Андреев А.Н.Переводы святоотеческих творений

АНДРЕЕВ А.Н. Избранные аскетические произведения св. Кесария Арелатского

(Вступительная статья, перевод и примечания
А.Н. Андреева)

Св. Кесарий как аскетический
писатель

В первой половине VI века епископскую кафедру Арелата занимал замечательный подвижник, которого по его значению для христианской Галлии того времени можно уподобить святителю Московскому, митрополи­ту Филарету (Дроздову). Святой Кесарий Арелатский занимал в течение 40 лет (502-542 гг.) кафедру, которая была второй по значимости на всем Западе после Рима. Говоря современным языком, он фактически был «мит­рополитом всея Галлии и Испании».Как и святитель Филарет, св. Кесарий неустанно занимался воспита­нием паствы и клириков. Он боролся с пережитками язычества и полемизировал с распространенной среди варваров арианской ересью. Он постоянно пропове­довал сам и требовал активного проповедничества от духовенства. С этой целью он занимался составлением и распространением сборников проповедей, то есть, го­воря современным языком, издательской деятельнос­тью. Кесарий заботился об экономическом благососто­янии своей епархии, хотя сам жил довольно скромно. Умел он находить общий язык со светскими правите­лями, хотя за свою твердость бывал у них и в опале. Наконец, святитель ревностно заботился об устроении монашества. Этой стороне его деятельности и будет преимущественно посвящена наша публикация.

Основные вехи жизни будущего святителя таковы. Кесарий родился в 470 году в благочестивом семействе в Бургундии. В возрасте восемнадцати лет Кесарий, против воли своих родителей, поступил в клир свое­го города и принял пострижение во чтеца. В 490 или 491 году Кесарий направился в Леринский монастырь[1], где был принят аббатом Поркарием. Житие [2] повеству­ет, что Кесарий начал ревностно подвизаться в бдениях, благочестии, послушании, труде, смирении, кротости.

По выражению В.Ф. Певницкого, в монасты­ре

«не был забыт и подвиг благочестивой мысли, стремящейся к уяснению веры посредством чтения священных и назидательных писаний»[3].

Считается, что аскетические представления Кесария сформиро­вались под влиянием прочитанных там «Собеседо­ваний» Иоанна Кассиана и «монашеских гомилий» св. Фавста Регийского. Значительное влияние на не­го оказало леринское монашеское богослужение, по примеру которого он позже старался организовать богослужение и в Арелате.

Через некоторое время Кесарий был поставлен келарем (или экономом) монастыря[4]. По выражению Жития, он начал проходить послушание «внима­тельно и усердно» и выдавал необходимое даже тем, которые из любви к воздержанию ничего не проси­ли, однако не выдавал требуемого, если не находил это необходимым просящим. Однако некоторым из братии такое «святое рассуждение» (sancta discretio) оказалось ненавистно, и они упросили настоятеля сменить келаря. После этого Кесарий стал еще более предаваться молитве и телесным подвигам, приготов­ляя себе скудную пищу только по воскресным дням[5]. Такими чрезмерными подвигами он расстроил свое здоровье [6]. Тогда настоятель предписал ему отправить­ся в Арелат для восстановления здоровья.

В Арелате Кесарий остановился в одной род­ственной ему благочестивой семье. Кесария заметил епископ города Эоний, который был его родственни­ком. Он получил у аббата Поркария разрешение взять Кесария в свой клир и рукоположил его сначала во диакона, потом во пресвитера. Исполняя свои обя­занности, Кесарий по-прежнему во всем оставался монахом и никогда не оставлял леринских обычаев.

В 499 году после смерти аббата «пригородного» мо­настыря[7] епископ Эоний поставил новым настоятелем Кесария, чтобы «восстановить там дисциплину». В этой должности св. Кесарий пребывал около трех лет.

Еще задолго до своей кончины Эоний убеждал сограждан, что ни в ком другом, кроме Кесария, они не найдут более достойного предстоятеля Церкви. После смерти Эония, в 502 или 503 году Кесарий был поставлен епископом Арелата.

Житие подчеркивает, что и на епископской ка­федре св. Кесарий оставался монахом. Он всегда хранил верность аскетическим идеалам своей юнос­ти, сохранял сыновнюю любовь к воспитавшему его Леринскому монастырю[8]. В Арелате св. Кесарий ор­ганизовал полумонашескую общину, состоявшую из клириков [9], которые разделяли с ним общую трапезу, совершали монастырские службы, а некоторые и жи­ли в одном доме с епископом[10].

В 506 году св. Кесарий председательствовал на соборе в Агде, некоторые каноны которого, в част­ности, касались вопросов монастырской жизни: 1) минимальный возраст пострига для монахинь — 40 лет; 2) женские монастыри должны строиться на значительном расстоянии от мужских; 3) новый монастырь не может быть основан без разрешения епископа; 4) монахи не могут быть рукоположены без «свидетельства» от своего аббата; 5) монах не может переходить в другой монастырь без позволения или повеления своего аббата, а другой аббат не имеет пра­ва принять такого «беглого» монаха.

Одним из главных дел всей жизни св. Кеса­рия было устроение в Арелате женской монашес­кой общины со строгим общежительным уставом и «затворничеством»[11]. Ядро этой общины составили сестра епископа, Кесария Старшая, вместе с двумя или тремя сподвижницами, которые по приглашению епископа переселились в Арелат из женского монас­тыря в Марселе[12]. 26 августа 512 года состоялось тор­жественное открытие в пригороде Арелата женского монастыря св. Иоанна, первой аббатиссой которого и стала Кесария. Для этого монастыря святитель со­ставил устав (Правило для девственниц), который несколько раз редактировал. Считается, что это был первый устав, написанный специально для женского общежительного монастыря.

