Авдеев А.Г.Русская агиография

АВДЕЕВ А.Г. «Чудеса преподобного Иакова Железноборовского». Просопографический и историко-географический комментарий

Иоанно-Предтеченский Жедезноборовский монастырь ос­нован при. Иаковом Железноборовским, одним из последних учеников прп. Сергия Радонежского, в конце XIV в. Он располо­жен на дороге, ведущей из Костромы в Буй. В XVI-XVII вв. мо­настырь стоял на стыке пяти уездов — Галичского, Буйского, Ко­стромского, Ярославского и Вологодского. Волость Железный Борок, где стоит обитель и находилась часть ее вотчин, еще в 1450 г., видимо, входила в Галичский уезд, а позднее, до конца XVI в., числилась в Луговой половине Костромского уезда2. Да и сам Жедезноборовский монастырь находится гораздо ближе к Бую, нежели к Галичу, прямого сообщения с которым не имеет.

Волость же Корёга, где располагался основной массив монастыр­ских вотчин, неоднократно меняла административное подчине­ние. Впервые она названа в составе костромских волостей, усту­пленных великим князем Московским Василием Васильевичем князю Галичскому Юрию Дмитриевичу в докончальной грамоте между этими князьями, составленной около 1433 г.3. Как кост­ромская волость Корёга упоминается также в июле 1436 г. (докончальная грамота великого князя Василия Васильевича с кня­зем Галичским Юрием Дмитриевичем)4 и в 1441-1442 гг. (докончальная грамота великого князя Василия Васильевича с князем Галичским Дмитрием Юрьевичем Шемякой)5. Без указания уезда  упоминается в грамотах из архива Железноборовского монастыря 1480-1490-х гг.6. В 1535/38 г. Корёжская волость числилась в Костромском уезде 7, а в 1583/84-1599 гг. и позднее — в Галичском 8. Видимо, в этом и кроется причина того, что в различных публикациях Железноборовский монастырь, равно как и его ос­нователь, именуются то Костромскими, то Галичскими.

В.О. Ключевский, заложивший основы источниковедческо­го изучения памятников древнерусской агиографии, считал ска­зания о посмертных чудесах святых наиболее насыщенными ис­торическим материалом. Это, считал исследователь, «почти единственные литературные источники для истории монастырей после смерти их основателей… в которых местное население яв­ляется с всеми своими нравственными и физическими недуга­ми»9. Не являются здесь исключением и «Чудеса преподобного Иакова Железноборовского», зафиксировавшие исцеления от нравственных и физических недугов у раки подвижника между 1566/67 и 1598 гг.

Преп. Иаков Железноборовский

Данная статья родилась как комментарий к осуществленной А.А. Романовой10 публикации названного памятника, которая наглядно демонстрирует ограниченность методики «традицион­ной» агиографии, заключающейся в издании житийного памят­ника, его археографического анализа и элементарного комменти­рования. В настоящее время одним из перспективных направле­ний расширения методики исследования памятников агиографии, на мой взгляд, является изучение житий и произведений житий­ного круга в комплексе с материалами из археологических раско­пок, актовыми документами, эпиграфическими памятниками и «устной историей». Не менее значимую роль должна играть ис­торическая география: издатель агиографических произведений должен иметь хотя бы элементарное представление о топографии местности, охватываемой изучаемым памятником. Подобная ме­тодика комплексного изучения различных регионов Подмосковья активно разрабатывается С.З. Черновым 11 и может быть с успе­хом применена к памятникам агиографии.

В этой связи предлагаемая вниманию читателей статья представляет собой просопографический и историко­-географический комментарий к «Чудесам преподобного Иакова Железноборовского». В его основу положены данные составлен­ной мною картотеки по населенным пунктам и жителям Галичского уезда. Она охватывает временной промежуток с XIV в. по 1613 г. и включает данные, почерпнутые из летописей, актов, памятников агиографии и других источников. Основы подобного рода исследований были заложены и успешно решались В.Б. Кобриным 12.

Как правило, общим местом в советской атеистической литературе являлось мнение о намеренной фальсификации чудес, совершавшихся у мощей основателей монастырей, с целью при­влечения богомольцев и, соответственно, увеличения доходов обителей. Однако, постулируя данное мнение, подобные критики агиографических памятников исходили скорее из позиций поро­жденного французским Просвещением голого рационализма, не­жели из анализа источников. Тем не менее, сказания о чудесах, совершавшихся при мощах, практически обойдены вниманием исследователей и в наши дни. Однако их просопографический и историко-географический анализ как раз и показывает достовер­ность таких памятников, ибо в них упоминаются конкретные населенные пункты и реальные люди, свидетельствовавшие о фак­тах собственных исцелений.

Помимо прочего оказывается, что сказания о чудесах дают до­полнительный материал по истории конкретных местностей, так как достаточно часто в них содержатся несохранившиеся или не отра­женные в иных источниках сведения по экономической истории, о конфликтах между местным населением и братией монастыря, важ­ные генеалогические и просопографические подробности13.

«Чудеса прп. Иакова Железноборовского» достаточно четко структурированы по времени совершения исцелений, именам и мес­ту жительства исцеленных, что, несомненно, является важным ис­точниковедческим достоинством данного памятника книжности.

