Пантелеев С. диак.РПЦ в XX веке

БОСКИН С.М. Автобиографические записки (Подг. к публ., прим. диак. СЕРГИЯ ПАНТЕЛЕЕВА)

УДК 82-941

Аннотация

Публикуются автобиографические записки протодиакона Сергия Боскина, известного, в первую очередь, в качестве непосредственного участника открытия в 1946 году Троице-Сергиевой лавры, которую большевики закрыли в 1919 году. Он, кроме прочего, был создателем и руководителем хора, певшего за богослужениями в новооткрытой Лавре. Будучи при этом профессиональным художником, отец Сергий занимался реставрацией храмов монастыря. В 1961 году, при непосредственном давлении со стороны советской власти, он вынужден был оставить работу в Лавре, а через несколько лет принял сан диакона и долгие годы совершал служение в Ильинском храме г. Загорска. Отец Сергий был очень ярким и самобытным человеком, известным широкому кругу людей. Однако многие страницы его жизни до сих пор остаются практически неизвестными, а его биографы зачастую расходятся во мнениях по поводу многих обстоятельств его жизни. В связи с этим публикация автобиографических записок отца Сергия, обнаруженных в семейном архиве его дочери, представляют, безусловно, немалый интерес как для тех, кто интересуется его жизнью, так и для тех, кто занимается изучением истории Троице-Сергиевой лавры.

Ключевые слова: протодиакон Сергий Боскин, история Троице-Сергиевой лавры, автобиографические записки, реставрация живописи, лаврский хор.

 

Возобновление богослужебной и монашеской жизни в Троице-Сергиевой лавре в 1946 году было едва ли не важнейшим событием в ее истории в XX веке. Открытие Лавры вызвало огромный резонанс в обществе, которое оставалось по преимуществу верующим. Разумеется, в средствах массовой информации это радостное явление по понятным причинам не могло быть широко освещено, что создает определенные проблемы для изучающих историю обители преподобного Сергия. Однако, как известно, участником тех событий был, кроме прочих, С. М. Боскин, в характере которого имелся не только живой интерес к происходящим вокруг событиям, но и способность смотреть на них глазами историка. Благодаря этому до нас дошли его хотя и краткие, но очень информативные воспоминания об открытии Лавры[1], которые наряду с небольшим количеством архивных документов являются важным источником для воссоздания событий тех лет.

Значение С. М. Боскина для обители преподобного Сергия не ограничивается только этим «летописанием». Ставший впоследствии диаконом, он был также создателем и первым регентом хора новооткрытой Лавры. Его преемником на этом посту с 1961 года был архимандрит Матфей, тогда еще послушник Лев Мормыль. Преемство это касается только смешанного хора, но именно он пел все службы первых дней после возобновления богослужения, пока не сформировался однородный мужской хор.

Отец Сергий много потрудился в Лавре и как художник-реставратор, что, пожалуй, известно менее широко. Расписывал он в Трапезном храме, в Михеевском, в Духовском, в Надвратном, в Надкладезной часовне.

В 1961 году отцу Сергию, при самом непосредственном участии советской власти, пришлось прекратить работу в Лавре. Через несколько лет он стал диаконом и довольно длительное время совершал служение в незакрывавшемся Ильинском храме Загорска. Затем несколько месяцев он служил в Болшево, а после перерыва, уже перед самой смертью, – в Черниговском скиту. Ектении в исполнении отца Сергия остались в памяти всех, кто его слышал. С. З. Трубачев считал его эталоном диаконского служения. Воспитанный на напевах Зосимовой пустыни, отец Сергий вместе с Сергеем Зосимовичем бывал собеседником архимандрита Матфея (Мормыля) при обсуждении репертуара хора, стилистики песнопений, он делился с ним напевами указанной обители[2].

Отец Сергий состоял в родственных связях с преподобным Алексием Зосимовским, над жизнеописанием которого он работал долгие годы[3]. В 1956 году при уничтожении Всехсвятского кладбища Загорска, на котором был первоначально похоронен старец, именно отцу Сергию (тогда еще просто Сергею Михайловичу) удалось перевезти его останки в семейное захоронение на Северном кладбище города[4].

