче сих, иже написах. Се же все написах про среды и пятнице.

Пишу же и се вам, детем моим, и да вси чяда моя, порождении в купели новосвященней, да дръжите жены от святыя съборное и апостольское Церкви, занеже жена спасения ради человечьскаго бысть. Аще же их дръжите в блуд, без благословения церковнаго, то что ти в помощь есть? Но молися им и нуди их, аще и старии суть и младии, да венчяются в церкви. Си вся глаголю вам, учя вас, чяда моя, к послушянию борзо теците. И аще послушаете мене, пастуха душ ваших, благодать Богу; аще ли ни, то мы вне греха есмы.

Благодать Божия и благословение мое будет с всеми правоверными христианы, молитвами Пречистыя и Пресвятыя Владычиця нашея Богородиця и всех святыих, всегда и ныне и присно и в векы веком, аминь[91].

 

ПОВЕСТЬ О МИТРОПОЛИТЕ МАКСИМЕ

[Л. 337] Месяца декабря в 15 день сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии.

Якоже свет солнечный увеселяет очеса зрящих, тако и о Первосвятителех слово осиявает умы послушающих, и якоже небо украшается звездами, сице и Церковь Божия светится учители, и якоже цветы на поле, сице в церквих гроби святых чюдотворне блещаются. Память святителей есть оставление долгов, память архиерей есть немощных врачевание, утешение скорбящих и избавление страждущих от духов нечистых. Память есть пастырей живот и здравие и путь Царствия Небеснаго показущи нам, якоже произбранный сей Божий слуга послася к нам в Росийскую державу святый[92] блаженный и преосвященный Митрополит Максим всеа Росии святитель и учитель многословесный муж премудрейший [Л. 337 об.] родом Греческия земли. Поставлен бысть в Цареграде в Митрополиты Цареградским Патриархом[93] на Росийскую Митрополию в лето 6791 по благодати Святаго Духа и по избранию всего Освященнаго Собора и послан на Русь по прошению Великих князей. И прииде в славный град Киев и добре пасяше Христову Церковь и поучая люди правоверию и прочия грады проходити ему Росийския державы и поучая люди Божия по преданному Уставу.

Прииде же и Божий человек преподобный игумен Петр со своею братиею благословение от святаго сего Митрополита Максима прияти от своея обители Спасовы и образ Пречистыя Богородицы, иже бе сам написал, принесе святителю. Он же, архиерей, его з братиею благослови, образ же Пречистыя Богородтцы прием с великою радостию и златом и сребром и камением драгим украсив у себе держаше в келии. Во дни же и в нощи молящися Ей непрестанно о сохранении земли Руския даже [Л. 338] до своего[94] живота, иже той святый чюдотворный Богоматере образ и до днесь в царствующем граде Москве обретается в соборной церкви.

По времени же некоем прииде святый Митрополит Максим в Великий Новград ко благоверному князю Димитрию Александровичю ради церковных управлений и даша ему честь велию в лето 6793. И потом прииде в Ростов и постави епископа Тарасия в лето 6796 и потом прииде во Тферь и постави епископа Андрея в лето 6797 и потом в лето 6803 постави епископа Симеона в Володимерь.

Богу же попустившу злочестивых агарян на богоспасаемый град Киев и на православных християн святитель же Божий Максим от многаго насилия и озлобления и скорби от татар прииде ис Киева со всем своим клиросом в преславный град Богоматере Владимир в лето 6807 апреля во 18 день[95], епископу же Владимирскуму Симеону поручи Ростовскую епископию при державе благовернаго Великаго князя [Л. 338 об.] Андрея Александровича сына святаго Александра Невскаго и при епископе Симеоне Владимирском. И по совету и изволением Великаго князя Андрея Александровича преосвященный Максим Митрополит блаженнаго Симеона епископа из Владимира переведе на епископию в Ростов, а сам седе во Влидимери и начася писати: Владимирский и Московский и всеа Росии. И в лето 6808 паки второе ходи святитель Божий Максим в Великий Новград правоверие утвержая, ереси же искореняя, мятежники утоляя, христиан же поучая и постави им епископа Феоктиста июня 29 день.