Вероятно, около 525 года св. Кесарий открыл для себя «Устав» блж. Августина и предпринял вторую ре­дакцию Правила для девственниц. Предположитель­но, около 530-534 годов святитель добавляет к Пра­вилу и третью часть, содержание которой было уже скорее его собственным, то есть было почерпнуто бо­лее из опыта, чем из книг. В 534 году была утверждена и «ратифицирована» окончательная редакция Пра­вила для девственниц. К подписи св. Кесария были добавлены подписи еще семи епископов и одобрение папы Гормизды.

В 534 году или позже св. Кесарием было состав­лено краткое Правило для монахов, которое может рассматриваться как резюме пространного устава для монахинь с прибавлением некоторых новых по­ложений.

Женский монастырь оставался предметом оте­ческой заботы епископа до последних дней. Послед­ним письменным свидетельством этой заботы стало Завещание св. Кесария. За несколько дней до своей смерти святитель приказал принести себя в монас­тырь, чтобы попрощаться с сестрами, которых тогда было уже более двухсот. Св. Кесарий преставился 27 августа 542 года, в канун памяти блж. Августина, которого горячо почитал.

Полное собрание сочинений св. Кесария было издано в середине XX века в двух томах бельгийским бенедиктинцем Морэном[13]. Большую часть письмен­ного наследия св. Кесария составляют 238 пропо­ведей, которые можно разделить на четыре группы: проповеди и поучения к народу на различные темы (1-80), проповеди на Писание (81-186), проповеди на праздники и памяти святых (187-232), проповеди к монашествующим (233-238). К разряду аскетичес­ких сочинений, помимо шести проповедей и одной «гомилии» к монашествующим можно отнести два Устава — для монахов и для монахинь, послание аб­батиссе Кесарии Старшей и ее общине, а также За­вещание св. Кесария. Эти сочинения с подробными комментариями изданы в томах 347 и 398 француз­ской серии Sources Chrétiennes, вышедших, соответ­ственно, в 1988 и 1994 годах под редакцией A. de Vogué и J. Courreau.

В 2004 году Центром библейско-патрологических исследований на Крутицком подворье в Москве под редакцией А.Р. Фокина был издан сборник иссле­дований и переводов «Арелатские проповедники». Вторая часть этого сборника посвящена св. Кесарию и включает, в частности, перевод на русский язык трех проповедей к народу. Другие его сочинения до сих пор на русском языке не публиковались.

В данной публикации мы приводим перевод на русский язык трех аскетических сочинений св. Кесария — это одна из шести известных пропове­дей к монашествующим (№ 236), Устав для монахов и Завещание[14].

Св. Кесарий Арелатский

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ЕПИСКОПА КЕСАРИЯ К МОНАХАМ

Дивлюсь, возлюбленные братья, что господин мой и отец ваш [15] настолько себя по смирению отвергся, что пожелал, чтобы от меня, невежественнейшего, ваши святые и просвещенные ушеса выслушали поучение. По сему же удивительному смирению он пожелал, чтобы от меня, как от иссохшего ручья, достались мельчайшие капли вам, живым во Христе источникам. Что же ныне предприму, нищ и боляй (Пс. 68:30)? Где смогу найти то, что вам, алчущим правды (Мф. 5:6), смог бы преподать? Где, повторяю, искать мне того, чего в своем багаже не имею? Вполне блаженно сми­рение как святого отца вашего, так и ваше, которого[16] хотя и никто уже не сможет превзойти ценностью своих добродетелей, но которое доставляет возмож­ность еще более преуспевать. Возблагодарим Господа нашего, Который благоволил, чтобы благочестивое устройство и замечательный образ жизни места сего непрерывно возрастали и покрывали его все большей славой.

Гимн Леринскому монастырю [17]

О, счастливо и блаженно население[18] сего остро­ва, где настолько святыми и духовными богатствами слава Господа Спасителя ежедневно приумножается и столькими убытками диавольское нечестие умаля­ется! Блажен, повторяю, и счастлив остров Леринский, который хотя и представляется маленьким и равнинным, но воистину бесчисленные горы к не­бесам возносит!

То есть и вскармливает исключительных мона­хов, и снабжает все провинции замечательными епис­копами[19], и так, кого принял как сынов, возвращает отцами; кого вскармливал с младенчества, возвращает великими; и кого принял словно новобранцев, возвра­щает царями[20]. Ибо всех, кого и когда бы ни восприня­ло счастливое и блаженное сие общежитие, Христос научает подниматься к высочайшим вершинам доб­родетели на крылах любви и смирения.

Сказанное благополучно исполняется на всех почти обитателях места сего, но на мне, однако, по причине моих грехов, и не начинало исполняться. Ибо хотя худость мою этот святой остров, словно чудная мать и единственная подательница всяческих благ, руками милости некогда воспринял и немало времени старался воспитывать и вскармливать, хо­тя бы и увлек остальных к вершине подвигов, но от меня, однако, поскольку противоборствовала чер­ствость моего сердца, всех погрешностей не возмог отсечь.

Просьба о молитве прежних собратьев

И потому со всяческим унижением приклоняю колена и сокрушенным сердцем умоляю, чтобы ва­шими молитвами было восполнено то, что умаляется моими недостатками, и чтобы я, как особенный ваш ученик, мог бы удостоиться помощи по вашим молит­вам, и чтобы то самое, что я вскормлен в этом святом месте, послужило не к моему осуждению, но к преус­пеянию. Однако же я, возлюбленные братья, хотя и не дерзаю противоречить просьбам святого аввы вашего, не малую толику безрассудства выказываю. И когда я вижу себя человеком, который дерзает говорить к другим или принимает роль учить стольких людей, моя совесть содрогается под великим грузом стыда от своей низости.