Сергей Михайлович в каком-то смысле принадлежал к еще дореволюционному поколению людей; он хорошо знал историю Загорска, был знаком со многими известными его жителями или их потомками, которые проживали в городе[5]. Он застал действующей Гермогенову пустынь, затерявшуюся в лесу неподалеку от Лавры и некогда принадлежавшую Николо-Угрешскому монастырю. Отец Сергий посетил ее в 1923 году, за шесть лет до закрытия. Спустя 67 лет он опубликовал в «Троицком слове» трогательные воспоминания об этом посещении[6].

Очевидно, что жизненный путь отца Сергия заслуживает самого пристального внимания. Из публикаций на эту тему следует отметить два его жизнеописания. Первое – это статья в «Православной энциклопедии»[7], а второе – «Биография протодьякона Сергия Боскина», изложенная игуменом Гедеоном (Губкой) на основе личных воспоминаний и бесед с дочерью отца Сергия[8]. К сожалению, они не являются полными и зачастую даже по-разному описывают факты и даты жизни отца Сергия, что является дополнительной причиной для внимательной работы над биографией этого уникального свидетеля «старой Лавры» – Лавры послевоенных лет, столь непохожей на современную.

Кроме этого, следует упомянуть о прекрасном изложении «духовного облика» отца Сергия, которое было написано через месяц с небольшим после его смерти С. З. Трубачевым[9], хорошо знавшим отца Сергия. Почти тот же самый образ предстает перед читателем и в публикациях А. У. Грекова[10], частого гостя в доме Боскина. Но они также не дают исчерпывающего представления о жизни и деятельности отца Сергия, о его роли в жизни Лавры и города, ибо изначально преследуют иные цели.

В связи с этим немалый интерес представляют краткие автобиографические записки отца Сергия, сохранившиеся в семейном архиве его дочери, ныне покойной[11]. Написаны они от руки на тетрадных листах большого формата. Точное время их написания установить сложно, по всей вероятности, они были созданы вскоре после 1962 года, события которого сообщаются последними. Для решения вопроса об их датировке нужно учитывать, в первую очередь, тот факт, что в них ничего не говорится о диаконском служении отца Сергия. Последнее обстоятельство вряд ли имело бы место в случае их написания уже после его рукоположения. Нельзя также считать окончательно решенным и вопрос о полной достоверности всех сообщаемых в автобиографических записках сведений, ибо совершенно неизвестно, для какой цели писал свою биографию Сергей Михайлович, а опасность проверки со стороны государства существовала всегда.

При публикации автобиографических записок орфография и пунктуация приведены в соответствие современным нормам. Раскрытие слов и иные вставки приводятся в угловых скобках. Авторский стиль при публикации полностью сохранен. Названия первых трех из публикуемых документов даны самим отцом Сергием, разбивка на абзацы также принадлежит ему. Единственная купюра, сделанная по желанию дочери отца Сергия, отмечена квадратными скобками.

Автобиография диакона Сергия Боскина

Родился я в 1907 году, отец[12] мой был художник-передвижник, его работы имеются во многих музеях нашей страны.

В 1915 году я пошел учиться в школу, в 1918 г. моя мать, забрав меня и младшего моего брата, уехала с нами из бывшего г. Сергиева – теперь Загорска – в Тамбовскую губ<ернию> к своему брату, уехавшему туда со своей семьей на работу.

Отец мой в это время работал в комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры и был ответственным за работы по реставрации произведений Рублева и Ушакова[13].

В 1920 году у отца ослабло зрение, потеря которого дошла до 85%. С целью поддержки здоровья и, наверное, растерявшись, он продал наш трехквартирный дом на слом за 2 пуда муки ржаной, 2 мешка картошки и чего-то в придачу (в том доме в деревне Вихрево теперь как будто школа).

Но это пока не возвратило зрение отцу, из комиссии по охране Лавры он ушел и своими руками стал строить на оставшемся участке из глины и дров – домишко, за этой работой застал раз навестивший отца Б. А. Иогансон[14].

Вернувшись в 1921 году вместе с матерью и братом из Тамбовской губ<ернии>, мне пришлось помогать отцу в созидании хаты, которую мы кое-как и слепили. В 1924 г. я окончил девятилетку, у отца зрение стало улучшаться, я стал помогать отцу в росписи образцов кустарных изделий и в работе декораций в местном драмтеатре[15].