Сей же истинный и учительный блаженный Максим, вельми преукрашенный в добродетелех смирение стяжа и любовь и чистоту телесную вкупе и душевную просия яко солнце, нищим и сиротам помощник и обидимым великий заступник. И яко же глаголют нецыи и явно повествуют древнии[96] истории, егда сему [Л. 339] блаженному Максиму[97] во Владими[р град][98] пришедшу и от труднаго путешествия в келии своей ему уснувшу и абие видит яко ж и на яве в келии своей свет велий, необычайный. И в том свете явися ему Преблагословенная Владычица наша Пресвятая Богородица держащи на руку Превечнаго маладенца Господа нашего Иисуса Христа и глагола ему: «Рабе Мой Максиме, добре пришел еси посетити град Мой». И подаде ему омофор багряновидный и рече: «Прими сий омофор и паси во граде Моем словесныя овцы». Он же святитель, приим, и от сна возбудися и от ужасти вострепета, бысть безгласен на мног час. О преславное и дивное чюдо в келии его не обретеся никого, а омофор обретеся в руце его. И вскоре сие преславное чюдо всем возвещает. И той дивный омофор в соборной церкви полагает. Благоверный же и Великий князь Андрей и с княгинею и з благородными чады и вси людие от радости слезы испущают и благодарственно Богоматере восписуют и целованием [Л. 339 об.] таковаго дара сподобляются. Великий же князь Андрей и святитель Максим устроиша ковчег злат и положиша в него той святый омофор и поставиша в соборной церкви [зде][99] в Володимери и преславное сие прослыся чюдо по всей Росийстей земли и в Палестине. А по видению во сне, которым видением и подобием виде, и тем подобием для преславнаго чюдесе написа образ Богоматере и украси сребром и златом и постави его во Владимери [зде][100] в соборной церкви. И той образ и до сего дни всеми видим на правой стране у южных дверей.

И потом великому князю Андрею Александровичю ко Господу отшедшу и по нем седе на княжении Владимирском Великий князь Михаил Ярославич Тферский [приснопоминаемый же][101], святый же Максим Митрополит паствуя во Владимери 4 лета и 3 месяцы, мног труд показа и побарая по благочестии земли Росийския державы [Л. 340]. И по сем в старости быв и мало поболев и преставися ко Господу в вечное блаженство в лето 6813 месяца декабря в 16 день [пас Церковь 22 лета][102]. Пречестное же его тело положенло [зде][103] во Владимери в соборной церкви [Успения Пресвятыя Богородицы златоверхия][104] в пределе святаго великомученика Пантелеимона против праваго крилоса. А по бывших его чюдесех и житию издревле образ его святый написан над гробом в молении Пресвятей Богородицы. А [вышепомянутый][105] чюдныйтот омофор, где ныне обретается и о том [явно повествуют] свидетельствуют летописцы.

В лето 6918, егда от нашествия безбожнаго царевича Талыча град Владимир пленен и пожжен и до основания разорен яко от запаления огненнаго и колокола разлияшася и людие же всякаго чина малии и велицыи и ссущими[106] младенцы вси побиени быша и имения многое множество взяше. В то же время [зде][107] во Владимери в соборной церкви ключарь Патрикий затворися и всякия собрав церковныя драгия вещи, [Л. 340 об] с ними же, глаголют, и сей чюдный омофор с ковчегом, елико успе похватив, вознесе на церковь и в стенах сохрани. Безбожнии же татари, высекше церковныя двери, и, вшедше, чюдную икону Богоматере одраша, утварь златую инебо[108] чюдное меденое выняша, а протчая все пограбиша. А ключаря Патрикия о тех сохраненных вещах по многих муках смерти предаша. Он же, страдалец, отнюдь им не покорися и о сем не поведа. И потом и иныя многая на Владимери разорения и пленения быша. И в тех пленениях и разорениях сия преславная и чюдная вещь о омофоре скончася[109].

БАТУРИНА Т.М. Описание святых мучеников Бориса и Глеба в «Житии Александра Невского»

ЛУРЬЕ В.М. Догматическая алхимия. К характеристике источников и догматического содержания послания пресвитера Василия из Дольней Руси, 1511 года

Библиография

Антонова 1963 – Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. [Antonova V. I., Mneva N. E. Katalog drevnerusskoi zhivopisi. Opyt istoriko-khudozhestvennoi klassifikatsii (Catalogue of ancient Russian art. The attempt at a historical classification). M., 1963.]

Барсуков 1882 – Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. [Barsukov N. P. Istochniki russkoi agiografii (Sources of russian hagiografy). SPb., 1882.]

Бережков 1963 – Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. [Berezhkov N. G. Khronologiia russkogo letopisaniia (Chronology of Russian chonicles). M., 1963.]

Борисов 1986 – Борисов Н. С. Русская Церковь в политической борьбе XIV–XV веков. М., 1986. [Borisov N. S. Russkaia Tserkov’ v politicheskoi bor’be XIV–XV vekov (Russian Chruch in the political struggles of the XIV-XV centuries). M., 1986.]

Босли 1993 – Босли Р. Д. Житие св. Игнатия Ростовского // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1993. С. 62–69. [Bosli R. D. Zhitie sv. Ignatiia Rostovskogo (The Life of St. Ignatius of Rostov) // Istoriia i kul’tura Rostovskoi zemli (The history and culture of the land of Rostov). Rostov, 1993, pp. 62–69.

