Асташин В.В.История Поместных Православных ЦерквейКирилл Лукарис патр. Александрийский

АСТАШИН В.В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и шведский канцлер Оксеншерна

В данной статье рассматривается один из вопросов шведско- греческих связей в период Тридцатилетней войны. Материалом для этого послужили два письма Константинопольского патри­арха Кирилла Лукариса (1572 — 1638) к шведскому канцлеру Акселю Оксеншерне. Документы относятся к 1632 и 1633 годам, то есть к одному из самых драматичных моментов войны, когда в ней принимала активное участие Швеция, одерживавшая одну победу за другой. У многих тогда складывалось впечатление, что война вот-вот закончится поражением Габсбургов.

Кирилл Лукарис твердой приверженностью делу антикатолической коалиции вызывал у своих противников сильное желание во что бы то ни стало сместить фигуру неугодного патриарха. Еще большую ненависть у них вызывал тот факт, что Лукарис опубликовал в Женеве в 1629 и 1632 годах свое сочинение «Исповедание веры», которое было насквозь про­питано кальвинистским духом. Патриарх не скрывал своего желания провести ряд реформ в своей Церкви: первым шагом в этом направлении должна была стать типография, открытая в Константинополе в 20-е годы семнадцатого столетия. Во многих начинаниях Лукарису помогали представители европейских протестантских государств: голландский посол Корнелий Хага, женевский пастор Антуан Леже и другие. Обстоятельства скла­дывались так, что патриарху в своей деятельности не остава­лось ничего другого, как рассчитывать исключительно на под­держку иностранных представителей в Константинополе. Од­ним из них был в начале тридцатых годов шведский посланник Пауль Страссбург. Через него осуществлялась переписка патри­арха Кирилла с шведским канцлером Оксеншерной, начало и продолжительность которой нам не известны.

Два доступных нам письма хранятся в Шведском Нацио­нальном Архиве. Оригиналы составлены на латинском языке и имеют незначительные повреждения, не мешающие понять основной смысл документов.

Первое послание датируется 1 (11) июля 1632 года. Оно очень скупое по содержанию, так как было написано ь спеш­ке, по случаю отъезда П. Страссбурга на родину. Об этом сооб­щает сам Кирилл Лукарис в начале письма. Кроме того, посла­ние уведомляет адресата о книге, которую автор передал через отъезжающего. Это какой-то другой вариант Книги Иова, ко­торую было необходимо напечатать в Швеции, так как на Во­стоке это сделать не представлялось возможным. По всей веро­ятности, это была неканоническая версия известной (и, кста­ти, очень популярной среди христиан) книги Ветхого Завета. Лукарис во многих письмах к своим друзьям-протестантам со­общал о подобного рода вещах, а также часто высылал руко­писи таких книг в подарок. Далее в письме имеется любопыт­ная фраза о том, что о книге не должен знать король Густав- Адольф, причем патриарх говорит, что по известным канцлеру причинам скрывать сей факт даже полезно. Это, пожалуй, са­мое темное место в письме. Однако больше ничем интересным оно не выделяется.

Самым любопытным является следующий документ. Это довольно объемное письмо было отправлено канцлеру спустя год с небольшим (20 сентября 1633 года). Его содержание по­зволяет нам предположить с большой долей вероятности, что в промежутке между июлем 1632 и сентябрем 1633 года про­должался обмен письмами. На это указывают слова Лукариса в начале послания. Видимо, в предыдущих письмах была поле­мика по каким-то политическим вопросам, потому что надоб­ность в дальнейших аргументах отпала в связи со смертью ко­роля Швеции Густава.

Хотя письмо почти на одну треть состоит из выражений со­чувствия канцлеру по поводу гибели короля, не может не удивлять тот факт, что пишется все это спустя десять месяцев после печаль­но знаменитой битвы при Люцене. Возможно, все объясняется тем, что в Константинополе узнали об этом слишком поздно.

Далее автор письма жалуется своему могущественному адресату на происки папистов в связи со спорами за обладание Святыми местами в Палестине. Не называя конкретных имен, патриарх рассказывает, что в этой борьбе заинтересованы са­мые высокие персоны в католических кругах. Поэтому, по сло­вам Кирилла, с чисто богословских и канонических дебатов противники довольно быстро переключились на интриги при османском дворе. Побеждает же тот, у кого больше денег. Судя по всему, греки в этой борьбе проигрывают, а поэтому автор письма возлагает много надежд на Швецию, чьи армии, как он уверен, одержат полную победу и приведут в трепет всех папистов.

В связи с этим фрагментом всплывает новая проблема — взгляды Кирилла Лукариса на послевоенное устройство в Ев­ропе. Дело в том, что автор письма дважды упоминает о «хри­стианской республике». Первый вопрос, который возникает при этом: что представляет собой это политическое образование с точки зрения патриарха? Никаких специальных сочинений, посвященных этой концепции, Кирилл не написал, или, по крайней мере, на сегодняшний день из имеющегося круга ис­точников нам ничего не известно об этом. Например, была ли это идея объединения всех европейских государств или только протестантских стран? Каково вообще было положение самой реформатской Церкви в этом политическом образовании?

Здесь также возникает уместный вопрос об истоках полити­ческих взглядов патриарха, так как, например, почти за десять лет до письма вышло сочинение одного из друзей Лукариса, быв­шего католического архиепископа Сплита Антонио де Доминиса, называвшееся «О церковной республике». В нем А. де Доминис писал об объединении всех европейских государств при условии, что все христианские конфессии получили бы равные права.

Вопрос об истоках идей Лукариса актуален еще и потому, что патриарх получал от своих друзей из Западной Европы много книг и мог быть знаком с некоторыми из проектов «вечного мира». Кстати, большинство их выходило именно в протестан­тских странах или из-под пера протестантов. Например, в 1626 году вышла знаменитая книга Гуго Гроция «О праве войны и мира». Ранее получил известность «Великий план» короля Ген­риха Четвертого.

Второе письмо ставит перед нами много вопросов, требу­ющих дальнейшего исследования. В этом нам может помочь внимательное изучение более широкого круга писем патриар­ха, сообщений иностранных послов из Константинополя. Не­которые из этих документов не опубликованы до сих пор. Это относится, например, к архиву канцлера Оксеншерны, часть которого остается неизученной. Вероятно, там находятся инте­ресующие нас письма патриарха Кирилла Лукариса, которые помогли бы ответить на поставленные в этой статье вопросы.

АСТАШИН В.В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и шведский канцлер Оксеншерна // Мир Православия. Сборник статей. Вып. 2. Волгоград, 1998. С. 25-27.

Оставить комментарий