По времени «Чудеса прп. Иакова» распадаются на пять хронологических блоков.

  • Первый датирован временем от 1566/67 до 1584 г. (чудеса 1-12),
  • второй — 1584/85 г. (чудеса 13-28),
  • третий — 24 июня 1592 — 31 августа 1593 г. (чудеса 29- 34),
  • четвертый — 24 июня 1595 г. (чудеса 35-37),
  • пятый — 24 июня 1598 г. (чудеса 38-50).

С одной стороны, это свиде­тельствует, что большинство чудес совершалось во время пре­стольного праздника Железноборовского монастыря — в день Рождества Иоанна Предтечи. С другой стороны, следует отме­тить, что чудеса фиксировались в годы наибольшей экономи­ческой стабильности монастыря. Говоря о подъеме обители во второй половине XVI в., А.А. Романова 14 подтверждает свой вывод ссылкой на изданную в 1868 г. книгу «Святые угодники Божии и подвижники Костромские», не имеющую научного значения 15. Между тем, за последние сорок лет были опубли­кованы все сохранившиеся акты из древнейшего ядра архива Железноборовской обители — факт, к сожалению, оставшийся неизвестным исследовательнице. Приведём их хронологиче­ский перечень с указанием публикаций 16:

Таблица

Время Название акта Публикация
1483 г. сентября- 1485 г. марта Разъезжая, по грамоте вел. кн. Ивана Ивановича, судьи Ивана Бестужева земле Железноборов­ского м-ря дер. Вантино с землей волостных крестьян наволоком Нема в Корежской вол. Галичского у. Включенный акт в соста­ве правой грамоты 1521 г. Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М, 1970. С. 462-464. №70.
1483-93 гг. Данная Данилы Борисова с. Железноборовскому м-рю на наволок Не­ма в Корёжской вол. Галичского у. Включенный акт в составе правой грамоты 1521 г. Каштанов С.М. Очер­ки… С. 464—465. Ха 71.

Продолжение таблицы

Время Название акта Публикация
1492/93 г. Оброчная запись крестьян Корёжской вол. Галичского у. иг. Железноборовского монастыря Игнатию на наволок Нема в Корёжской вол. Галичского у. Включенный в акт в составе пра­вой грамоты 1521 г. Каштанов С.М. Очер­ки… С. 467. № 73.
1521 г. мая 24 Правая грамота суда Афанасия Иванова с. Выдрыкова и подья­чего Левы Глебова иг. Железно­боровского м-ря Ионе, келарю Максиму и др. по тяжбе между ними и корежскими крестьянами о земле наволока Немы в Корёжской вол. Галичского у. Каштанов С.М. Очер­ки… С. 467-477. № 74 (без окончания).
1541 г. но­ября 22 Указная грамота «по слову» вел. кн. Ивана IV костромских писцов Поярка Ильича Квашнина и Бо­риса Александровича Ступишина в Буй-город городовому приказ­чику Григорию Федорову с. Гри­горьева об обеспечении владель­ческих прав иг. Железноборов­ского м-ря Нифонта на осадный двор в Буй-городе Каштанов С.М. Из исто­рии русского средневе­кового источника. Акты X — XVI вв. М., 1996. С. 227, 228; Антонов А.В. Костромские монастыри в документах XVI на­чала XVII в. // РД. Вып. 7. М., 2001. С. 208-209. № 103.
1547- 1571 г. Жалованная несудимая? дву­срочная? грамота ц. Ивана IV Железноборовскому м-рю на мо­настырские вотчины в Корёжской вол. Галичского уезда Уп. в жалованной грамоте 1599 г. и в жалованной подтвердительной грамоте 1614 г. [Самарянов В.А. Памяти Ивана Сусанина, за Царя, Спасителя Веры и Царства, живот свой по­ложившего в 7121 (1613) году. Кострома, 1882. С. 63. № 1] как украденная «литовскими людьми» в 1613 г.

Продолжение таблицы

Время Название акта Публикация
1570/71 г. Данная детей боярских Русина и Федора Осиповых с. Яковлева Железноборовскому м-рю на дерр. Левино, Денисово (Попов­ское), Родиовдево (Марфино) и пуст. Рыжково в Луговой полови­не Костромского у. Уп. в жалованной грамоте 1599 г., сотной 1600 г. и в жалованной подтверди­тельной грамоте 1614 г.
1571/72 г. Данная детей боярских Неустроя и Пятого Игнатьевых с. Никонова Железноборовскому м-рю на пустт. Собакино, Фрольцово и Избиково в Луговой половине Костромского уезда Уп. в жалованной грамоте 1599 г., сотной 1600 г. и в жалованной подтверди­тельной грамоте 1614 г.
1572/73 г. Данная детей боярских Федора и Ивана Кузьминых с. Фофанова Железноборовскому м-рю на поч. Усольцов в Луговой половине Костромского у. Уп. в жалованной грамоте 1599 г., сотной 1600 г. и в жалованной подтверди­тельной грамоте 1614 г.
1575/76 г. Данная сына боярского Пятого Игнатьева с. Рубцова Железнобо­ровскому м-рю на дерр. Зайцево и Терехово с пустт. Демьяново и Койцыно в Луговой половине Костромского у. Уп. в жалованной грамоте 1599 г., сотной 1600 г. и в жалованной подтверди­тельной грамоте 1614 г.
1580/81 г. Духовная Фалелея-Русина Оси­пова с. Яковлева Железноборов­скому м-рю на половину пуст. Денисово в Луговой половинпе Костромского у. Уп. в жалованной грамоте 1599 г., сотной 1600 г. и в жалованной подтверди­тельной грамоте 1614 г.
1584—96 гг. Жалованная подтвердительная? грамота ц. Федора Ивановича на монастырские вотчины. Уп. в жалованной под­твердительной грамоте 1614 г.
1596/97 г. Духовная сына боярского Васи­лия Захарова Железноборовско­му м-рю на пуст. Константиново в Луговой половине Костром­ского у. Уп. в жалованной грамоте 1599 г., сотной 1600 г. и в жалованной подтверди­тельной грамоте 1614 г.