С 1925 года отец вел студийные занятия в отделении Сергиевского АХРР[16], в этой студии занимался и я.

К концу 1929 года отец заболел и в марте 1930 года скончался. В мае месяце того же года АХРР открыло посмертную выставку работ отца, устройство и оформление этой выставки было поручено мне.

Схоронив отца, я схоронил и первого и главного своего учителя, от которого старался получить то, что доступно мне было по тогдашнему моему разумению. После этого в течение двух лет я работал с родственником-старичком по кровельным работам.

Заинтересовавшись железнодорожной техникой, в декабре 1932 г. я поступил работать на станцию Загорск сигналистом, где вскоре определен был на самостоятельную работу дежурного по блокпосту «Семхоз». Проработавши на железной дороге год, я убедился в том, что на этой работе с моими иногда нервными состояниями и рассеянностию мне не выдержать. Отказавшись от предлагаемых повышений, я уволился.

Тут же поступил на завод Учтехпром[17] на полировку стекол, но вскоре опасно заболела моя мать, за ней нужен был уход (брат был в Красной Армии), и мне пришлось уйти с завода.

С апреля м<еся>ца 1934 года я стал работать с художником Бостремом Г. Э. по выполнению заказов на портреты вождей для различных учреждений, работал с ним до 1936 года.

В 1935 году на осенней выставке был принят в Загорское Т<оварищест>во художников.

В январе 1936 года я поступил работать в Художественные мастерские Краснопресненского парка к<ультуры> и о<тдыха> и работал до июня м<еся>ца 1941 г.

В эти же годы иногда были работы в Т<оварищест>ве «Прикладное искусство», в Измайловском парке к<ультуры> и о<тдыха> и в производственном бюро МОССХа[18].

В конце 1940 года у меня обнаружилось заболевание в легких, которое перешло в туберкулез, усилились нервно-психические заболевания, работать не мог совершенно, в продолжение трех лет имел инвалидность второй группы. […] К концу этого же <1944> года процесс в легких ликвидировался, я стал поправляться и возвращаться к работе, в 1945 году писал портреты вождей для Т<оварищест>ва загорских художников, в 1946 году принимал участие в работе Т<оварищест>ва по оформлению Болшевского клуба.

С ноября 1946 года я стал работать по реставрации живописи в загорской Лавре[19]. С утверждения академика Грабаря под руководством художника Нерадовского П. И.[20] я вел как бригадир и большие реставрационные работы. Работал в Лавре до августа 1953 года[21].

Сколоченный отцом своими руками домик служил нам кровом с 1923 по 1951 год, на мою долю была комнатка в 8 кв. метров, в которой жили я, жена[22] и трое детей. Где было расположиться с работой? Дети подрастать стали, теснота стала невыносима, и мы с братом решили перевезти от Переславля продающийся на слом дом с пристройками. Осенью 1949 г. перевезли и стали собирать, брат впереди, я на усадьбу фасадом. В конце 1950 г. из расхудившейся отцовой хатки поспешили перейти в незаконченный дом, и только постепенно удалось закончить к 1961 году.

Результат тесноты старой хаты отразился на старшей дочке[23], рожд<енной в> 1946 г., которая, слабенькой перейдя в новый дом, так и не выправилась и в 1953 г. скончалась. Но самым тяжелым событием явилось заболевание глаз у моей жены. С января 1947 г. процесс (кератит-разация), быстро прогрессируя, сделал из нее инвалида первой группы пожизненно. А сколько бесконечных поездок к московским специалистам, многократное пребывание в московских клиниках. Помногу месяцев – четыре раза в Институте Филатова в Одессе; операции, пересадки, подсадки и т. п. – и безрезультатно, зрение осталось на один глаз[24] от 2-х до 4-х %. Последние все годы заботы о семье и дела домашние всецело легли на меня и оторвали меня от ритма повседневной творческой работы. Для заработка на хлеб насущный изредка выполнял небольшие реставрационные работы по договорам. С 1959 года начал приводить в порядок оставшиеся от отца работы: этюды, рисунки, эскизы. Сто сорок вещей мной отреставрированы и оформлены, осталось привести в порядок шестьдесят работ. Когда будет сделано все, тогда я должен об их готовности сообщить в творческий отдел Художественного фонда СССР.