Что я, неопытный, скажу искуснейшим? Что со­бираюсь говорить святым, будучи сам связан многими прегрешениями? Что скажу сияющим, будучи мрачен, или ревностным, будучи теплохладен? Утомленный безмерными волнениями посреди моря мира сего, чему научу находящихся в счастливой пристани? В особенности где я, голодающий, найду, что достойно предложить тем, кто непрерывно вкушают изыскан­ные кушания Христовы? Однако же благодаря вашим святым молитвам, думаю, я уже понял, что должен де­лать. Что же предложу я, если не жертву сокрушенного и смиренного сердца (ср. Пс. 50:19), чтобы того, чему не дает совершиться на мне недостаток добрых дел[21], могло бы достичь само смирение. Вот я приготовляю сосуд моего сердца, чтобы он наполнился благодаря вам [22] воды божественной. Ибо воистину познаю, что о вас сказал Господь: Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7:38). Итак, по­скольку мы радуемся и верим тому, что из вас, словно из духовных источников, проистекают воды живые, то вы напойте жаждущего, насытите голодного, ободрите уставшего, омойте запятнавшегося многими согре­шениями, и словно добрые и духовные ученики Того Небесного Врача, гласом молитв послужите, препо­дайте лекарство ваших возвышенных добродетелей. И поскольку, к нашей радости, вы исполняете делами то, мы только словами проповедуем, постарайтесь, чтобы мы, которые являемся вашими особенными почитателями, удостоились быть причастниками хотя бы некоторых из ваших дел, и поскольку за ва­ше жительство радуются не только люди на земле, но и Ангелы на небесах, то простритесь потрудиться святыми молитвами, чтобы вместе с вами и нам перед Вечным Судией вменилась слава ваших добродетелей и даровалось бы отпущение грехов.

Любовь и послушание к авве

Но дабы не явиться совершенно противником мольбам святого отца вашего, с великим смирением и робостью пытаюсь преподать вам то, что уже ваше. Приклоняю колена и со смиренной преданностью на­поминаю вам, чтобы вы всегда хранили искреннюю привязанность к господину моему авве вашему и что­бы святость ваша непрестанно старалась изъявлять послушание от совершенной любви; чтобы как вы радуетесь в Господе о заслугах святого аввы вашего, так и он всегда веселился бы о преуспеянии вашем. И поскольку за ваше святое послушание и непороч­ные дела целый мир вас и почитает и любит и вы пони­маете, что являетесь должниками всего человеческого рода, подобает, чтобы за честь и любовь, которую от всех принимаете, неустанными молитвами и непо­рочными деяниями[23] расплачивались. Ибо от востока и до запада, почти всюду, где процветает христианская вера, во славу Христову возвещается о вашем про­славленном житии. Законно от вас требуется, чтобы то, что полагают быть в вас, это же и доказывалось делом. Делайте с Божией помощью то, что вы и всегда делали, и таким образом храните любовь, смирение, кротость и послушание, чтобы то, что в целом мире о вас полагают, преумножалось делами непорочного жития; чтобы кто бы ни увидел вас, мог бы произнести такую фразу, которую произнесла та царица, в прооб­раз Церкви, желавшая посетить Соломона; чтобы вся­кий, сподобившийся зреть вас, словно живые храмы Христовы, украшенные жемчужинами добрых дел, наполненные жертвами молитв, благоухающие аро­матами добродетелей, непрестанно ликующим гласом восклицал с той царицей: «Истинно слово, которое слышал я в земле своей (ср. 3 Цар. 10:6) о житии сей святой общины; вот теперь воистину понимаю, что мне и в половину не было сказано (ср. 3 Цар. 10:7), ибо много большее сподобился я видеть своими глаза­ми, чем то, что ранее слышал ушами». Когда кто-либо сподобится посетить и видеть вас, словно Ангелов на земле, и, радуясь, произнесет своими устами тако­вые слова и обильно на весь мир провозвестит об этом, рассмотрите и увидите, насколько умножится и ваша слава и сколь желанная и святая радость Церквам по всему миру произойдет [от этого].

О том, чтобы не довольствоваться похвалой че­ловеческой

Прежде всего, братья, бдительным сердцем всегда остерегайтесь окрадывающего наши души помысла, побуждающего нас верить, будто бы для блаженной жизни достаточно одних человеческих похвал, и не рассматривать, каковы мы есть, но только какими нас видят другие. Не будем заботиться об одном лишь мне­нии [других], пренебрегая значением добродетелей; [24] однако прислушаемся к одному мирскому, но весьма полезному высказыванию: «как истинная похвала ук­рашает, так ложная наказывает»; и другому, сказанно­му кем-то из мудрых: «если истинны похвалы твои, то они прославляют, если ложны, то позорят»[25].

О невозможности достичь совершенства без постоянного труда

Но чтобы это настоль святое и преславное со­вершенство могло исполниться, предстоит немалый душевный труд. Ибо кто может без труда сохранить язык свой от злословий, положить конец ропоту или празднословию, отражать бодренным сердцем нечис­тые помыслы, воздерживаться от брани и проклятий, словно от смертоносного яда, противиться тщесла­вию, обуздывать гнев? Кто, без великого сокрушения сердца, из любви к истинному смирению презрит и отвергнет тщеславное желание почета и священ­ного сана? [26] Кто когда-либо смог без труда с любовью подклонить свою выю святому послушанию, никогда не порицать решение старца[27]; не держать в сердце ненависти ни на кого из людей; и не только братьев, но всякого человека, даже и гонителей, любить Хрис­товою любовью[28]; молиться за добродетельных, чтобы они всегда обогащались святыми делами, преклонять колена за порочных, чтобы они скорее сподобились исправления? Кто бы мог без труда упорствовать в молитве или посвящать себя духовному чтению? Кто, повторяю, мог бы исполнить все это без бла­годати Божией и без великого напряжения сердца?

