История Поместных Православных ЦерквейЛопушанская С.Чавръков Г.

ЛОПУШАНСКАЯ С. Български манастири. (Георги Чавръков. Издательство ХАЙНИ. София, 2000)

Русский перевод фрагментов текста (София Лопушанская. Волгоград, Россия. 2006)

Предисловие1

В средние века монашеские обители играли важную роль в духов­ном развитии болгарского народа. От того периода сохранились значи­тельные архитектурные и культурные ценности, свидетельствующие о важных истоках материальной и духовной культуры, о ее истории.

Судьба почти всех монастырей, как это отражено и в данном изложении, в течение длительного периода истории болгарского народа была трагична. Многократные разрушения и опустошения в ряде случаев безвозвратно загубили исторические документы и письменные свидетельства. В настоящее время наука располагает достоверными данными лишь о некоторых монастырях. Исследо­ватель вынужден обращаться к вещественным доказательствам, которыми обладают почти все сохранившиеся монастыри, а имен­но: архитектура монастырских храмов, жилые постройки, надписи, стенописные изображения, резьба по дереву, церковная утварь, ос­тавшиеся приписки к рукописным книгам, жития святых и др.

Все это было учтено при описании отдельных, наиболее древ­них монастырей, а также при изложении собранного и обобщен­ного материала.

Восстановление болгарских монастырей 2

Исторические материалы свидетельствуют о том, что меж­ду отдельными монастырями устанавливались связи для оказания материальной помощи при восстановлении или обновлении какого-либо разрушенного монастыря. Так, например, с помощью Чипровского монастыря был восстановлен Лопушанский монастырь;

Рыльский монастырь получал помощь or Зографского и Хилендарского монастырей и от русского Святогорского монастыря «Свя­того Пантелеймона».

Материал о Рыльском монастыре дал возможность некоторым ученым и исследователям написать ценные монографические тру­ды об этой обители, в которых подробно прослеживается многове­ковая история монастыря, подчеркнута его величайшая роль в про­шлом как важнейшего духовно-религиозного, книжного, просве­тительского и культурного центра земли болгарской3. Многие но­вые данные о роли Рыльского монастыря в духовном общении меж­ду болгарским и русским народами содержатся в трудах Н. Дылевского и других ученых 4.

Особенно большую роль в этом обновительном процессе иг­рали связи болгарских монастырей с Россией и с различными рус­скими монастырями. Такие связи складывались еще в древности — после принятия Христианства на Руси в 988 году. Именно подоб­ные монастыри впоследствии первыми восстановили эти связи с Россией и русским народом. Еще в 1466 году Рыльский монастырь возобновил прежний договор о духовных связях и взаимопомощи с русским Святогорским монастырем «Святого Пантелеймона». Затем последовали многочисленные делегации в Россию, а также посещения русскими болгарских монастырей, чаще всего Рыльс­кого монастыря, который по стечению определенных обстоятельств во время османского владычества не подвергался разрушению и опустошению5.

Укреплению духовных связей между храмами России и Болга­рии способствовал Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне6. Район Святой горы — Афон — особая административная единица Гре­ции, православное монашеское объединение, основанное в X—XI вв. Монастырь св. Пантелеймона (Руссик) с 1169 года стал центром русского монашества на Афоне, оказывая большое влияние на раз­витие и формирование Русской Православной Церкви.

В архитектурном ансамбле афонских обителей преобладает тип купольного трехапсидного храма, обычно с двойным притво­ром. Пантелеймонов монастырь поражает своими размерами и кра­сивым местоположением. На берегу моря высится шестиэтажный корпус (паломнические и братские помещения, больница). Против него Святые ворота, ведущие.во внутренний двор, где находится соборный храм св. великомученика и целителя Пантелеймона и здание библиотеки, в которой хранится около 1320 греческих и 600 славянских рукописей, свыше 20000 печатных греческих, сла­вянских и русских книг. Здесь сохранились ценные письменные памятники — рукописное сказание о хождении на Афон иеродиако­на Троице-Сергиевого монастыря Зосимы (1420 г.), многочислен­ные рукописные сказания российских паломников, афонских по­сланцев в Москву за поддержкой и помощью, а также документы, свидетельствующие о том, что связи Руси с Афоном начались очень рано, с основателя русского монашества св. Антония Печерского, который прибыл в Киев с Афона и стал в 1051 году основателем Киево-Печерской Лавры. В XIV веке на Афоне побывал ученик пре­подобного Сергия Радонежского Епифаний.