Окончание таблицы

Время Название акта Публикация
1596/97 г. Выпись из писцовых книг письма и меры кнн. Федора Кривобор­ского и Артемия Колтовского «с товарыгци» на вотчины Железноборовского м-ря в Луговой поло­вине Костромского у. Изл. в жалованной гра­моте 1599 г., сотной 1600 г. и в жалованной подтвердительной гра­моте 1614 г.
1596/97 г. Данная (?) вдовы Анны Петров­ны Годуновой Железноборовскому м-рю на 4 дерр. и 1 пуст. Уп.: Воскресенский А. Преподобный Иаков, игумен Железноборовский чудотворец и осно­ванный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь Костромской епархии. Кострома, 1913. С. 100.
1599 г. ав­густа 9 Жалованная подтвердительная несу димая двусрочная грамота ц. Бориса Федоровича за красной вислой печатью иг. Железноборовского м-ря Иоасафу на мона­стырские вотчины сцц. Царево, Кантеевское, Яковлевское и Гле­бовское с дерр. в Корежской вол. Галичского у., дерр. Левино, Де­нисово, Родионцево, Зайцево и Терехово с пустг. в вол. Желез­ный Борок Костромского у. и мо­настырские дворы в Костроме, Галиче и Буй-городе. Антонов А.В. Костром­ские монастыри…

С. 210-211. № 106.

1600 г. ян­варя 5 Соггная с книг письма кн. Федора Ивановича Кривоборского и Ар­темия Ивановича Колтовского на вотчины Жепезноборовского м-ря в вол. Железный Борок Луговой половины Костромского у. Антонов А. В. Костром­ские монастыри…

С. 212-214. Ха 107.

Широкую известность зафиксированных в «Чудесах…» в последнее десятилетие XVI в. исцелений при мощах прп. Иакова Железноборовского подтверждает один из эпизодов Жития прп. Адриана и Ферапоита Монзенских, основные события которого разворачиваются в это время. Приведем его:Характерно, что большая часть монастырских актов хроно­логически совпадает с чудесами, фиксировавшимися у раки прп. Иакова. И, вместе с тем, документы монастырского архива отражают расширение вотчины и хозяйственный подъем Железноборовской обители, пришедшиеся на последнюю треть XVI в. Видимо, это явление, отмеченное ранее для Галича и Паисиева Галичского монастыря 17, охватило весь Галичский уезд. По всей вероятности, его можно связать с переориентацией торговых свя­зей на регионы Поволжья после опричного погрома Новгорода.

«Человек некий имянем Кирил по реклу Зеленин жительство имяше во граде Га­личе на посаде, еще млад сый, и впаде в лют недуг и люте огнем жгом, и закосне недуг его, оуже все лето тружаяся в недузе том. И в некое время в полудне явися ему преподобный Ферапонт и рече ему: Что страждеши в недузе сем долгое время? Веси ли манастырь на оустье Монъзы реки? Вольный же рече: Не вем, гос­подине мой, точию вем Железно Боровский манастырь преподобнаго чюдотворца Иякова и молюся ему, дабы исцелил меня от лютыя болезни»18.

Упадок Железноборовского монастыря, очевидно, начался во второй половине XVII в. Немногочисленные акты этого вре­мени из архива обители отложились в составе коллекции И.Е. За­белина в ОПИ ГИМ 19. В 1686 г. обитель потеряла самостоятель­ность, будучи Приписанной к Донскому монастырю в Москве, и вплоть до 1701 г. управлялась присланными наместниками. По­сле указа о секуляризации церковных земель 1764 г. монастырь был выведен за штат. С 1775 г. и вплоть до середины XIX в. он управлялся строителями и иеромонахами, в экономическом плане будучи фактически поставлен на грань выживания. Именно это время характеризуется крайней малочисленностью братии, пол­ным развалом остатков монастырского хозяйства и прекращени­ем какого-либо строительства в полузабытой обители 20. Вопреки убеждению А.А. Романовой 21, насельникам Железноборовского монастыря в это время заниматься агиографией было некогда, да и, видимо, некому.

Таким образом, основные агиографические произведения — Житие и Чудеса прп. Иакова Железноборовского — по времени могут быть связаны именно с расцветом основанного им монастыря.

Перейдем к комментированию чудес, связанных с Галичским уездом, — по именам исцеленных и территориально. Даем номера чудес по публикации А.А. Романовой.