Возможность исполнить добродетели при по­мощи благодати Божией

Но все эти вещи, братья, представляются труд­нейшими, пока не войдут в навык, и, точнее говоря, до тех пор представляются невозможными, пока счита­ются достижимыми человеческими силами. Когда же в самом деле уверуем, что все это можно получить от Бога и по благодати Божией исполнить, то удостове­римся, что это не сурово и не тяжело, но легко и при­ятно, по слову Господа: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Поскольку Вы уже несете это иго с радостью и с легкостью удерживаете, то молитесь, чтобы и наша худость сподобилась его подхватить и со смирением до конца дотащить; чтобы когда в той бла­женной вечности вам будет дана слава, нам было бы дано хотя бы прощение грехов, по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава во веки веков. Аминь.

ПРАВИЛО ДЛЯ МОНАХОВ

Пролог

Начало устава, присланного по просьбе моей сми­ренной персоны[29] святым пресвитером Теридием, пле­мянником блаженной памяти св. Кесария, епископа Аре­латского. Как он говорил, [этот устав] был продиктован вышеупомянутым господином его Кесарием. И сам он, когда был епископом, рассылал его по различным мо­настырям. Чтобы любой, кто бы ни взыскал Бога, мог научиться согласно этим правилам держаться царского пути, не уклоняясь не одесную, ни ошуюю. И дабы вся­кий делал не что пожелает, но что ему предписывается.

Во имя Христово Устав,
который подобает иметь в монастыре,
где есть авва, кто бы он ни был[30]

Установления об имуществе [31]

  1. Во первых, если кто-то придет к обращению[32], тот да примет такое состояние, в котором он пребы­вал бы вплоть до смерти. Одежды же мирские с него не снимаются, пока он не освободится от прав на иму­щество, как заповедал Господь: если хочешь быть со­вершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мною (ср. Мф. 19:21; Мк. 10:21; Лк. 18:22). Если не хочет продавать, то, по крайней мере, пусть составит дарительные грамоты или род­ственникам, или монастырю, пока не будет свободен и ничего не будет иметь собственного. Если же отец его или мать живы и он не имеет власти сделать это­го, то когда они преставятся, тогда он должен будет это сделать. Все, что принес с собой, пусть вручит настоятелю. Ничего пусть себе не оставляет. И если ему пришлет что-либо кто-то из родственников, то да представит настоятелю. Если это ему самому необ­ходимо, пусть имеет у себя с разрешения настоятеля. Если же эта вещь ему не нужна, то пусть будет пере­дана в общее достояние и предоставлена тому, кому требуется.
  2. Да будет у вас все общее (ср. Деян. 4:32).
  3. Никто да не имеет отдельной кельи или шкаф­чика или чего-либо закрывающегося; все пусть про­живают в одной общей спальне.

Об избежании грехов словом

  1. Никто да не клянется, ибо Господь сказал: Не клянитесь вовсе, но да будет слово ваше: да, да, нет, нет (ср. Мф. 5:34, 37).
  2. Кто обнаружится говорящим ложь, тот да при­мет должное наказание, ибо уста же лжущая убивают душу1 (Прем. 1:11) и погубиши вся глаголющыя лжу (Пс. 5:7).
  3. Не злословьте, ибо написано: злоречивые Цар­ства Божия не наследуют (ср. 1 Кор. 6:10).

Различные установления внешней жизни

  1. Пусть каждый делает не то, что захочет, но что будет ему поручено.
  2. Во время псалмопения никто да не дерзает го­ворить.
  3. За трапезой, когда вкушаете пищу, никто да не говорит, но один пусть читает какую-нибудь кни­гу, чтобы как тело подкрепляется телесной пищей,[33] так и душа подкреплялась бы Словом Божиим. Так говорит Господь: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (Лк. 4:4). Какова земля без дождя и плоть без пищи, такова и душа, если не под­крепляется Словом Божиим.
  4. Никто да не становится восприемником при Крещении.
  5. Пусть женщины никогда не входят в монас­тырь, ибо это особое место1. По данному сигналу, никто да не медлит идти ко всякому делу Божию. Если кто замедлит, пусть тотчас получит розгой по рукам. Если порицает кого-то настоятель, или препозит, или кто-либо из старцев, тот ничуть да не дерзает оправдываться.

Увещание об избежании гнева и споров

  • 12. Не имейте споров между собою, ибо так го­ворит апостол: рабу же Господа не должно ссориться, но бытъ кротким (ср. 2 Тим. 2:24). Если все-таки это случается, по немощи человеческой, подстегивайте себя строгими словами: солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4:26).
  • 13. Никто да не позволяет себя ложиться спать, будучи разгневан; но кто сознает себя виновным[34] [35], пусть просит прощения у другого[36], чтобы исполнить заповедь Господню: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6:37).Еслиже не прощаете, той Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11:26). Гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1:20). Ес­ли ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь про­тив тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тог­да приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24). Будь уверен, что пока ты разгневан на другого, молитва твоя не принимается; также не разрешается разгне­ванному причащаться. И потому исполните, что сказал Господь: Мир Мой даю вам, мир Мой остав­ляю вам (ср. Ин. 14:27); По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Сказал апостол Иоанн: кто не­навидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит ( 1 Ин. 2:11); Ненавидящий брата своего есть человекоубийца (1 Ин. 3:15); Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1Ин.4:16). И мы, которым заповедано любить врагов и творить им добро, как можем ненавидеть братьев?

Различные установления

  1. Все время до третьего часа занимайтесь чте­нием; после же третьего часа каждый пусть исполняет возложенные на него послушания[37].
  2. Пусть никто не получает ничего тайно; в осо­бенности никто пусть не принимает и не передает пи­сем без ведома настоятеля.
  3. Пусть настоятель предоставляет всем пищу и одежду; ибо как свято есть, чтобы никто не имел никакой собственности, так и праведно, чтобы все не­обходимое кому-либо давалось настоятелем.
  4. С больными нужно так обращаться, чтобы они быстрее выздоравливали.