Власов 2006 – Власов А. В. Византийская Церковь в XIII в. и Лионская уния (1274 г.) // Мир Православия. Сборник статей. К 15-летнему юбилею Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Волгоград, 2006. С. 131–166. [Vlasov A. V. Vizantiiskaia Tserkov’ v XIII v. i Lionskaia uniia (1274 g.) // Mir Pravoslaviia. Sbornik statei. K 15-letnemu iubileiu Volgogradskoi eparkhii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Volgograd, 2006, pp. 131–166.]

Войнаков В., прот. 1999 – Войнаков В., прот. Максимовская икона Божией Матери // ЖМП. 1999. T. 6. С. 41–43. [Voinakov V., prot. Maksimovskaia ikona Bozhiei Materi (The Maximus Icon of the Mother of God) // Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii (The journal of the Moscow Patriarchate). 1999. T. 6, pp. 41–43.]

Воронин 1961 – Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. М., 1961. Т. 1. [Voronin N. N. Zodchestvo Severo-Vostochnoi Rusi XII–XV vekov (Architecture of North-Eastern Russian in the XII-XV centuries). M., 1961. T. 1.]

Востоков 1842 – Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. [Vostokov A. Opisanie russkikh i slovenskikh rukopisei Rumiantsevskogo muzeuma (Description of Russian and Slovenian manuscripts of the Rumiantsev museum). SPb., 1842.]

Вышний покров над Афоном 1902 – Вышний покров над Афоном, или сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1902. [Vyshnii pokrov nad Afonom, ili skazaniia o sviatykh chudotvornykh na Afone proslavivshikhsia ikonakh (The most high protection over Athos, or accounts of holy miracle-working icons revealed on Athos). M., 1902.]

Голубинский 1900 – Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1900. [Golubinskii E. E. Istoriia Russkoi Tserkvi (History of the Russian Chruch). M., 1900.]

Горский 2000 – Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000. [Gorskii A. A. Moskva i Orda (Moscow and the Hord). M., 2000.]

Горчаков 1871 – Горчаков М., свящ. О земельных владениях Всероссийских Митрополитов, Патриархов и Священного Синода (988–1738 гг.). СПб., 1871. [Gorchakov M., sviashch. O zemel’nykh vladeniiakh Vserossiiskikh Mitropolitov, Patriarkhov i Sviashchennogo Sinoda (988–1738 gg.) (About the land owned by the Metropolitans, Patriarchs and holy Synod of all Russia (988–1738)). SPb., 1871.]

Грабар 2000 – Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. [Grabar A. Imperator v vizantiiskom iskusstve (The Emperor in Byzantine art). M., 2000.]

Доброхотов 1849 – Доброхотов В. Памятники древности во Владимире Кляземском. М., 1849. [Dobrokhotov V. Pamiatniki drevnosti vo Vladimire Kliazemskom (Ancient artefacts in Vadimir Kliazemskii). M., 1849.]

Донской 2008 – Донской Д. В. Рюриковичи. Исторический словарь. М., 2008. [Donskoi D. V. Riurikovichi. Istoricheskii slovar’ (The Ryurik dynasty. Historical dictionary). M., 2008.]

Дьяченко Г., свящ. 1993 – Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. [D’iachenko G., sviashch. Polnyi tserkovno-slavianskii slovar’ (Full Chruch Slavonic dictionary). M., 1993.]

Евгений (Болховiтiнов), митр. 1995 – Евгений (Болховiтiнов), митр. Вибранi працi з iсторii Киева. К., 1995. [Evgenii (Bolkhovitinov), mitr. Vibrani pratsi z istorii Kieva. K., 1995.]

Иконы Вологды 2007 – Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007. [Ikony Vologdy XIV–XVI vekov (XIV-XVI cent. Icons of Vologda). M., 2007.]

Каргалов 1967 – Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967. [Kargalov V. V. Vneshnepoliticheskie faktory razvitiia feodal’noi Rusi. Feodal’naia Rus’ i kochevniki (Foreign factors in the development of feudal Rus’). M., 1967.]

Каргалов 1998 – Каргалов В. В. На границах стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние XIII–XVIII вв. М., 1998. [Kargalov V. V. Na granitsakh stoiat’ krepko! Velikaia Rus’ i Dikoe pole. Protivostoianie XIII–XVIII vv. (Stand strong on the borders! Great Rus’ and the Wild plane. Opposition in the XIII-XVIII centuries) M., 1998.]

Клосс 2001 – Клосс Б. М. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. Избранные труды. Т. 2. М., 2001. [Kloss B. M. Ocherki po istorii russkoi agiografii XIV–XVI vekov. Izbrannye trudy (Essays on the history of Russina hagiography of the XIV-XVI centuries. Select works). T. 2. M., 2001.]