С сентября 1961 г. по декабрь м<еся>ц участвовал в бригаде макетчиков в заканчивании макетов для ВДНХ. В декабре 1961 г. художником-макетчиком в худож<ественном> оформит<ельском> комбинате «Продоформление»[25] и с марта 1962 г. по август 62 г. там же.

 

Работа Боскина Сергея Михайловича регентом в Троице-Сергиевой лавре

В 1946 году, ко дню восстановления богослужения в Троице-Сергиевой лавре, мной был организован хор из смешанных голосов, которым я управлял около двух месяцев ежедневно с 19 апреля по 9 июня.

По указанию Святейшего Патриарха при содействии наместника Лавры архимандрита Гурия мной был организован мужской хор, регентом которого я был с 9 июня 1946 г. по 15 октября ежедневно, а далее – по воскресным и праздничным дням до марта м<еся>ца 1947 года.

В марте 1947 г. мне предложено было работать по реставрации живописи в храмах Лавры. Учитывая напряженность реставрационных работ, от управления постоянным мужским хором я отказался и стал регентом первоначального смешанного хора, с которым пел ранние и параллельные службы в большие и лаврские праздники с марта м<еся>ца 1947 г. по август 1961 г. Всего в Лавре был регентом с 19 апреля 1946 г. по август м<еся>ц 1961 года.

 

Работа Боскина Сергея Михайловича в Троице-Сергиевой лавре по реставрации живописи

Работал бригадиром бригады художников по реставрации икон и настенной живописи.

1946 год

В Трапезной церкви с 10 по 21 ноября.

1947 год

В Трапезной церкви с 1 марта по 15 апреля. Реставрация разных икон с 15 апр<еля> по 1 июня. В Михеевской церкви с 25 июня по 20 июля. Реставрация Феодоровского иконостаса в Успенском соборе с 20 июля по 5 августа.

В Надкладезной часовне наружные и внутренние работы с 5 авг<уста> по 20 окт<ября>.

1948 год

Реставрация разных икон – с 10 янв<аря> по 1 марта. В Предтеченской Надвратной церкви с 1 марта по 1 июня – реставр<ация> икон иконостаса и настенн<ой> живописи. В Трапезной церкви с 1 июня по 5 сентября – настенн<ая> живопись. В Духовской церкви с 10 сент<ября> по 20 декабря – иконы иконостаса и настенн<ая> живопись.

1949 год

Вновь написаны иконы на центральные столпы в Духовскую церковь с 10 января по 20 марта. Реставрация разных икон – с 20 марта по 20 апр<еля>. В Никоновской церкви – с 1 авг<уста> по 20 сентября.

1950 год

Работы по проверке состояния живописи во всех храмах – с 10 мая по 15 июня.

1953 год

В Трапезной церкви – с 5 мая по 17 июля.

Художник С. М. Боскин

 

<Автобиография краткая>[26]

Мой отец М. В. Боскин был художник-передвижник. Родился я в 1907 г., с 1915 начал учиться. Окончил девятилетку в г. Загорске в 1924 г. С 1925 г. по 1929 г. занимался в художественных студиях.

С 1925 г. по 1930 г. работал с отцом по росписи образцов художественно-кустарных изделий.

1927–1928 гг. – помогал отцу в работе декораций в драмтеатре г. Загорска. 1931–1932 гг. – работал по кровельным работам. В 1933 году на станции Загорск – сигналистом. В 1934 г., завод Учтехпром – полировщиком. 1934–1935 гг. – работал в мастерской художника Бострема Г. Э. по выполнению художественных заказов, больше портреты вождей, по договорам в разные учреждения.

В 1935 году был принят в Загорское Т<оварищест>во художников.

1936–1941 гг. – художником-портретистом в Мастерских Краснопресненского парка к<ультуры> и о<тдыха>, в Т<оварищест>ве «Прикладное искусство», в производственном бюро МОССХа.

1942–1945 г. – не работал по болезни, инвалидность II группы.

1945–1946 г. – художником в Т<оварищест>ве художников в г. Загорске.

1946–1953 гг. – художником-реставратором и под руководством художника Нерадовского П. И. бригадиром бригады по реставрации живописи в Троице-Сергиевой лавре.