Пантелеймонов монастырь является одним из самых высокочти­мых мест христианского мира, посещаемых многочисленными палом­никами. Восьмикупольный соборный храм этого монастыря сложен из прямоугольных шлифованных каменных плит. Иконостас — рабо­ты русских мастеров. Согласно правилу 1875 года, службы в храме совершаются на двух языках — греческом и славянском7.

Лопушанский монастырь «Святого Иоанна Предтечи» на­ходится в Болгарии. Он расположен среди живописной долины на реке Долгодельская Огеста, недалеко от села Лопушна Михайловградского района. Этот монастырь разделил судьбу многих бол­гарских обителей, которое в эпоху’ османского владычества были многократно разрушены, опустошены и вновь воздвигнуты.

В 1688 году во время Чипровского восстания Лопушанский монастырь был разрушен и долгое время находился в запустении, в связи с чем его называли «пустующий монастырь».

Георгий Чавроков в книге «Болгарские монастыри» историю Лопушанского монастыря описывает следующим образом 8.

В первой половине XIX столетия священник Петко Илиев из села Главановцы с братом Гедеоном при содействии архимандрита Дионисия, который пришел из Чипровского монастыря, начали восстанавливать Лопушанский монастырь. Помощь им оказывали жители близлежащего села. В 1853 году мастер Лило завершил нынешнюю большую и представительную монастырскую церковь, конструктивное, архитектурное и строительное решение которой во многом походит на церковь Рыльского монастыря «Святой Бо­городицы». Здесь такая же просторная, «псевдобазиликальная» трехчастная церковь, которая состоит из обширного наоса (греч. ναός — храм, святилище храма)9 и алтарной апсиды, двух декора­тивных апсид с восточной стороны, двух боковых конх (хоров) и двух боковых часовен с северной и южной сторон храма. Апсида (греч. ά-ψίδες, лат. absida, concha — круг, дуга, арка, свод)10 — архи­тектурная форма; полукруглая, прямоугольная или граненая в пла­не ниша, увеличивающая пространство помещения и перекрытая конхой или сводом. Изначально слово апсида представляло латин­ский эквивалент (apsida; впервые у Павлина Ноланского) гречес­кого слова κόγχη11 — конха (впоследствии было принято для обо­значения полукруглого сводчатого завершения слово апсида). Поз­же это слово утвердилось как основное для описания таких архи­тектурных форм на Западе, откуда в XIX в. проникло в русский обиход (в византийской книжности широкого распространения не имело, в древнерусских текстах не встречается). Наиболее важная функция апсиды в христианском храме — завершение алтарного пространства, постепенно превратившегося в трехапсидное трех­частное алтарное пространство с жертвенником, характерное для восточно-христианской традиции, в частности Древней Руси.

Особенно монументально воздействие высокой аркады на коль­цевой галерее, воздвигнутой на двенадцати цилиндрических колон­нах. В продолжении двух боковых часовен аркада опоясывает с се­верной и южной частей всю западную стену храма и пластично раз­двигает фасад здания. Над крышей церкви высоко возвышаются пять куполов, воздвигнутые на восьмистенных богато освещенных барабанах, которые придают церкви особо живописный вид.