Кривошеев, Соколов 2002 – Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Русская Церковь и ордынский власти (вторая половина XIII – первая половина XIV в.) // Тюркологический сборник. 2001. Золотая Орда и ее наследие. М., 2002. С. 156–186. [Krivosheev Iu. V., Sokolov R. A. Russkaia Tserkov’ i ordynskii vlasti (vtoraia polovina XIII – pervaia polovina XIV v.) (Russian Chruch and the powers of the Hord (second half of the XIII — fist half of the XIV c.)) // Tiurkologicheskii sbornik. 2001. Zolotaia Orda i ee nasledie (Collection of works of Turkish studies. 2001. the Golden Hord and it’s heritage). M., 2002, pp. 156–186.]

Кучкин 1967 – Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция жития Митрополита Алексея) // Источники и историография славянского средневековья. Сборник статей и материалов. М., 1967. С. 242–257. [Kuchkin V. A. Iz literaturnogo naslediia Pakhomiia Serba (Starshaia redaktsiia zhitiia Mitropolita Alekseia) (From the literary heritage of Pachomius the Serb (The oldest edition of the life of Metropolitan Alexis)) // Istochniki i istoriografiia slavianskogo srednevekov’ia. Sbornik statei i materialov (Sources and historiography of the Slavonic middle ages. Collection of article and studies). M., 1967, pp. 242–257.]

Кучкин 1974 – Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование. М., 1974. [Kuchkin V. A. Povesti o Mikhaile Tverskom. Istoriko-tekstologicheskoe issledovanie (Accounts about Michael of Tver’. A historical-theological investigation). M., 1974.]

Лебедев 2003 – Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до середины XV века. СПб., 2003.

Лобакова 2011 – Лобакова И. А. Описание канонизированных и неканонизированных Новгородских владык и Московских Митрополитов в Иконописном подлиннике первой четверти XVIII в. // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 223–239.

Макарий (Булгаков), митр. 1995 – Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1995. [Makarii (Bulgakov), mitr. Istoriia Russkoi Tserkvi (History of the Russian Chruch). M., 1995.]

Максимовская икона… 1978 – Максимовская икона Божией Матери… // Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. 3. С. 208–209. [Maksimovskaia ikona Bozhiei Materi… (Maximus icon of the Mother of God) // Nastol’naia kniga sviashchennosluzhitelia (The cleric’s handbook). M., 1978. T. 3, pp. 208–209.]

Маясова 1971 – Маясова Н. А. Древнерусское шитье (Ancient russian embroidery). М., 1971. [Maiasova N. A. Drevnerusskoe shit’e. M., 1971.]

Михайлов; Буганов 2006 – Михайлов П. Б., Буганов Р. Б. Григорий II Кипрский // ПЭ. М., 2006. Т. 12. С. 599–601. [Mikhailov P. B., Buganov R. B. Grigorii II Kiprskii (Gregory II of Cyprus) // Pravoslavnaia Entsiklopediia (Orthodox Encyclopedia). M., 2006. T. 12, pp. 599–601.]

Новикова 2001 – Новикова О. Л. О второй редакции, так называемого Соловецкого летописца // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 214–254. [Novikova O. L. O vtoroi redaktsii, tak nazyvaemogo Solovetskogo letopistsa (On the second recension of the so-called Chronicler of the Solovki) // Knizhnye tsentry Drevnei Rusi. Solovetskii monastyr’ (Book centres of Ancient Rus’. Solovki monastery). SPb., 2001, pp. 214–254.]

Охотникова 1985 – Охотникова В. И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Сборник научных трудов. Л., 1985. С. 16–27. [Okhotnikova V. I. Prostrannaia redaktsiia Povesti o Mikhaile Tverskom (an expansive edition of the Tale of Michael of Tver’) // Drevnerusskaia knizhnost’. Po materialam Pushkinskogo doma. Sbornik nauchnykh trudov (Education of Ancient Rus’. From the materials of the house of Pushkin). L., 1985, pp. 16–27.]

Патерик 2000 – Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Владимир, 2000. [Paterik Vladimirskogo Bogoroditse-Rozhdestvenskogo monastyria (Patericon of the monastery of the Nativity of the Theotokos in Vladimir). Vladimir, 2000.]

Патерик 2008 – Патерик земли Болгарской. М., 2008. [Paterik zemli Bolgarskoi (Patericon of the land of Bulgaria). M., 2008.]

Пашуто, Флоря, Хорошкевич 1982 – Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. [Pashuto V. T., Floria B. N., Khoroshkevich A. L. Drevnerusskoe nasledie i istoricheskie sud’by vostochnogo slavianstva (The heritage of Ancient Rus’ and the historical fates of Eastern Slavs). M., 1982.]

Первухин Г., прот. 1901 – Первухин Г., прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. [Pervukhin G., prot. O Tverskikh ierarkhakh (About the hierarchs of Tver’). Tver’, 1901.]