Увещания о служении и о духовной брани

  1. Всякое служение совершайте с добрым про­изволением, чтобы исполнить сие: волею пожру тебе (Пс. 53:8), ибо значительно выше будет награда того, кто делает повеленное ему добровольно, чем того, кто делает это по принуждению.
  2. Подвизайтесь войти сквозь тесная врата (Лк. 13:24), потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7:14), широкий и пространный ведущий в погибель (ср. Мф. 7:13). Вы же — слов­но ведущие войну против другого народа, которые готовятся к сражению, чтобы не быть там убиты­ми. Сколь же сильнее вы должны сражаться в этой духовной брани, чтобы не поразили вас враги душ человеческих. Сколько страстей вы имеете, столько будете имееть и врагов. И потому сражайтесь, как воины Христовы, чтобы соцарствовать на небесах с Тем, Который сказал: если кто возьмет крест свой и последует за Мной (ср. Мф. 16:24), если кто оста­вит отца, или мать, или жену, или детей, или зем­ли, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (ср. Мф. 19:29). Такое состязание имейте между со­бой: кто победит другого в смирении, в любви, кто будет добрее, кто будет более неутомимым в деле Божием, кто будет иметь больше терпения, кто бу­дет молчаливым, кротким, дружелюбным, кающим­ся, чтобы возрадовался Бог и Ангелы Его о вашем святом жительстве, и чтобы смутился древний враг диавол, который всегда принуждает несчастного человека действовать против воли Божией, что­бы человек не оказался там, откуда тот низвержен за свое самомнение. Так бегите, чтобы получить (1 Кор. 9:24), и [тогда] сможете сказать: путь запо­ведай твоих текох {Нс. 118:32). Смотрите, братья, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от ко­торого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, глаголюще себе во псалмех и пеших и песнех духов­ных, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Отцу и Богу, повинуясь друг другу в страхе Божием (ср. Еф. 5:15-21).

О богослужении

На бдениях от октября месяца вплоть до Пасхи совершайте два ноктюрна и три чтения[38] . На одном чтении пусть брат читает три листа, а затем молитесь; затем пусть читает другие три и молитесь; пусть чи­тает еще три и отдыхает.

Воспевайте антифон, респонсорий[39] и другой анти­фон; сами же антифоны — по порядку Псалтири. После этого пусть поют утреню; псалом «Вознесу тя, Боже мой и Царю мой» (Пс. 144:1) на один хор. Затем пусть поются по порядку все псалмы утрени по антифонам.

В каждый воскресный день совершайте шесть чтений. В первом чтении всегда говорится о воскре­сении; пока говорится о воскресении, никто пусть не садится. По окончании чтений воспевайте ут­реню, псалом «Вознесу тя, Боже мой и Царю мой» (Пс. 144:1 ) на один хор. Затем «Исповедайтпеся Господеви» (Пс. 117:1), затем «Поим Господеви» (Исх. 5:1), «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145:2), Благослове­ние, «Хвалите Господа с небес» (Пс. 148:1), «Тебе Бо­га Хвалим», «Слава в вышних Богу» и малое чтение[40]. Каждое воскресенье пусть так поется.

О посте и трапезе, наказании, праздничном бо­гослужении

От святой Пасхи вплоть до сентября месяца по­ститесь только по средам и пятницам. От месяца сен­тября до Рождества Господа поститесь каждый день. Снова начинайте ежедневно поститься за две седмицы до Четыредесятницы, кроме воскресного дня, в кото­рый не подобает строго поститься ради Воскресения Господа: если кто-то в день Господень постится, согре­шает. От Рождества Господа вплоть до двух седмиц до Четыредесятницы [поститесь] в понедельник, среду и пятницу; затем вплоть до Пасхи поститесь каждый день, кроме воскресенья. Кто постится в воскресе­нье, согрешает. Во время поста следует приготовлять [каждый день] три кушания — одно на завтрак и два на обед. На завтрак выпивайте две чаши и на обед, а во время поста — три. У постели своей никто пусть не дерзает иметь что-либо из еды или питья.

Кто будет за некоторую вину отлучен от обще­ния, того нужно запереть в отдельной келье, и с одним старцем пусть там занимается чтением, пока не будет ему повелено прийти за разрешением.

Пусть здоровые никогда не употребляют в пищу ни мясо, ни птицу; больным же пусть подается, что необходимо.

Каждую субботу, каждое воскресенье и в празд­ничные дни надлежит читать двенадцать псалмов, три антифона, три чтения: одно из пророков, другое — из Апостола, и третье — из Евангелия.

Заключительное увещание о духовном устрое­нии монаха

И подобает нам, менее способным воинам, пре­доставить вам духовное оружие против разжженных стрел диавола. Итак, возлюбленные чада, радуйтесь и ликуйте о Господе, непрестанно и обильно благо­дарите Того, Который удостоил привлечь и призвать вас от мрачной мирской жизни в пристань безмолвия и благочестия. Непрестанно размышляйте, откуда вы вышли и куда прийти удостоились. По вере ва­шей вы оставили тьму мира сего и положили начало блаженному созерцанию света Христова. Вы презре­ли пламя похоти и пришли к прохладе целомудрия. Вы отвергли чревоугодие и избрали воздержание. Вы презрели сребролюбие и роскошь, приобрели же любовь и милосердие. И хотя бы вас до конца жизни не оставляла брань, мы все же уверены в вашей по­беде, при помощи Божией. Но прошу вас, почтенные чада, чтобы насколько вы свободны от прошлого, на­столько были бы обеспокоены о будущем. Ибо всякие беззакония и грехи скоро к нам возвратятся, если мы не будем преодолевать их благими делами. Послу­шайте, что говорит апостол Петр: Трезвитесь, бодрст­вуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотитъ (1 Пет. 5:8). Пока живем в этом теле, днем и ночью, при помощи и во­дительстве Христа будем сражаться против диавола. Ибо есть некоторые, что весьма печально, небрежные и теплохладные, которые прославляют себя одним именем христиан и считают, что для них достаточно и того, что они сменили одежду и приняли только монашеский облик. Они не понимают пророческого слова: Чадо, аще приступавши работами Господеви Богу, пребывай в праведности и страхе и уготови ду­шу твою во искушение (Сир. 2:1), и не принимают во внимание слов псалмопевца: за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки (Пс. 16:4) и сказанного апостолом: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Ведь сложить мир­ские одежды и принять монашеские можно всего за один час. Но пока живем, мы должны трудиться с помощью Христовою, чтобы всегда придерживать­ся благих нравов и хранить себя от весьма сладост­ных похотей века сего, ибо не приступивший только, но претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22).