1954–1961 гг. – небольшими периодами работал по договорам художником-реставратором, много времени пришлось уделять домашним делам по случаю болезни жены – потеря зрения. К тому же занят был реставрацией и оформлением оставшихся от отца работ: этюды, эскизы, рисунки, – оформлено 140 вещей. После реставрации и оформления всех работ, которых не менее 200 штук, я должен об этом поставить в известность Творческий отдел Художественного фонда СССР.

С сентября 1961 г. по декабрь м<еся>ц в бригаде макетчиков участвовал в заканчивании макетов для ВДНХ.

В декабре 1961 г. – художником-макетчиком в Худож<ественном> оформ<ительском> комбинате «Продоформление». С марта 1962 г. по август 1962 г. – там же.

 

<Основные этапы трудовой деятельности>[27]

  • Работа с отцом по росписи образцов и в драмтеатре – 5 лет.
  • По кровельным работам – 1½ года.
  • Сигналистом на ст<анции> Загорск – 10 мес<яцев>.
  • Полировщиком на зав<оде> Учоптика[28] – 4 мес<яца>.
  • У художника Бострема учился и работал – 1½ года.
  • В Мастерской парка к<ультуры> и о<тдыха> Красная Пресня – 5½ лет.
  • Инвалидность II группы – 3 года.
  • В Тов<ариществе> загорских художников в творческом коллективе с авг<уста> <19>35 г.по производству – 2 года,
  • Реставрация живописи в Лавре – 6 лет.
  • Художником-макетчиком в комбинате «Продоформление» – 6 месяцев.

20½ лет + 2½ года + 3 года = 26 лет.

 

Библиография

Андроник (Трубачев), игум. 2003 – Андроник (Трубачев), игум. Боскин Сергей Михайлович // Православная богословская энциклопедия. М., 2003. С. 91-92. [Andronik (Trubachev), igum. Boskin Sergei Mikhailovich // Pravoslavnaia bogoslovskaia entsiklopediia. Moscow, 2003. P. 91-92.]

Андроник (Трубачев), игум. 2007 – Андроник (Трубачев), игум. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры 1918–1925 годов // Троице-Сергиева Лавра. М., 2007. [Andronik (Trubachev), igum. Komissiia po okhrane pamiatnikov stariny i iskusstva Troitse-Sergievoi lavry 1918–1925 godov // Troitse-Sergieva Lavra. Moscow, 2007.]

Андроник (Трубачев), игум. 2008 – Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. М., 2008. [Andronik (Trubachev), igum. Zakrytie Troitse-Sergievoi lavry i sud’ba moshchei prepodobnogo Sergiia Radonezhskogo v 1918–1946 gg. Moscow, 2008.]

Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года… 1990 – Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года: Открытие Лавры Преподобного Сергия // Троицкое слово: Сборник духовно-нравственного просвещения. [Загорск, 1990]. № 4. [Boskin S., protodiak. Paskha 1946 goda: Otkrytie Lavry Prepodobnogo Sergiia // Troitskoe slovo: Sbornik dukhovno-nravstvennogo prosveshcheniia. [Zagorsk, 1990]. № 4.]

Боскин С., протодиак. Последняя пустынь… – 1990 Боскин С., протодиак. Последняя пустынь: Краткая запись о Гермогеновой пустыни // Троицкое слово: Сборник духовно-нравственного просвещения. [Загорск, 1990]. № 2. С. 23–28. [Boskin S., protodiak. Posledniaia pustyn’… – 1990 Boskin S., protodiak. Posledniaia pustyn’: Kratkaia zapis’ o Germogenovoi pustyni // Troitskoe slovo: Sbornik dukhovno-nravstvennogo prosveshcheniia. [Zagorsk, 1990]. № 2. P. 23–28.]

Боскин С., протодиак. 1995 – Боскин С., протодиак. Последняя пустынь // ЖМП. М., 1995. № 1–4. С. 20–23. [Boskin S., protodiak. Posledniaia pustyn’ // Zhurnal moskovskoi patriarkhii. Moscow, 1995. № 1–4. P. 20–23.]