Порфирий, иером. 1890 – Порфирий, иером. Древние гробницы во владимирском Успенском соборе и погребенные в нем князья и святители. Владимир, 1890. [Porfirii, ierom. Drevnie grobnitsy vo vladimirskom Uspenskom sobore i pogrebennye v nem kniaz’ia i sviatiteli (Ancient tombs in the Dormition cathedral in Vladimir and the tombs of princes and hierarchs who were buried there). Vladimir, 1890.]

Прохоров 1978 – Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. [Prokhorov G. M. Povest’ o Mitiae. Rus’ i Vizantiia v epokhu Kulikovskoi bitvy (The story of Mitiai. Rus’ and Byzantium in the epoch of the Kulikov battle). L., 1978.

Румянцев 1842 – Румянцев А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. [Rumiantsev A. Opisanie russkikh i slovenskikh rukopisei Rumiantsevskogo muzeuma (A description of Russian and Slovenian manuscripts of the museum of Rumiantsev). SPb., 1842.]

Салимов 1994 – Салимов А. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994. [Salimov A. Tverskoi Spaso-Preobrazhenskii sobor (The Transfiguration cathedral of Tver’). Tver’, 1994.]

Сводный каталог… ХI–ХIII вв. 1984  – Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI–ХIII вв. М., 1984. [Svodnyi katalog slaviano-russkikh rukopisnykh knig, khraniashchikhsia v SSSR. XI–XIII vv (A complete catalogue of Slavic-Russian manuscript books, stored in the USSR. XI-XII cents.). M., 1984.]

Сиренов 1998 – Сиренов А. В. Повесть о Максиме Митрополите // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 146–148. [Sirenov A. V. Povest’ o Maksime Mitropolite (The tale of Maximus the Metropolitan) // Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi (Dicitonary of publishers and publishing in Ancient Rus’). SPb., 1998. Vyp. 3: (XVII v.). Ch. 3: P–S, pp. 146–148.]

Снессорева 1993 – Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Ярославль, 1993. [Snessoreva S. Zemnaia zhizn’ Presviatoi Bogoroditsy i opisanie sviatykh chudotvornykh Ee ikon (The earthly life of the Most Holy Thotokos and a description of her holy miracle-working icons). Iaroslavl’, 1993.]

Соловьев 1988 – Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Собр. соч. в 18 тт. Т. 3–4. М., 1988. [Solov’ev S. M. Istoriia Rossii s drevneishikh vremen (The history of Russia from ancient times) // Sobr. soch. v 18 tt. (Collection of works in 18 vol.) T. 3–4. M., 1988.]

Соколов 1913 – Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913. [Sokolov P. Russkii arkhierei iz Vizantii i pravo ego naznacheniia do nachala XV veka (Russian hierarch from Byzantium and the right to appoint him before the beggining of the XVth century). Kiev, 1913.]

Срезневский 1882 – Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (Х–ХIV веков). Общее повременное обозрение. СПб., 1882. [Sreznevskii I. I. Drevnie pamiatniki russkogo pis’ma i iazyka (X–XIV vekov). Obshchee povremennoe obozrenie (Ancient examples of Russina writing and language (X-XIV centuries). SPb., 1882.]

Столярова 2000 – Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XIV веков. М., 2000. [Stoliarova L. V. Svod zapisei pistsov, khudozhnikov i perepletchikov drevnerusskikh pergamennykh kodeksov XI–XIV vekov (A compendium of notes taken by scribes, artists and bookbinders of Ancient Russian parchment codeces of the XI-XIV centuries). M., 2000.]

Страдание 26 Зографских… 1978 – Страдание 26 Зографских преподобномучеников // НКС. М., 1978. С. 174. [Stradanie 26 Zografskikh prepodobnomuchenikov (The suffering of monk-martyrs of Zograf) // Nastol’naia Kniga Sviashchennosluzhitelia (The cleric’s handbook). M., 1978, pp. 174.]

Титов 1890 – Титов А. А. Ростовская иерархия. Материалы для истории Русской Церкви. М., 1890. [Titov A. A. Rostovskaia ierarkhiia. Materialy dlia istorii Russkoi Tserkvi (The hierarchy of Rostov. Material for the history of the Russian Church). M., 1890.]

Тихомиров 1962 – Тихомиров М. Н. Краткие заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы. М., 1962. [Tikhomirov M. N. Kratkie zametki o letopisnykh proizvedeniiakh v rukopisnykh sobraniiakh Moskvy (Short notes on the chronicles in manuscript collections of Moscow). M., 1962.]

Тихомиров 1896 – Тихомиров Н. Галицкая Митрополия. Церковно-историческое исследование. СПб., 1896. [Tikhomirov N. Galitskaia Mitropoliia. Tserkovno-istoricheskoe issledovanie (The metropolia of Galicia. A ecclesiatical historical investigation). SPb., 1896.