ЗАВЕЩАНИЕ СВ. КЕСАРИЯ

Мир Церкви Арелатской. Епископ Кесарий — пресвитерам и диаконам, святой и почтенной абба­тиссе Кесарии, которую Господь, посредством моей малости, поместил в нашем монастыре, а также всей общине, которую Господь собрал там Своею благодатию, [желает] вечного спасения в Господе Боге. Если церковное благочестие совершает служение по своему обычаю, то есть издерживает щедроты свои на странников и неимущих, то насколько же более, когда представится возможность или необходимость чем-либо одарить кого-либо из святых и боящихся Бога, подобает расширить благочестивые сердца для милосердия. И потому вместе с этим письмом, кото­рое мы заверили подписью нашей руки, обозначив внизу день и год его, Божиим изволением я составил это мое завещание, подписав его моей собственной рукой, а также заверил его, вместо грамот, по праву преторскому и гражданскому.

Когда я, грешник Кесарий, отдам долг челове­ческой плоти, я желаю и повелеваю, чтобы весь Арелатский монастырь св. Иоанна, который я основал, находился бы в канонической власти Арелатского епископа и [он] был бы моим наследником. Все ос­тальные[41] наследства совершенно да лишатся. Что я кому-либо прежде или этим моим завещанием да­рую, поручу или повелю дать, да будет дано. Одна­ко же монастырь оставляю Арелатскому епископу, моему преемнику. Кому я повелю быть свободными, все они да будут свободны [42].

Хотя я ничего не взял из имущества моих ро­дителей[43], не без стыдливости я решился составить это мое завещание. Впрочем, меня побудило такое соображение, что некоторые благочестивые люди, опасающиеся неизвестного дня [смерти] и подвиг­нутые благочестием, некоторые [пожертвования] доставили моей Церкви. И дабы не случилось, что после моего отшествия некоторые из моих родствен­ников посмели бы что-либо требовать от Церкви, предстоятелем которой я являюсь, за исключением тех вещей, которые я им даровал в качестве благо­словений, то посему я восхотел записать эту мою [последнюю] волю. И в этом завещании я желаю и повелеваю, чтобы никто из моих родственников не осмеливался требовать у монастыря или предсто­ятеля Арелатского чего-либо, кроме того, что я им дарую.

Святому и господину моему предстоятелю, ко­торый достойно преемствует мне, недостойному, по­добает иметь все в свой власти, однако же, если пове­лит и посчитает приличным, пасхальные облачения, подаренные мне, пусть служат ему, вместе с шерстя­ным плащом, также и туника и лучшая шуба, которую оставлю. Остальные же одежды мои, за исключени­ем плаща1, ближние мои, как клирики, так и миря­не, с благодарением и по распоряжению господина епископа[44] [45] себе да разделят. Все же то, что мы ранее передали монастырю через дарение, — я подтверждаю. И если я кому-то что-либо передал письмом, или рас­пиской, или словом, будучи подвигнут благочестием, желаю, чтобы это имело силу.

Также настоятельно прошу относительно ке­льи, которую имел блаженной памяти субдиакон Август справа от входа во дворе св. Стефана, госпо­дин епископ пусть соизволит навсегда уступить ее попечителям монастыря ради сохранения их доброго имени, чтобы ею пользовались попечители монас­тыря. И того особенно желаю и о том прошу тебя, господин епископ, чтобы и попечителем монастыря, и пресвитером в базилике св. Марии святая община не имела никого иного, кроме того, кого сама себе изберет или попросит назначить.

И подобает мне ожидать от твоего благочестия, господин предстоятель, чтобы ты не имел каких-либо намерений, неудобных для нашего монастыря. Умо­ляю вас, ради Отца и Сына и Святого Духа и ради страшного Дня Судного, чтобы никогда у вас не возы­мел силу древний враг, если вы будете отдыхать, когда монахини ваши непр[46]аведной обидой опечалены, или позволите отнять у них что-либо из тех вещей, кото­рые мы им предоставили. Ибо Божиим благоволе­нием никогда без рассуждения и справедливости мы не продали [47] кому-либо из мирских ничего из церков­ных вещей, кроме таких, которые для Церкви были наименее полезны и малодоходны; чтобы то, что мы предоставили душам святым и посвященным Богу с согласия и за подписью святых братьев[48], навсегда законно оставалось у них.

И вас, госпожи [духовные] дочери, ради святой и нераздельной Троицы и ради пришествия Господа нашего Иисуса Христа умоляю, чтобы к предстояте­лю, который Божиим изволением достойно преемствует мне, недостойному, вы обращались со всякой любовью, словно пред Господом, и чистым помыслом любили бы его и не опечаливали бы его своим не­послушанием. Надеемся же на Божие милосердие, что Он благоволит внушить всем епископам, чтобы принесенное благочестивыми людьми они с чистой любовью употребляли так, чтобы не допустить вам лишиться чего-либо из необходимого для телесных нужд[49].