Боскин С., протодиак. Б. м., б. г. – Боскин С., протодиак. Троице-Сергиева Лавра в 1920–1946 годы. Б. м., б. г. [Boskin S., protodiak. Troitse-Sergieva Lavra v 1920–1946 gody. B. m., b. g.]

Гедеон (Губка), игум. 2007 – Гедеон (Губка), игум. Биография протодиакона Сергия Боскина // Его же. Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 2007. С. 222–224. [Gedeon (Gubka), igum. Biografiia protodiakona Sergiia Boskina // Ego zhe. Podol’nye khramy Sviato-Troitskoi Sergievoi Lavry. Sergiev Posad, 2007. P. 222–224.]

Г[реков] 2007 – Г[реков] А. Боскин Сергий Михайлович, протодьякон // Художники Сергиева Посада: Энциклопедия художественной жизни. СПб., 2007. С. 139–140. [G[rekov] A. Boskin Sergii Mikhailovich, protod’iakon // Khudozhniki Sergieva Posada: Entsiklopediia khudozhestvennoi zhizni. Saint Petersburg, 2007. P. 139–140.]

Греков 1985 – Греков А. Сергиев Посад, Красюковка… // Вперед: Орган ГК КПСС и Загорского городского Совета народных депутатов. Загорск, 1985. 10 января, № 5 (11069). С. 4. [Grekov A. Sergiev Posad, Krasiukovka… // Vpered: Organ GK KPSS i Zagorskogo gorodskogo Soveta narodnykh deputatov. Zagorsk, 1985. 10 January, № 5 (11069). P. 4.]

Жданова 2000 – Жданова И. Ф. Сергиевский драмтеатр (к истории художественной жизни города) // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения 2000. М., 2000. С. 193–214. [Zhdanova I. F. Sergievskii dramteatr (k istorii khudozhestvennoi zhizni goroda) // Sergievo-Posadskii muzei-zapovednik: Soobshcheniia 2000. Moscow, 2000. P. 193–214.]

Куценко 1987 – Куценко Е. В. Михаил Васильевич Боскин (1875–1930). Живопись, графика: Католог выставки. Загорск, 1987. [Kutsenko E. V. Mikhail Vasil’evich Boskin (1875–1930). Zhivopis’, grafika: Katolog vystavki. Zagorsk, 1987.]

Куценко 2000 – Куценко Е. В. Сергиевский филиал АХРР (к истории художественной жизни Сергиева Посада 1920-х годов) // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения 2000. М., 2000. С. 163–192. [Kutsenko E. V. Sergievskii filial AKhRR (k istorii khudozhestvennoi zhizni Sergieva Posada 1920-kh godov) // Sergievo-Posadskii muzei-zapovednik: Soobshcheniia 2000. Moscow, 2000. P. 163–192.]

Макусова 2006 – Макусова Л. А. Троице-Сергиевское художественное общество // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения 2005. М., 2006. С. 144–172). [Makusova L. A. Troitse-Sergievskoe khudozhestvennoe obshchestvo // Sergievo-Posadskii muzei-zapovednik: Soobshcheniia 2005. Moscow, 2006. P. 144–172).]

Пыльнева 2006 – Пыльнева Г. А. В Лавре преподобного Сергия: Из дневника (1946–1996). М., 2006. [Pyl’neva G. A. V Lavre prepodobnogo Sergiia: Iz dnevnika (1946–1996). Moscow, 2006.]

Савина 2002 – Савина Л. Н. В доме на Огородной: Сергиев Посад начала XX века в воспоминаниях Сергея Михайловича Боскина // Вперед: Муниципальная общественно-политическая газета Сергиево-Посадского района. Сергиев Посад, 2002. 05 окт. – № 106 (5 октября). [Savina L. N. V dome na Ogorodnoi: Sergiev Posad nachala XX veka v vospominaniiakh Sergeia Mikhailovicha Boskina // Vpered: Munitsipal’naia obshchestvenno-politicheskaia gazeta Sergievo-Posadskogo raiona. Sergiev Posad, 2002. 05 okt. – № 106 (5 oktiabria).]