Т[урчанинов] 1829 – Т[урчанинов] Н. П. О Соборах, бывших в России со времени введения в ней христианства до царствования Иоанна IV Васильевича. СПб., 1829. [T[urchaninov] N. P. O Soborakh, byvshikh v Rossii so vremeni vvedeniia v nei khristianstva do tsarstvovaniia Ioanna IV Vasil’evicha (On the coucils  that took place in Russia since the introduction of Christianity before the rule of John IV Vasil’evich). SPb., 1829.]

Успенский 1998 – Успенский Б. А. Царь и Патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. [Uspenskii B. A. Tsar’ i Patriarkh: kharizma vlasti v Rossii (Vizantiiskaia model’ i ee russkoe pereosmyslenie) (The Tsar’ and the Patriarch: the charisma o power in Russia (The byzantine model and it’s Russian rethinking)). M., 1998.]

Филарет, архиеп. Черниговский. 1884 – Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884. [Filaret, arkhiep. Chernigovskii. Obzor russkoi dukhovnoi literatury (An overview of Russian spiritual literature). SPb., 1884.

Херасков М., свящ. 1871 – Херасков М., свящ. Максим Митрополит Киево-Владимирский и всея Руси // Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1871. T. 17. [Kheraskov M., sviashch. Maksim Mitropolit Kievo-Vladimirskii i vseia Rusi (Maximus the Metropolitan of Kiev and Vladimir and all Rus’) // Vladimirskie eparkhial’nye vedomosti (Journal of the Vladimir Diocese). Vladimir, 1871. T. 17.]

Щапов 1978 – Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978. [Shchapov Ia. N. Vizantiiskoe i iuzhnoslavianskoe pravovoe nasledie na Rusi v XI–XIII vv. (Byzantine and South Slavic law heritage in Rus’ in XI-XIII cents.). M., 1978.]

Щапов 1972 – Щапов Я. Н. Княжеские Уставы и Церковь в Древней Руси XI–XIV вв. М., 1972. [Shchapov Ia. N. Kniazheskie Ustavy i Tserkov’ v Drevnei Rusi XI–XIV vv. (Pricely bylaws and the Church in Ancinet Rus’ XI-XIV cents.). M., 1972.]

 

An Abstract

Fr Macarius (Veretennikov). St Metropolitan Maxim’s Activities at the Russian See (Accompanied by “An Exhortation” and “A Tale of Metropolitan Maxim”)

The publication is an historical and biographical essay dedicated to the activities of St Metropolitan Maxim, an ethnic Greek, at the Russian See and his contribution to the Russian Church development. The author gleans all the possible information concerning St Maximus’ identity and Metropolitan ministry. Special attention is paid to the role he played in the history of the Russian Church: Metropolitan Maximus’ historic move from ruined Kiev to the city of Vladimir set, as is known, in motion the process of moving the Metropolitan See to Moscow. Particular emphasis is paid to the history of Maxim’s icon of the Mother of God, so called after the name of St Metropolitan, as well as of the miraculous omophorion, that is, a white silk embroidered scarf, which the Most Holy Mother of God handed in to the Primate in a lethargic vision. The publication is accompanied by the original texts in Slavonic: “An Exhortation” and “A Tale of Metropolitan Maxim.”

Keywords:

Metropolitan Maxim, History of the Russian Church, Maxim’s icon of the Mother of God, omophorion of the Mother of God, Metropolitan See at Vladimir, Russian See.

Примечания

[1] Пребывал на кафедре с 1283 г. по 6.XII.1305 г. Память 6 декабря. См.: Патерик 2000. С. 52–57; Евгений (Болховiтiнов), митр. 1995. С. 97; Соколов 1913. С. 193–217; Кривошеев, Соколов 2002. С. 175–176.

[2] ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 245; Там же. 1997. Т. 1. С. 526.

[3] Там же. Т. 10. С. 161. Миниатюру в ЛЛС см.: ЛЛС. Кн. 6. С. 445.

[4] ПСРЛ. М., 2000. Т. 10. С. 161.

[5] Тихомиров 1962. С. 52.

[6] Патриарх Григорий – в миру Георгий, избран на Патриарший престол из мирян, был известным богословом и талантливым писателем, противодействовал сведенному с престола Патриарху Иоанну XI (1275–1282 гг.), который симпатизировал униатству (см.: Лебедев 2003. С. 200–205; Михайлов, Буганов 2006.С. 599–601).

[7] ПСРЛ. М., 2000. Т. 10. С. 161; ЛЛС. Кн. 6. С. 450.

[8] Голубинский 1900.Т. 2. Ч. 1. С. 32. Прим. 2;Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 90–91.

[9] ПСРЛ. М., 2000. Т. 10. С. 162.

[10] Т[урчанинов] 1829. С. 61.