Снова и снова тебя, святой предстоятель, умо­ляю прежде всего, ради Божественной благодати, чтобы монастырь святых девственниц[50] ты содержал с наибольшим попечением и семейство их с превели­ким милосердием удостаивал бы обеспечения [всем необходимым]. И если кто-то возжелает подать вам превратный совет, то с благоговением отвечайте, что дела, определенные или решенные по благословению епископа, не только не должны, но и не могут быть отменены. И в особенности потому, что это запретили своею властью сами святые папы Римские, посему я не ожидаю такого от тебя, святого и господина моего епископа. Никогда да не сможет возобладать у те­бя нечестивое намерение, чтобы ты воспротивился против [моего] праведного изволения… [ибо, как ты знаешь,] моими стараниями имущество [Церкви] до тебя весьма выросло и почти удвоилось. Вдобавок и то, что милосердный Бог через мою малость предо­ставил [Церкви] таковое освобождение от большей части налогов [не только] за городом и в самом горо­де, но даже в окрестностях и деревнях.

Имение же Ancharianum малую часть которо­го мы даровали монастырю, мы весьма оберегали; ибо мы оставили около 100 арпанов земли вино­градников и поля в триста модиев и вышеупомяну­тому монастырю [предоставили] сто модиев земли. То, что я засадил — 40 модиев [земли,] и от старого виноградника едва ли тридцать арпанов мы получи­ли. Имение же Gallicinianum, и имение Neocleanum, и имение Gemellis с озерами и болотами, со всеми правами и границами, а также пастбище в Campus Lapideus или какие другие есть и поле в Trifontium над Путем укрепленным и остальные, какие есть, и имение Omedum, и имение Martinatis, и имение Siluam, и имение Missianianum со всеми принадле­жащими к ним пастбищами, болотами и со всеми своими правами и границами — [все это] сохранили мы для сей святой Церкви на нужды их[51].

Посему призываю тебя, святой предстоятель, что если Всемогущий Бог рукою боящихся Его подаст святой Матери Церкви и монастырю святых девствен­ниц некоторое большее благо, твоя святая любовь да не отделяет одного от другого. Если же, чего да не по­пустит Бог, община там или не соберется [52] или, чего да не будет, после того, как соберется, прекратит сущест­вование, то [имущество] пусть возвратится к Матери Церкви. Я написал это, чтобы развеять свои опасе­ния. Поистине, да не будет с тобой, благочестивейший предстоятель, чтобы ты обвинялся при знании [этого]; ибо, как я уже выше сказал, милость Божия сподоби­ла, чтобы через мою малость Церкви было даровано освобождение от всех налогов.

Что мы, с согласия братьев, дали монастырю, сим завещанием моим подтверждаю. Рабе вашей аббатиссе Кесарии желаю, чтобы было подарено то, что она сама сделала: большой плащ, который она сделала из шерсти. Желаю, чтобы господину моему пресвитеру Леону было подарено полотенце. Желаю, чтобы господину моему епископу Киприану была подарена мантия и лучший пояс. Все, что мы пре­доставили слуге моему Бруциану, этим завещанием моим подтверждаю. Служанка моя Агриция пусть служит всем сердцем монастырю святой аббатиссы Кесарии. И о садах, которые я дал им или родствен­никам их, — подтверждаю. Всех домашних слуг мо­их препоручаю тебе, господин епископ, пред Богом и Ангелами его.

Заключение

В качестве заключения можно подчеркнуть сле­дующие акценты, характерные для аскетического учения св. Кесария: 1) монах ведет непрестанную брань со страстями и диаволом; 2) важно постоянное усердие; нерадивый монах быстро заражается все­ми пороками; 3) важнейшие добродетели — любовь и смирение; без смирения бесполезны все прочие добродетели; 4) спасение происходит в общине, ко­торая существует за счет взаимной любви; 5) чле­ны общины подают друг другу пример и увещание; 6) жизненно важно глубоко знать Священное Пи­сание; 7) внешнее устроение монастырской жизни (прежде всего строгое общежитие, «затворничество», то есть запрет на выход из монастыря, беспрекос­ловное послушание и др.) бескомпромиссно ориен­тировано на аскетические установки; послабление допускается только ради физической немощи. При этом св. Кесарий почти не настаивает на необходи­мости усиленных телесных подвигов за исключением разве что «бдения».

Материалы кафедры богословия: 2010-2011 годы. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2011. С. 349-378. 

ТЮЛЕНЕВ В.М. Церковно-историческая концепция Руфина Аквилейского

Литература

  1. Christophe Cassien et Césaire, prédicateurs de la morale monastique. Paris, 1969.
  2. De Vogué A., Courreau J. (introd., tex., ) Césaire d’Arles. Oeuvres monastiques. I. Oeuvres pour les moniales // SC. Vol. 345. Paris, 1988.
  3. De Vogué A., Courreau J. (introd., tex., ) Césaire d’Arles. Oeuvres monastiques. II. Oeuvres pour les moines // SC. Vol. 398. Paris, 1994.
  4. Арелатские проповедники V-VI вв.: Сб. ис­следований и переводов / Под ред. Фокина А.Р. М.: Центр библейско-патрологических исследований на Крутицком патриаршем подворье, 2004.

Примечания

[1] Леринский монастырь (Lirinense monasterium) был осно­ван на одноименном острове (Лерин) примерно за 80 лет до этого св. Гоноратом Арелатским.

[2] Vita Cacsarii // PL. Vol. 67. Col. 1001-1042.

[3] Сборник «Арелатские проповедники Ѵ-ѴІ вв.». Μ., 2004. С. 131.

[4] В обязанность келаря (эконома) входило хранение и рас­пределение монастырского имущества: провизии, одежды, инс­трументов и т. д. См. сборник «Арелатские проповедники». С. 21.

[5] По мнению У. Клингширна, «так Кесарий пытался вос­становить свой авторитет, подражая примерам египетских отцов. Поступая так, он намеренно отвергал укоренившиеся нормы об­щежительного монашества в Галлии». См. сборник «Арелатские проповедники». С. 213.