Прежде всего, выделим ошибочные чтения, связанные с географическими названиями.

Чудо 10.

Волость Кулиги, входившая, согласно публикации «Чудес…», в состав Галнчского уезда, в иных источниках не упоминается. Не исключаю искаженное либо при переписке до­кумента, либо при его прочтении издателем название волости Ликурги. Впервые она упоминается в составленной 11 марта 1428 г. докончальной грамоте великого князя Московского Васи­лия Васильевича с князем Галичским и Звенигородским Юрием Дмитриевичем как великокняжеское владение, уступленное Ва­силием Васильевичем князю Угличскому Петру Дмитриевичу 23. Позднее (до февраля 1433 г.) волость вернулась в великокняже­ское владение и в том же году была уступлена великим князем Московским Василием Васильевичем князю Галичскому Юрию Дмитриевичу24. В 1501 — 1502 гг. числилась в Костромском уез­де 25. Не позднее 1576/77 г. она вошла в состав Галичского уезда.

Чудо 36.

«Простил чюдотворец Ияков того ж дни Галича города с посаду ис Тулины улицы от царя Костянтина посадцкого человека жену именем Февронью Стефанову доч». А.А. Романова дала уверенное чтение «Тулина улица», но в Галиче ни в XVI в., ни позднее улицы с таким названием не существовало. Не ис­ключаю искаженное либо при переписке документа, либо при его прочтении издателем иное название улицы. Ее ориентир назван достаточно точно — Царевоконстаниновская церковь, которая, со­гласно дозорной книге Галича 1620 г., стояла «за острогом ме(ж) Шатины и Галибины улицы»26.

В данном случае в «Чудесах…» с наибольшей долей вероятности речь должна идти о Шатине ули­це. Имена посадских людей, проживавших на ней, известны по сотной на посад Галича 1578 г.27 и упоминавшейся выше дозор­ной книги 1620 г. Однако установить двор, в котором проживала исцеленная Февронья, невозможно, так как в «Чудесах…» не на­звано имя ее мужа.

Чудо 48.

«Простил чюдотворец Ияков волостили Курския Галическаго уезда Яковлева крестьянина Елидова Насона Салма­нова сына». Неверное чтение, допущенное издателем. Следует читать «Простил чюдотворец Ияков волости Ликурския Галическаго уезда». Возможно, искажена и фамилия служилого земле­владельца, который, скорее всего, принадлежал к роду Нелидо­вых, пожалованных поместьями в Галичском уезде28.

Дадим теперь комментарии к именам жителей Галичского уезда, исцеленных, согласно «Чудесам…», у мощей прп. Иакова Железноборовского.

Чудеса 9. 25. 26.

Здесь упоминаются представители рода Жадовских — «болярыня именем Марфа доч Луки Жадовскаго» (чудо 9), «Лукина жена Жадовскаго именем Марфа» (чудо 26) и «сын бо­ярский косгромитин Сава Шувашев сын Жадовъского» (чудо 25). Род служилых людей Жадовских служил по Костроме и Галичу. Из галичской ветви рода по актовым материалам, датированным време­нем до 1613 г., известен сын боярский Первой Андреев сын, назна­ченный в конце 40-х гг. XVI в. на великокняжескую службу 29. Оче­видно, в «Чудесах прп. Иакова Железноборовского» упоминаются представители костромской ветви рода.

Чудо 12.

«Простил чюдотворец Ияков Корежския волости нововыежжего пана Остафья Жаровскаго жену Евлампею».

Без сомнения, имеется в виду Остафий Иванов сын Жураковский. Он выехал на службу «ис коруны Полской» в царствование Федора Ивановича и был пожалован за выезд поместьем в трех станах Галичского уезда и денежным жалованьем в 50 руб. в год. В на­чале XVII в. служил по Галичу, «убит… в московское разоренье от полских людей в Ростовском уезде в Борнео Глебском мона­стыре»30. Интересно, что «Чудеса прп. Иакова Железноборовского» относят его выезд ко времени между 1566/67 и 1584 гг.; это, очевидно, свидетельствует о том, что выезд Остафия Жураковского состоялся в самом начале царствования Федора Ивановича. Важно и то, что «Чудеса…» называют одно из мест, где Остафий Жураковский получил поместья, — Корёжскую волость.

Чудо 14.

«Болярин некий именем Василей Белехов».

Род галичских служилых людей Белеховых по актам XV — начала XVII в. неизвестен. В конце XVI — начале XVII в. по Галичу слу­жили патриаршие дети боярские Белые. Вероятно, упоминаемый в чуде Василей Белехов может быть идентичен Василею Игумно­ву сыну Белому. Сын патриаршего сына боярского Игумна Бело­го, он упоминается в актах между 1612/13 и январем 1619 г.31.

Чудо 15.

Если предыдущее предположение верно, то упо­минаемый в чуде «болярин некий именем Леонтей» может быть идентифицирован как дед Василия Белого Леонтий Федосеев сын. Патриарший сын боярский, к сентябрю 1588 г. он находился на службе более 50 лет и был стар32. В таком случае оба чуда привязывают землевладения Белых к Корёжской волости Галичского уезда и свидетельствуют о длительном конфликте этого ро­да с Железноборовским монастырем. И это тем более странно, что к роду Белых, славному традициями благочестия, принадле­жал прп. Кирилл Новоезерский (ум. 1532 г.)33.

Однако подобные конфликты в конце XVI — начале XVII в. не были редкостью в Галичском уезде. Так, в Житии прпп. Ферапонта и Адриана Монзенских сохранился рассказ о тяжбе основанной ими Благове­щенской пустыни с проживавшим по соседству помещиком Алексеем Нелидовым, который

«много оскорьбляше старца Андреяна и братию и прочих живущих ту. Иже в починъках живущих овых биюще, овых же иасилующе, не пущаше в лесы входити и на реки ездити никакого ради орудия, повсюду земли свои име­нован, и грабляху и обнажаху манастырьския люди, всякую тес­ноту и гонение творяху, дабы и разорити хотех святое место и своих ему наоущаху на изъгнание манастырьских людей»34.

За­щитником интересов братии выступил игумен Павло-Обнорского монастыря Иоиль (настоятельствовал в 1597-1603 гг.)35, на деле стремившийся приписать Благовещенскую пустынь вместе с вот­чинами к своей обители. Согласно Житию, конфликт завершился внезапной болезнью и раскаянием Иоиля. Об окончании спора с Алексеем Нелидовым Житие не сообщает. Но, как показыва­ет актовый материал, конфликт был полюбовно решен в пользу монастыря в конце 90-х гг. XVI в.36

Чудо 27.

«Простил чюдотворец Ияков Галическаго уезда Корежския волости сына боярского девицу Пылая Простого дочер именем Офимью». Весьма вероятно, что сыном Пылая Про­стого был галичский служилый человек Григорий Пылаев. В ап­реле 1613 г. он получил в поместье село Левоново с деревнями37. Принадлежность поместья к Корёжской волости в документах не отмечена.

Чудо 28.

«Простил чюдотворец Ияков Галицкаго уезду болярыню именем Марью, жену губного старосты галицкаго Отая Шаского».

Боярин Отай Федоров сын Шанский (Шамский, Шаский) хорошо представлен в актовых документах 80-90-х гг. XVI в. по Галичскому уезду. В 1583/84 — октябре 1595 г. он был галичским губным старостой. В 1591/92 г. выступал послухом по тяжбе Семена Чередова с посадскими людьми Галича38.

Чудо 29.

«Простил чюдотворец Ияков… Феодорова кресть­янина Васильевича Чередова Галицкаго уезду, человека некоего именем Евтихия Софроньева Чюдеския волости деревни Черньцова».

Федор Васильевич Чередов — представитель известного ро­да галичских служилых людей. Изданные на настоящий момент источники позволяют проследить три поколения связанного с Ф. В. Передовым ответвления данного рода.

  1. Чередов Василий Матвеев сын. В декабре 1533-1550-х гт. галичский служилый человек39, позднее галичский дворянин. В декабре 1533 г. захватил городской выпуск Подшибель и пре­вратил его в свою деревню, но по приговору суда вернул землю галичанам40. Центром поместья, вероятно, было с. Михайлов­ское. Видимо, в конце жизни владелец поместного села Банилова близ Галича. Умер до октября 1590 г. 41 Отец Семена, Петра и Федора Чередовых.
  2. Чередов Федор Васильев сын. В 1588/89 — январе-августе 1606 гг. галичский дворянин по выбору. Поверстан 500 четями земли 42, как показывают «Чудеса преп. Иакова Железноборовского», в Чудской волости Галичского уезда (в том числе и упо­минаемой в «Чудесах…» деревней Черьцовой). В 1591/92 г. вы­ступал послухом по тяжбе Семена Чередова с посадскими людь­ми Галича43. В июне-августе 1606 г. Ф.В. Чередов — галичский воевода вместе с Сильвестром Фомичом Сытиным м.
  3. Чередов Дей Федорович. Галичский служилый человек (июнь 1613 г.)45. Как сын Ф.В. Чередова идентифицируется по неопубликованному надгробию 1626 г. из Паисиева Галичского монастыря.

Чудо 30.

Семейка Кадников — представитель рода галичских служилых землевладельцев Кадниковых. В опубликованных ак­товых материалах конца XVI — начала XVII в. не упоминается.

Чудо 37.

«Того ж дни простил чюдотворец Ияков Никитину крестьянку Ярина сына Коропкина Корежския волости Галицкого уезда девицу Фотинью Тимофееву».

Отец Никиты, галичский сын боярский Ера (Ярко) Иванов сын Коробкин, в середине XVI в. был назначен на царскую службу. В феврале 1597 г. он га­личский городовой приказчик 46. Сам Никита без отчества как га­личский служилый человек упоминается также в документах Пе­чатного приказа в нюне 1613 г.47

Чудо 38.

«Простил чюдотворец Ияков Галицкаго уезду Микулаеву крестьянку Панову девицу Татьяну Ильину дочер Нагатини волости». Род галичских служилых землевладельцев Пано­вых известен в актовых документах середины XVI – начала в. 48, однако среди них нет ни одного с именем Микулай (Николай), как не значатся и их поместья в Нагатинской волости.

Так, поместье Федора Панова, которым он был поверстан в июле 1613 г., находилось в Черном стане Галичского уезда49. Очевид­но, в «Чудесах…» мы сталкиваемся с неизвестным по иным ис­точникам представителем этого рода.

Отметим населенные пункты, упомянутые в «Чудесах…».

Чудо 4.

«Простил чюдотворец Ияков… Троецкаго села Головинскаго жену именем Фотинию…».

С наибольшей долей ве­роятности данный фрагмент можно определить как единственное на сегодняшний день упоминание вотчинного села Троицкой Брылеевской пустыни, основанной на рубеже XIV-XV вв.50 уче­ником прп. Иакова Железноборовского прп. Иаковом Брылеевским в пяти километрах от монастыря и, как видно из текста «Чудес…», существовавшей как самостоятельная обитель51. Это упоминание тем более ценно, что в 1612 г. пустынь была ра­зорена поляками. Тогда, очевидно, архив ее погиб, а сама она возродилась после Смутного времени как приписная к Железноборовскому монастырю и в качестве таковой упоминается в Ко­стромских межевых книгах письма и межевания Ивана Языкова н подьячего Григория Богданова, составленных в 7155—7156 (1646- 1648) гг.52

Чудо 21.

«Простил чюдотворец Ияков Корежския волости Воскресенскаго священника именем Афонасья Галицкаго уезду».

Очевидно, имеется в виду вотчинное село Железноборовского монастыря Воскресенское на Лужке53. По времени это первое упоминание села в изданных документах.

Чудо 32.

«Простил чюдотвореце Ияков из Галича Пречис­тые и Пансеинина монастыря хрестьянина Ивана Елизарьева… волости Слоботка деревни Фомины».

В актах более раннего вре­мени, хранившихся в архиве Успенского Паисиева Галичского монастыря, деревня Фомина, расположенная в волости Слободка, не упоминается. Монастырские вотчины располагались в Селицкой волости, и в данном случае нельзя исключить искажения в на­звании волости, допущенного либо при переписке документа, либо при его прочтении издателем. Что же до Фоминой, то в вотчине

Паисиева монастыря имелись две деревни под названием Фоми­на. Первая в декабре 1578 г. являлась пустошью, а в 10-е гг. XVII в. уже являлась деревней Фомино Большое54. За второй, именовавшейся Фомино Меньшое (Выползово), в декабре 1578 г. числилось 3 пустых крестьянских двора55. Именно в этой дерев­не, согласно выписи из писцовых книг 1618-1619 г., числился бобыль Петрушка Елизарьев56, который, скорее всего, являлся родным братом исцеленного Ивана Елизарьева. Возможно, сы­ном последнего был упоминаемый в том же источнике крестья­нин деревни Фомино Меньшое Филаггко Иванов. Таким образом, запись о чуде дает основания полагать, что в 1593 г. данная де­ревня уже не была пустошью, а ее возрождением в 80-е гг. XVI в. занялись Иван Елизарьев и, возможно, его брат Петр. А это, в свою очередь, совпадает с отмеченными выше наблюдениями о хозяйственном подъеме Галичского уезда (в том числе и вотчин Паисиева монастыря).

Чудо 43.

«Простил чюдстворец Ияков отчины того ж мона­стыря Рожества Иванна Предтечи веси Удгоды деревни Ивонина жену Оксинью Галицкого уезду».

Имеется в виду деревня Иванино на реке Удогде. Именовалась также Ивантинская, Ивантино, Вантино. В последней трети XV-XVI в. это деревня. В августе 1599 г. — «селцо Вантеевское з деревнями» Кантеевским, Яковлевским и Глебовским, за которым числилось «сошного письма две сохи»57.

Подводя итог, можно отметить, что «Чудеса прп. Иакова Железноборовского» являются важным историческим источни­ком, который, широко рисуя традиции местного благочестия, при достаточно четкой фиксации исцелений от мощей во времени и пространстве хорошо дополняет, а в ряде случаев и корректирует актовый материал сведениями о жителях Галичского уезда, поме­стном и монастырском землевладении, конфликтах между земле­владельцами и способах их разрешения. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в тексте памятника встречаются различные иска­жения личных имен и географических названий, которые могли быть вызваны, с одной стороны, неточностями при записи чудес, с другой — ошибками, появлявшимися как при длительном руко­писном бытовании памятника, так и при подготовке его к публи­кации.

Мир Православия. Сборник статей. Вып. 8. Волгоград, 2012. С. 109-128.

Примечания

  1. Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. Т. XXV. М. ; Л., 1949. С. 270.
  2. Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XIII. СПб., 1904. С. 107; Александро-Невская летопись // ПСРЛ. Т. XXIX. М., 1965. С. 24.
  3. ДДГ. М.; Л., 1950. С. 76, 79. № 29.
  4. Там же. С. 90,93,96, 98. № 35.
  5. Там же. С. 110,113, № 38.
  6. Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970, С. 462- 477. № 70-74.
  7. Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. ΧΠΙ. СПб., 1904. С. 107; Александро-Невская летопись // ПСРЛ. Т. XXIX. М., 1965. С. 24.
  8. Антонов А.В. Костромские монастыри в документах XVI — начала XVII в. // РД. Выл. 7. М., 2001. С. 210-211. № 106; Романова А.А. Чудеса преподобного Иакова Железноборовского Н ВЦИ. 2010. № 3-4 (19 — 20). С. 143-145.
  9. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 438.
  10. Романова А.А. Чудеса … С. 131-146.
  11. Напр.: Чернов С.З. Успенский Дубенский Шавыкин монастырь в свете археологических данных // Культура средневековой Москвы XIV- XVII вв. М., 1995. С. 123-182; Он же. Домен московских князей в город­ских станах, 1271-1505 годы // Культура средневековой Москвы. Историче­ские ландшафты. Т. П. М., 2005.
  12. Напр.: Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI вв. М., 1995; Он же. Опричнина. Генеалогия. Антро­понимика: Избранные труды. М., 2008.
  13. Достаточно отметить, что в сказаниях о чудесах довольно часто упоминаются женские имена, редко встречающиеся в актах.
  14. Романова А.А. Чудеса… С. 134.
  15. Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1868. С. 39-40.
  16. В основу положен перечень актов Железноборовского монастыря, опубликованный А.В. Антоновым (Антонов А.В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских монастырей и церквей XIV — начала XVII в. // РД. Вып. 1. М., 1997. С. 147-149. № 262 — 279) с уточне­ниями и дополнениями по последующим публикациям. Некоторые из актов утрачены и известны только по названиям.
  17. Авдеев А.Г. Житие преподобного Паисия Галичского. Исследова­ния и тексты. М., 2009. С. 37.
  18. ГИМ ОР. Собрание АС. Уварова. № 415. Л. 123 об. -124.
  19. ГИМ ОПИ. Ф. 440 (собрание И.Е. Забелина). 1.
  20. Об экономическом положении монастыря в это время см.: Воскре­сенский А. Преподобный Иаков… С. 63 — 64.
  21. Романова А.А Чудеса… С. 133. При столь поздней датировке Жи­тия прп. Иакова Железноборовского без ответа остается вопрос о том, по­чему его составитель ничего не знал об обретении мощей подвижника в 1613 г., хотя предание об этом бытовало в устной форме вплоть до начала XX в. (см.: Воскресенский А. Преподобный Иаков игумен Железноборовский чудотворец и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь Костромской епархии. Кострома, 1913. С. 27). Второй во­прос — мог ли монастырь реально располагать в конце XVIII — начале XIX в. рукописным летописцем или печатным изданием летописи, откуда было переписано чудо с рождением Василия Темного, — также остается от­крытым. Во всяком случае, судя по описям монастырских архива и библио­теки, до последней трети XIX в. этот источник не «дожил». Также при да­тировке Жития прп. Иакова Железноборовского концом XVIII — началом XIX в. говорить о том, что упоминание в нем вотчин, которые Василий Темный даровал основанной им обители, появилось «в связи с тем, что на каком-то этапе принадлежавшие монастырю владения оказались под угро­зой и возникла необходимость предоставить доказательства их древности и их происхождения» (Романова А.А. Чудеса… С. 139. Прим. 32), по мень­шей мере наивно, особенно после указа 1764 г. о секуляризации церковных земель. Более ранние документы из архива Железноборовского монастыря сведений о конфликтах вокруг его вотчин не содержат.
  22. С. Покровский, по-видимому, был первым, кто приписал авторство Жития прп. Иакова игумену Иосифу, «который настоятельствовал… в 1598 и 1599 гг.» (Покровский С. Преподобный Иаков, шумен Предтеченского Железноборовского монастыря, Костромской епархии, Буйского уезда. Ка­зань, 1899. С. 27. Прим. 1). Однако здесь мы имеем дело с элементарной ошибкой: автор этого компилятивного труда спутал с Житием Службу прп. Иакову Железноборовскому, действительно переписанную игуменом Иоасафом [РГБ НИОР. Ф. 304.1 (Основное собрание Троице-СергиевоЙ лавры). № 625. Л. 90 — 103 об.]. Ошибка эта повторена и в статьях Н.А. Зонтикова в «Православной энциклопедии» (Зонтиков Н.А. Иаков, прп. Брылеевский // ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 461; Он же. Иаков, прп., Железноборовский // ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 464).
  23. ДДГ. М.; Л., 1950. С. 64. № 24.
  24. Там же. С. 76. № 29.
  25. АСЭИ. Т. I. М. ; Л., 1951. С. 217. № 254; ср.: Никоновская летопись //ПСРЛ. Т. ХШ. СПб., 1904. С. 107; Александро-Невская летопись // ПСРЛ. Т. XXIX. М., 1965. С. 24.
  26. Авдеев А.Г. Отрывок из дозорной книги Галича 1620 г. // Костром­ская земля. Краеведческий альманах. Вып. 4. Кострома, 1999. С. 79-97.
  27. Кистерев С Л. Сочная на посад Галича 1578 г. // РД. Вып. 4. М., 1998. С. 166 сл.
  28. АСЗ. Т. I. М., 1997. № 127; АСЗ. Т. Η. М, 1998. С. 274 — 275. № 306; ДПП. М., 1994. С. 261,347.
  29. АСЗ. Т. I. М., 1997. № 127.
  30. РГАДА. Ф. 280. ГКЭ. Галич. Д. 39/3369. Л. 1-2.
  31. АФЗХ. Т. Ш. М, 1961. С. 142. № 51; С. 304-306. № 312.
  32. Там же. С. 137. № 37; С. 138. № 40.
  33. Житие Кирилла Новоезерского // БЛДР. Т. 13. XVI в. СПб., 2005. С. 354.
  34. ГИМ ОР. Собрание А.С. Уварова. № 415. Л. 97-97 об.
  35. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Россий­ские церкви. М., 1876. Стб. 746.
  36. РГАДА. Ф. 1209. 1. Д. 96. Л. 819-820.
  37. ДПП. М., 1994. С. 81.
  38. Кистерев С.Н. Документы о посадских людях Галича XVI — начала XVn вв. // РД. Вып. 7. М., 2001. С. 242. № 5; АСЗ. Т. Ш. М, 1998. С. 52. № 67.
  39. Тысячная книга 1550 г. и дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. / подг. к печати А.А. Зимин. Ч. 1. М.; Л., 1950. С. 151; АСЗ. Т. I. М., 1997. № 314.
  40. АСЗ. Т. Ι.Μ., №314.
  41. Кистерев С. Н. Документы о посадских людях Галича XVI — начала XVII вв. // РД. Вып. 7. М., 2001. С. 239. № 4.
  42. Боярские списки последней четверти XVI — начала XVII в. и рос­пись русского войска 1604 г. Ч. 1. М., 1979. С. 215; ААЭ. Т. П. С. 95. № 39; Антонов А.В. Перечни актов… С. 156. № 29.
  43. Кистерев С.Н. Документы… С. 242. № 5.
  44. Кистерев С.Н. Документы… С. 243-244. № 7, 8; Авдеев А.Г. Галичский Успенский Паисьев монастырь… С. 344. № 6.
  45. ДПП. М., 1994. С. 207.
  46. АСЗ. Т. I. М., 1997. № 127; Т. Ш. М., 2008. С. 53. № 68.
  47. ДПП. М., 1994. С. 194.
  48. АСЗ. Т. I. М, 1997. № 128-129; ДПП. М., 1994. С. 232.
  49. ДПП. М., 1994. С. 232.
  50. Археологические разведки, проведенные участниками Костром­ской археологической экспедиции на месте Брылеевской пустыни в 2011 г., выявили здесь фрагменты керамики, наиболее ранние из которых датиру­ются XIV-XVвв. См.: Костромская археологическая экспедиция. Краткое заключение о проведенных археологических исследованиях (разведке) на участке предполагаемого расположения Брылеевской пустыни в Буйском районе Костромской области. Рукопись. [Кострома, 2011]. Выражаю ис­креннюю признательность А.В. Новикову за возможность ознакомиться с результатами исследований.
  51. С этим известием согласуется и упоминание преп. Иакова как игу­мена Троицкого монастыря в рукописном иконописном подлиннике XVII- XVIII вв. См.: Зонтиков Н.А. Иаков, прп. Брылеевский … С. 461.
  52. Зонтиков Н.А. Иаков, прп. Брылеевский… С. 461.
  53. См.: Там же. С. 31.
  54. Авдеев А.Г. Галичский Успенский Паисьев монастырь… С. 338. № 2; РГАДА. Ф. 281 (ГКЭ). Галич. Д. 125/3455.
  55. Там же.
  56. РГАДА. Ф. 281 (ГКЭ). Галич. Д. 125/3455.
  57. Антонов А.В. Костромские монастыри… С. 210. № 106; Каштанов С.М. Очерки… С. 462,467. № 70, 74; см. также: Воскресенский А. Преподоб­ный Иаков… С. 31.

Список сокращений

ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской импе­рии Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб.

АСЗ — Акты служилых землевладельцев XV — начала XVII в. Т. I — IV. М, 1997-2008.

АФЗХ — Акты феодального землевладения и хозяйства Т. I — Ш. М., 1951-1961.

БЛДР — Библиотека литературы Древней Руси. СПб.

ВЦИ — Вестник церковной истории. М.

ГИМ — Государственный исторический музей. М.

ГКЭ — Грамоты Коллегии Экономии

ДДГ — Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М; Л., 1950.

ДНИ — Документы Печатного приказа (1613-1615 гг.) / сост. акад. С.Б. Веселовский. М., 1994.

НИОР — Научно-исследовательский отдел рукописей.

ОНИ — Отдел письменных источников.

ПСРЛ — Полное собрание русских летописей.

ПЭ — Православная энциклопедия. М.

РГАДА — Российский государственный архив древних актов. М.

РГБ — Российская государственная библиотека. М.

РД — Русский дипломатарий. М.

Смотреть и скачать статью в формате pdf

 

Смотрите также:

ГОЛЬДЕНБЕРГ А.Х. Святитель Иннокентий Херсонский в духовной и творческой биографии Н. В. Гоголя

ТРЕТЬЯКОВ С.В., диак. Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря монах Иосиф (Шорин) и его духовное наследие

ПЛАТОН (ИГУМНОВ), архим. Святой равноапостольный князь Владимир и цивилизационный выбор Руси

КОЖЕВНИКОВ И.Е. Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии

Оставить комментарий