Трубачев С., диакон. 2005 – Трубачев С., диакон. Служение талантом // Его же. Избранное: Статьи и исследования / игум. Андроник (Трубачев), М. С. Трубачева, О. С. Никитина, сост. М., 2005. С. 134–138. [Trubachev S., diakon. Sluzhenie talantom // Ego zhe. Izbrannoe: Stat’i i issledovaniia / igum. Andronik (Trubachev), M. S. Trubacheva, O. S. Nikitina, sost. Moscow, 2005. P. 134–138.]

Четверухин И., прот., Четверухина 1995 – Четверухин И., прот., Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимововой пустыни. Троице-Сергиева лавра, 1995. [Chetverukhin I., prot., Chetverukhina E. Ieroskhimonakh Aleksii, starets-zatvornik Smolenskoi Zosimovovoi pustyni. Troitse-Sergieva lavra, 1995.]

 

An abstract

M. Boskin. Autobiographical notes (Preparation for publication, introductory article, notes by Deacon Sergiy Panteleev)

This is a publication of autobiographical notes belonging to Protodeacon Sergius Boskin, who is primarily known for his personal participation in the re-opening of the Trinity Laura of St. Sergius in 1946, which was closed down by the Bolsheviks in 1919. Among other things he was the founder of the newly-opened Laura’s choir and served as is choir director. As a professional artist, Father Sergius was also engaged in the restoration of the monastery churches. In 1961, under pressure from the Soviet authorities he had to abandon his work at the Laura. Several years later he was ordained a deacon and served, for many more years, at the Church of St. Elias the Prophet (Il’inskii Church) in Zagorsk. A bright and gifted personality, he was known and loved by many. However the story of his life is still largely unknown, and biographers differ in opinion with respect to many of its periods. Therefore, the publication of autobiographical notes of Father Sergius, which were discovered in the family archive of his daughter, will be of value to all readers interested in his life and, generally, in the history of the Trinity Laura of St. Sergius.

Keywords: Protodeacon Sergius Boskin, history of the Trinity Laura, autobiographical notes, restoration of art, Laura choir.

Примечания

[1] Боскин С., протодиакон. Б. м., б. г. С. 4. (машинопись). Эти воспоминания, написанные в 1987 году, впервые были опубликованы (с редакторской правкой) в 1990 году: Боскин С., протодиак. 1990. Пасха 1946 года… С. 16–30. Последнее издание (полностью воспроизводящее первое): Пасха избавления от скорби: К 70-летию возобновления монашеской жизни в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (1946–2016). Троице-Сергиева Лавра, 2016. В личном архиве дочери отца Сергия, Татьяны Сергеевны, сохранился автограф этих воспоминаний (машинопись с подписью о. Сергия).

[2] Беседа с игуменом Андроником (Трубачевым) // http://www.regentlib.orthodoxy.ru/stat1.htm. В распоряжении автора на настоящий момент имеется одна фонограмма богослужения с участием диакона Сергия Боскина, требующая серьезной реставрации.

[3] Работа остается неопубликованной, кроме некоторых фрагментов. Однако следует заметить, что отец Сергий во многом опирался на публикацию протоиерея И. Четверухина и Е. Четверухиной (Четверухин И., прот., Четверухина 1995), что отразил в названии своего сочинения.

[4] Четверухин И., прот., Четверухина 1995. С. 222–223. См. также: Андроник (Трубачев), игум. 2003. С. 91.

[5] Некоторые из его воспоминаний опубликованы. См., напр.: Савина 2002.

[6] Боскин С., протодиак. Последняя пустынь… 1990. С. 23–28. Воспоминания были повторно опубликованы в ЖМП: Боскин С., протодиак. 1995. С. 20–23. В сохранившихся у его дочери записях отца Сергия автограф отсутствует.

[7] Андроник (Трубачев), игум. 2003. С. 91–92.

[8] Гедеон (Губка), игум. 2007. С. 222–224.

[9] Трубачев С., диак. 2005. С. 134–138.

[10] Библиографию публикаций см.: Г[реков] 2007. С. 139–140.

[11] †19.10.2013.

[12] Отца звали Михаилом Васильевичем. В мае 1905 года он женился на Клавдии, дочери протоиерея Николая Львова, служившего в подмосковном селе Комлеве. Из публикаций, которые посвящены непосредственно жизненному пути М. В. Боскина, следует отметить следующие: Куценко 1987; Греков 1985. С. 4.