[6] Иоанн Кассиан предупреждал о последствиях неумерен­ного поста, что он «не только может расслабить дух, но, обесси­лив тело, ослабить и силу молитвы» («Установления киновитян» V, 9). Вероятно, св. Кесарий все же сделал вывод из этой ситуации, поскольку в своих сочинениях он нигде не призывает к усилению поста, напротив, разрешает и даже предписывает послабление для больных.

[7] Вероятно, монастырь находился на острове на р. Роне близ Арелата, а основан был св. Гоноратом Арльским (см. примсч.: PL. Vol. 67. Col. 1006D).

[8] В начале одной из проповедей к монахам (проповедь 236) св. Кесарий воспевает настоящий гимн Леринскому монастырю: «Блажен, повторяю, и счастлив остров Леринский, который хотя и представляется маленьким и равнинным, но воистину бесчис­ленные горы к небесам возносит…»

[9] Интересно, что в одной из проповедей св. Кесарий приравнивает клириков к монахам и монахиням.

[10] Такая община в Арелате не была совершенно новым явле­нием: нечто подобное ок. 430 г. организовал св. Иларий Арелатский, ранее также бывший Леринским монахом (см. Christophe Р- Cassien et Césairc… P 49).

[11] Под «затворничеством» св. Кесарий понимает запрет на выход из монастыря.

[12] Ранее Кесарий послал свою сестру в монастырь, осно­ванный преп. Иоанном Кассианом в Марселе, чтобы она могла научиться там монашеской жизни и смогла бы руководить сест­рами). В Галлии на тот момент не существовало другой женской монашеской общины, кроме этой. Очевидно, что женский монас­тырь в Марселе жил в традиции Иоанна Кассиана, но неизвестно, имел ли он какой-либо письменный устав.

[13] Dorn Germain Morin (1861-1946).

[14] Переводы выполнены по изданию «Sources Chrétiennes». Выбор сочинений в данном случаем был обусловлен как бы раз­нообразием их жанров и стилей.

[15] Т. е. аббат, настоятель.

[16] Т.е. это смирение.

[17] Этих подзаголовков в латинском тексте проповедей нет. Они по большей части заимствованы из французского текста издания «Sources Chrétiennes».

[18] Или «общежитие», фр. monastère.

[19] Букв.: рассылает по всем провинциям выдающихся иереев.

[20] Здесь св. Кесарий частично заимствует у Сидония Апол­линария, который в Carmina упоминает епископов, вышедших из Лерина: Луппа, Гонората, Максима, Евхерия, Илария. Первые три упоминаются Евхерием в «De laude eremi» (см. примеч. SC. Vol. 398. P. 109).

[21] Или: «того, что во мне не может совершить способность к добрым делам».

[22] Или: «текущей через вас».

[23] Или: «непорочным образом жизни

[24] Или: «подлинным достоинством добродетелей». Фр. «le mé­rité des vertus».

[25] Цитация из неизвестного автора (SC. Vol. 398. Р. 117).

[26] О тщеславном желании священного сана преп. Иоанн Кассиан говорит в «Установлениях киновитян» (XI, 14): «Иногда тщеславие влагает желание получить степень клирика, пресви­тера или диакона» и далее.

[27] Возможно: «благословение (суждение) старца»; фр. «leju­gement d’un ancien».

[28] Или: «ради любви Христовой».

[29] Комментатор «Sources Chrétiennes» предполагает, что этим анонимным «издателем» Устава мог быть епископ Оксеррский Авнахарий или Авнарий (561-605) (SC. Vol. 398. Р. 166).

[30] Или: «каков бы он ни был».

[31] Эти подзаголовки добавлены к переводу «Правила» для ориентации, они лишь частично соответствуют последующему тексту.

[32] Или: «к покаянию», т. е. придет из мира к монашеской жизни.

[33] Синод, перев.: клевещущие уста убивают душу. 364

[34] Букв.: потому что он в уединенном (в отдаленном) месте находится. В Правиле для девственниц аналогичное положение звучит так: «чтобы хранить вашу репутацию, не впускайте ни­какого мужчину в внутреннюю часть монастыря».

[35] Букв.: которые сознают, что соделали, чего не должны были.

[36] Букв.: пусть просят прощения друг у друга.

[37] Букв.: делает назначенные ему дела.

[38] Лат. missa, фр. «sérié de lectures» (ряд чтений). Возможно, это нечто вроде наших паремий, но значительно более продол­жительное.

[39] Т. е. ответный антифон — другим хором.

[40] Или «стих», фр. le verset.

[41] Св. Кесарий подчеркивает, что «остальные» — как муж­чины (ceteri), так и женщины (ceterae).

[42] Здесь также «свободные» — как мужчины (liberi), так и женщины (liberae).

[43] Или «родственников».

[44] В данном случае плащ (birrus) — это один из предметов роскоши, недозволенных для монахов. Св. Кесарий, как епис­коп, носил его и передает его, без сомнения, своему преемнику (см. примем.: SC. Vol. 345. Р. 385).

[45] Буке.: по приказательному, а вернее — дарительному рас­поряжению епископа.

[46] Букв.: служанки, vos servantes (фр.).

[47] Букв.: не продали по прямому праву.

[48] Вероятно, здесь имеется в виду решение собора епис­копов.

[49] Букв.: для поддержания тела.

[50] Или: «имение Анхариев».

[51] Вероятно, на нужды монахинь.

[52] Или «не воссоединится». Не совсем ясно, о каком собра­нии («воссоединении») общины идет речь. Комментаторы SС предполагают, что св. Кесарий несколько раз редактировал За­вещание, и эта фраза была написана до официального открытия монастыря в 512 г. (SC. Vol. 398. Р. 363).

Смотреть и скачать статью в формате pdf

Оставить комментарий