[11] Возродив Византийскую империю со столицей в Константинополе, Михаил Палеолог повелел установить в столице «бронзовый монумент, изображавший его в проскинезе перед архангелом Михаилом, его святым покровителем, которому он подносит модель отвоеванного Константинополя» (Грабар 2000. С. 126).

[12] Об этом времени см.: Власов 2006. С. 131–166.

[13] Лионская уния была принята при Папе Григории Х (1271–1276 гг.). Условиями было признание власти Папы православными, а также включение Filioque в Символ веры, взамен обещалось умиротворение с Западом и прекращение крестовых походов. Константинопольский Патриарх Иосиф (1266–1275 гг.) принял 6 июля 1274 года Лионскую унию, хотя Папа игнорировал выставленные требования греков. Византийцы в данном вопросе не были единодушны, против унии особенно были настроены монашествующие. В своей массе духовенство также не приняло унию и Filioque. Первоначально полемика об унии в Византии носила богословский характер, а затем и политический. Патриарх Иоанн XI был сторонником унии. Но для введения унии не помогли и репрессии, которые только скомпрометировали ее.

[14] Вышний покров над Афоном 1902. С. 83–87; Патерик 2008. С. 34–56; Страдание 26 Зографских… 1978. С. 174.

[15] ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 166.

[16] ЛЛС. Кн. 6. С. 445.

[17] ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. С. 526.

[18] Салимов 1994. С. 21.

[19] ПСРЛ. Т. 25. С. 156. См. также: ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 246; ПСРЛ. М., 2004. Т. 25. С. 156; РЛ. С. 326. В ЛЛС говорится, что он посетил и Псков (ЛЛС. С. 452).

[20] ЛЛС. Кн. 6. С. 467.

[21] Житие иерарха см.: Босли 1993. Ростов, 1993. С. 67–68; Пролог. М., 2002. Л. 196–196 об.

[22] ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. С. 526; ЛЛС. Кн. 6. С. 476. О Ростовском епископе Тарасии см.: Титов 1890. С. 30–31.

[23] ПСРЛ. М., 2004. Т. 25. С. 157; ПСРЛ. М., 2000. Т. 24. С. 105; ЛЛС. Кн. 6. С. 477.

[24] Первухин Г., прот. 1901. С. 12.

[25] ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. С. 527–528; ЛЛС. Кн. 7: 1290–1342 гг. М., 2009. С. 42.

[26] Поскольку историк митрополит Макарий (Булгаков) считает, что свт. Максим был в 1301 г. в Константинополе, постольку датирует вручение ему иконы игуменом Петром 1301 годом (Макарий (Булгаков), митр. 1995. С. 152).

[27] Антонова 1963. Т. 2. С. 314; Иконы Вологды 2007. С. 567, 569.

[28] Каргалов 1967. С. 168.

[29] Донской 2008. С. 248.

[30] Каргалов 1967. С. 170.

[31] Тумен – высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска в XII–XIV вв. численностью 10 тыс. воинов. – Примеч. ред.

[32] Баскак – представитель монгольского хана, ведавший сбором дани, учетом населения и контролем над действиями местных властей. – Примеч. ред.

[33] Каргалов 1998. С. 31.

[34] ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Стб. 485.

[35] ПСРЛ. М., 2000. Т. 10. С 172. Также об этом см.: Голубинский 1900.С. 379; ЛЛС. Кн. 7. С. 55–56.

[36] Бережков 1963. С. 122, 322–323.

[37] Кучкин 1967. С. 246.

[38] Горский 2000. С. 39.

[39] Тихомиров 1896. С. 52.

[40] Успенский 1998. С. 374.

[41] † 1174 г., память 4 июля.

[42] Память 18 апреля.

[43] Подробнее о видении см. ниже. См.: Снессорева 1993. С. 138–139; Барсуков 1882. С. 346; Войнаков В., прот. 1999. С. 42.

[44] 3 тропарь 7 песни канона на Утрени. См.: Минея. Апрель. М., 1985. Ч. 2. С. 58.

[45] РИБ. Стб. 139–142. См. также: Голубинский 1900. С. 607–610.

[46] Е. Е. Голубинский высказывает сомнение о принадлежности митрополиту Максиму последнего абзаца Поучения, посвященного вопросу христианского брака (Голубинский 1900. С. 93).

[47] РИБ. Стб. 139–142.

[48] РИБ. Стб. 139–142; Щапов 1972. С. 242.

[49] Клосс 2001. С. 365–366.

[50] Горчаков 1871. С. 178.

[51] Воронин 1961. Т. 1. С. 355; Борисов 1986. С. 38.

[52] Соловьев 1988. Т. 3–4. С. 222.

[53] Тихомиров 1896. С. 40–52.

[54] Щапов 1972. С. 58.