[13] Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры была организована в октябре 1918 года. Кроме поручения, о котором сообщает отец Сергий, на Михаила Васильевича была также возложена ответственность по приему золотых и серебряных предметов, «нового» шитья (после XVIII века) (см.: Андроник (Трубачев), игум. 2008. С. 9, 19; Андроник (Трубачев), игум. 2007. С. 167.)

[14] Вероятнее всего, отец Сергий допустил ошибку в написании имени и речь идет об известном художнике Иогансоне Борисе Владимировиче.

[15] Драматический театр в городе был основан в 1920 году и существовал до 1929 года. Его здание находилось на 1-й Рыбной улице в саду «Синяя птица». Наряду с М. В. Боскиным, проработавшем в нем с 1925 по 1929 год, в нем трудился еще один известный сергиевский художник – В. Ф. Мей. Подробнее о деятельности театра и об участии в его жизни Михаила Васильевича см.: Жданова 2000. С. 193–214, особенно с. 207–208.

[16] АРХХ – Ассоциация художников революционной России. С 1928 года – Ассоциация художников революции. В послереволюционной России была самым крупным и хорошо организованным союзом художников среди многочисленных объединений подобного рода. Филиал в г. Сергиеве был создан в 1925 году и просуществовал до 1930 года. Упоминаемая ниже персональная выставка работ М. В. Боскина была последней в истории филиала. Подробнее см.: Куценко 2000. С. 163–192. Об участии М. В. Боскина в выставках, которые в дореволюционные годы организовывало Троице-Сергиевское художественное общество, а также об участии в жизни самого этого общества см.: Макусова 2006. С. 144–172.

[17] Вероятнее всего, завод школьного приборостроения № 6, разместившийся в 1933 году в зданиях бывшей шелкоткацкой фабрики братьев Зайцевых.

[18] МОССХ – Московский областной союз советских художников.

[19] По всей вероятности, отец С. М. Боскин занимался реставрационными работами и за пределами Лавры и даже Загорска. О своих реставрационных работах в Ильинском храме он упоминает в статье об открытии Лавры. В личном архиве Т. С. Боскиной имеется фотография 1946 года с видом Знаменского монастыря г. Осташкова, на обороте которого имеется следующая надпись: «Стена Знаменского монастыря (Осташков). Фотографировал Миша (лето 49 г.) На память о вашей работе в этом соборе». Подпись дарителя неразборчива. Возможно, в этом монастыре, открытом после Великой отечественной войны, С. М. Боскин работал в 1950-е годы.

[20] По воспоминаниям Н. М. Любимова, за реставрацией Лавры следил также ее насельник иеромонах Никон (Преображенский), сын физика, приват-доцента Московского университета, бывший в свое время сотрудником Московского исторического музея (цит. по: Пыльнева 2006. С. 31).

[21] В данном случае речь идет, по всей видимости, о работе в Лавре в качестве художника-реставратора.

[22] Агния Николаевна († 1977 г.), дочь протоиерея Николая Беневоленского, прославленного в лике новомучеников российских. Отец Николай был племянником старца Алексия Зосимовского. Ее мама – Агния Владимировна Воскресенская была дочерью протоиерея Владимира Воскресенского (сообщено дочерью о. Сергия, Т. С. Боскиной, 29.12.2010).

[23] Старшую дочь звали Ниной (сообщено Т. С. Боскиной 29.12.2010).

[24] Тем не менее, по свидетельству Татьяны Сергеевны, Агния Николаевна могла действовать вполне самостоятельно и даже помогала дочери выполнять школьные домашние задания.

[25] Художественно-оформительский комбинат «Продоформление» был создан в 1953 году. Выпускал этикеточную и упаковочную продукцию самого широкого ассортимента.

[26] Автограф без названия.

[27] Автограф без названия.

[28] См. прим. 16.

ДИОНИСИЙ (ШЛЕНОВ), игум. Лавра и академия: к 70-летнему юбилею первой Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры

БОСКИН С.М. Автобиографические записки (Подготовка к публикации, вступительная статья, примечания диакона СЕРГИЯ ПАНТЕЛЕЕВА) // Богословский вестник. 20–21. 2016. № 1 январь–март, № 2 апрель–июнь. С. 440-455. 

Оставить комментарий