Внутреннее пространство храма Лопушанского монастыря сильно расширено. Множество деревянных обшивок, пересекаю­щихся в различных направлениях, препятствуют целостному вос­приятию зрителем интерьера храма. Десять цилиндрических ко­лонн, которые очерчивают трехчастный план церкви, своды, арки и дуги, связывающие колонны между собой и с боковыми стенами вместе со скрытыми и открытыми куполами, — все это создает впечатление невообразимого движения прямых и изогнутых линий и плоскостей, что еще более затрудняет восприятие монументаль­ности внутреннего пространства церкви.

Неизвестно по какой причине церковь Лопушанского монас­тыря осталась без стенописного украшения. Сохранились только некоторые древние иконы, которые являются ценными произведе­ниями болгарского иконописного искусства. Две большие иконос­тасные иконы Христа и Богородицы написаны в 1S63 г. видным болгарским живописцем-возрождснцем Станиславом Доспевским (1823-1878). Замечательное произведение искусства резьбы по де­реву представляет центральный иконостас церкви с многочислен­ными растительными орнаментами, птицами, животными и отдель­ными библейскими сценами. При выполнении этого шедевра мас­тер Стойчо Стефанов Фандоков проявил великолепное умение и изысканный художественный вкус.

Снаружи стены церкви Лопушанского монастыря украшены немногими каменными рельефами, изображающими людей и жи­вотных. Предполагают, что некоторые человеческие фигуры отра­жают образы мастеров, строителей храма.

После восстановления в 1853 году Лону шанс кий монастырь пре­вратился в важный духовный очаг. В то время игумен монастыря иеро­монах Дионисий открыл бесплатное келейное училище для обучения детей бедных родителей окрестных сел. Училище развивало актив­ную просветительскую деятельность. Одновременно монастырь свя­зывал эту деятельность с борьбой болгарского населения за освобож­дение от векового поработителя. Особенно активное участие в этом принимал иеромонах Дионисий. В то время в монастыре останавли­вались воеводы Панайот Хитов, Филипп Тело, Иван Кунин и другие.

Примечания

  1. Чавръков Георги. Български манастири. София: Изд-во ХАЙНИ, 2000. С. 7-12.
  2. Там же. С. 116, 142-144, 194-195, 196-197.
  3. Иванов Й. Св. Иван Рилски и неговият манастир. 1917; В. Весели- нов. Рилският манастир. 1937; Дуйчев Ив. Рилският светец и неговата оби- тел. 1947; Христов Хр., Стойков Г, Миятев Кр. Рилският манастир. 1957; Камбурова-Радкова Р. Рилският манастир през Възраждането. 1974.
  4. Дылевский Н. Рыльский монастырь и Россия в XVI-XV11 веках. 1946; 1974. С. 56; Снегаров Ив. Културни и политически връзки между България и Русия. XVI-XVIII в. 1953; Ихчиев Д. Турски документ за Рилския манас­тир. 1919; Нешев Г. Български довгьзрожденски културностни средища. 1977. С. 24-25; Динеков П., Куев К., Петканова Д. Христоматия по старобългарс- ка литература. Т. 1.1967. С. 68.
  5. Чавръков Георги. Български манастири. С. 142-144.
  6. Русская Православная Церковь. Монастыри: Энцикл. справ. / Под общей ред. Архиепископа Бронницкого Тихона. М.: Изд-во Моек. Патриар­хии. 2001. С. 376-378.
  7. Там же. С. 378.
  8. Чавръков Георги. Български манастири. С. 196-197.
  9. Баркли М. Ньюман. Греческо-русский словарь Нового Завета. М., 1997. С. 143. Примеч. С.П. Лопушанской.
  10. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Изд. 5-е. СПб., 1899. Стб. 238. Примеч. С.П. Лопушанской.
  11. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь / Под ред. С.И. Соболевского. Т. I. М., 1958. С. 958. Примеч. С.П. Лопушанской.

ПАВЕЛ (СТЕФАНОВ), архим. Взаимоотношенията между България и Синайския манастир св. Екатерина

ЛОПУШАНСКАЯ С. Български манастири. (Георги Чавръков. Издательство ХАЙНИ. София, 2000) // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 7. Волгоград, 2008. С. 477-482.

Оставить комментарий