[55] РЛ. С. 91, 330; Новикова 2001. С. 232. См. также: Бережков 1963. С. 279; Херасков М., свящ. 1871. С. 361.

[56] ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 250.

[57] РЛ. С. 474; ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 625.

[58] † 1319 г., память 23 декабря.

[59] 1 тропарь 4 песни канона на Утрени (Минея Декабрь. М., 1982. Ч. 2. С. 247).

[60] Сводный каталог… ХI–ХIII вв. 1984. С. 213; Столярова 2000. С. 135.

[61] Щапов 1978. С. 212; Пашуто, Флоря, Хорошкевич 1982. С. 115.

[62] † 1378 г., память 12 февраля.

[63] ПСРЛ. М., 2004. Т. 25. С. 194; ПСРЛ. М., 2000. Т. 24. С. 135; ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 348.

[64] Срезневский 1882. Стб. 168. См. также: Филарет, архиеп. Черниговский 1884. С. 66; Макарий (Булгаков), митр. 1995. С. 73–74.

[65] Донской 2008. С. 24.

[66] ПСРЛ. М., 2007. Т. 18. С. 86.

[67] † 1318 г., память 22 ноября.

[68] † 1325 г. См.: Донской2008. С. 476.

[69] Памятники литературы древней Твери. Тверь, 2002. С. 27; Клосс 2001. С. 190; Охотникова 1985. С. 18. См. также: ПСРЛ. М., 2006. Т. 26. С. 99; ПСРЛ. М., 2007. Т. 27. С. 56.

[70] ЖМТ. С. 98–99.

[71] ЖМТ. С. 99–100.

[72] Кучкин 1974. С. 227, 255.

[73] Порфирий, иером. 1890. С. 76–81.

[74] ПСРЛ. М., 2000. Т. 10. С. 176; ПСРЛ. М., 2007. Т. 18. С. 87; ЛЛС. Кн. 7. С. 113.

[75] ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 253; ПСРЛ. М., 2004. Т. 25. С. 393; ПСРЛ. М., 2007. Т. 27. С. 237; ПСРЛ. М., 2000. Т. 16. Стб. 58.

[76] Доброхотов 1849. С. 61.

[77] † 662 г., память 13 августа.

[78] Барсуков 1882. Стб. 346–347.

[79] Максимовская икона…1979. С. 208.

[80] Румянцев 1842. С. 526.

[81] Прохоров 1978. С. 207; Клосс 2001. С. 38.

[82] Сиренов 1998. С. 147.

[83] Инде – кое-где (СРусЯ. 6. 1979. С. 235).

[84] Надсед – седоват (СРусЯ. 10. 1983. С. 79).

[85] Лобакова 2011. Т. 2. С 237.

[86] Маясова 1971. Табл. 5, 6; Макарий (Булгаков), митр. 1995. Кн. 3. С. 19.

[87] Минея Май. М., 2008. Ч. 3. С. 357.

[88] Минея Июнь. М., 1986. Ч. 2. С. 246.

[89] Удержано, т.е. запрещено.

[90] Издатель привел такое значение этого слова: точным счетом (РИБ. Т. 6. Стб. 141).

[91] РИБ. Стб. 139–142; МИРЦ. Харьков, 1862. С. 10–13; Херасков М., свящ. 1871. С. 367–371; Макарий (Булгаков), митр. 1995. С. 447–448.

[92] Написано в тексте позднее сверху строки.

[93] На строке после этого слова сделан пропуск. Очевидно, предполагалось вписать имя Патриарха.

[94] Над словом «своего» сверху написано – «кончины».

[95] К этому слову на полях внизу имеется добавление – «бысть же в Киеве на престоле 16 лет».

[96] На полях внизу написано: «Нъ где».

[97] На полях вверху надпись – «в славный Богоматери».

[98] Слова в скобках – написаны на полях рукописи.

[99] Написано сверху между словами.

[100] Написано в тексте сверху между словами.

[101] Написано на полях.

[102] Написано на полях.

[103] Написано в тексте сверху между словами.

[104] Написано в тексте сверху на полях.

[105] Написано внизу на полях.

[106]Дьяченко Г., свящ. 1993. С. 656.

[107] Написано в тексте сверху между словами.

[108] Небо – сводчатый навес, балдахин (СРусЯ. 11. 1986. С. 17).

[109] РГБ. Ф. 256. № 364. Описание рукописи см.: Востоков 1842. С. 524–527.

АВДЕЕВ А.Г. «Чудеса преподобного Иакова Железноборовского». Просопографический и историко-географический комментарий

МАКАРИЙ (ВЕРЕТЕННИКОВ), архим. Деятельность святого митрополита Максима на Русской кафедре (с приложением «Поучения» и «Повести о митрополите Максиме») // Богословский вестник 16–17. 2015. № 1 январь-март, № 2 апрель-июнь. С. 125-154.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий